При остановке транспортного средства следует избегать создания помех другим участникам дорожного движения, в результате чего они могут быть вынуждены резко изменить направление движения и создать опасную ситуацию для сотрудников, несущих службу на посту или в патруле. Останавливая транспортное средство, необходимо следить за поведением других участников дорожного движения, их траекторией движения, перемещения по проезжей части осуществлять убедившись в собственной безопасности.
Если сигнал остановки подавался в движении из патрульного автомобиля, то после остановки нарушителя патрульный автомобиль необходимо остановить левее сзади, чтобы обезопасить сотрудника и водителя, находящихся на проезжей части, от возможного травмирования проезжающими транспортными средствами. В случае остановки патрульного автомобиля впереди машины нарушителя, следует принять правее, чтобы исключить травмирование сотрудника, выходящего справа при начале движения и объезде по обочине.
Остановленное транспортное средство не желательно обходить спереди или сзади на малом от него расстоянии, так как водитель может неожиданно начать движение назад, пытаясь подъехать ближе, или вперед, игнорируя указания сотрудника ДПС или неправильно их поняв. Если расстояние от остановленного в данный момент автомобиля до стоящих рядом недостаточно для безопасного прохода между ними, желательно обойти эти транспортные средства по обочине.
При подходе к двери водителя необходимо увеличить интервал до транспортного средства, чтобы не быть травмированным в случае резкого открывания двери. Также не следует приближаться к дверям кузовов грузовых автомобилей. При нахождении у автомобиля в районе дверных петель двери водителя инспектор наиболее защищен от неожиданного удара открывающейся дверью или нападения со стороны водителя, также с этого места хорошо просматриваются приближающиеся по этой полосе автомобили. В случае необходимости более детальной проверки документов или сверки номерных агрегатов с записями в регистрационных документах, после выхода водителя из транспортного средства необходимо предложить ему сойти с проезжей части для обеспечения безопасности, при этом сотрудник ДПС должен двигаться позади водителя на безопасном расстоянии.
Ожидая, когда водитель ищет документы в салоне или багажнике среди вещей, следует контролировать его действия с безопасного расстояния, так как не исключена возможность попытки скрыть следы преступления или извлечь находящееся в автомобиле оружие.
Необходимо помнить, что проверяемое лицо является возможным противником. От него можно ожидать как внезапного нападения, так и неожиданного сопротивления. Следует путем наблюдения определить его физическую подготовку, реакцию, наличие навыков владения приемами различных видов борьбы. В то же время нельзя расслабляться при общении с внешне спокойными, физически слабыми людьми.
Одним из недостатков, снижающих уровень безопасности, является нежелание сотрудником проконтролировать движение руки гражданина, опущенной в карман для предъявления документов. Следует постоянно следить за руками проверяемого лица, так как его руки, то, что в них находится, и до чего они могут дотянуться, может представлять реальную опасность. Необходимо следить за ними до, во время и после контакта, то есть до тех пор, пока не удалитесь на безопасное расстояние.
Если водитель (пассажир, пешеход) запускает руку в карман, необходимо находиться со стороны этой руки и, наблюдая за её движением, быть готовым перехватить её, заблокировать, если вынимаемым предметом окажется не документ, а оружие или орудие нападения.
В то же время при таком расположении проверяемому для нападения (применения оружия) необходимо сделать поворот, что дает сотруднику выигрыш во времени.
Документы от водителя необходимо принимать стоя на безопасном расстоянии вполоборота, рукой, которая не участвует в извлечении оружия. Правая рука свободна для извлечения оружия, нанесения удара, левая - для блокирования удара.
В случае случайного или намеренного падения документов, сделав шаг назад предложить водителю поднять их, в этот момент следует быть готовым к применению силы или оружия, так как в период наклона он может достать спрятанное оружие, при наличии напарника предложить водителю отойти в сторону, после чего самому поднять их. После получения документов не следует нагибаться, читая их, необходимо наблюдать за действиями водителя. При этом свет солнца или фонарей должен быть направлен в лицо водителя.
При сверке номеров кузова и двигателя не допускать нахождения водителя за рулем, не производить ее при работающем двигателе, проводить данные действия только при наличии страхующего сотрудника.
Если в транспортном средстве имеются пассажиры, следует обращать внимание на их реакцию на происходящее, при попытке выйти из автомобиля не позволять им находиться за спиной или окружать, более безопасно в данном случае их нахождение в автомобиле.
При необходимости составления протокола необходимо двигаться к патрульному автомобилю или посту позади нарушителя, перед посадкой в автомобиль произвести досмотр на предмет наличия оружия, в автомобиле сажать его только на переднее сиденье.
В случае, когда есть основания полагать, что в транспортном средстве находятся лица, причастные к преступлению, приближение к автомобилю следует осуществлять со стороны двери переднего пассажира, что затруднит неожиданное нападение, так как для извлечения и направления оружия вправо преступникам потребуется больше времени, и эти действия будут более заметны для сотрудника.
Если водитель или пассажиры такого автомобиля вышли из него, то необходимо быть готовым к применению ими оружия против сотрудников ДПС.
У лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также у всех участников дорожного движения, с которыми приходится общаться сотруднику милиции, наличие оружия можно определить по следующим признакам:
1. асимметричность походки: человек делает более короткий шаг со стороны, на которой находится оружие из-за того, что оружие стесняет движение ноги или в движении раскачивается и может быть заметно, пистолет или нож может находиться в кармане или заткнут за пояс (с правой или левой стороны);
2. стесненный взмах руки: возможен со стороны пистолета или ножа, рука инстинктивно располагается ближе к телу, как бы охраняя оружие и придерживая его;
3. круговое движение руки: при подъеме по лестнице или в гору оружие в кармане или за поясом может изменить положение, человек, имеющий оружие, старается быстрым круговым движением руки привести его в исходное состояние;
4. придерживание кармана рукой: чтобы оружие не выпало и не мешало быстрому передвижению, человек, прячущий пистолет, при беге или быстром шаге старается придерживать его рукой;
5. попытка скрыть оружие: когда вооруженный человек не имеет намерение применить оружие или ждет подходящего момента для его применения, то он старается повернуться так, чтобы оружие оказалось подальше от вероятного противника. Это может проявиться и в едва заметном движении бедра или легком повороте. Одновременно рука инстинктивно делает движение туда, где спрятано оружие.
Оружие также может укрываться в портфеле, сумке, дипломате или просто в руке, прикрытое курткой, свитером, длинным рукавом. Наличие в руке водителя или пассажира, находящегося вне автомобиля, перечисленных предметов должно вызывать обоснованные подозрения.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 192.