ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ САХАЛИНСКОГО УЗЛА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возможный сценарий развития сахалинского нефтегазового региона, предполагающий оптимальную конъюнктуру добычи углеводородных ресурсов, связан, прежде всего, с несколькими факторами:

§ повышением мировых цен на нефть и, соответственно, ростом рентабельности добычи "сложной" шельфовой нефти;

§ более активным участием российских компаний в реализации проектов;

§ началом работ по перспективным проектам "Сахалин-2, 3, 4, 5, 6" в запланированные сроки;

§ созданием благоприятного инвестиционного климата в регионе, способствующего реализации намеченного графика финансирования проектов иностранными инвесторами;

§ развитием перспективных рынков сбыта нефти, газа и нефтегазопродуктов Сахалина (прежде всего Японии и Китая).

Возможность позитивного развития событий в сахалинском регионе, на первый взгляд, достаточно низка. Несмотря на то, что ряд пунктов уже реализован на практике, основные макроэкономические условия успешного развития крупнейших инвестиционных проектов мирового класса, Сахалинского нефтегазового региона, остаются весьма неблагоприятными. Факторы, которые объективно мешают эффективной реализации намеченных планов, связаны как с мировыми, глобальными проблемами (например, продолжающееся падение цен на нефть), так и с внутренними (финансовый кризис, задержка выплат по проектам со стороны российских партнеров и т.д.). Тем не менее, существует несколько реальных факторов, которые все же говорят в пользу реализации оптимистического сценария, в частности:

§ успешное проведение тендера "Сахалин-3", победителями которого в 1993 г. были признаны американские компании Mobil Ventures Inc. и Texaco Explorations Sakhalin Inc., выступающие в качестве единого участника (Киринский блок), и компания Exxon (Айяшский и Восточно-Одоптинский блоки);

§ начало широкомасштабных работ по проекту "Сахалин-2";

§ строительство крупного газопровода, соединяющего Южный Сахалин и Японию;

§ подтверждение высокого интереса иностранных корпораций (прежде всего американских и японских) к инвестированию в сахалинские проекты;

§ результаты международных конференций, состоявшихся в ноябре 1998 г. в Лондоне и Пекине, которые подтвердили стабильно высокий интерес ряда стран (прежде всего Японии и Китая) в импорте нефти, газа и нефтегазопродуктов;

§ внесение правительством РФ в Госдуму законопроекта "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции" (Киринский перспективный блок проекта "Сахалин-3");

§ решение компании Exxon о строительстве газопровода в Китай. Предполагается, что экспортироваться будет газ, добытый компанией в ходе реализации проекта "Сахалин-1", а также газ, который будет добыт компанией Mobil в Киринском блоке. Такая перспектива связана с тем, что обе компании сейчас находятся на стадии слияния в единую корпорацию.

Впрочем, можно встретить совершенно различные оценки перспективности сахалинских нефтегазовых месторождений. Они варьируются от "блестящих" до "удручающих". Как правило, наиболее серьезные перспективы развития сырьевой базы региона связывают с добычей не нефти, а газа. Как показывает экспертиза, потенциальных запасов газовых месторождений хватит на обеспечение нужд области и сопредельных регионов на 150-200 лет. Что касается нефти, то разработка шельфовых месторождений вполне может показаться иностранным участникам низкорентабельной или даже нерентабельной. Исключение составляют крупнейшие месторождения, объединенные в проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2". В этой ситуации важными факторами представляются уровень разработки этих месторождений и сроки реализации проектов. Если говорить о ближней перспективе (30-40 лет), то ситуация кажется вполне предсказуемой и благоприятной как для российских, так и для иностранных участников проектов.

Новые перспективы развития Сахалинского нефтегазового узла связаны, главным образом, с реализацией проекта "Сахалин-3". Учитывая то, что основные запасы нефти на самом острове практически исчерпаны (освоено около 60%, что находится уже за порогом рентабельности разведочного бурения), основной акцент сделан на разработку шельфов. Несмотря на значительную удаленность от берега (50 км) и относительно большую (в сравнении с первыми двумя проектами) глубину шельфа (100-140 м), перспективы разработки Лунского и Киринского нефтегазовых месторождений, расположенных в пределах Киринского блока, не вызывают сомнений. Потенциальные ресурсы углеводородного сырья Киринского блока, по прогнозу компаний Mobil и Texaco, составляют 687 млн т нефти и конденсата и 873 млрд м3 природного газа. Предполагается, что суммарные затраты на реализацию проекта составят более 30 млрд долларов. По расчетам Министерства природных ресурсов, реализация проекта возможна только на условиях СРП, при которых Россия получит 62% прибыли.

