ТЕМА: Особенности зрения человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РЕФЕРАТ

ТЕМА: Особенности зрения человека

Выполнил:                                                Коробейникова Т. Н.

Проверил:                                                          Кривеня Е. А.

Год

ПЛАН …………………………………………………………………..

Введение ……………………………………………………………….

1. Принцип строения зрительного анализатора……………………       

 

1.1. Строение глазного яблока…………………………………………  

 

1.2 Строение и функции сетчатки глаза………………………………  

 

1.3. Центры головного мозга, анализирующие восприятие………….  

 

2. Молекулярные механизмы зрения………………………………..   

 

2.1. Са І и зрительный каскад ………………………………………...   

 

2.2. Са І , регуляция зрительного ответа …………………………….. 

 

3. Некоторые нарушения зрения ……………………………………. 

 

3.1. Близорукость……………………………………………………….. 

 

3.2. Дальнозоркость ……………………………………………………...

 

3.3. Астигматизм ………………………………………………………... 

 

3.4. Косоглазие ………………………………………………………….. 

 

3.5. Дальтонизм………………………………………………………….. 

 

4. Профилактика зрения ………………………………………………

 

Выводы

 

Используемая литература ………………………………………………

 

Приложение

 

 

Введение

    Взаимодействие организма с внешней средой осуществляется органами

 

чувств, или анализаторами. C помощью них человек не только ощущает внешний 

 

мир, на основе ощущений человек обладает особыми социальными формами – со-

 

знание, творчество, самосознание.

 

    Любое ощущение имеет 4 параметра: пространственный, временной, коли-

 

чественный и качественный. Каждый анализатор реагирует только на определен-

 

ные адекватные стимулы. Для восприятия важную роль играет предшествующий

 

опыт. Раздражения внешней среды анализируются мозгом с учетом накопленной

 

информации.

 

    Глаз издревле наделялся священными функциями. Поэтому умершим сразу

 

старались закрыть глаза, дабы он «не сглазил».

 

    В любом языке есть много эмоциональных выражений, связанных с органом

 

зрения, различная символика. Наш глаз дает нам возможность видеть всю много-

 

цветную палитру окружающего мира, это дано немногим представителям живот-

 

ного царства, поэтому знание и правильная профилактика дают возможность как

 

можно дальше полноценно воспринимать окружающую нас среду.

ПРИНЦИП СТРОЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

СТРОЕНИЕ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА

Глазное яблоко имеет неправильную шаровидную форму – спереди выпуклость сильнее

Выражена. Линия, соединяющая передний и задний полюсы глаза, называется осью глаза и со-

Ответствует его максимальному размеру (у человека в среднем 22 мм). В глазном яблоке выде-

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ СЕТЧАТКИ ГЛАЗА

Сетчатая оболочка (приложение   ) – сетчатка или ретина – представляет собой по

ЦЕНТРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА, АНАЛИЗИРУЮЩИЕ ВОСПРИЯТИЕ

 

       Если внимательно присмотреться к строению сетчатки, то скоро можно увидеть, что от-

 

ростки отдельных нервных клеток – приемников (ганглиозных клеток) собираются вместе и об-

 

разуют толстый, состоящий из тысяч волокон «кабель». Он покидает дно глаза и уходит внутрь

 

мозга, неся в себе тысячи тончайших потоков зрительного возбуждения, направляющихся от 

 

сетчатки глаза к головному мозгу; одновременно он включает в свой состав волокна, которые

 

имеют обратное направление и несут импульсы, идущие от головного мозга к сетчатке глаза.

 

Это зрительный нерв, он идёт по основанию мозга, встречается со зрительным нервом, выходя-

 

щим из другого глаза, и частично обменивается с ним волокнами. Теперь это уже зрительный

 

тракт. Он уходит в массу вещества мозга, миновав промежуточную станцию, расположенную

 

в межуточном мозге, волокна зрительного тракта расходятся красивым веером; теперь они на-

 

зываются зрительным сиянием. Волокна зрительного сияния направляются к своей конечной

 

станции – зрительной части коры больших полушарий; некоторые из них принимают сигналы,

 

возникающие в мозговой коре, и доносят их обратно до сетчатки.

