Монополизированный рынок.
На монополизированном рынке присутствует всего один производитель. Поскольку монопольное предприятие сосредоточило в своих руках весь выпуск данной продукции, то кривая спроса монопольного предприятия совпадает с кривой спроса всей отрасли.
Монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема продаж. Как видно из рис.7.2 линия предельного дохода для монополизированного рынка значительно круче линии спроса. Максимизация прибыли достигается при условии MC=MR≠P . При этом MR = P+P*(1/e) , так как MR= MC можно записать MC = P+P*(1/e). Отсюда Р= MC/(1+1/e). Таким образом зная эластичность спроса и предельные издержки можно рассчитать оптимальную цену для продажи данного объема продукции.
P
P0 D
MR
Q
Рис.7.2 Кривая спроса и кривая предельного дохода для монополизированного рынка.
Рынок монопольной конкуренции.
Рынок монопольной конкуренции характерен тем, что, с одной стороны на нем существует много продавцов, которые занимают долю рынка от 1-10% каждый. С другой стороны они продают несовершенные заменители. Линия спроса на данном рынке показана на рис.7.3.
Производитель чувствует себя монополистом лишь на участке Q2Q3 . Если он снизить объем до Q1 , с тем чтобы цена была P`1 , часть покупателей уйдет к конкурентам и цена установиться на уровне P1 . Соответственно при установлении низкой цены P4 производитель рассчитывает производить Q`4 , однако его конкуренты тоже снизят цены и ему приходиться увеличить объем до Q4 .
P
P`1
P1
P2
P3
P4
Q1 Q2 Q3 Q`4 Q4
Рис.7.3 Ломаная кривая спроса на продукцию при монополистической конкуренции.
Олигополистический рынок.
На олигополистических рынках по меньшей мере некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем количестве выпускаемого товара.
Универсальной теории олигополии не существует. Дело в том, что реакция конкурентов на то или иное действии олигополиста может быть различной.
На олигополистическом рынке часто используется так называемая модель лидерства в ценах. Суть его в том, что на рынке есть одна крупнейшая компания, которая устанавливает цену исходя из максимизации собственной прибыли. А все остальные производители ориентируются в своих ценах на цену лидера.
Государственное регулирование цен.
Правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 200.