Психологические аспекты общения с участниками дорожного движения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При общении с участниками движения, не зависимо от того, являются ли они нарушителями или нет, возникает необходимость установления психологического контакта. Под психологическим контактом понимается достижение взаимопонимания сотрудника с участником дорожного движения и снятие барьеров при общении.

При организации пространства общения между сотрудником милиции и водителем или пешеходом необходимо учитывать следующие факторы:

1. расстояние до 1 метра – интимное расстояние, оно соответствует расстоянию общения между близкими, для общения между сотрудником ДПС и участником дорожного движения не подходит;

2. расстояние до 2,5 метров – официальное расстояние, при котором происходит общение между незнакомыми лицами, наиболее подходящее для данной ситуации;

3. расстояние от 3 метров и более – расстояние безразличия, на котором результата общения достичь невозможно.

Для конструктивного диалога необходимо расстояние около 1,5 метра. В процессе общения необходимо избегать непонятных для оппонента или двусмысленных формулировок, точно и кратко указывать на допущенные правонарушения. Следует помнить, что большинство людей не улавливают смысла длинных фраз, гораздо проще воспринимаются короткие предложения.

Сотрудник милиции обязан обращать внимание на свою речь: как использовать слова, как строить предложения, какова эмоционально-интонационная окраска речи. Речь должна быть правильной и выразительной; немаловажное значение принадлежит последовательности изложения сказанного.

Правильность речи подразумевает соблюдение норм литературного языка: правильность произношения звуков и слов, а также правильность согласования в предложении последних.

Точность речи – уместность избранного слова, его употребление только в свойственном ему значении; освобождение речи от лишних слов, слов-паразитов.

Выразительность речи – интонационное и эмоциональное богатство речи.

Логичность речи – предполагает наличие чёткой структуры речи, последовательности и обоснованности выдвигаемых положений, чёткость и ясность аргументации, так как сотруднику милиции часто приходится доказывать или опровергать те или иные положения, объяснять, убеждать, делать выводы.

Интонация речи – её составляют изменения тона голоса, длительность звучания предложения, наличие или отсутствие паузы внутри фразы, темп речи, а также ударения. С помощью интонации можно выразить сомнение, ликование, злорадство, негодование, страх, радость, отвращение, равнодушие, участие.

В служебной деятельности важен конечный результат, достигнутый в ходе психологического контакта. Важно, чтобы гражданин что-то понял, усвоил, сообщил необходимую информацию, в чём-то уступил, подчинился, признал вину (если виноват), или воздержался от каких-либо действий.

Сотрудник милиции должен уметь контролировать свои негативные эмоции. Он не должен допускать резких двигательных реакций, замешательства, шока, заикания, тремора рук.

Чтобы не допустить агрессии или не спровоцировать агрессивное поведение при общении с участниками движения сотрудник милиции не должен:

1. повышать голос и провоцировать граждан;

2. угрожать и оскорблять;

3. оправдываться;

4. иронизировать и вести себя высокомерно;

5. вступать в спор;

6. обвинять в глупости (даже нарушителя).

Для уменьшения агрессии у граждан можно применить способ условного соглашательства, для чего следует внимательно и серьёзно выслушать нарушителя, в благожелательном тоне сделать пару тактичных замечаний по существу проблемы, поговорить о причинах правонарушения и высказать своё отношение, привести конкретные аргументы, сославшись на конкретные законы, выделить спорные моменты и выдвинуть контраргументы, не используя «но», проявить некоторую уступчивость, заканчивая разговор, поблагодарить.

Данные статистики свидетельствуют о росте групповых преступлений, особенно это характерно для подростковой и молодёжной преступности. Из анализа конфликтных ситуаций, возникающих между гражданами и работниками милиции, видно, что более 70% всех конфликтов происходит, когда в них участвуют три и более человек.

В этих случаях действуют особые механизмы общения и поведения. В зависимости от характера взаимодействия членов группы, её устойчивости и сплочённости могут иметь место различные социальные явления. Например, психологическая заразительность – непроизвольное стремление следовать поведению других, подражание – сознательное повторение, копирование действия и поведения других, самоутверждение – стремление занять и удержать в группе определённую роль.

При необходимости пресечь правонарушение со стороны нескольких граждан, находящихся в нетрезвом состоянии, видящих своё численное превосходство, и ведущих себя развязно или агрессивно важно обеспечить постоянный контроль за действиями всех участников группы. При этом необходимо держать в поле зрения всех окружающих (включая тех, кто с виду непричастен), а также места возможного укрытия соучастников.

При имеющейся возможности сообщить о происходящем в дежурную часть не привлекая внимания, или открыто вызвать подкрепление, описав место, причину конфликта, количество правонарушителей и их действия.

При общении необходимо определить, кто из группы способен лучше понять требования сотрудника милиции. Обратитесь к нему со словами: «Я вижу, вы наиболее здравомыслящий человек, поэтому прошу повлиять на друзей. Постарайтесь объяснить, что такое поведение может привести к нежелательным для них последствиям».

Одним из возможных вариантов будет выделение лидера группы. При этом весь разговор ведите с ним, игнорируя высказывания остальных. Дайте знать, что понимаете и уважаете его как авторитет данной группы. В любом случае ведение разговора одновременно с разными оппонентами не целесообразно.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 153.