 

       Что же такое отдел коры больших полушарий? Это станция, куда приходят раздражения,

 

возникающие в чувствительном аппарате глаза, где возникают возбуждения, передающиеся на

 

ближайшие зоны мозговой коры. Они вызывают прослеживающие движения глазных яблок,

 

где, наконец, формируются зрительные образы, с такой чёткостью отражающие внешний мир.

 

Кора головного мозга состоит из шести сложных слоёв нервных клеток.

 

МОЛЕКУЛЯРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗРЕНИЯ

 

Са І И ЗРИТЕЛЬНЫЙ КАСКАД

 

 

       СаІ - сигнал для перехода фоторецепторной клетки из возбуждённого состояния в ис-

 

ходное темновое состояние.

 

       Родопсин (приложение ), видимо, единственный компонент каскада  родопсин -  

 

трансдуцин - CGMP -  фосфодиэстераза, чувствительный к действию СаІ . Механизмы

 

действия катиона на эффективность работы родопсина, однако, принципиально различны при

 

передаче зрительного сигнала и его выключения.

 

       Передача зрительного сигнала. Получены данные о том, что повышение концентрации

 

СаІ в цитоплазме НСП (наружного сегмента палочки) сопровождается увеличением количества

 

активированного трансдуцина, образующегося в расчёте на одно и тоже количество фотовозбу-

 

ждённого родопсина. Механизм обнаруженного эффекта остаётся, однако, неустановленным. В

 

частности, неясно, действует ли СаІ на каталитическую активность фотовозбуждённого родоп-

 

сина (Rho*), или он увеличивает квантовый выход реакции темновой родопсин   Rho при

 

том, что усиление сигнала на стадии Rho  трансдуцин остаётся неизменным. Видимо, эффект

 

хаотина направлен непосредственно на родопсин, а не опосредован каким – либо СаІ - связы-

 

вающим белками. Если это действительно так, то можно предположить, что зрительный родоп-

 

син позвоночных животных сам по себе обладает СаІ - связывающими свойствами.

 

       Включение зрительного сигнала. Многочисленные данные говорят о возможности учас-

 

тия кальция в регуляции выключения зрительного каскада опять же на уровне родопсина. Одна-

 

ко, в этом случае действие катиона не является прямым: оно направлено на СаІ - связывающий

 

белок реноверин, а через него на активность родоксинкиназы – фермента, катализирующего фо-

 

сфорилирование родопсина и тем самым снижающего каталитическую эффективность зритель-

 

ного рецептора.

 

Вдаль.

 

       Если предмет находится настолько близко, что расходящиеся пучки лучей, испускаемые

 

каждой его точкой, сходятся как раз на сетчатке, то предмет виден ясно; выраженное в санти-

 

метрах расстояние от глаза точки, имеющей (т.н. дальнейшая точка ясного зрения), определяет

 

степень близорукости. Для получения на сетчатке ясного изображения предмета, стоящего бли-

 

же к глазу, чем дальнейшая точка ясного зрения последнего, требуется уже изменение хрустали-

 

ка – анномодация. Для определения степени близорукости, так же как и других видов рефрак-

 

ции глаза существуют различные объективные (скиаскопия, призменным рефрактометром) и

 

субъективные (пробный набор очковых стёкол и таблица для определения остроты зрения) ме-

 

тоды.

 

    3.2 ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ

 

       Дальнозоркость – аномалия преломления световых лучей в глазу, сущность которой зак-

 

лючается в том (приложение  ), что параллельные лучи от предмета сходятся в фокусе F’ по-

 

зади сетчатой оболочки. Для ясного зрения вдаль необходимо, чтобы фокус этих лучей нахо-

 

дился в сетчатой оболочке; только в таком случае на ней получается чёткое изображение

 

предмета и зрение будет отчётливое (что имеется в нормальном глазу). Если лучи вышли из од-

 

ной точки, то при дальнозоркости на сетчатке вместо изображения точки получится расплыв-

 

чатый кружок, весь предмет будет  неясный, расплывчатый. Дальнейшая точка дальнозорко-

 

го глаза лежит за глазом. Её положение определяет форму пучков лучей, падающих на глаз схо-

 

дящихся на сетчатке глаза.

