Одним из важнейших оснований для классификации бюджетных расходов является функциональный признак. Классификация бюджетных затрат по функциональному признаку является наиболее распространенной. Как правило, при публикации государственного бюджета в средствах массовой информации расходы группируются именно по функциональному признаку.
Функциональная классификация бюджетных расходов отражает направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства. К этим функциям относятся:
· государственное управление и местное самоуправление;
· судебная власть;
· международная деятельность;
· национальная оборона;
· правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
· фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
· промышленность, энергетика и строительство;
· сельское хозяйство и рыболовство;
· охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
· транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
· развитие рыночной инфраструктуры;
· жилищно-коммунальное хозяйство;
· предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
· образование;
· культура, искусство и кинематография;
· средства массовой информации;
· здравоохранение и физическая культура;
· социальная политика;
· обслуживание государственного долга;
· пополнение государственных запасов и резервов;
· финансовая помощь бюджетам других уровней;
· утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;
· мобилизационная подготовка экономики;
· формирование целевых бюджетных средств;
· прочие расходы.
На формирование этих направлений ежегодно выделяются определенные суммы бюджетных средств. По сути, такая структура направлений расходования бюджетных ресурсов представляет собой структуру экономики с точки зрения финансирования отдельных отраслей за счет средств государства. Пользуясь функциональной классификацией бюджетных расходов, можно оценить состояние экономики в целом, состояние и перспективы развития отдельных ее отраслей, степень государственного регулирования экономики и прочие показатели. Эта классификация наиболее полно отражает структуру финансирования экономики за счет бюджетных средств.
Рассмотрим подробнее некоторые направления расходования средств бюджета.
К расходам на государственное управление и местное самоуправление относятся затраты на содержание соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. В структуре федерального бюджета к этим органам относят Президента РФ, законодательные и исполнительные органы государственной власти, финансовые и налоговые органы. Кроме того, предусмотрена статья, в которой отражаются прочие затраты на государственное управление.
Объем расходов на управление в основном состоит из затрат на содержание аппарата управления, объем которых, в свою очередь, определяется штатным расписанием и сметой расходов.В штатном расписании указывается количество и структура персонала, схема начисления заработной платы, месячный фонд оплаты труда и другие подобные показатели. Смета расходов представляет собой документ, в котором предусматривается общая сумма затрат и ассигнования на отдельные цели.
При составлении этих документов все затраты строго нормируются с целью минимизации расходов на управление.
Расходы на судебную власть включают в себя несколько направлений, существование которых обусловено проведением судебной реформы. При этом бюджетные ассигнования выделяются на :
· материально-техническое обеспечение органов юстиции и сотрудников этих органов;
· внедрение института суда присяжных заседателей; перестройку системы судопроизводства, исходя из принципов состязательности равноправных сторон;
· совершениствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону;
· расширение возможностей граждан по обжалованию в суде неправомерных действий должностных лиц.
Финансирование затрат в области международной деятельности охватывает международное сотрудничество, выполнение международных договоров в различных сферах, налаживание культурных, научных и информационных связей с иностранными партнерами и различными международными организациями.
Расходы на национальную оборону направлены на обеспечение оборонной функции государства. Они включают в себя расходы по следующим направлениям:
· закупка вооружений и военной техники;
· научно-исследовательские работы;
· пенсии военослужащим;
· содержание вооруженных сил;
· капитальное строительство;
· прочие военные расходы.
Часть военных расходов финансируется также по другим статьям бюджета. Например, расходы на содержание внутренних войск финансируются по статье “Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства”.
Отметим, что государство стремится создать условия для сокращения военных расходов. Однако в последние годы тенденции к их снижению по-прежнему не наблюдается.
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства осуществляютя соответствующими органами государственной власти, функцией которых является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности и интересов общества и государства от противоправных посягательств. Бюджетные ассигнования при этом направляются на содержание следующих государственных органов:
· органы внутренних дел;
· внутренние войска;
· уголовно-исправительная система;
· органы налоговой полиции;
· органы государственной безопасности;
· органы пограничной службы;
· таможенные органы;
· органы прокуратуры;
· государственная противопожарная служба.
Следует отметить, что с течением времени в федеральном бюджете РФ возрастают расходы на содержание таможенных органов, так как при этом в более значительной степени увеличивается объем поступающих от них доходов.
Финансирование фундаментальных научных исследований в РФ осуществляется в крайне незначительном объеме. При этом бюджетные ассигнования в основном направляются на развитие приоритетных направлений науки и техники.
Направление средств бюджета на промышленность, энергетику и строительство обусловлено низкой рентабельностью этих отраслей экономики, в результате чего возникает их упадок и необходимость государственной поддержки. Большая часть расходов бюджета по этим направлениям- капитальные расходы.
Структура расходов федерального бюджета на сельское хозяйство и рыболовство выглядит следующим образом:
· большая часть ресурсов направлена на сельскохозяйственное производство;
· на рыболовное хозяйство направляется незначительная часть средств;
· значительная доля средств направляется на земельные ресурсы;
· доля финансирования прочих сельскохозяйственных ресурсов крайне незначительна.
В структуре расходов на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику наибольшую долю составляют расходы на транспорт. Это связано с необходимостью модернизации существующей транспортной системы, обновления основных фондов, возмещения убытков от пассажирских перевозок, которые не покрываются за счет тарифов.
Примерно половину из расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составляют затраты на содержание, ремонт и отопление жилого фонда.Также значительная часть бюджетных средств направляется на финансирование убытков жилищно-коммунальных организаций, связанных с временной невозможностью повышения тарифов.
К расходам на образование относятся ассигнования образовательным учреждениям следующих типов:
· дошкольные;
· общеобразовательные;
· профессиональные ( начальные, средние, высшие: послевузовские);
· дополнительного образования;
· специальные и другие.
Большая часть расходов приходится на государственные образовательные учреждения, где за счет средств бюджета финансируется большинство текущих и капитальных затрат. Ассигнования негосударственным учреждениям связаны, прежде всего, с предоставлением им различных льгот.
Расходы на культуру, искусство, кинематографию и средства массовой информации включают в себя бюджетное финансирование государственных и, в необходимых случаях, негосударственных организаций культуры и искусства, а также затраты на проведение различных культурных мероприятий.
В расходы на здравоохранение и физическую культуру входят затраты на содержание государственных медицинских учреждений, оплату труда медицинских работников, приобретение оборудования и расходных материалов и т.п.
Социальные расходы бюджета включают финансирование затрат на оказание социальной помощи населению, содержание учреждений социального обеспечения, реализацию различных социальных программ.
Обслуживание государственного долга предполагает погашение и выплату процентов по внутреннему и внешнему долгу.
К расходам целевых бюджетных фондов относятся расходы Федерального дорожного фонда РФ, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, Федерального экологического фонда РФ и других.
В составе прочих расходов отражаются затраты на создание резервных фондов, проведение выборов и референдумов, поддержку малого предрпринимательства и т.д.
Функциональная классификация позволяет полностью отслеживать финансирование государственного сектора экономики, а также осуществить влияние государства на программы в негосударственном секторе.Это является несомненным преимуществом данной классификации.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 169.