Стилевая характеристика жанров естественной письменной русской речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Субстанционально стиль жанра коррелирует с такими параметрами как социологические характеристики автора жанра и ситуация общения. Социологические характеристики автора обусловливают стиль коммуникативного поведения. Ситуация общения детерминирует коррекцию социологически обусловленного стиля поведения.

Функциональные характеристики стиля предполагают повторяющиеся стилевые особенности в определенных жанрах. В фокус языковых стилей попадают те стилевые особенности, которые легко уловимы и отождествляются в любом высказывании. Общими чертами всех предполагаемых типовых стилей ЕПРР являются следующие: спонтанность, неофициальность, разговорный стиль. Стилистические приемы, используемые в высказываниях различных жанров ЕПРР, способствуют созданию стилистического типа поведения в рамках выбранного жанра. Стилистическая небрежность, приближенность к разговорной речи свойственна жанру записка; стремление к точному построению фраз, внимательное отношение к языку, приближенность к художественной речи, “приукрашивания”, наличие подробных описаний характерны для жанров мемуары, автобиографические записи, девичий дневник; сокращения, ведение записи ключевыми словами, наличие дат, времени наблюдаются в жанрах ежедневник, записная книга, перекидной календарь; намеренное использование сниженной лексики, небрежность в обращении с языком (словом) составляют тип стилистического оформления РЖ в жанрах граффити, чат. Функциональный стиль обусловлен генетической основой жанра, устанавливающей значимые характеристики по отношению к стилю в высказывании, репрезентирующей принадлежность к определенному жанру. Стиль высказывания отражает определенные условия речевого общения. Интегрирующим признаком ЕПРР является неофициальная сфера общения, оказывающая влияние на стилевое своеобразие жанров. Внутри объекта существует дифференциация по обозначенному признаку: полуофициальный (книга жалоб и предложений, объявление, вахтовый журнал, мемуары, автобиографические записи, письмо, граффити, чат, почтовая открытка), неофициально-дружеский (записка, открытка, дневник, девичий альбом).

Жанровый стиль (стилистический образ жанра), о котором писал Бахтин, входит в жанровое ядро и играет в пространстве жанра одну из ведущих ролей. Тип стиля функционирует на содержательном уровне жанра, коррелируя с образом автора, психообразом, образом возраста и пр. Стиль РЖ напямую связан с закрепленными обществом за определенным жанром стилистическими “нормами”, ограничивающими автора и устанавливающими определенные стереотипы написания РЖ.

 Жанровый стиль является некоторой формой, связанной с внутрижанровым содержанием, которая навязывает свои признаки, в данном случае стиль отодвигает какие-либо индивидуальные его проявления на периферийную зону. Жанровый стиль не относится к области образа автора, но, безусловно, коррелирует с ним: они тяготеют друг к другу, но не предполагают друг друга, такая конвергенция детерминирована объективным моментом РЖ.

На данном этапе исследования возможно выделить следующие жанровые стили ЕПР в оппозициях:

1) кратко/подробно/тезисно;

2) повествование/ восклицание/ вопрос/ рассуждение;

3) одномоментно/ многомоментно (по количеству описываемых ситуаций в жанре);

4) континуально/ дискретно;

5) обыденно/ празднично;

6) свободно/ “кодифицированно”.

Мы отдаем себе отчет в том, что стиль в обозначенной парадигме не соответствует общепринятым понятиям стиля, однако отметим тот факт, что речь идет о стиле жанра, отличного от языкового, который (стиль жанра) отличается наличием прагматики (см. [Бахтин 1986]) и дифференцирован композицией и темой РЖ. Под термином “кратко” понимается минимальность словесного выражения при описании предмета речи, соответственно, термин “подробно” предполагает определенную максимальность словесного выражения, то есть исчерпывающее описание, термин “тезисно” имеет значение “без излишеств, достаточно для понимания”.

Сформированная матрица РЖ (по принципу воспроизводимости и регулярности), детерминирует стиль жанра, соотносящийся с композицией и темой. Объективные основания этого положения обосновываются наличием характерных отличий между стилями жанров ЕПР, среди которых представляется возможным выделение внутрижанровых стилистических типов: тип “письмо” – подробно, повествовательный характер изложения, “многомоментно”, континуально, обыденно, кодифицированно (письмо, мемуары, автобиография, дневник); тип “записка”: кратко, повествовательно, “одномоментно”, дискретно, обыденно, свободно (записка, запись в книге отзывов и предложений); тип “открытка”: тезисно, восклицательно, одномоментно, празднично, свободно (открытка, чат, граффити).

Обобщенным типом стиля жанров ЕПРР является неофициальный, непринужденный (условно называемый “личного характера”) стиль речевого поведения.

Наличие описанных стилевых признаков жанра позволяет выделить ядро жанра, формирующееся из признаков, приобретающих облигаторность. Признаки, не вошедшие в ядерную зону, носят случайный характер, но они должны учитываться при описании жанра, т.к. могут играть существенную роль при идентификации РЖ. В ситуации, когда один из периферийных признаков РЖ становятся ядерным, устанавливается другая корреляция, влекущая трансформацию ядерной зоны жанра, т.к. все внутрижанровые признаки взаимодетерминированы.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 187.