Государственная налоговая политика.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Организация управления налогообложением в условиях рынка (на примере ГНИ Октябрьского района г. Орска)

 

 

ВЫПОЛНИЛ: студент гр. Э-51   Горюнова Н.В.   ____________________ (подпись)   НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: доцент, к.э.н. Пасечникова Л.В.   ____________________ (подпись)
           

               

           

           

               

               

           

 

           

               

               

 

               

 

           

 

 

“Допущен к защите”

Зав. кафедрой Менеджмента:

доцент, к.э.н. Пасечникова Л.В.

 

___________________________

            (подпись)

 

“ _____ “ ____________ 1998г.

 

 

ОРСК - 1998

Содержание

Введение........................................................................................................... 4

Глава 1. Система изъятия налогов РФ на современном этапе экономического развития........................................................................................................... 6

1.1. Государственная налоговая политика.................................................. 6

1.2. Современная налоговая система РФ................................................... 14

1.3. Виды налогов взимаемые Октябрьским ГНИ с юридических лиц города Орска........................................................................................................... 20

Глава 2. Анализ организации системы налогообложения юридических лиц в ГНИ октябрьского района г. Орска...................................................................... 32

2.1. Организационная структура, задачи и функции ГНИ....................... 32

2.2 Планирование как основа деятельности ГНИ..................................... 38

2.3. Контроль в организации системы налогообложения........................ 53

2.4. Система мотивации труда персонала ГНИ......................................... 61

Глава 3. Совершенствование системы налогообложения юридических лиц в современных условиях.................................................................................. 69

3.1. Методы, обеспечивающие предотвращение уклонения от уплаты налогов...................................................................................................................... 69

3.2 Совершенствование налоговой системы, как фактор повышения эффективности системы налогообложения......................................................................... 75

Заключение.................................................................................................... 82

Список использованной литературы............................................................ 86

Приложение................................................................................................... 88

 

 


 


Введение

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Этим и определяется значение рационально организованной и эффективно действующей налоговой службы.

Экономические преобразования в современной России закономерно обусловили реформирование системы налогов и создание новой налоговой службы. Реформа 1991 - 1992 г.г. учитывала, что на пути к рыночной экономике налги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Настоящая работа посвящена организации управления налогообложения юридических лиц в условиях рынка.

Целью работы является изучение системы изъятия налогов РФ на современном этапе экономического развития.

Определяющее значение для формирования налоговой политики, системы налогов и налоговой службы имеют законы «О государственной налоговой службе РФ», «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и некоторые другие. Затем провести анализ организации системы налогообложения юридических лиц и необходимость совершенствования системы налогообложения в современных условиях.

Объектом исследования является Государственная налоговая инспекция по Октябрьскому району г. Орска. В дипломной работе рассмотрены все виды налогов, взимаемые Октябрьским ГНИ с юридических лиц.

На примере этой инспекции в дипломном исследовании сделана попытка провести анализ организации системы налогообложения юридических лиц.

В дипломной работе проведён анализ планирования деятельности ГНИ, т.е. рассмотрены все виды планов, которые составляются ГНИ Октябрьского района для эффективного достижения целей организации и для осуществления деятельности.

Проведён анализ выполнения бюджетных назначений на 1997 год по Октябрьскому ГНИ г. Орска и анализ динамики налоговых поступлений за 1996 - 1997 г.г. А также приведены финансовые санкции за снижение или сокрытие основных видов налогов в 1997 году.

Рассмотрен и проведён анализ контроля в организации системы налогообложения; анализ системы мотивации труда персонала ГНИ.

Рассмотрены и проанализированы основные методы материального стимулирования работников ГНИ октябрьского района, а также методы, удовлетворяющие социальные потребности людей.

В настоящей работе рассмотрены вопросы совершенствования системы налогообложения, как фактор, повышения эффективности системы налогообложения юридических лиц: необходимость совершенствования правовой базы налоговой системы - системы налогов и налоговых льгот, а также совершенствование организационной структуры ГНИ. Рассмотрены методы, обеспечивающие предотвращения уклонения от уплаты налогов, приведён пример.


Глава 1. Система изъятия налогов РФ
на современном этапе экономического развития

 



Планирование как основа деятельности ГНИ.

 

Обоснованные цели являются важнейшими компонентами эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решения и поведения. Цель устанавливает, что организация хочет достичь и когда она хочет получить желаемый результат. Работники, ответственные за достижение целей, движимые даже наилучшими намерениями, могут легко выбрать такой образ действий или вести себя таким образом, что фактически не обеспечит достижение целей. Чтобы избежать подобной дезориентации и неправильного толкования, руководство должно разрабатывать дополнительные планы и конкретные указания по обеспечению целей и наладить процесс реализации стратегического плана.

Основной задачей этих директив является ориентация будущих решений и поведения на реализацию альтернатив, которые, по мнению руководства, являются благоприятными для достижения общей цели.

Как и для многих организаций планирование для ГНИ имеет очень большое значение для осуществления деятельности и для достижения целей организации.

Поэтому ГНИ занимается планированием своей деятельности, составляют как долгосрочные, так и краткосрочные планы.

В ГНИ Октябрьского района составляют следующие виды планов:

1. Квартальные планы отделов и секторов ГНИ и информации по их выполнению;

2. планы мероприятий по выполнению Указов Президентов;

3. планы графиков проверок предприятий по соблюдению налогового законодательства;

4. планируют суммы налогов и платежей, которые должны перечислять предприятия в бюджеты различных уровней (бюджетные назначения).

Рассмотрим содержание каждого из этих видов планов:

1. В Квартальные планы входят мероприятия, которые необходимо выполнить за определённый квартал, срок исполнения, кто является ответственным за проведение каждого мероприятия.

Рассмотрим план работы на IV квартал 1997 года.

Этот план оформляется в виде таблицы 2.1. Напротив каждого пункта плана работы ставится срок исполнения - это может быть конкретное число и месяц или сколько раз необходимо провести эту работу за квартал и т.д. Затем также напротив каждого срока исполнения ставится, кто является ответственным: конкретная фамилия инспектора или количество инспекторов.

Этот план работы ГНИ на квартал необходим, так как приводит к своевременному выполнению каждым инспектором необходимой работы и при общих усилиях ведёт к выполнению общей главной цели организации.

 

Таблица 2.1.

Квартальные планы отделов и секторов ГНИ по Октябрьскому району и информации по их выполнению

План работы на IV квартал 1997 г.

 

№ п.п Наименование Срок исполнения

Ответственный

1 2 3

4

I. Контроль исполнения налогового законодательства налогоплательщиками

 
1. Провести документальные проверки соблюдения налогового законодательства Согласно графика

Инспектора

2. Контроль за поступлением сумм по актам документальных проверок Постоянно

Инспектора

3. Проведение встречных проверок по запросам других ГНИ По мере получения запроса

Инспектора

4. Подготовка материалов документальных проверок вопросы состояния платёжной дисциплины Еженедельно Среда

Белова Л.Г.

Инспектора

5. Отражать в актах документальных проверок вопросы состояния платёжной дисциплины Согласно утверждённого перечня

Инспектора

6. При проверках выявлять дополнительные счета предприятий не указанных в документах представленных в ГНИ Постоянно

Белова Л.Г.

Инспектора

7. Проводить массовые проверки соблюдения законодательства об оплате труда При проведении документальных проверок

Инспектора

8. Проводить работу по выявлению оптовых поставщиков алкогольной продукции При проведении документальных проверок

Инспектора

         

Продолжение таблицы 2.1.

 

1 2 3

4

9. Работа с письмами, жалобами, заявлениями налогоплательщиков По мере их получения

Белова Л.Г.

10. Проведение проверок по заданиям ГНИ области и ГНИ по г. Орску По мере получения заданий

Инспектора

II. Подготовка государственной отчётности

 
1. Составить отчёт по Ф 2-н срочная до 1 (ежемесячно)

Белова Л.Г.

