Основные закономерности музыкального искусства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Содержание коррекционной работы

Формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Формирование умений воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению. Развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, дыхания, способности к свободной голосоподаче и голосоведению. Формирование предпосылок для коррекции просодических нарушений (восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных произведениях) и овладения комплексом просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации. Развитие слухового внимания, координации между дыханием и голосом. Формирование и охрана детского голоса с учетом психофизиологического и речевого развития обучающихся. Закрепление сформированной (на логопедических занятиях) артикуляции звуков.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Для 1 дополнительного и 1 классов (1 ч в неделю, всего 66 ч)

Тема урока Коррекционная работа

Музыка вокруг нас (32 ч)

И муза вечная со мной (2 ч)

Обучение певческой установке.

Певческое дыхание и формирование детского певческого голоса.

Развитие орального праксиса и дыхания.

Формирование свободного певческого, правильного речевого дыхания.

Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах.

Правильная артикуляция гласных звуков.

Внятное и четкое произношение слов в песнях. Правильная передача мелодии.

Упражнения на развитие артикуляции.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

Обучение правильного, артикуляционного точного воспроизведения гласных звуков.

Развитие речевой активности, звуковысотного слуха, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости и способности реагировать на музыку.

Охрана детского голоса.

Вокально-хоровые навыки (правила пения).

«Рисование голосом».

Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально.

Правильное дыхание во время пения. Свободное, естественное пение без напряжения.

Умение согласовывать движения с музыкой в разном темпе (хлопки, движения рук, ног).

Восприятие и передача акцента в музыке хлопками

Хоровод муз (2 ч) Повсюду музыка слышна (2 ч) Душа музыки — мелодия. Сочини мелодию (2 ч) Музыка осени (2 ч) Музыка осени (2 ч) Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука (2 ч) Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука (2 ч) Музыкальные инструменты. «Садко» (из русского былинного сказа). Звучащие картины (2 ч) Музыкальные инструменты. «Садко» (из русского былинного сказа). Звучащие картины (2 ч) Музыкальные инструменты. «Садко» (из русского былинного сказа). Звучащие картины (2 ч) Разыграй песню (2 ч) «Пришло Рождество, начинается торжество». Родной обычай старины (2 ч) «Пришло Рождество, начинается торжество». Родной обычай старины (2 ч) Добрый праздник среди зимы (2 ч) Добрый праздник среди зимы. Обобщение материала 2-й четверти (2 ч) Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор (2 ч) Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор (2 ч) Музыка утра. Музыка вечера (2 ч) Музыка утра. Музыка вечера (2 ч) Музыкальные портреты. Разыграй сказку (2 ч) Музыкальные портреты. Разыграй сказку (2 ч) У каждого свой музыкальный инструмент (2 ч) «Музы не молчали» (2 ч) Музыкальные инструменты (2 ч) Мамин праздник (2 ч) Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины (2 ч) Музыка в цирке (2 ч) Дом, который звучит. Оперы – сказки (2 ч) Дом, который звучит. Оперы – сказки (2 ч) Ничего на свете лучше нету… (2 ч) Обобщение материала 4-й четверти (2 ч) Заключительный урок-концерт (2 ч)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Дата: 2019-07-30, просмотров: 311.