Первая состоит в том, что эти выводы не могут быть использованы менеджерами фирм никоим образом, так как в их основе лежат предпосылки, которые совершенно невозможно обеспечить в реальной жизни.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение.

Вопрос ценообразования один из важнейших вопросов, которые решает любая коммерческая структура на протяжении всей своей деятельности. Так как от того какая установлена цена на товар (работы, услуги) зависит прибыль организации. А прибыль является основным фактором деятельности фирмы.

Существуют две точки зрения на возможность использования выводов экономической теории в практическом ценообразовании.

Первая состоит в том, что эти выводы не могут быть использованы менеджерами фирм никоим образом, так как в их основе лежат предпосылки, которые совершенно невозможно обеспечить в реальной жизни.

Вторая утверждает, что экономическая теория вовсе не бесполезна при принятии конкретных решений в бизнесе. Конечно, на основе ее моделей невозможно принять четкие количественные решения. Но зато она создает основу, на которой можно делать некоторые достаточно надежные предположения и определять общие рамки решений.

Вторая позиция представляется более разумной, так как позволяет создавать прикладные модели и методики, пригодные для практического использования, а также заставляет менеджеров обращать внимание на те факторы, которые они иначе бы могли проигнорировать.

На протяжении долгих лет многих экономистов интересовала проблема ценообразования. Филипп Котлер в своей книге «Основы маркетинга» посвятил две большие главы этой теме. С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи и другие западные и отечественные экономисты не обошли вниманием проблему ценообразования.

В рыночной экономике конкретные цены складываются в зависимости от спроса и предложения, а также др. факторов конъюнктуры.

В данном реферате я попытаюсь в сжатой форме осветить эту тему.

Система цен в экономике.

Что такое цена. Существуют разные определения этого термина. Приведу несколько из них:

· ЦЕНА - количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.

· ЦЕНА - денежное выражение стоимости товара.

· ЦЕНА - денежное возмещение за товар, услуги.

В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.

По характеру обслуживаемого оборота.

Оптовые цены – цена партии товаров, по которой производственное предприятие или сбытовая организация реализуют свою продукцию.

Розничные цены - цены, по которым товары и услуги реализуются населению.

В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке.

Свободные цены – цены, которые устанавливают на основе спроса и предложения на данном рынке.

Регулируемые цены – цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ и т.д.

По способу установления, фиксации.

Твердые цены – цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течении всего срока исполнения данного договора

Подвижная цена – такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем.

Скользящая цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции.

По способу получения информации об уровне цен.

Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации.

Расчетные цены – цены, которые рассчитываются для каждого конкретного заказа.

В зависимости от вида рынка.

5.1. Цены товарных аукционов – это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товара (лот).

Биржевые котировки – цены специально организованного и постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров.

Цены торгов – цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.

С учетом фактора времени.

Структура цены.

Цена, являясь элементом рыночного механизма, оказывает влияние на формирование экономической коньюктуры. Одновременно по той же причине цена испытывает на себе влияние экономической коньюктуры и является результатом ее развития. В этом выражается дуализм рыночных цен.

Рыночная цена формируется под воздействием множества факторов. Основные ценообразующие факторы (ЦОФ) представлены на рис.3.1.

Из рис.3.1 видно как много факторов влияют на цену. Разберем каждый фактор в отдельности.



Рис.3.1 Система ценообразующих факторов

ЦП – Цена производства; ИП – Издержки производства; НП – Норма прибыли; СДС – Состояние денежной сферы; ПСД – Покупательская способность денег; ВК – Валютный курс; ССП – Соотношение спроса и предложения; С – Спрос; П – Предложение; СР – Структура рынка; СК – Совершенная конкуренция; М – Монополия; МК – Монополистическая конкуренция; О – Олигополия; ГРЦ – Государственное регулирование цен; ПР – Прямое регулирование; КР – Косвенное регулирование; ДФ – Дополнительные факторы; КТ – Качество товара; ОП – Объем поставок; ВПП – Взаимоотношения между продавцом и покупателем; УО – Условия оплаты; ФЦ – Франкирование цены.

Цена производства.

Цена производства – это цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансируемый капитал. Таким образом, цена производства состоит из материальных издержек, понесенных фирмой и той прибылью, которую она могла бы получить, вложив деньги в альтернативные направления. По своему содержанию цена производства соответствует экономическим затратам.

Издержки (затраты).

Издержки принято подразделять на два вида: постоянные и переменные. Постоянные (накладные) - затраты, размер которых не зависит от обычных колебаний объема выпуска и выручки от оборота. Так, фирма должна ежемесячно платить за аренду помещения, теплоснабжение, выплачивать проценты, заработную плату администрации и т.д. Переменные же издержки непосредственно зависят от объема выпуска. Это, в основном, - затраты на сырье и заработную плату.