2. Составить отчёт по Ф 2-н квартальная до 1 (ежемесячно)

Белова Л.Г.

3. Подготовить пояснительную записку к отчёту 2-н квартальная до 4

Белова Л.Г.

III. Разъяснение налогового законодательства среди налогоплательщиков

 
1. Индивидуальные консультации налогоплательщиков В соответствии с регламентом

Белова Л.Г.

Инспектора

2. Подготовка письменных разъяснений в налоговом законодательстве При получении запросов

Белова Л.Г.

3. Выступить в СМИ по изменениям в налоговом законодательстве сентябрь

Белова Л.Г.

IV. Работа с кадрами отдела

1. Аппаратные совещания при начальнике отдела еженедельно пятница

Белова Л.Г.

2. Экономическая учёба в отделе 2.4. пятница месяца

Белова Л.Г.

3. Проведение перепроверок за работой специалистов отдела 1 раз в квартал

Белова Л.Г.

4. Проведение учебных проверок с вновь принятыми специалистами  

Калинина О.И.

Князева И.В.

         

 

2. Рассмотрим планы работы мероприятий по выполнению Указов Президента на примере составленного плана мероприятий направленных на поступление в 1997 г. налоговых платежей, снижение имеющейся недоимки, выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений.

Здесь уже разрабатывается конкретные мероприятия для всей ГНИ и закрепляется за определённым отделом какое-то из мероприятий.

Так же оформляется в виде таблицы 2.2.

Таблица 2.2.


План

мероприятий направленных на поступление в 1997 г. налоговых платежей, снижение имеющейся недоимки, выявление, предупреждение и пресечение
налоговых правонарушений

 

№ п.п. Наименование мероприятия Исполнитель Ответственный за исполнение Срок исполнения
1 2 3 4 5
1. Провести комплексные проверки правильности исчисления и уплаты налогов крупными предприятиями по: ВГРЭ; РСУ - 2; ОМУС - 2; ОМФ. ГНИ УФСНП   По утверждённому плану - мероприятий


Продолжение таблицы 2.2.

1 2 3 4 5
2. Проверка соблюдения налогового законодательства негосударственными пенсионными фондами по итогам их работы за 1996 год ГНИ УФСНП Отдел н/о прибыли ГП, МП, акционерных обществ Белова Л.Г. до 1.09.97 г.
3. Осуществлять контроль за соблюдением предприятиями п.9 Указа Президента РФ №1006 от 23.05.94 г. и п.9,10 Указа Президента РФ №1212 ГНИ Отделы документальных проверок, отдел взыскания платежей Постоянно по выявленным нарушениям
4. Информировать главу администрации района, ГНИ по г. Орску о положении дел и состоянии работы по взысканию недоимки с приложением списков наиболее крупных предприятий недоимщиков с предложениями совместных действий для обеспечения полного и своевременного поступления платежей в бюджет ГНИ Отдел взыскания платежей в бюджет Ежемесячно не позднее 10-го числа
5. Проводить работу по обращению взыскания недоимок по платежам в бюджет, на имущество юридических лиц и наличные денежные средства в кассах недоимщиков (согласно доведённых графиков) ГНИ УФСНП Отдел взыскания платежей Постоянно
6. На основании сведений, представляемых комитетом по управлению имуществом и фондом имущества области проводить проверки по вопросу полноты и своевременности перечисления в бюджет доходов от приватизации, от сдачи в аренду госимущества и дивидендов, начисленных по акциям, принадлежащим государству ГНИ УФСНП Отделы документальных проверок По утверждённому плану мероприятий
7. Принимать участие в разработке положений о порядке исчисления и уплаты местных налогов и сборов, анализировать принимаемые решения и распоряжения и принимать меры по проведению их в соответствии с действующим законодательством ГНИ финансовое управление Отделы документальных проверок. Отдел местных налогов и сборов Постоянно
8. Организовывать проведение на постоянной основе совместные массовые проверки по: · выявлению юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, уклоняющихся от постановки на учёт в налоговых органах; · соблюдение установленного порядка применения ККМ при осуществлении денежных расчётов с населением, полноты оприходования по учёту денежной выручки; · соблюдению порядка применения цен при реализации ликероводочных изделий крепостью свыше 28%   ГНИ УФСНП УВД Отделы документальных проверок, отдел н/о физических лиц, оперативный отдел До 4 числа каждого месяца

Продолжение таблицы 2.2.

1 2 3 4 5
  · соблюдению условий и порядка деятельности по производству, хранению, оптовой и розничной реализации спирта и алкогольной продукции, полноты уплаты акцизов и лицензионных сборов; · порядка маркировки марками акцизного сбора и специальными марками алкогольной и табачной продукции; · проверок с широким привлечением работников Госавтоинспекций наличия и достоверности сопроводительных документов при транспортировке предназначенных для реализации алкогольной и табачной продукции, а также других товаров, пользующихся спросом.        
9. Осуществление на постоянной основе мероприятий по выявлению налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на налоговый учёт в налоговых органах ГНИ Отдел учёта налогоплательщиков к 15.11.97 г.

 

Эти планы мероприятий при осуществлении их к необходимому сроку ведут к своевременному и полному поступлению налоговых платежей за год, снижению имеющейся недоимки, выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений.

3. В налоговой инспекции в соответствии с годовыми планами работы составляются квартальные графики проверок предприятий и утверждаются их руководителями. В них включаются, в первую очередь, предприятия, имеющие прибыль в значительных размерах или допускающие грубые нарушения в ведении бухгалтерского учёта и выполнении налоговых обязательств, а также все убыточные предприятия.

По каждому отделу ГНИ Октябрьского района составляется квартальные графики проверок предприятий. Этот график оформляется в виде таблицы 2.3., в которую входят два столбца: наименование налогоплательщика и время проведения проверки (месяц) и в этой таблице указывается на каких предприятиях необходимо провести комплексные проверки, а на каких целевые, систематические и т.д..

Подробно о видах проверок будет рассмотрено в следующем параграфе главы 2 - (2.3.)


Таблица 2.3.





График

документальных проверок соблюдения налогового законодательства
на 4 квартал 1997 года.

№ п.п. Наименование налогоплательщика Время проведения проверки

I. Комплексные проверки

1. Орская перевалочная нефтебаза Октябрь
2. Орская ТЭЦ - 1 Октябрь
3. Дирекция строящейся ТЭЦ - 2 Октябрь
4. Трет садово-паркового хозяйства Октябрь
5. АОЗТ продтовары Ноябрь
6. АОЗТ Инталн Ноябрь
7. АОЗТ ТТТ Ноябрь
8. АОЗТ Центр Ноябрь
9. ЗАО Инкомхран Ноябрь
10. Общество Чернобыль Ноябрь
11. УПП ВОС Ноябрь
12. Оренбургское отделение учколлектора Декабрь
13. МК - 85 треста ООСЭСС Декабрь
14. АОЗТ Интерьер - 2 Декабрь
15. АООТ Каменный пояс Декабрь
16. Орский педколледж Декабрь
17. МПО ЖКХ Декабрь
18. МСЧ ЮУМЗ Декабрь
19. МСЧ Чкалова Декабрь
20. Отдел культуры Декабрь

II. Целевые проверки

1. ОАО «Орская макаронная фабрика (НДС)» Сентябрь
2. Орская нефтебаза ОАО Оренбург нефтепродукт Сентябрь

 

Планирование графиков проведения проверок предприятий является очень важным процессом для деятельности ГНИ, при осуществлении этих проверок в запланированный период приводит к выявлению инспекторами заниженную сумму прибыли предприятий, а следовательно заниженные налог на прибыль и на имущество, Инспекторы накладывают на предприятия штрафы по выявленным нарушениям: не поступивших в бюджет налогов, заниженной прибыли и заниженных налогов, неправильности ведения бухгалтерской отчётности. Эти меры необходимы для того, чтобы предприятия соблюдали налоговое законодательство, своевременно и полно вносили в бюджет налоги и иные обязательные платежи.