 

       Величина дальнозоркости характеризуется величиной аметропии глаза А. Величина

 

А = 1/а, где а – расстояние от глаза до дальнейшей точки R глаза (приложение   ). Дально-

 

зоркость может зависеть от двух причин: или среда глаза (роговая оболочка, хрусталик) прелом-

 

ляет свет слишком слабо (рефракционная дальнозоркость), или длина глазного яблока слиш-

 

ком мала (осевая дальнозоркость), так что сетчатка лежит перед точкой соединения лучей (при-

 

ложение ).

 

    3.3 АСТИГМАТИЗМ

 

       Астигматизм – один из недостатков оптических систем. Если при прохождении оптичес-

 

кой системы волна деформируется и перестаёт быть сферичной, то пучок лучей становится сло-

 

жным; лучи пересекаются не в одной точке, а, вообще говоря, в двух взаимно перпендикуляр-

 

ных отрезков прямой линии, расположенные на некоторм расстоянии друг от друга (приложе-

 

ние   ). Такой пучок называется астигматическим, а само явление – астигматизмом.

 

       Астигматизм имеет место в тех случаях, когда волна проходит через оптические систе-

 

мы, у которых преломляющие или отражающие поверхности не обладают осью симметрии по

 

отношению к оси падающего пучка, например в цилиндрических линзах, а также при падении

 

пучка лучей на обычную сферическую линзу под большим углом к её оптической оси.

 

 

       3.4 КОСОГЛАЗИЕ

 

       Косоглазие – это постоянное или попеременное отклонение зрительной линии одного

 

или обоих глаз от рассматриваемого объекта.

           

    Косоглазие содружественное – отклонение глаза к носу (сходящееся) или к виску (расхо-

 

дящееся) при полном сохранении функции глазодвигательных мышц обоих глаз, отсутствием

 

двоения и при условии, когда угол отклонения косящего глаза (первичный угол отклонения) ра-

 

вен углу отклонения здорового глаза (вторичный угол отклонения).

 

ПРОФИЛАКТИКА. Возможно раннее выявление у детей аномалии рефракций, назначение

 

корригирующих очков и комплексное лечение выявленного косоглазия.

 

    Косоглазие паралитическое – отклонение глаза в результате пореза или паралича одной

 

или нескольких глазодвигательных мышц. Движение глаза в сторону парализованной мышцы

 

ограничено или отсутствует. Больные жалуются на тягостное двоение.

 

 

    3.5 ДАЛЬТОНИЗМ

 

       Дальтонизм – один из видов частичной цветной слепоты, впервые описанной в 1794 го-

 

ду английским учёным Дж. Дальтоном, который сам имел этот недостаток зрения.

 

       Лица, страдающие дальтонизмом, видят весь спектр состоящим из двух цветовых тонов:

 

жёлтого и синего. Различия в предметах жёлтой и синей половин спектра воспринимаются лишь

 

по яркости и по насыщенности, а не по цветовому тону.

 

        

 

        

ПРОФИЛАКТИКА ЗРЕНИЯ. ВЫВОДЫ

    Зрительный анализатор представлен не только глазами. Он состоит из трёх основных:

 

глазного яблока, проводникового пути и головного мозга. При нарушении одного из этого сос-

 

тавного, зрение человека нарушается. Для того, чтобы зрение было в порядке, нужно выполнять

 

простые правила предосторожности с самого рождения:

 

1) родители должны заботиться о зрении своего малыша. Свет не должен быть слишком яркий

 

и падать прямо в глаза;

 

2) для того, чтобы глаза блестели, нужно много витаминов А и В. Они поддерживают на хоро-

 

шем уровне зрение и предохраняют хрупкую ткань глаза. Витамин А благоприятствует ноч-

 

ному зрению;

 

3) при врождённой патологии, такой как косоглазие, дальтонизм, близорукость, дальнозор-

 

кость и астигматизм необходимо наблюдение врача и соответственно вовремя принятые ме-

 

ры по возможной их если не ликвидации, так стабилизации и поддержания на уровне.

 

Используемая литература

1) Г. Былич, Л. Назарова «Популярная медицинская энциклопедия» М.: Вече,1998

 

2) П. Филиппов «Как мы видим» Соросовский образовательный журнал № 2000

 

3) П. Филиппов «Как мы видим» Соросовский образовательный журнал № 2000

 

4) В. Пикеринг «Биология» М.: АСТ-ПРЕСС, 1997

РЕФЕРАТ

ТЕМА: Особенности зрения человека

Дата: 2019-07-30, просмотров: 211.