Существует альтернативный традиционному методу подход к калькулированию себестоимости. В соответствии с ним себестоимость изделия включает в себя только прямые переменные затраты. Другие виды затрат, которые по своей экономической сути составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки.

Норма прибыли в цене.

Под нормой прибыли или нормальной прибылью понимается разница между экономическими затратами и бухгалтерскими. Следовательно, фирме необходимо устанавливать такие цены, чтобы бухгалтерская прибыль от продажи продукции была равна или превышала норму прибыли. Но поднимать цену до бесконечности нельзя. Сверху подъем цены ограничивает спрос. Влияние спроса на цену мы рассмотрим позже.

Среди факторов сферы денежного обращения непосредственное влияние на цены внутренних рынков оказывают изменения покупательской способности денежной единицы, а на внешнеторговые цены – движение валютных курсов национальных денежных единиц.

При свободном обмене бумажных денег на золото равновесие между суммой цен товаров и количеством денег в обращении поддерживается постоянным. При неразменном денежном обращении подобная эластичность подрывается. Вследствие излишнего выпуска денег в обращение их потребительская стоимость падает, деньги «обесцениваются». Что вызывает за собой рост цен.

На рынке сталкиваются интересы покупателя и продавца. При покупке данного количества товара покупатель готов заплатить максимальную цену – это цена спроса. С другой стороны продавцы готовы предложить количество товара, на который предъявлен спрос по минимальной цене – цене предложения. В результате добровольного соглашения покупателей и продавцов на рынке устанавливается единая равновесная цена, которая устраивает и тех и других.

E - это точка равновесия. (см рис.6.1) Соответственно цена PE – равновесная цена. Если цена поднимается выше равновесной (P2), то спрос сокращается (QD2) и возникает избыток. И для того, что бы реализовать весь произведенный товар необходимо снизить цену. Если цена опускается ниже равновесной (P1), то возникает дефицит, так как такая цена у некоторых фирм не способна покрыть экономические издержки и они сходят с данного рынка. Тем самым сокращается объем производства, в то время как спрос увеличивается. Увеличение спроса, в свою очередь, дает возможность оставшимся в рынке фирмам увеличить цены.

 


P                    D                  S

P2

                                   E

PE                              

                                


P1

     S                                                    D

               

          QS1 QD2 QE QS2 QD1           Q

Рис.6.1 Рыночное равновесие в условиях равенства спроса и предложения.

Зависимость спроса от цены.

Любая, назначенная фирмой, цена сказывается на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой и спросом представлена кривой спроса. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос (см рис.6.1).

Однако есть товары, спрос на которые, при опускании цени ниже определенного уровня, начинает падать. Кривая спроса таких товаров выглядит как на рис.6.2.

  P

 


P0

                                                                      Q


Рис.6.2 Кривая спроса для престижных товаров.

               e→ ∞

Р

                  

                         e>1     e=1

 


                                          e<1

                                                                       e → 0

     
 


                                                                            Q



Рис.6.3 Изменение эластичности спроса на различных интервалах линии спроса.

Предложение и цена.

Предложение, в свою очередь, тоже влияет на цену товара. Если на рынке данного товара предложение не удовлетворяет спрос, то есть создается дефицит, то фирма производитель может пойти двумя путями. Она может увеличить объем выпуска или увеличить цену товара. Или же сделать то и другое одновременно.

Структура рынка и цены.

Решения продавцов (покупателей) о цене и объеме производства (закупке товара) будут существенно различаться для различных типов рыночных структур.

Рис.7.1 Кривая спроса фирмы на рынке совершенной конкуренции.

Монополизированный рынок.

На монополизированном рынке присутствует всего один производитель. Поскольку монопольное предприятие сосредоточило в своих руках весь выпуск данной продукции, то кривая спроса монопольного предприятия совпадает с кривой спроса всей отрасли.

Монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема продаж. Как видно из рис.7.2 линия предельного дохода для монополизированного рынка значительно круче линии спроса. Максимизация прибыли достигается при условии MC=MR≠P . При этом MR = P+P*(1/e) , так как MR= MC можно записать MC = P+P*(1/e). Отсюда Р= MC/(1+1/e). Таким образом зная эластичность спроса и предельные издержки можно рассчитать оптимальную цену для продажи данного объема продукции.

 


                  P

               P0                       D

                                            MR

                                                                           Q


Рис.7.2 Кривая спроса и кривая предельного дохода для монополизированного рынка.

Рис.7.3 Ломаная кривая спроса на продукцию при монополистической конкуренции.

Олигополистический рынок.