4. В ГНИ Октябрьского района отделом анализа налоговых поступлений планируются суммы поступлений налогов и других платежей с предприятий на месяц, квартал, год. Эти плановые показатели рассчитываются исходя из проведённых проверок предприятий, предполагаемого дохода предприятий и т.д.. Затем этим же отделом сравниваются и анализируются плановые показатели с фактическими поступлениями за соответствующий период, рассчитываются отклонения, в какую сторону эти отклонения и по каким причинам они происходят. Затем оценивается выполнен ли план по поступлениям налогов в бюджет или нет.

Рассмотрим выполнение бюджетных назначений на 1997 год (табл. 2.4. цифры условные). В таблице 2.4. даны плановые показатели (бюджетные назначения) на 1997 год следующих налогов: НДС, акцизы, налог на прибыль, ресурсные платежи и прочие налоги, а также фактические суммы поступлений за 1997 год этих же налогов.

Как видно из таблицы 2.4. по НДС акцизам, налогу на прибыль, и прочим налогам суммы фактических поступлений выше, чем плановые показатели. Особенно велико превышение прочих налогов от запланированной суммы - на 3006 млн. Руб. или в 15,25 раз. Сумма фактических поступлений налогов в 1997 г. составила 3217 млн. Руб..

По налогу на прибыль сумма фактических поступлений превысила плановый показатель на 1690 млн. руб. или на 132,7%. Плановый показатель этого налога - 5254 млн. руб., а сумма фактических поступлений составляет 6944 млн. руб..

Также превысил плановый показатель на 1997 год НДС на 10147 млн. руб. или на 114,4%. В 1997 году НДС поступило 80397 млн. руб..

Таблица 2.4.


За 1996 - 1997 г.г.

Наименование налогов

Суммы поступления

млн. руб.

  Абс. откл.   Темп роста,
  1996 г. 1997 г. %%
1 2 3 4 5
НДС 6675 80397 13722 120,6
Акцизы 82869 114283 31414 137,9
Налог на прибыль 4972 6944 1972 139,7
Единый налог 27 65 38 240,7
Плата за воду 17 48 31 282,3
Плата за недра 156 605 449 387,8
Плата за загр. окр. среды 140 219 79 156,4
Воспр-во мин-сыр. Базы 36 68 32 188,9
Налог на искусство 904 1778 877 196,7
Госпошлина 53 170 117 320,7
Лиц. Сбор за право торг. 0 0    
Прочие налоги 1851 2884 1033 155,8
в том числе: Содержание жилфонда   476   829   353   174,2
Нужды образования 71 175 104 246,5
Уборка территории 1070 1373 303 128,3
Транспортный налог 219 466 247 212,8
Налог на сод. Милиции 15 41 26 273,3
Налог на операции с ц\б 10 10   100
Фонд борьбы с преступн. 0 0    
Федер. Дорожный фонд 16091 16376 285 101,8
Терр. Дорожный фонд 7917 9616 1699 121,5
Всего поступило 181789 233507 51718 128,4
в том числе Федеральный бюджет   149547   187184   37665   125,2
Местный бюджет 8116 187184 37665 125,2
Дорожный фонд 24008 25992 1984 108,3
Отчислено в область 148 1801 1653 1216,9

 

Небольшое превышение суммы поступления имело место по акцизам на 4283 млн. руб. или на 103,9%, т.е. по акцизам сумма фактических поступлений практически схожа с плановым показателем (110000 млн. руб.). Фактические поступления акцизов в 1997 году составили 114283 млн. руб..

Но сумма фактических поступлений ресурсных платежей намного меньше запланированного показателя и равна 559 млн. руб. вместо 861 млн. руб. или 64б9% от запланированного объёма.

Это произошло из-за неплатёжеспособности многих предприятий. Крупные суммы недоимки имеют ОАО «ОНОС», ТсОО «Орскпромстрой», ТсОО ПОГАТ - 2, ОАО Карьероуправление. В инспекции проводится определённая работа по уменьшению и принудительному взысканию недоимки.

 



Но по общей сумме всех налогов фактические поступления в 1997 году составили 205143 млн. руб., что превысило плановый показатель на 18567 млн. руб. или на 109,9%.

Итак, ГНИ по Октябрьскому району выполнила план по поступлению налогов на 1997 год, даже перевыполнила по общей сумме на 9,9%. Следовательно в целом работа и все плановые мероприятия проведены эффективно и в срок.

На основание табл. 2.4. можно построить диаграмму рис. 2.1. Состав бюджетных поступлений Октябрьской ГНИ по видам налогов на 1997 г.

По этой диаграмме видно, что наибольший удельный вес имеют акцизные платежи - 114283 млн. руб., НДС - 80397 млн. руб.. Налог на прибыль и прочие налоги по сравнению с вышеназванными налогами имеют небольшой удельный вес - 6944 млн. руб. и 3217 млн. руб. соответственно. Но самый маленький удельный вес по отношению к др. Налогам имеют ресурсные платежи - 302 млн. руб..

Также в отделе анализа налоговых поступлений занимаются сравнением сумм налоговых поступлений по годам.

Рассмотрим динамику сумм поступлений всех налогов, собранных с предприятий города Орска за 1996 - 1997 г.г. (см. табл. 2.5. - цифры условные).

В целом из табл. 2.5. видно, что уменьшение сумм поступлений в 1997 году по сравнению с 1996 годом не было.

Остались на прежнем уровне суммы поступлений налога на операции с ценными бумагами, она составила 10 млн. руб. и в 1996 году, и в 1997 году. И практически на том же уровне остались суммы поступлений в федеральный дорожный фонд, лишь на 101,8% сумма этих поступлений увеличилась в 1997 году, абсолютное отклонение составило 285 млн. руб. В 1997 году эта сумма составила 16376 млн. руб.

Увеличились суммы поступлений местных налогов в 1997 году по сравнению с 1996 годом:

на содержание жилфонда в 1997 году эта сумма составила 829 млн. руб., это больше чем в 1996 году на 353 млн. руб. или на 174,2%;

на нужды образования сумма поступлений в 1997 году составила 175 млн. руб., что превысило сумму поступлений 1996 года на 104 млн. руб. или на 246,5%, т.е. произошло довольно большое увеличение суммы этого налога;

налог на содержание милиции, его сумма в 1997 году составила 41 млн. руб., в отличие от 1996 года сумма этого налога увеличилась на 26 млн. руб. или на 273,3%, т.е. за год произошло большое увеличение суммы этого налога;

большим источником дохода городского бюджета является сбор на уборку территории, в 1997 году он составил 1373 млн. руб., хотя в отличие от 1996 года и в отличие от других местных налогов увеличение суммы этого налога произошло незначительно, на 303 млн. руб., или на 128,3%;

транспортный налог составил в 1997 году 466 млн. руб., что больше чем в 1996 году на 247 млн. руб.

Действенным инструментом увеличения поступлений в местный бюджет является действующая в городе система взаимозачётов между промышленными и бюджетными предприятиями и вексельного обращения. Проводились взаимозачёты по таким крупным предприятиям, как: ОАО ОНОС, ТсОО ПОГАТ - 2, МП Теплосети, МП Орскгорсвет, ОАО Орская макаронная фабрика, АООТ Орскснаб и другие.

Никаких поступлений на было ни в 1996, ни в 1997 годах в фонд борьбы с преступностью и лицензионный сбор за право торговли.

Сумма налога на добавленную стоимость (НДС) в 1997 году составила 80397 млн. руб., что больше чем в 1996 году на 13722 млн. руб. или на 120,6%.

Произошло увеличение суммы акцизов на 31414 млн. руб. в 1997 году по сравнению с 1996 годом, сумма поступлений этого налога в 1997 году составила 114283 млн. руб., темп роста составляет 137,9%.

