Современная налоговая система РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Ключевое место в системе налогового законодательства занимает закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В нём определены принципы построения, структура и общий механизм функционирования налоговой системы, установлен перечень федеральных, республиканских в составе РФ, краевых, областных, автономных образований и местных налогов, сборов и платежей, порядок их исчисления и взимания, обязанность и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Важное значение для единства налоговой системы и принцип однократности обложения налогом, заложенный в действующем налоговом законодательстве, а также единый подход к определению прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов.

В целом Закон «Об основах налоговой системы в РФ» в значительной мере обеспечивает стабильность налогообложения и одновременно придаёт налоговой системе определённую гибкость.

Налоговая система - это совокупность налогов и методов их взимания.

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательным актом.

Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.

Налогоплательщик подлежит в обязательном порядке постановке на учёт в органах Государственной налоговой службы РФ (налоговые органы). При этом банки и кредитные учреждения открывают расчётные и иные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учёт в налоговом органе.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определённых товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за определённый законом период налогообложения.

Налоговые ставки, за исключением ставок акцизов и таможенных пошлин, устанавливаются Верховным Советом РФ и другими органами государственной власти.

На отдельные виды и группы товаров, определяемые Верховным Советом РФ, ставки акцизов устанавливаются Правительством РФ.

Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляются Верховным Советом РФ и другими органами власти.

По налогам могут устанавливаться следующие льготы:

1. необлагаемый минимум объекта налога;

2. изъятие из обложения определённых элементов объекта налога;

3. освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

4. понижение налоговых ставок;

5. целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов(;

6. прочие налоговые льготы.

 

Налогоплательщик обязан:

1. своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

2. вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности;

3. представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

4. другие обязанности.

В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливаются и определяют:

· налогоплательщика (субъекта налога);

· объект и источник налога;

· единицу налогообложения;

· налоговую ставку (норму налогового обложения);

· сроки уплаты налога;

· бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.

Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога. Невозможность уплаты налога является основанием для признания юридического лица в установленном законом порядке, осуществляющего предпринимательскую деятельность, банкротом.

В случае неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей их исполнения обеспечивается мерами административной и уголовной ответственности, финансовыми санкциями, а также залогом денежных и товарно-материальных ценностей, поручительством или гарантией кредитов налогоплательщика.

Налоговые органы вправе:

1. возбуждать ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью;

2. предъявлять в суд или арбитражный суд иски:

· о ликвидации предприятий по основаниям, установленным законодательством РФ;

· о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

· о признании регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных этим предприятием.

Должностные лица налоговых органов имеют право в установленном законодательством порядке:

1. проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, получить необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;

2. обследовать любые используемые для извлечения доходов (прибыли) либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения налогоплательщиков;

3. приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях в случае непредставления в налоговый орган документов, связанных с исчислением или уплатой налогов;

4. налагать на руководителей банков, кредитных учреждений, а также финансовых органов административные штрафы в случае невыполнения указаний налоговых органов;

5. получать без оплаты от всех юридических лиц данные, необходимые для исчисления налоговых платежей плательщиков.

Банки, кредитные учреждения, биржи и иные предприятия обязаны предоставлять налоговым органам данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков-клиентов этих учреждений и предприятий за истёкший финансовый год в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

В случае непредставления таких данных руководители указанных учреждений и предприятий привлекаются к административных ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждую неделю просрочки.

В случае неисполнения ( задержки исполнения) по вине банка или кредитного учреждения платёжного поручения налогоплательщика с этого учреждения взыскивается в установленном порядке пеня в размере 0,2% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога.

Предприятия обязаны до наступления срока платежа сдать платёжное поручение соответствующим учреждениям банка на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетные фонды. Указанные платежные поручения банками и кредитными учреждениями исполняются в первоочередном порядке.

Существуют следующие виды налогов, взимаемых на территории РФ:

1. федеральные налоги;

2. налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов;

3. местные налоги.

Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

К федеральным налогам относятся:

1. налог на добавленную стоимость (НДС);

2. акцизы на отдельные виды и группы товаров;

3. налог на доходы банков;

4. налог на доходы от страховой деятельности;

5. налог с биржевой деятельности (биржевой налог);

6. налог на операции с ценными бумагами;

7. таможенная пошлина;

8. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ;

9. платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РФ;

10. подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;

11. налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определённом законодательными актами о дорожных фондах РФ;

12. гербовый сбор;

13. государственная пошлина;

14. налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

15. сбор за использование наименований «Россия», «РФ» и образованных на их основе словосочетаний.