На олигополистическом рынке часто используется так называемая модель лидерства в ценах. Суть его в том, что на рынке есть одна крупнейшая компания, которая устанавливает цену исходя из максимизации собственной прибыли. А все остальные производители ориентируются в своих ценах на цену лидера.

Правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.

Прямое регулирование.

Прямое вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства:

1) Замораживание цен (общее или на отдельные группы товаров);

2) Установление фиксированных цен и тарифов;

3) Установление пределов возможного роста (падения) цены за определенный период времени;

4) Установление предельного норматива рентабельности;

Косвенное вмешательство.

К формам косвенного регулирования цен можно отнести следующие методы:

1) Применение льготного налогообложения;

2) Установка акцизов;

3) Льготного кредитования;

4) Субсидирования и дотирования из бюджета;

И т.д.

9.Методы ценообразования.

Общая схема расчета цены.

Лидерство в качестве.

Если спрос определяет максимальную цену, а издержки – минимальную, то разница между ними и есть «поле игры» для принятия решения об уровне цен. Только изучив цены и качество аналогичных изделий конкурентов, фирма может более объективно определить положение своего товара по отношению к товарам фирм-конкурентов.

5. Выбор метода ценообразования.

Расчет исходной цены.

Суть метода такова. Суммируются все затраты (переменные и постоянные) к ним прибавляется прибыль, которую фирма желает получить. Разделив эту сумму на количество произведенного товара, получают цену единицы.

Этот метод прост и удобен, но он имеет два недостатка:

А) Не принимается во внимание спрос. Товар может оказаться нереализованным по заявленной цене.

Б) Возникает сложность при выпуске нескольких товаров. Постоянные издержки можно относить на производство данного товара разными способами.

Табл.9.1.

Наименование позиции  Товар X  Товар Y  Товар Z  Всего
Количество единиц 10 000 20 000 5 000 35 000
Заработная плата производственных рабочих   3 500 8 000 12 000 23 500
Материалы 16 600 34 000 8 500 59 100
ИТОГО переменные издержки 20 100 42 000 20 500 82 600
Общие постоянные издержки 55 000

Цена на единицу

По способу 1    3.25 3.50 11.18 По способу 2    4.08 4.23 6.53 По способу 3    3.85 4.03 7.85

Сущность этого метода состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки-прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашается из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «маржинальной» прибыли.

При методе определения цены по прямым затратам фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат и определяется величина наценки на весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных наценок постоянные расходы, определяют прибыль от реализации продукции.

Рассмотрим вышеприведенный пример со стороны данного метода. Сделаем несколько допущений. Эластичность спроса от средней цены до более высокой равна –0,2, до более низкой – 0,6. Предположим, что указанный в табл.9.1 объем продаж ожидается при продажи по цене рассчитанной по способу три.

Табл.9.2.

Наименование позиции  Товар X  Товар Y  Товар Z  Всего

Предполагаемые цены продаж

вариант 1      3.25        3.50    11.18 вариант 2      4.08        4.23      6.53 вариант 3      3.85        4.03      7.85

Ожидаемый объем продаж (шт)

вариант 1 13 279.00 25 316.00   334.00 38 929.00 вариант 2 7 467.00 15 680.00 6 806.00 29 953.00 вариант 3 10 000.00 20 000.00 5 000.00 35 000.00

Ожидаемая выручка

вариант 1 43 156.75 88 606.00 3 734.12 135 496.87 вариант 2 30 465.36 66 326.40 44 443.18 141 234.94 вариант 3 38 500.00 80 600.00 39 250.00 158 350.00

Сумма переменных затрат

вариант 1 26 691.00 53 164.00 1 369.00 81 224.00 вариант 2 15 009.00 32 928.00 27 905.00 75 842.00 вариант 3 20 100.00 42 000.00 20 500.00 82 600.00

"Маржинальная" прибыль

вариант 1 16 465.75 35 442.00 2 365.12 54 272.87 вариант 2 15 456.36 33 398.40 16 538.18 65 392.94 вариант 3 18 400.00 38 600.00 18 750.00 75 750.00

Постоянные затраты

вариант 1 55 000.00 вариант 2 55 000.00 вариант 3 55 000.00

Реализованная прибыль

вариант 1 -  727.13 вариант 2       10 392.94 вариант 3       20 750.00

Из данной таблице видно, что при разных комбинациях цен можно получить различные итоговые прибыли, и даже убыток. В реальной жизни просматриваются все возможные варианты и останавливаются на том, который дает наилучший результат. Для таких расчетов лучше использовать соответствующее программное обеспечение.

9.3.Методы определения цен ориентированные на спрос.

Метод текущих цен.

Метод удельных показателей.

При данном методе цена нового изделия Цн рассчитывается по формуле:

Цн=(Цб/Пб)*Пн,

Балловый метод.