Рост поступлений налога на прибыль в 1997 году по сравнению с 1996 годом практически тот же, что и рост акцизов. На 1997 год сумма поступлений этого налога составила 6944 млн. руб., что больше чем в 1996 году на 1972 млн. руб. или на 139,7%.

Существенные увеличения сумм поступлений в 1997 году произошли от следующих налогов:

единый налог, сумма его поступлений в 1997 году составила 65 млн. руб., в отличие от 1996 года эта сумма больше на 38 млн. руб., т.е. на 240,7%;

плата за воду в 1997 году 605млн. руб., что больше чем в 1996 году на 31 млн. руб. или на 282,3%;

плата за недра составляет в 1997 году 605 млн. руб., что значительно превышает поступления этого налога за 1996 год на 449 млн. руб. или на 387,8%;

госпошлина в 1997 году составляет 170 млн. руб., что больше чем в 1996 году на 117 млн. руб. или на 320%, т.е. произошло значительное увеличение суммы госпошлины;

прочие налоги составляют в 1997 году 2884 млн. руб., что больше чем в 1996 году на 1033 млн. руб. или на 155,8%.

Также произошло увеличение сумм поступлений в 1997 году по сравнению с 1996 годом, следующих налогов:

плата за загрязнение окружающей среды, в 1997 году сумма поступлений составила 219 млн. руб., что больше чем в 1996 году на 79 млн. руб. или на 156,4%;

плата на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в 1997 году эта плата составила 68 млн. руб., что больше чем в 1996 году на 32 млн. руб. или на 188,9%;

налог на имущество, сумма этого налога в 1997 году составила 1778 млн. руб., что больше чем в 1996 году на 874 млн. руб. или на 196,7%.

Сумма всех поступлений в 1997 году составила 233507 млн. руб., что больше чем в 1996 году на 51718 млн. руб. или на 128,4%:

в федеральный бюджет сумма поступлений в 1997 году составила 187184 млн. руб., что на 37665 млн. руб. больше, чем в 1996 году или на 125,2%;

значительное увеличение суммы поступлений в 1997 году по сравнению с 1996 годом произошло в местный бюджет на 10414 млн. руб. или на 228,3%. Сумма поступлений в местный бюджет составила в 1997 году 18530 млн. руб.;

незначительное увеличение суммы поступлений в 1997 году произошло в дорожный фонд, эти поступления в 1997 году составили 25992 млн. руб. по сравнению с 1996 годом это больше на 1984 млн. руб. или на 108,3%;

отчисления в область увеличились больше чем во все другие уровни бюджета на 1653 млн. руб., или отчисления увеличились в 1997 году по сравнению с 1996 годом в 12,17 раз. Отчисления в область в 1997 году составили 1801млн. руб., а в 1996 году - 148 млн. руб.

Самая большая часть суммы налогов приходится в федеральный бюджет, а самая маленькая - отчисляется в область.

На основании данных табл. 2.5. можно построить диаграмму за 1997 год по бюджетам различного уровня рис. 2.2.

Из рис. 2.2. видно, что самая большая доля налоговых поступлений за 1997 год отчисляется в федеральный бюджет - 187184млн. руб., самая маленькая доля отчисляется в область - 1801 млн. руб..

В местный бюджет и дорожный фонд отчисляется 18530 млн. руб. и 25992 млн. руб. соответственно.

Динамику налоговых поступлений по основным видам налогов: НДС, акцизы, налог на прибыль по Октябрьскому району города Орска за 1995г., 1996г., 1997г. можно увидеть по графику 2.

Из графика видно, что суммы налоговых поступлений по данным налогам каждый год растут. Наиболее заметен рост акцизных платежей в 1995 году - 31414 млн. руб., в 1996 году - 82869 млн. руб. и в 1997 году - 114283 млн. руб.

По НДС с 1995 г. по 1996 г. тоже произошло большое увеличение суммы поступлений с 13722 млн. руб. до 66675 млн. руб., меньшее увеличение произошло с 1996 г. по 1997 г., соответственно с 66675 млн. руб. до 80397 млн. руб.

Небольшое, но всё таки увеличение, по сравнению с акцизами и НДС было по налогу на прибыль в 1995 году - 1972 млн. руб., в 1996 году - 4972 млн. руб. и в 1997 году 6944 млн. руб.

Многие организации работают, не имея официально принятых планов. Руководители этих организаций не хотят тратить время на подготовку плана в письменном виде. По их словам, ситуация на рынке меняется слишком стремительно, чтобы от плана была какая-то польза, и в конце концов он будет просто пылиться на полке. Именно по этим и другим причинам многие организации не применяют у себя формального планирования.

А ведь формальное планирование сулит немало выгод:

планирование поощряет руководителей постоянно мыслить перспективно;

оно ведёт к установлению показателей деятельности для последующего контроля;

оно заставляет организацию чётко определять свои задачи и политические установки;

оно делает организацию более подготовленной к внезапным переменам.

Поэтому и для ГНИ Октябрьского района планирование является основой для эффективной деятельности и для достижения намеченных целей организации.

 

 

График 2. Динамика налоговых поступлений по основным видам налогов по Октябрьскому ГНИ г. Орска за 1995 г., 1996 г., 1997 г..

 




Заключение

Экономическая ситуация, сложившаяся в России в период перехода к рынку, потребовала проведения принципиально новой налоговой политики. Одним из направлений реализации этой политики является введение на территории Российской Федерации новой системы налогообложения. В конце 1991 года в России практически проведена налоговая реформа.

Следует отметить следующее: в Российской Федерации законодательные нормы в области налогообложения носят пока ярко выраженный фискальный характер, а налоговые органы выполняют функцию контроля по уплате налогов, тогда как регулирование экономики с помощью налогов развито пока слабо.

В России налоговая система превращается в «систему пособий», и на налоги возлагаются несвойственные им функции. Современное состояние российской системы налогов можно охарактеризовать следующими особенностями:

Число всех федеральных, региональных, местных налогов слишком велико (около ста пятидесяти), а общий уровень всей массы уплачиваемых налогов чрезмерно высок при неоправданном количестве налоговых льгот.

Несовершенно налоговое законодательство (отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность нормативных документов, несоответствие законов и директивных документ, несоответствие законов и директивных документов и др.)

Механизм исчисления и уплаты налогов крайне сложен, что открывает лазейки для сокрытия объектов налогообложения и неуплаты налогов.

Недостаточна правовая информативность налогоплательщиков.

В результате проведенного анализа установлено, что среди федеральных налогов основными по величине являются НДС, налог на прибыль предприятий, акцизные сборы.

Для формирования доходной части региональных бюджетов определяющее значение имеет налог на имущество предприятий.

В совокупности местных налогов весомая роль принадлежит сбору за право торговли, целевым сборам с населения предприятий на содержание милиции, на поддержание и развитие системы образования, на обустройство городов и населенных пунктов.

В дипломной работе проведен анализ выполнения бюджетных назначений на 1997 год по Октябрьскому ГНИ г. Орска по основным видам налогов: НДС, акцизы, налог на прибыль, ресурсные платежи и прочие налоги. Показатели сумм фактических поступлений превышают запланированные показатели, кроме ресурсных платежей, его сумма фактических поступлений ниже на 64,9%.

В целом по данному анализу получены следующие результаты: по общей сумме всех налогов сумма фактических поступлений в 1997 году составила 205143 млн. руб., что превысило плановый показатель на 109,9%.

ГНИ по Октябрьскому району за анализируемый период план по поступления налогов перевыполнен на 9,9%. Следовательно в целом работа и все плановые мероприятия проведены эффективно и в срок.

В результате проведения данного анализа получили, что наибольший удельный вес по суммам фактических поступлений имеют акцизные платежи – 114283 млн. руб., НДС – 80397 млн. руб.

Налог на прибыль и прочие налоги по сравнению с вышеназванными налогами имеют небольшой удельный вес – 6944 млн. руб. и 3217 млн. руб. соответственно. Но самый маленький удельный вес по отношению к другим налогам имеют ресурсные платежи – 302 млн. руб.