К налогам республик в составе РФ и налогам краев, областей, автономных областей, автономных округов относятся:

1. налог на имущество предприятий;

2. лесной доход;

3. плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

4. сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

К местным налогам, взимаемых с предприятий относятся:

1. сбор за право торговли, сбор устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти: сбор уплачивается путём приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет;

2. целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;

3. налог на рекламу, налог уплачивают юридические лица, рекламирующую свою продукцию;

4. лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

5. сбор за уборку территорий населённых пунктов;

6. сбор за открытие игорного бизнеса;

7. налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Также налоги можно разделить по характеру налогового изъятия:

· косвенные налоги;

· прямые налоги.

Проанализируем разделение налогов на прямые и косвенные.

Косвенные налоги взимаются посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К таким налогам относятся: акцизные налоги, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, налог с имущества, переходящего в порядке наследование и дарения, налог на ценные бумаги.

Косвенные налоги именуются ещё безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К ним относятся все остальные налоги (кроме косвенных) о которых было сказано выше.

Итак, прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные в большей степени регулируют процессы распределения и потребления.

 

1.3. Виды налогов взимаемые Октябрьским ГНИ
с юридических лиц города Орска.

 

Из перечисленных выше налогов, рассмотрим подробнее налоги, которые взимает Октябрьский ГНИ с предприятий города Орска.

Федеральные налоги:

1) Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

Плательщиками налога являются:

а) организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридического лица (государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, учреждения, другие виды организаций), осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

б) предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

в) индивидуальные частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

г) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (предприятий), находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги);

д) международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность на территории РФ.

Объектами налогообложения являются:

а) обороты по реализации на территории РФ товаров, выполняемых работ и оказанных услуг;

б) товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии с таможенными режимами;

При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретённых на стороне.

При реализации работ объектом налогообложения являются объёмы выполняемых строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технических, проектно-изыскательских и других работ.

При реализации услуг объектом налогообложения является выручка, полученная от оказания:

а) услуг пассажирского и грузового транспорта;

б) посреднических услуг;

в) услуг связи, бытовых, жилищно-коммунальных услуг;

г) услуг физической культуры и спорта;

д) рекламных услуг;

и других.

Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в следующих размерах:

а) десяти процентов - по продовольственным товарам ( за исключением подакцизных) и товарам для детей по перечню, утверждённому правительством РФ; при реализации для промышленной переработки и промышленного потребления продовольственных товаров ( за исключением подакцизных) также применяется ставка налога в размере десяти процентов; десять процентов - по зерну, сахару-сыру; рыбной муке, рыбе и морепродуктам, реализованным для использования в технических целях, кормопроизводства и производства лекарственных препаратов;

б) двадцать процентов - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

2) Налог на прибыль с предприятий.

Плательщиками налога являются:

а) предприятия и организации ( в том числе бюджетные) являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая создание на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

б) филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчётный (текущий) счёт;

в) коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала, получившие лицензию Центрального банка РФ;

г) предприятия, организации и учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ и получившие в Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью лицензию на осуществление страховой деятельности;

д) критерии отнесения предприятий к малым предприятиям (включая среднюю численность работников) установленные Федеральным законом от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».

Объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Ставки налога на прибыль составляют не свыше двадцати двух процентов, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков по ставкам в размере не свыше тридцати процентов.

Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, устанавливается в размере восьми процентов для банков, предоставляющих не менее пяти десятков общей суммы кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, производящим или перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, а также малым предприятиям ( за исключением малых предприятий, осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую, закупочную и посредническую деятельность).

3) Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов.

К ним относятся следующие налоги:

1. налог на реализацию горюче-смазочных материалов;

2. налог на пользователей автомобильных дорог;

3. налог с владельцев транспортных средств;

4. налог на приобретение автотранспортных средств.

 

1. Порядок исчисления и уплаты налога на реализацию горюче-смазочных материалов.

Плательщиками этого налога являются юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения).

Объектом налогообложения для организаций-изготовителей горюче-смазочных материалов является оборот по реализации горюче-смазочных материалов, исходя из фактических цен реализации (включая акцизы), без налога на добавленную стоимость.

Организации, передающие сырьё для переработки его в горюче-смазочные материалы, уплачивают налог, исходя из фактических цен реализации этих горюче-смазочных материалов, без НДС.

Для организаций, которые определяют реализацию по отгрузке товаров, датой совершения оборота считается день их отгрузки и предъявления покупателям расчётных документов. Налог уплачивается по ставкам двадцати пяти процентов.

2. Порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.

Налог уплачивают предприятия, организации, учреждения являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями.

Объектом налогообложения являются выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг) и суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Ставки налога устанавливаются в размере:

а) процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);

б) процента от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Средства налога зачисляются:

· в Федеральный дорожный фонд РФ по ставке 1,25%;

· в территориальные дорожные фонды по ставке также 1,25%.

3. Порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств.

Налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают юридические лица (предприятия, организации, учреждения) имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, в следующих размерах (с каждой лошадиной силы), табл. 1.2.

 

Таблица 1.2.


Дата: 2019-07-30, просмотров: 156.