Оглавление
Современные тенденции изучения речевых жанров. Принципы классификации речевых жанров
Принципы описания жанров по коммуникативно-семиотической модели
Принципы описания жанров естественной письменной русской речи
Методология описания признаков естественной письменной русской речи
Методика описания естественной письменной русской речи по коммуникативно-семиотической модели
Жанровые маркеры естественной письменной русской речи
Образ автора жанров естественной письменной русской речи
Стилевая характеристика жанров естественной письменной русской речи
Характеристика жанров естественной письменной русской речи по цели
Образ адресата жанров естественной письменной русской речи
Список литературы
Принципы описания жанров естественной письменной русской речи
Н.Б. Лебедева предлагает выделять четыре типа речи: ЕПР, естественную устную речь – ЕУР, искусственную устную речь – ИУР, искусственную письменную речь – ИПР, то есть “профессионально подготовленной, письменно-литературной речевой деятельностью” [Лебедева 2001: 4]. Под термином “естественная письменная русская речь” (далее ЕПРР) Н.Б. Лебедева, предлагает понимать речь, характеризуемую наличием “письменной формы, спонтанности и непрофессиональности исполнения” [Лебедева 2001: 6]. ЕПРР является продуктом повседневных социальных отношений. Предметы бытового, повседневного характера всегда обладают знаковым содержанием и потому “характеризуют социокультурную принадлежность человека, ими пользовавшегося” [Кнабе 1989: 26]. ЕПРР как феномен повседневности формирует определенный массив культурных, витальных, социальных ценностей, которые, как правило, противопоставляются “элитарным”, в результате чего приобретают негативную оценку, навязываемую обществу. ЕПРР – это явление культурной и лингвистической действительности, которое обладает определенным единством, так как оно основано на одних и тех же принципах: приобретаемости, транслируемости, связи с техникой создания и потребления коллективом. Общность принципов подтверждает мысль о том, что перед нами не ряд разнородных фактов, а определенная система. Данные положения были рассмотрены нами отдельно [Косых 2002, 2002а, 2002б, Тюкаева 2003].
Список литературы
1. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества. – М.: “Искусство”, 2007.
2. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи: Сборник научных статей. – Саратов, 2009. Вып.1.
3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.; 1997.
4. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 2008.
5. Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. – М., 2006.
6. Татарникова Н.М. Координация первичного и вторичного речевых жанров в официально-деловом стиле речи (на примере допроса и протокола допроса): Дисс… канд. филол. наук. – Иркутск, 2004.
7. Холожович Т.П. Типология речи // Историко-типологическое исследование. – М., 2008.
_ Термин рабочий, употребленный по аналогии с термином “образ автора” [Виноградов 1978].
_ Номинация “образов автора” условна, произведена с опорой на ассоциативную базу исследователей.
Оглавление
Современные тенденции изучения речевых жанров. Принципы классификации речевых жанров
Принципы описания жанров по коммуникативно-семиотической модели
Принципы описания жанров естественной письменной русской речи
Методология описания признаков естественной письменной русской речи
Методика описания естественной письменной русской речи по коммуникативно-семиотической модели
Жанровые маркеры естественной письменной русской речи
Образ автора жанров естественной письменной русской речи
Стилевая характеристика жанров естественной письменной русской речи
Характеристика жанров естественной письменной русской речи по цели
Дата: 2019-07-30, просмотров: 196.