Также проведен анализ динамики налоговых поступлений за 1996-1997 годы по ГНИ Октябрьского района. И были получены следующие результаты: всего по поступлениям в 1996 году было 181789 млн. руб., а в 1997 году – 233507 млн. руб.; т.е. сумма поступлений налогов увеличилась в 1997 году на 51718 млн. руб. или на 128,4%.

Особенно заметно увеличилась сумма поступлений местных налогов и сборов, а также госпошлина, налог на имущество, единый налог, плата за воду, за недра.

Самая большая часть суммы налоговых поступлений приходится в федеральный бюджет – в 1997году это 187184 млн. руб., а самая маленькая отчисления в область – 1801 млн. руб. В местный бюджет отчислено за этот период – 18530 млн. руб., в дорожный фонд –25992 млн. руб.

С учетом налогового законодательства перемен в налогооблагаемой в дипломной работе предложены современные методики осуществления налогового контроля, проведения документальных проверок по основным видам налога, порядок их формирования и рассмотрения материалов о налоговых правонарушениях, образцы документов, составляемых работниками налоговых органов.

В дипломной работе предложены также методы, обеспечивающие предотвращение уклонения от уплаты налогов.

За 1997 год Октябрьской ГНИ г. Орска применены к государственным предприятиям и АО следующие размеры финансовых санкций: по НДС – 6850 млн. руб., по налогу на прибыль – 496 млн. руб., по налогу на имущество – 202 млн. руб. По акцизам за этот период финансовые санкции не были применены.

В настоящей дипломной работе рассмотрена организационная структура ГНИ Октябрьского района, описаны основные структурные элементы государственной налоговой инспекции – отделы и сектора. Отмечено, что сложившаяся системно-структурная схема ГНИ, к сожалению, все меньше и меньше отвечает современным требованиям. И все более очевидной становится необходимость ее модификации.

В данной работе предложен проект рекомендуемой схемы организационной структуры ГНИ Октябрьского района.

Успешная реализация проекта предусматривает необходимость переподготовки персонала налоговых органов, разработки и внедрения новых технологий создаваемых подразделений, полной компьютеризации процесса сбора и обработки налоговых деклараций и платежей.

Внедрение проекта в жизнь сделает систему налогообложения более корректной и справедливой по отношению к налогоплательщикам, повысит уровень их обслуживания и снизит затраты на обеспечение налоговых дисциплин.

Кроме того, нами сделан анализ системы мотивации персонала ГНИ. Наиболее приемлемым мотивирующим фактором являются денежные вознаграждения. Деньги – это наиболее очевидный способ, которым организация может вознаградить сотрудников. Деньги удовлетворяют многие потребности различного типа – физиологические, потребности уверенности в будущем и признании.

Отмечены также несколько факторов мотивации, удовлетворяющие социальной потребности людей. Такой фактор, как обучение и переподготовка кадров, который повышает уровень компетентности, удовлетворяет потребность в самовыражении.

Налоговую систему страны многие экономисты сравнивают с «бетонной плитой», сдерживающей рост, развитие и просто нормальный ход производства.

В дипломной работе нами систематизированы предложения по совершенствованию налоговой системы. Необходимо:

Упростить налоговую систему, сделать ее наглядной, действенной и объяснимой.

Завершить разработку и ввести Налоговый кодекс.

Создать равные условия и правила налогообложения по всей стране.

Устранить противоречия и несоответствия в налоговой системе, как то:

а) несоответствие законов и директивных документов;

б) отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений;

в) недостаточная правовая информативность налогоплательщиков;

г) крайне сложен механизм исчисления и уплаты налогов;

д) число всех федеральных, региональных, местных налогов слишком велико;

е) большое число неоправданных налоговых льгот.

5. Ослабить фискальный перекос налоговой системы.

6. Изменить структуру управления ГНИ на местах, в частности ГНИ Октябрьского района г. Орска по рекомендуемой схеме.



Список использованной литературы

Биткевич В. Уральская альтернатива {Законопроект налоговой системы} // Экономика и жизнь . - 1998. - №2 - с. 3

Государственная налоговая служба / Под ред. Бабаева В.К. - Новгород, 1995. - 447с.

Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования // Финансы - 1997. - №4 - с. 22-27

Иванеев А.И. Плод тяжелейшей трехлетней работы {Налоговая политика} // Эко. - 1997. - №11. - с. 131.

Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. - М.:Прогресс, 1990. - 605 с.

Лаптев И.И. Налоговая политика и интересы общества // Налоговый вестник. -1997. - №3. - с. 3-8

Левин А.Н. Налоговая реформа: территориальный аспект // Финансы. - 1997. - №12. - с. 27

Мескон М.Х. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.:Дело, 1993. - 700 с.

Налог на имущество предприятий. // Бух. учет - 1997. - №12. -с. 41

Налоги и налоговая система ВКН.:655873 Курс экономики / Под ред. Райзберга Б.А., М.: 1997. - 447 с.

Налоги как инструмент государственного регулирования // Экономист. - 1996 г. - №11. - с. 24

Налоги. Учебное пособие / Под ред. Черника Д.Г., М.:Финансы и статистика. - 1995. - 400с.

Налоговая политика должна быть ориентирована на производителя // Экономика и жизнь. - 1996. - 27 ноября. - (№48, Московский выпуск) - с. 11

Налоговая политика и доходы бюджета в 1996 году // Экономика и жизнь. - 1995. - май (№19). - с. 14-15 -(Ваш партнер-консультант)

Налоговый кодекс Российской Федерации. Принят Гос. Думой Российской федерации от 19 июня 1997 г. // Экономика и жизнь. - 1997. - 21 июля. с. 4

Налоговый кодекс. Что было, что будет. // Рос. газ. - 1997. - 31 мая. - с. 5-7

О государственной налоговой службе. Закон РФ // Налоги в России: сборник нормативных документов, М.:Юридическая литература. - 1995.

О неплательщиках налогов известно все {Уклонение от уплаты налогов} // АиФ. - 1997. - №9. - с. 6

Об основах налоговой системы России. Закон РФ // Экономика и жизнь. - №11. - 1992.

Об упрощенной системе налогообложения // Новое поколение. - 1997. - 16 января. - с. 6

Пансков В. Налоги и налоговая политика -96 // Российский экономический журнал. - 1996. - №1. - с. 14-24

Роль налоговых органов в предупреждении несостоятельности предприятия // Финансы. - 1997. - №9. - с. 33

Синельников С.П. Пути совершенствования налоговой системы // Проблемы теории и практики управления. - 1996. - №5. - с. 29-35

Совершенствование налоговой системы России // Эко. - 1997. - №2. - с. 58

Шаталов С. Налоговый кодекс России // Экономика и жизнь. - 1997. - №27. - с. 1-3

Шулева Г.Г. Налоговая ответственность налогоплательщиков // Бух. учет. - 1997. - №9. - с. 39

Шулева Г.Г. Налогообложение некоммерческих организаций // Бух. учет. - 1997. - №3. - с. 50


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОРСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал)

 

Кафедра Менеджмента

 


Приложение

Графический материал для защиты дипломной работы на тему: Организация управления налогообложением в условиях рынка (на примере ГНИ Октябрьского района г. Орска)

 

 

ВЫПОЛНИЛ: студент гр. Э-51   Горюнова Н.В.   ____________________ (подпись)   НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: доцент, к.э.н. Пасечникова Л.В.   ____________________ (подпись)
           

               

           

           

               

               

           

 

           

               

               

 

               

 

           

 

ОРСК - 1998

 

 

Приложение 1.

 

Структура ГНИ по Октябрьскому району г. Орска на 05.01.1997 г.