Суть метода состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает оценку технико-экономического уровня изделия. Цена банным методом рассчитывается так:

1) определяется цена одного балла:

Цб

Ц' = ----------------------,

        ∑(Ббi*Vi)

2) определяется цена нового изделия:

    Цн = ∑(Бнi*Vi)* Ц',

где Цб – цена базисного изделия;

             Ббi – балловая оценка i-го параметра базового изделия;

             Бнi – балловая оценка i-го параметра нового изделия;

             Ц' – цена одного балла;

             Vi – весомость параметра;

Например, фирме необходимо рассчитать отпускную цену на новый автомобиль:

Модель автомобиля

Параметры

Комфортабельность

Экономичность

Проходимость

Баллы Коэффициент весомости Баллы Коэффициент весомости Баллы Коэффициент весомости Базовый 45 0,2 70 0,4 80 0,4 Новый 50 0,2 83 04 80 0,4

Цена базовой модели 135000руб. Тогда:

1) Цена балла Ц' = 135/(45*0,2+70*0,4+80*0,4) = 1,96

2) Цена нового автомобиля (50*0,2+83*0,4+80*0,4)*1,96=147392руб

Агрегатный метод.

Данный метод заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.

Предположим изделие стоило 18000 руб. к нему добавили еще один узел, стоимость изготовления которого и монтирование на выпускаемом изделии стоит 2000 руб. Тогда при рентабельности 15% к себестоимости цена нового изделия должна быть равна:

18000+2000*1,15=20300 руб.

Заключение.

Фирма выводит для себя кривую спроса, которая показывает вероятное количество товара, которое удастся продать на рынке в течение конкретного отрезка времени по ценам разного уровня. Чем не эластичнее спрос, тем выше может быть цена, назначаемая фирмой.

Фирма устанавливает окончательную цену на товар с учетом ее наиболее полного психологического восприятия и с обязательной проверкой, что эта цена соответствует установкам практикуемой фирмой политики цен и будет благоприятно воспринята покупателями, собственным торговым персоналом фирмы, конкурентами, поставщиками и государственными органами.

Что же касается российских предприятий, то подавляющее большинство из них при установлении цен использует затратный метод ценообразования. К середине 90-х годов ценообразование в России оказалось слишком либерализованным, без оглядки на реальное состояние национального производства и платежеспособности предприятий, а государственное налогообложение слишком раздутым. Новые рыночные субъекты - предприятия и фирмы - оказались зажаты в экономические тиски монопольно-высоких цен на сырье и энергоресурсы, с одной стороны, и необоснованно высоких налогов, с другой. Специфика рынков переходной экономики заключается в том, что между ними фактически отсутствует конкуренция. Этому способствует и характер производства, остающегося пока еще ресурсоемким (чтобы преодолеть это, нужны время и инвестиции в научно-технический прогресс), и неразвитость рыночной инфраструктуры, которая позволила бы потребителю быстро ориентироваться на рынке.

В ходе развития экономики после либерализации цен в России стало ясно, что на смену государственной политике цен далеко не сразу приходит ценовая политика отдельного предприятия или фирмы. Для этого необходима определенная среда - конкурентный и стабильный рынок, на создание которого направлены усилия современной экономической теории и экономической политики.

И, конечно же, нельзя обойтись без изучения основ рыночного ценообразования.

Литература.

Введение.

Вопрос ценообразования один из важнейших вопросов, которые решает любая коммерческая структура на протяжении всей своей деятельности. Так как от того какая установлена цена на товар (работы, услуги) зависит прибыль организации. А прибыль является основным фактором деятельности фирмы.

Существуют две точки зрения на возможность использования выводов экономической теории в практическом ценообразовании.

Первая состоит в том, что эти выводы не могут быть использованы менеджерами фирм никоим образом, так как в их основе лежат предпосылки, которые совершенно невозможно обеспечить в реальной жизни.

Вторая утверждает, что экономическая теория вовсе не бесполезна при принятии конкретных решений в бизнесе. Конечно, на основе ее моделей невозможно принять четкие количественные решения. Но зато она создает основу, на которой можно делать некоторые достаточно надежные предположения и определять общие рамки решений.

Вторая позиция представляется более разумной, так как позволяет создавать прикладные модели и методики, пригодные для практического использования, а также заставляет менеджеров обращать внимание на те факторы, которые они иначе бы могли проигнорировать.

На протяжении долгих лет многих экономистов интересовала проблема ценообразования. Филипп Котлер в своей книге «Основы маркетинга» посвятил две большие главы этой теме. С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи и другие западные и отечественные экономисты не обошли вниманием проблему ценообразования.

В рыночной экономике конкретные цены складываются в зависимости от спроса и предложения, а также др. факторов конъюнктуры.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 182.