Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Содержание коррекционной работы
Формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Формирование умений воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению. Развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, дыхания, способности к свободной голосоподаче и голосоведению. Формирование предпосылок для коррекции просодических нарушений (восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных произведениях) и овладения комплексом просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации. Развитие слухового внимания, координации между дыханием и голосом. Формирование и охрана детского голоса с учетом психофизиологического и речевого развития обучающихся. Закрепление сформированной (на логопедических занятиях) артикуляции звуков.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Для 1 дополнительного и 1 классов (1 ч в неделю, всего 66 ч)
Тема урока | Коррекционная работа |
Музыка вокруг нас (32 ч)
Обучение певческой установке.
Певческое дыхание и формирование детского певческого голоса.
Развитие орального праксиса и дыхания.
Формирование свободного певческого, правильного речевого дыхания.
Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах.
Правильная артикуляция гласных звуков.
Внятное и четкое произношение слов в песнях. Правильная передача мелодии.
Упражнения на развитие артикуляции.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
Обучение правильного, артикуляционного точного воспроизведения гласных звуков.
Развитие речевой активности, звуковысотного слуха, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости и способности реагировать на музыку.
Охрана детского голоса.
Вокально-хоровые навыки (правила пения).
«Рисование голосом».
Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально.
Правильное дыхание во время пения. Свободное, естественное пение без напряжения.
Умение согласовывать движения с музыкой в разном темпе (хлопки, движения рук, ног).
Восприятие и передача акцента в музыке хлопками
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Дата: 2019-07-30, просмотров: 314.