 

Наименование должности

 

Руководство

 

Начальник инспекции

Зам. Начальника инспекции

 

Отдел взыскания платежей

 

Начальник отдела

Зам. начальника отдела

Главный гос. налоговый инспектор

Старший гос. налоговый инспектор

Государственный налоговый инспектор

 

Отдел учёта и отчётности

 

Начальник отдела

Главный гос. налоговый инспектор

Старший гос. налоговый инспектор

Государственный налоговый инспектор

 

Отдел информатизации

 

Начальник отдела

Главный специалист

Ведущий специалист

 

Сектор по работе с ДСП

 

Специалист 1 категории

Машинистка 1 категории

 

Приложение 2

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об отделе налогообложения прибыли
госпредприятий и акционерных обществ

 

Отдел создан с целью осуществления работы по полному и своевременному учету налогоплательщиков – госпредприятий, акционерных обществ и общественных организаций, контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и иных платежей, сборов

Отдел налогообложения прибыли госпредприятий и акционерных обществ является структурным подразделением Октябрьской налоговой инспекции. Руководит отделом начальник.

Основными функциями отдела являются:

а) своевременная постановка на учет налогоплательщиков и регистрация в книге учета, контроль за снятия с учета, изменением в книге учета, изменением юридического адреса и т.д.

б) контроль за соблюдением налогового законодательства плательщиками- юридическими лицами, состоящими на учете в отделе согласно книге учета налогоплательщиков;

в) оформление протоколов и постановлений по привлечению к административной ответственности, а так же применение иных мер, предусмотренных законом, к нарушителям налогового законодательства, контроль за соблюдением постановлений о наложении штрафов;

г) Проведение документальных, встречных, совместных проверок и перепроверок, составление актов по результатах проверок финансово-хозяйственной деятельности;

д) проводит разъяснительную работу с налогоплательщиками по изучению налогового законодательства;

е) взаимодействуют с другими отделами инспекции по вопросам организации работы отделов;

ж) готовит отчеты о работе для начальника инспекции и вышестоящей организации в текущем году, с использованием компьютерной техники.

На должность начальника отдела назначается лицо, отвечающее требованиям квалификационной характеристики соответствующей должности, имеющее высшее финансово-экономическое образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет.

Начальник отдела назначается на должность и освобождается от должности руководителем инспекции.

Начальник отдела дает руководителю предложение по установлению работникам отдела коэффициентов к должностным окладам для начисления премий за высокие показатели в труде на основании Положения о премирование.

Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с поступающими изменениями и дополнениями «Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации», Законом РСФСР и Российской Федерации по вопросам налогообложения, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями правительства Российской Федерации и иными нормативными актами, а также распоряжениями администрации города и Оренбургской области, решениями областного Совета народных депутатов и МС Орского горсовета народных депутатов, временным Положением о Государственной налоговой инспекции г. Орска.

Начальник отдела анализирует работу отдела, обобщает опыт работы отдела, вносит перед руководством инспекции предложения по улучшению работы отдела.

Отдел осуществляет свою работу во взаимодействии с другими структурными подразделениями ГНИ на основе квартальных и перспективных годовых планов, утвержденных начальником ГНИ по Октябрьскому району г. Орска.

Отдел принимает участие в разработке мероприятий по разъяснению налогового законодательства Российской Федерации.

Работники отдела пользуются правами и несут обязанности в соответствии с разделом 3 Положения «О государственной налоговой системе в Российской Федерации» от 27.12.1991 г.

Структура и штаты отдела утверждаются в установленном порядке руководителем государственной налоговой инспекции.

Работники отдела обязаны исполнять свои должностные инструкции и соблюдать Правила внутреннего распорядка «трудового» дня для работников ГНИ по Октябрьскому району г. Орска, утвержденные на общем собрании коллектива.

Отдел проводит обучение и производственные совещания с работниками других отделов.




Приложение 3.

 

АКТ

Приложение 4

Классные чины работников государственной налоговой службы РФ

 

Классный чин Должность
1 2

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Организация управления налогообложением в условиях рынка (на примере ГНИ Октябрьского района г. Орска)

 

 

ВЫПОЛНИЛ: студент гр. Э-51   Горюнова Н.В.   ____________________ (подпись)   НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: доцент, к.э.н. Пасечникова Л.В.   ____________________ (подпись)
           

               

           

           

               

               

           

 

           

               

               

 

               

 

           

 

 

“Допущен к защите”

Зав. кафедрой Менеджмента:

доцент, к.э.н. Пасечникова Л.В.

 

___________________________

            (подпись)

 

“ _____ “ ____________ 1998г.

 

 

ОРСК - 1998

Содержание

Введение........................................................................................................... 4

Глава 1. Система изъятия налогов РФ на современном этапе экономического развития........................................................................................................... 6

1.1. Государственная налоговая политика.................................................. 6

1.2. Современная налоговая система РФ................................................... 14

1.3. Виды налогов взимаемые Октябрьским ГНИ с юридических лиц города Орска........................................................................................................... 20

Глава 2. Анализ организации системы налогообложения юридических лиц в ГНИ октябрьского района г. Орска...................................................................... 32

2.1. Организационная структура, задачи и функции ГНИ....................... 32

2.2 Планирование как основа деятельности ГНИ..................................... 38

2.3. Контроль в организации системы налогообложения........................ 53

2.4. Система мотивации труда персонала ГНИ......................................... 61

Глава 3. Совершенствование системы налогообложения юридических лиц в современных условиях.................................................................................. 69

3.1. Методы, обеспечивающие предотвращение уклонения от уплаты налогов...................................................................................................................... 69

3.2 Совершенствование налоговой системы, как фактор повышения эффективности системы налогообложения......................................................................... 75

Заключение.................................................................................................... 82

Список использованной литературы............................................................ 86

Приложение................................................................................................... 88

 

 


 


Введение

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Этим и определяется значение рационально организованной и эффективно действующей налоговой службы.

Экономические преобразования в современной России закономерно обусловили реформирование системы налогов и создание новой налоговой службы. Реформа 1991 - 1992 г.г. учитывала, что на пути к рыночной экономике налги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Настоящая работа посвящена организации управления налогообложения юридических лиц в условиях рынка.

Целью работы является изучение системы изъятия налогов РФ на современном этапе экономического развития.

Определяющее значение для формирования налоговой политики, системы налогов и налоговой службы имеют законы «О государственной налоговой службе РФ», «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и некоторые другие. Затем провести анализ организации системы налогообложения юридических лиц и необходимость совершенствования системы налогообложения в современных условиях.

Объектом исследования является Государственная налоговая инспекция по Октябрьскому району г. Орска. В дипломной работе рассмотрены все виды налогов, взимаемые Октябрьским ГНИ с юридических лиц.

На примере этой инспекции в дипломном исследовании сделана попытка провести анализ организации системы налогообложения юридических лиц.

В дипломной работе проведён анализ планирования деятельности ГНИ, т.е. рассмотрены все виды планов, которые составляются ГНИ Октябрьского района для эффективного достижения целей организации и для осуществления деятельности.

Проведён анализ выполнения бюджетных назначений на 1997 год по Октябрьскому ГНИ г. Орска и анализ динамики налоговых поступлений за 1996 - 1997 г.г. А также приведены финансовые санкции за снижение или сокрытие основных видов налогов в 1997 году.

Рассмотрен и проведён анализ контроля в организации системы налогообложения; анализ системы мотивации труда персонала ГНИ.

Рассмотрены и проанализированы основные методы материального стимулирования работников ГНИ октябрьского района, а также методы, удовлетворяющие социальные потребности людей.

В настоящей работе рассмотрены вопросы совершенствования системы налогообложения, как фактор, повышения эффективности системы налогообложения юридических лиц: необходимость совершенствования правовой базы налоговой системы - системы налогов и налоговых льгот, а также совершенствование организационной структуры ГНИ. Рассмотрены методы, обеспечивающие предотвращения уклонения от уплаты налогов, приведён пример.


Глава 1. Система изъятия налогов РФ
на современном этапе экономического развития

 



Государственная налоговая политика.