Кроме того, включение Киринского блока в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, и последующее заключение соглашения по этому блоку, по мнению правительства, является основанием для участия в равных долях с компаниями Mobil и Texaco и российских партнеров - ОАО "Роснефть" и ее дочерней структуры ОАО "Роснефть-СМНГ" (по 16,5%) - в освоении данного блока. В январе 1999 г. стало известно, что такого рода соглашение уже достигнуто между компанией Exxon Neftegas, являющейся аффилированной компанией Exxon, и акционерными обществами "Роснефть" и "Роснефть-СМНГ". Оно касается разработки Восточно-Одоптинского и Айяшского участков сахалинского шельфа, права на которые принадлежат Exxon. Единственное, что смущает Exxon, как, впрочем и других инвесторов, - это окончательное принятие пакета документов по разделу продукции.

Долгосрочные же перспективы, связанные с "Сахалином-4" и более поздними проектами, выглядят не так обещающе. Срыв этих планов может быть спровоцирован отсутствием или негативными значениями одного из тех факторов, которые упоминались в связи с оптимистическим вариантом. По оценкам специалистов, задержка с началом реализации проектов на основе соглашения о разделе продукции может привести к резкому падению прибылей всех участников - как иностранных, так и российских. Так, например, пятилетняя задержка приведет к 18-миллиардным (в долларах) потерям прямых поступлений в бюджет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СРП позволяет индивидуально разбираться с каждым отдельным случаем, определить, сколько при современных технологиях можно добыть из того или иного месторождения, какую можно получить выручку, сколько, в конце концов, останется прибыли и какую ее часть можно "отрезать" в бюджет, чтобы и инвестору было не накладно вкладывать свои деньги в такой проект. Иначе он просто положит деньги в банк и будет себе "стричь" проценты, ни о чем не заботясь, а на разработку недр денег не даст.

От добычи на тех месторождениях, которые правительство в 1997 г. оставило в урезанном по требованию Думы перечне, Россия, по оценкам Минтопэнерго, при действующей налоговой системе могла бы получить за ближайшие 20 лет 16,3 млрд долларов (по планам, которые имеют привычку не выполняться), а при СРП - 54,6. (Понятно, что эти оценки были выполнены, исходя из цен мирового нефтяного рынка, которые были в тот период.) Нет законодательства о СРП - и нет "лишних" 38,3 млрд долларов в государственный бюджет. Интересно, каков был бы приговор суда, если бы какой-нибудь злоумышленник украл из государственной казны такую сумму? А ведь если бы перечень не был "укорочен" - сумма была бы еще большей. Казалось бы, инвестора нужно встречать, как национального героя. Не тут-то было.

В одном из своих интервью Ю.Болдырев заявлял: "Нам удалось на пути массового перевода недр на режим СРП поставить эффективные фильтры парламентских процедур" (Правда. 6.02.97). И он прав. Эти процедуры оказались настолько "эффективны", что с тех пор в России не было подписано ни одного (!) контракта на условиях "О СРП" (три действующих соглашения были подписаны до вступления закона в силу). Кстати, раньше он же утверждал, что "для привлечения добросовестных инвесторов - необходимые механизмы и гарантии в новом варианте закона для этого есть" (Независимая газета. 28.12.95).

