1.1 Значение проверки знаний учащихся старшего звена по общей биологии.
Данная группа методов предназначена для сохранения в памяти учащегося полученных знаний и переносу их в долговременную память.
Длительное время обучение в школе проводилось по единому учебному плану и программам, образование было одинаковым для всех и не учитывало индивидуальные особенности учащихся. Такой подход привел к перегрузке тех школьников, которые не могут усвоить учебный материал на удовлетворительном уровне, и недогрузке других, к объединению их общеобразовательной подготовки.
Попытка ликвидировать перегрузку за счет сокращения программ и учебников не дает ощутимых результатов, так как для слабых учащихся разгрузка оказалась недостаточной. Кроме того, она зачастую сопровождалась нарушением логики развития понятий, сокращением фактических сведений, изложение которых необходимо для конкретизации теоретических положений, для обеспечения их доступности, пробуждения интереса школьников. Разгрузка отрицательно сказывается и на сильных учащихся, так как приводит к снижению научного уровня образования, создает для них интеллектуальный голод. В результате как у слабых, так и у сильных учащихся падает интерес к учению и получению знаний.
Современная наука обосновала генетическое разнообразие людей, которое во многом определяет потенциальные возможности человека в целом. Различия усиливаются и разными условиями воспитания, особенностями их социальной среды. Однако средняя общеобразовательная школа не учитывает в должной мере генетические и социальные основы индивидуальности детей.
Дальнейшее развитие школы немыслимо без интеграции знаний и дифференциации обучения. За счет интеграции можно существенно сократить объем фактических сведений, преодолеть перегрузку учащихся и сэкономить время, которое целесообразно использовать для углубления знаний группы учащихся в интересующей их области. Таким образом, интеграция знаний и дифференциация обучения тесно связаны между собой. Их применение в учебном процессе позволит сформировать у школьников целостное представление о научной картине мира и дать им глубокие знания в той области, которая их интересует в большей степени, помочь в профориентации, не выходя при этом за рамки отведенного учебным планом времени, не создавая перегрузки. При этом следует учесть, что все школьники должны достичь определенного обязательного уровня общеобразовательной подготовки.
Это минимальный но вполне удовлетворительный уровень. Уровень подготовки интересующихся тем или иным предметом учащихся, желающих в дальнейшем продолжить образование в этом направление, может быть выше. Дифференциация обучения и должна обеспечить разный уровень подготовки школьников с учетом их интересов и склонностей.
Дифференциация направлена на то, чтобы в наибольшей степени обеспечить индивидуализацию обучения, создать оптимальные условия для выявления и развития интересов и способностей каждого школьника, противодействовать нивелированию личности. Дифференцированное обучение должно способствовать повышению творческого, интеллектуального и профессионального потенциала общества за счет более рационального использования возможностей каждого человека. Повышенный уровень подготовки школьников предполагает не только более глубокое усвоение ими расширенного круга знаний, но и воспитание творческой личности, формирование большого круга умений, в том числе умения применять знания на практике, в нестандартных ситуациях.
Учет знаний учащихся по биологии очень часто проводится только путем опроса нескольких учащихся, по материалу предыдущего урока, и притом непременно перед объяснением нового урока. Такой опрос контролирует, насколько хорошо ученики запомнили заданную статью из учебника и в какой мере связно они ее пересказывают. Совершенно очевидно, что в данном случае учет знаний учащихся является односторонним, неполным.
Текущий учет знаний по биологии должен не только выявлять знание пройденного, но и развивать всю учебную деятельность учащихся по данному предмету: усвоение теоретических знаний, умение применить их на практике и специальные умения и навыки.[52]
Проверку и учет знаний можно осуществить многообразными формами, но главную роль играют вопросы учителя. Они заставляют ученика сопоставлять, сравнивать, связывать явления, искать причинные связи, делать выводы, обобщать материал.
При помощи умело поставленных вопросов учитель не просто проверяет, что удержала память ученика из прочитанного в книге, а проникает сам в процесс овладения знаниями, происходящий в сознании ученика. На неумело поставленные вопросы в памяти учащихся возникают отрывки разрозненных сведений из разных отделов, не связанных логически, а это только тормозит развитие понятий нарушением логики жизни.
Кроме устного опроса, возможны следующие формы проверки и учета знаний учащихся:
· узнавание предложенных объектов, изображений, процессов и явлений на таблице, выявление закономерностей на предложенных объектах, повторение опыта, поставленного в классе на уроке,
· демонстрация объектов, коллекций, гербариев, таблиц, иллюстрирующих ответ,
· монтирование схем из деталей схем моно и дигибридного скрещивания,
· выполнение рисунков и схем,
· решение задач,
· письменные работы,
· упражнения.
Проверка знаний и умений – важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природы. На проверку знаний и умений возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.
Изучение состояния биологической подготовки учащихся – непременное условие совершенствования учебно – воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников и применить достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять процессом обучения.
Систематическая проверка знаний способствует выработке у школьников установки на длительное запоминание, на выполнение пробелов в их подготовке, на повторение и выполнение ранее приобретенных знаний в новую систему. [49].
Дата: 2019-07-30, просмотров: 416.