 

Деятельность государства в сфере налогообложения является одним из важнейших рычагов проведения экономической политики в целом. Учёт особенностей различных регионов - жизненно важная необходимость при построении практически любой налоговой системы. Без учёта индивидуальных особенностей различных регионов невозможно успешное развитие экономики.

Для максимального учёта специфических региональных и местных особенностей властям на местах должна быть предоставлена необходимая свобода манёвра в налоговой сфере. Однако региональная налоговая политика не должна идти в противоречие с политикой общегосударственной.

Определяющее значение для построения налоговой системы государства имеют реально сложившиеся пропорции в распределении хозяйственных функций между центральной государственной администрацией и органами власти в регионах и на местах. Необходимо отметить, что в любых государствах, особенно федеративных, значительная часть доходов ложится на бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

В разных странах бывают совершенно различны как общее количество региональных и местных налогов, так и их доля в соответствующих бюджетах. В этой связи важна оценка налоговой системы с позиции определения единых принципов взаимодействия со стороны центрального правительства с органами власти субъектов федерации (где они есть) и местных органов власти в налоговой сфере. Это находит выражение в определении уровня самостоятельности органов государственной власти различных уровней в установлении и введении различных налогов и сборов, а также в изменении ставок по этим платежам, предоставлении льгот и отсрочек платежей.

Какими бы многочисленными не были сочетания этих факторов, из можно классифицировать по отдельным группам. В настоящее время представляется возможным выделить три формы взаимодействия бюджетов различных уровней по формированию доходов. Их можно обозначить как «разные налоги», «разные ставки», «разные доходы».

Суть формы «разные налоги» заключается в том, что каждый уровень государственной власти страны вводит свои налоги и сборы. Доходная часть каждого бюджета формируется исключительно за счёт законодательно закреплённых за данным бюджетным уровнем налогов.

На сегодняшний день можно выделить два основных варианта этой формы:

1. предусматривает полное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. При этом способе каждый уровень государственной власти самостоятельно устанавливает те налоги и сборы, которые на его взгляд необходимы в данный момент на данной территории. Денежные средства, полученные от применения различных налогов, в полном объёме поступают в бюджет того органа власти, который непосредственно ввёл тот или иной налог. Чтобы избежать соблазна значительно повысить налоги, должны устанавливаться определённые ограничения. Это может быть, например, установление максимального возможного уровня совокупной суммы налоговых изъятий на определённой административной территории.

2. предусматривает неполное разделение прав и ответственности различных уровней государственной власти в установлении налогов. Это означает, что органы центральной власти устанавливают чёткий и исчерпывающий перечень различных налогов и сборов, которые могут быть установлены в данной стране. При этом законодательно оговорено, какие конкретно налоги имеет право вводить каждый уровень государственной власти. Далее высший орган представительной власти вводит в действие федеральные (общегосударственные) налоги, а органы государственной власти других уровней принимают решение о введении тех или иных налогов и сборов только из установленного законом перечня для конкретного уровня.

Вторая форма налогового взаимодействия между бюджетами различных уровней, как уже было сказано выше, называется «разные ставки». Суть её заключается в том, что виды налогов, ставки, условия их взимания и другие вопросы устанавливает центральный орган власти. Региональные и местные органы государственной власти определяют ставки налога в пределах части, зачисляемой в соответствующий бюджет. При этом общий размер налоговой ставки, устанавливаемой ниже стоящим уровнем, может ограничиваться центральным правительством.

Например в России существует федеральный налог на прибыль субъекта Федерации. Порядок установления и функционирования этого налога определяется федеральным законом. Органы власти субъекта Федерации могут лишь менять ставку данного налога, поступающей в соответствующий региональный бюджет.

Такая форма даёт региональным и местным властям гораздо меньше свободы в налоговой политике, однако она позволяет государству проводить более последовательную налоговую политику в масштабах всей страны. Кроме того, данная форма защищает организации, предприятия всех форм собственности от произвола региональных и местных властей, даёт им возможность более долгосрочного планирования своей деятельности. Практика показывает, что, как правило, общегосударственное налоговое законодательство значительно более консервативно, чем региональное и местное.

Третьей, последней формой взаимоотношения бюджетов различных уровней является та, которую условно можно назвать «разные доходы». При данной форме свобода региональных и местных и местных властей сведена практически к минимуму. Общегосударственным законодательством устанавливаются виды налогов, порядок их сбора, ставки, все вопросы, связанные с их функционированием.

Суммы собранных налогов делятся между бюджетами всех уровней. Порядок, сроки и условия этого раздела также устанавливаются центральной властью. Пропорции раздела налогов между различными бюджетами могут устанавливаться исходя из численности населения, географического населения того или иного региона, его промышленного потенциала и других разнообразных факторов. Порядок раздела может устанавливаться ежегодно (например, при составлении и утверждении федерального бюджета). Для более долгосрочного закрепления долгосрочных пропорций могут приниматься соответствующие законодательные акты.

При построении налоговых систем экономически развитых государств используются комбинации всех трёх, реже двух форм налогового взаимодействия между бюджетами различных уровней. При этом учитываются экономические, политические, социальные, демографические факторы, включая даже особенности национального менталитета.

При формировании налоговой системы Российской Федерации законодатели исходили из того, что Россия является демократическим, федеративным государством с переходной экономикой. Налоговая система России, после реформы 1991 - 1992 г.г. по форме стала в целом соответствовать потребностям переходной экономики. Однако цели, которые ставились в ходе реформы, достигнуты не полностью; процесс федерализации бюджетных отношений столкнулся с серьёзными трудностями.

Если говорить о перспективах предоставления большей самостоятельности в определении налоговой политики на своей территории субъектам федерации и органам местного самоуправления, то предоставление им значительных прав в ближайшем будущем нам видится нецелесообразным.

Этому есть несколько причин:

1. первая причина состоит в том, что в период перехода от командно-административной экономики к рыночной системе хозяйствования необходимо сосредоточение значительного количества рычагов воздействия на экономику в руках федерального правительства. Значительная самостоятельность различных регионов в налоговой сфере в современных российских условиях неизбежно приведёт к тому, что будет нарушено единство экономической политики в масштабах страны;

2. необходимость значительного ограничения регионального и местного налогового нормотворчества заключается в том, что предоставленной экономической самостоятельностью подавляющее большинство субъектов Федерации, а тем более органы местного самоуправления, воспользоваться не могут;

3. третья причина состоит в том, что попытка региональных и местных властей максимально учитывать в экономической политике особенности и специфику конкретного региона приводят к прямо противоположным результатам;

4. перекосы социалистической экономики, дело в том, что в условиях отсутствия конкуренции определённый вид продукции производил зачастую один завод на весь бывший СССР. Сегодняшняя российская экономика характеризуется наличием населённых пунктов с предприятиями одной отрасли или вообще одним единственным предприятием. Причём эти единичные предприятия, как правило занимают монопольное положение в экономике всей страны. В качестве наиболее ярких примеров можно привести Норильск, Новокузнецк, Тольятти и др.

Для успешного функционирования хозяйства в целом необходима максимальная интеграция между различными регионами страны, чтобы извлекать максимальную пользу из межрегионального разделения труда. А для этого необходим жесткий антимонопольный контроль за экономикой.

Одной из основных ошибок в проведении реформ в России явилось введение свободных цен при крайне монополизированной экономике. В результате этого среди монополий началась настоящая ценовая гонка в следствии чего цены на значительное количество товаров и услуг в России выше среднемировых. И это несмотря на значительные природные ресурсы, достаточно квалифицированную и относительно недорогую рабочую силу. Приблизительно к таким же результатам привело предоставление значительной самостоятельности различным российским регионам при том, что экономика большинства из них базируется на одном или нескольких предприятиях. Законотворческая деятельность в налоговой сфере региональных и местных властей неизбежно будет направлена на поддержание предприятий конкретного региона.

