старший научный сотрудник лаборатории социальной психологии НИИКСИ, кандидат психологических наук
(г. Санкт-Петербург).
Пугач Владимир Николаевич –
доцент, заведующий кафедрой социальной и инженерной психологии Ижевского государственного технического университета (г.Ижевск)
«Не все общемировые
Демографические процессы
Можно изменить,
Иногда, лучше искать способы
Адаптации к ним».
Кофи Аннан,
Генеральный Секретарь ООН
Введение
Чтение является краеугольным камнем образования, как такового. Однако, в последние 3-4 года в начальных школах России 10-12 детей в каждом классе имеют серьёзные трудности в обучении чтению. В России таких детей от 510 тыс. до 700 тыс. человек. По нашим данным, если число таких детей составляют 15-16% от популяции, то в 1-3 классах их число составляет 38-43%.
Большинство детей, имеющих затруднения в обучении чтению – дети с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД) - у которых по ряду причин происходит неравномерное развитие различных отделов головного мозга. Это дети, имеющие срыв адаптационных систем в процессе созревания головного мозга. Иными словами, м инимальные мозговые дисфункции (ММД) — это наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.
Часто этих детей ошибочно относят к группе детей с задержкой психического развития (ЗПР). Главным отличием от ЗПР является то, что дети с ММД, это дети со стандартным и выше уровнем интеллекта. Это именно те дети, которые вызывают отчаяние, как у учителей, так и у их родителей. Внешне это проявляется в виде хронического нарушения поведения и стойкого отвращения к учёбе.
Справка:
По международной классификации МКБ-10 Американской психиатрической ассоциации, часть из них - это «дети с дефицитом внимания в сочетании с гиперактивностью» - ADHD (Шифр F 90.0).
В нашей стране чаще используют термин: «Синдром нарушения внимания с гиперактивностью и без неё (СНВГ)».
По данным J. Perrin e.a. (1998), дети с дефицитом внимания имеют значительные трудности в обучении вследствие различного сочетания, а также различной тяжести следующих расстройств:
Обычно эти проблемы сочетаются в различных комбинациях и ведут к ухудшению в учёбе, а также негативно влияют на память, последовательность в выполнении действий, двигательные навыки, речь, сон, настроение. Такому ребёнку трудно согласовать свои действия с общественными требованиями. Подобные расстройства могут сочетаться с расстройствами высшей корковой функции, включая нарушения двигательной активности, познавательных способностей, общения и социального статуса ребёнка.
* * *
Годовое увеличение числа таких детей составляет 3-6%. То есть, при сохраняющейся тенденции, через 10 лет их число может достичь уровня 30-40%. Это не только зреющая социальная, но и актуальная медико-психолого-педагогическая проблема.
Дело в том, что эти дети начинают испытывать отвращение к чтению, а затем к учёбе вообще. Эти очень умные дети быстро становятся «коридорными», «дворовыми» и являются реальным резервом пополнения подростковых криминальных группировок.
Как правило, двери высших учебных заведений для них закрыты. С достаточной степенью вероятности, можно предположить, что значительная часть этих детей идут в систему среднего и начального профессионального образования.
Общество только начинает осознавать надвигающуюся опасность. На Всероссийском съезде педиатров в декабре 1998 года из 980 опубликованных докладов более 300 были посвящены проблеме ММД/ СНВГ.
По данным литературы, если в России, число таких детей пока составляет 15-21% от популяции, то в различных странах Западной Европы 26-34%, а в США – до 42% детей. Причём, это дети из всех социальных слоёв населения.
Поскольку дети с ММД/СНВГ являются серьёзной социальной и медико-психолого-педагогической проблемой, то, очевидно, что для её решения необходимы совместные усилия систем здравоохранения, образования, а также, создание специальных социальных программ.
Цель данной социальной инициативы состоит:
· В создании инфраструктуры по реорганизации жизни ребёнка так, чтобы обеспечить повышение эффективности обучения, социальную адаптацию и более полноценное психическое развитие.
· Активация общественности и органов власти на решение данной социальной проблемы.
· Профилактика отклоняющегося поведения учащихся.
Направления работы
1. Раннее выявление детей с СНВГ в дошкольный период и в 1-м классе с последующими рекомендациями по коррекции.
2. Выявление детей с СНВГ на этапах начального, среднего, начального специального и среднего специального образования, с последующим мониторинговым контролем развития ситуации на данной территории.
3. Обучение школьных психологов диагностике СНВГ.
4. Проведение технологических семинаров-практикумов для учителей - по психологии индивидуальной работы в классе, с учётом наличия детей с СНВГ.
5. Создание системы медико-психолого-педагогической помощи детям с СНВГ.
6. Обучение родителей детей с СНВГ методам индивидуальной работы с ребёнком.
* * *
Дата: 2019-07-31, просмотров: 226.