Долго в средствах массовой информации упорно насаждалась провокационная мысль о том, что Закон "О СРП" лоббируют представители иностранных компаний. (С.Глазьев: "Борьба с лоббистами иностранного капитала была тяжелой" (Рабочая трибуна. 11.06.96); Б.Хорев: "Беда в том, что в качестве лоббистов, выражающих интересы иностранных монополий, в России выступают довольно влиятельные силы. В качестве ударного отряда используются некоторые депутаты Госдумы, сгруппировавшиеся вокруг председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию А.Михайлова" (Правда России. 26.12.96); А.Лебедь: "Изначально законопроект, насколько мне известно (от кого стало известно - догадаться нетрудно, ведь экономическую программу Конгресса русских общин (КРО), который в то время возглавлял генерал, писал С.Глазьев - М.С.), готовила группа лоббистов интересов иностранных нефтяных компаний, прикрываясь фракцией "Яблоко". Им почти удалось протащить закон, но вмешательство тогдашних депутатов Федерального Собрания Ю.Ю.Болдырева и С.Ю.Глазьева позволило предотвратить эту "законодательную диверсию" и в конечном счете принять приемлемую версию закона" (Труд. 11.06.96).

Чего стоят одни заголовки опубликованных в то время статей, посвященных СРП: "Отечество в опасности", "Объявляется большая распродажа", "СРП - это темный лес", "Новый виток ограбления России", даже совершенно сюрреалистический - "Тучи над... недрами" и т.п. А что на самом деле?

Во-первых, СРП - это не продажа государственного имущества, а передача его в аренду на срочной и возмездной основе. Значит, собственность остается в руках государства и именно под его контролем - контролем собственника - осуществляется разработка недр.

Во-вторых, форма аренды может быть разной. И действующая сегодня повсеместно лицензия - это тоже предоставление права пользования недрами на срочной и возмездной основе. Однако до сих пор не слышно голосов по поводу какой-то "распродажи" недр при помощи выдачи лицензий.

В-третьих, когда говорят о пресловутой "продаже Родины", обычно имеют в виду - иностранцам. Факты говорят о другом. Закон "О перечне участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции" от 21 июля 1997 г. включал пять нефтегазовых месторождений. Где же иностранцы?! Самотлор - это "Тюменская нефтяная компания", Ромашкинское - "Татнефть", Приразломное - "Газпром", Красноленинское - "СИДАНКО", месторождения северной части острова Сахалин - "Сахалинморнефтегаз".

Конечно, стране было бы выгодно, чтобы приходили и иностранцы, вкладывали в национальную экономику деньги, создавали в России новые рабочие места. Но в основном СРП - все-таки для отечественных компаний. Порядок пользования недрами сохраняется при СРП точно таким же, каким он был и раньше. Меняется порядок экономических взаимоотношений между государством и недропользователем. Плюс стабильность договора. Кому нравится наша нынешняя налоговая система? И нефтяникам не нравится. Если им будет предоставлена возможность перейти на СРП - они смогут привлекать частные инвестиции, нет - многие проекты не будут реализованы. В этом случае Россия, обладающая богатейшими запасами энергетического сырья, чего доброго, станет его импортером. Вот и вся альтернатива.

Именно поэтому, наперекор мутному потоку обвинений в "продаже Родины", в своей программе "Реформы для большинства" "Яблоко" в 1995 г. декларировало: "Мы будем добиваться принятия пакета законодательных актов, среди которых важнейшими являются Закон "О соглашениях о разделе продукции" (принятый Государственной Думой по инициативе фракции "Яблоко" в июне 1995 г.), а также поправки, предлагаемые в налоговое, таможенное и недропользовательское законодательство с целью обеспечить действие данного закона".

Закон «О СРП» безусловно необходим, но для его успешного функционирования необходимо:

1. Оптимизировать схему приобретения прав на земельный участок для нужд недропользования одним из следующих способов:

§ совершенствованием административной и судебной процедур изъятия земельного участка для государственных нужд. В этих целях следует внести изменения и дополнения в земельное и горное законодательства, предусматривающие возможность изъятия земельного участка для государственных нужд в целях недропользования;

§ упрощенной процедурой оформления земельного дела отдельно от производства экологической экспертизы.

2. В горном законодательстве необходимо регламентировать процедуру установления права ограниченного пользования земельным участком для пользования участком недр (земельный сервитут для целей недропользования) и права ограниченного пользования смежными участками недр (горный сервитут). Споры, связанные с указанными сервитутами, должны рассматриваться судами.

3. Целесообразно рассмотреть возможность внесения в ГК РФ изменений и дополнений, легализирующих земельный сервитут в целях недропользования как один из видов земельных сервитутов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 167.