Суммируя всё вышесказанное, можно сделать вывод. На сегодняшний момент нет достаточных оснований к существенному расширению налоговых полномочий субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Это принесёт огромный вред государственным финансам и может поставить вопрос о целостности Российской Федерации. Следовательно, в России наиболее целесообразно использовать как базовую систему взаимоотношений между различными уровнями бюджетной системы «разные доходы». Другие системы: «разные налоги» и «разные ставки» должны быть вспомогательными. Данная организация финансовых взаимоотношений предусматривает минимум свободы для региональных и местных органов государственной власти, ибо все вопросы, связанные с функционированием налоговой системы, определяются федеральным законодательством и регулируются им.

Установлено, что доходы федерального бюджета на 1997 г. формируются за счёт НДС - 75%, акцизы на питьевой спирт, водку и ликероводочные изделия - 50%. Полностью зачисляются в федеральный бюджет следующие налоги, т.е. 100%: акциз на бензин, платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на операции с ценными бумагами, государственная пошлина арбитражных судов, сбор за использование наименование «Россия», налог на реализацию горюче-смазочных материалов, плата за воду. Также в этот бюджет зачисляются: налог на прибыль предприятий - 37%, налог на прибыль банков, страховых компаний - 30%, платежи за пользование природными ресурсами: по минеральной воде - 25%, кварц для металлургии - 25%, другие полезные ископаемые - 25%.


Таблица 1.1.

Зачисление средств в бюджеты разных уровней РФ от налоговых поступлений на 1997 год по ГНИ Октябрьского района

Виды налогов

Размер ставки зачислений в бюджеты, %

  Федеральный Областной Местный
1 2 3 4
1. НДС 75 25  
2. Акцизы а) на питьевой спирт, водку и ликероводочные изделия б) акциз на пиво в) акциз на бензин   50   - 100   25   - -   25   100 -
3. Налог на прибыль а) предприятий 35% б) банков, страховых компаний 43%   37 30   7 25   56 45
4. Платежи за пользование природными ресурсами: · по общераспр-ным эл - там · по минеральной воде · кварц для металлургии · другие полезные ископаемые · воспроизводство минерально- сырьевой базы     - 25 25 25 100       - 25 25 25 -     100 50 50 50 -
5. Налог на имущество предприятий - 50 50
6. Транспортный налог - - 100
7. Налог на операции с ценными бумагами 100 - -
8. Государственная пошлина · арбитражных судов · народных судов   100 -   - -   - 100
9. Сбор за использование наименования «Россия» 100 - -
10. Лицензионный сбор за право пр-во оптовой торговли - - 100
11. Налог с имущества, переходящего в порядке дарения и наследования - - 100
12. Сбор на нужды образовательных учреждений - - 100
13. Налог на пользователей автодорог - 100 -
14. Налог на реализацию ГСМ 100 - -
15. Налог на приобретение автотранспортных средств - 100 -
16. Плата за воду 100 - -

Доходы областного бюджета формируются за счёт НДС - 25%, акцизы на питьевой спирт, водку и ликероводочные изделия - 25%, небольшая часть налога на прибыль предприятий - 7%, налога на прибыль банков, страховых компаний - 25%, размер ставок платежей за пользование природными ресурсами тот же что и размер ставок этих платежей зачисляемых в федеральный бюджет, т.е. 25% по каждому платежу, налог на имущество предприятий - 50%. Полностью зачисляются в областной бюджет: налог на пользователей автодорог - 100% и налог на приобретение автотранспортных средств.

В местный бюджет зачисляются полностью, т.е. 100%: акциз на пиво, платежи за пользование природными ресурсами: по общераспределенным элементам, транспортный налог, государственная пошлина народных судов, лицензионный сбор за право оптовой торговли, налог с имущества, переходящего в порядке дарения и наследования и сбор на нужды образовательных учреждений. Также в местный бюджет зачисляются: акцизы на питьевой спирт, водку и ликероводочные изделия - 25%, налог на прибыль предприятий - 56%, налог на прибыль банков, страховых компаний - 45%, налог на имущество предприятий - 50, платежи за пользование природными ресурсами: по минеральной воде - 50%, кварц для металлургии - 50 %, другие полезные ископаемые - 50%.

В настоящее время перед законодателями стоит ответственная задача заложить основы налоговой политики государства, от действенности которой будет зависеть экономическое положение страны. Определяя налоговую политику, законодатели создают условия для последующего нормотворчества, ограничивая таким образом возможные налоговые притязания самого государства.

Налоги выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причём вторая из них не может развиваться в ущерб первой. При этом, основная функция налогов - фискальная по обеспечению заполняемости государственной казны.

Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач.

В период становления буржуазного общества налоги в основном имели фискальную функцию.

Однако ближе к концу XIX века, во времена больших социальных потрясений, формируется новая теория, рассматривающая налоги как социальный регулятор своего рода орудие социальных реформ, направленных на постепенное выравнивание доходов населения. Во второй половине 30-х годов XX века возникла концепция использования налогов в качестве средства регулирования экономики и обеспечения стабильного экономического роста. С середины ХХ века регулирующая функция налогов получает всеобщее признание и широкое применение.

Мировой опыт свидетельствует о том, что функции налогов меняются по мере развития государства.

В нашей стране законодательные нормы в области налогообложения носят пока ярко выраженный фискальный характер, а налоговые органы выполняют функцию контроля по уплате налогов, тогда как регулирование экономики с помощью налогов развито пока слабо. Положения действующего законодательства не только не способствуют в полной мере активизации и росту эффективности предпринимательской деятельности, но стимулируют затратные, ресурсов - и трудоёмкие методы хозяйствования, в нормативных актах закреплён недифференцированный подход к предприятиям разных отраслей, а также не отражены интересы регионов.

В России налоговая система превращается в «систему пособий», и на налоги возлагаются не свойственные им функции.

Кроме того, в общественном сознании граждан не сложилось ещё убеждение, что уклонение от налогов - тяжкое зло.

Налоговая система должна, по возможности, быть стабильной и устойчивой, в противном случае предприятиям, организациям невозможно прогнозировать последствия принимаемых решений, что мешает в свою очередь, формированию рыночных отношений.

Таким образом, назрела необходимость серьёзно заняться решением вопросов комплексного совершенствования налогового законодательства.

С введением Налогового кодекса планируется покончить со множеством несовершенных законодательных актов в области налогообложения и значительно уменьшить число взаимопроникающих налогов, налогоподобных сборов и платежей.

Но сокращение налогов не должно стать самоцелью. Например, планируемое объединение платежей за пользование природными ресурсами и налогов на воспроизводство минерально-сырьевой базы ввиду того, что они якобы имеют одну и ту же налогооблагаемую базу: выручку от реализации добытого минерального сырья при расходовании на разные цели, - может только ухудшить положение предприятий, организаций, так как предполагается два налога с разными объектами налогообложения, то есть по сути совместить несовместимое.

Нормативные акты, регулирующие вопросы налогообложения, часто составлены наспех и содержат нечёткие формулировки, влекущие за собой необходимость дальнейших уточнений; нередки случаи, когда один документ противоречит другому.

Никто не сомневается в том, что изменение форм государственного устройства сопровождается преобразованием налоговой системы. При этом, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Необходимо создать такую налоговую систему, которая стимулировала бы предприятия, а не занималась только распределением доходов. До настоящего времени налоговая база могла расширяться только благодаря возникновению новых предприятий и организаций. Сейчас же назрела необходимость в проработке вопроса о создании условий возобновления работы остановившихся предприятий с помощью законодательных норм. Таким образом можно было бы покончить со спадом производства и наполнить казну государства.

Значительно улучшить налоговую систему можно принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который позволит плавно перейти в процедуру принятия Налогового кодекса.

Первостепенное значение налоговой политики на современном этапе заключается в том, что она служит инструментом реализации экономической политики страны. Объективности ради следует отметить, что налоговая политика не является панацеей от кризисных явлений в экономике.

И пора уже начинать готовить профессиональные кадры для налоговой службы, ведь без них процесс создания хорошо действующей налоговой системы вперёд не продвинется.

 

 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 188.