Содержанию
Первая из основ для классификации расходов бюджета, упомянутая в БК РФ – их экономическое содержание. По этому признаку бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. В главе 10 БК РФ даны следующие определения этих категорий.
Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета РФ.
К текущим расходам бюджета относятся:
· закупки товаров и услуг, необходимых для содержания экономической и социальной инфраструктуры ( оплата труда государственных служащих, оплата транспортных и коммунальных услуг и т.п.);
· трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и т.п.)
· текущие субсидии предприятиям и нижестоящим органам власти;
· выплата процентов по государственному долгу и другие.
Текущие расходы составляют текущий бюджет, на долю которого приходится подавляющая часть всех бюджетных затрат.
К капитальным расходам относятся:
· затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности;
· инвестиционные субсидии;
· долгосрочные бюджетные кредиты и государственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффективные инвестиционные проекты и другие.
В бюджетах органов власти и местного самоуправления капитальные расходы выделяются отдельным блоком и образуют бюджет развития.
В рамках данной классификации расходов бюджета может быть произведена дополнительная группировка по получателям бюджетных средств (отдельные категории физических и юридических лиц, нижестоящие органы власти и местного самоуправления и т.п.) и по формам предоставления бюджетных средств.
В соответствии со статьей 69 главы 10 БК РФ, эти формы таковы:
· ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
· средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
· трансферты населению;
· ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
· ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
· бюджетные кредиты юридическим лицам;
· субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
· инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
· бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
· кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
· кредиты иностранным государствам;
· средства на обслуживание долговых обязательств.
Предоставление бюджетных средств бюджетополучателям осуществляется в соответствии со следующими принципами:
· получение максимального эффекта от использования бюджетных ресурсов;
· целевой характер использования бюджетных ресурсов;
· предоставления бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей деятельности и с учетом использования ранее отпущенных средств;
· безвозвратность и бесплатность основной части бюджетных ассигнований.
Классификации расходов бюджета по экономическому содержанию выделено приоритетное место в бюджетном законодательстве РФ. Это может объясняться тем, что при такой классификации довольно легко проследить, к какому конкретно бюджетополучателю поступила определенная сумма бюджетных средств и как она была использована. При этом возможна оптимизация финансирования экономики, т.е. преимущественное выделение средств бюджета тем хозяйствующим субъектам, которые используют их наиболее эффективно.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 159.