Правовые формы осуществления функций государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государство должно выполнять свои функции в прису­щих ему формах, применять в своей деятельности различ­ные методы.

В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звень­ев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных орга­низаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам дея­тельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Различаются правовые и неправовые формы реализа­ции функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действо­вать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государ­ственные органы и должностные лица работают, какие юри­дические действия они совершают. Неправовые формы охватывают большой объем органи­зационно-подготовительной работы в процессе осуществле­ния функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юриди­чески значимыми действиями, влекущими за собой право­вые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с пись­мами и заявлениями граждан и т.п.

 Основными правовыми формами осуществле­ния функций государства по первому критерию являются (см. приложение схема №3). (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства. М.:Зерцало, 1998,с.209):

1. законодательная;

2. управ­ленческая (исполнительная);

3. судебная;

4. контрольно-надзорная.

Законодательная деятельность заключается в издании пред­ставительными и законодательными органами законов, обязатель­ных для исполнения всеми государственными органами, общест­венными объединениями, органами местного самоуправления, долж­ностными лицами и гражданами.

Согласно Конституции РФ, правом издавать федеральные за­коны наделено Федеральное Собрание — парламент России.

Управленческая или исполнительная деятельность представ­ляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реа­лизацию органами исполнительной власти (государственного управ­ления) функций государства в сферах развития экономики и куль­туры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т. д.

От управленческой деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распределительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций го­сударства путем осуществления правосудия всеми звеньями су­дебной системы страны.

Контрольно-надзорная деятельность — это выполнение функ­ций государства посредством действия всех разновидностей госу­дарственного надзора и контроля за законностью, а также в применение принудительных мер к ее нарушителям. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Россий­ской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокуро­ром РФ и подчиненными ему прокурорами.

Каждая из названных форм с учетом свойственных ей спосо­бов и средств служит целям реализации функций государства.

Наряду с изложенной в науке получила распространение имею­щая не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой является однородная по своим внеш­ним признакам деятельность органов государства по осуществ­лению его функций (см. приложение схема №4).. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государст­во использует право для выполнения своих задач и функций. Сооб­разно этой классификации в работе всех звеньев механизма госу­дарства различается деятельность правовая и чисто фактическая или, как представляется более целесообразным ее называть — ор­ганизационная.

Деление форм осуществления функций государства на право­вые и организационные не означает умаления или тем более отри­цания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Од­нако далеко не все организационные формы — правовые.

Под правовыми формами осуществления функций государ­ства понимается однородная по своим внешним признакам (ха­рактеру и юридическим последствиям) деятельность государ­ственных органов, связанная с изданием юридических актов. Со­ответственно этому к правовым формам реализации функций госу­дарства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на:

· оперативно-исполнительную деятельность;

· правоохранительную деятельность.

Правотворческоя деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.

Правоприменителъная деятельность — это деятельность го­сударственных органов по выполнению законов и подзаконных нор­мативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются опера­тивно-исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних во­просов управления делами общества властную, творческую испол­нительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов приме­нения норм права, служащих основанием для возникновения, из­менения или прекращения правоотношений.

Правооохранительная деятельность — это форма осуществ­ления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от наруше­ний, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обя­занностей.

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушен­ного права, реализации юридической ответственности лица, совер­шившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, — охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

От правовых форм функционирования государства отличают­ся чисто фактические или организационные формы реализации его функций, которые заключаются в однородной по своим внеш­ним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.

Выделяются следующие организационные формы деятельно­сти государственных органов по осуществлению функций государ­ства; а) организационно-регламентирующая; б) организационно-хо­зяйственная; в) организационно-идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность — это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государствен­ного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность — это опера­тивно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т. п.) по матери­альному обеспечению выполнения различных государственных функций.

Организационно-идеологическая деятельность — это повсе­дневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (напри­мер, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой ин­формации и т. д.) (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998,с.209-210).

Вывод по третьему вопросу: Научное и практическое значение рассмотренных выше классификаций со­стоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма госу­дарства по выполнению его функций, тесно соотносится с принци­пом разделения властей.

Заключение

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

Конституция РФ закрепляет и гарантирует равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, защиту достоинства личности, право на свободу и личную неприкосно­венность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения, выбора мест пребывания и жительства, свободу совести, мысли и слова, собраний, митингов и де­монстраций, право на объединение, участие в управлении делами государства, свободу предпринимательской деятель­ности, защиту права частной собственности, в том числе на землю. Каждый имеет право свободно распоряжаться свои­ми способностями к труду, имеет гарантии социального обес­печения, право на жилище, на охрану здоровья, на образо­вание, на свободу творчества, на судебную защиту прав и свобод. Конституция России устанавливает обязанности: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять при­роду и окружающую среду, бережно относиться к природ­ным богатствам, защищать Отечество, нести военную служ­бу в соответствии с федеральным законом.

Каждая функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содер­жание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его орга­ны, какие вопросы они решают.

Анализ основных направлений деятельности государства необходим для того чтобы сначала выделить и описать основные функции государства, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценить с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю государства и свободы человека.

Список литературы

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.1999

2. Григорьев В.Н., Кучеров И.И. Налоговая полиция: правовое регулирование деятельности. Учебно-практическое пособие. М.:УКЦ.ЮрИнфоР,1998

3. Конституция Российской Федерации. 1993

4. Кучеров И.И. Налоговые преступления. Учебное пособие. М.:УКЦ.ЮрИнфоР,1997

5. Лазарев В.В. Теория государства и права. М.1994

6. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе// Государство и право. 1993, №6

7. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998

8. Теория государства и права. Учебник для вузов.2-е изд.изм. и доп./под редакцией В.М.Корельского и проф.В.Д.Перевалова.М.:Норма-Инфра, 2000



ПРИЛОЖЕНИЕ


Схема № 1

 

Условные обозначения:   · З – задача · ( f ) – функция · ОГ – орган государства  
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ
ОГ
ОГ
ОГ
ОГ
ОГ
ОГ
ОГ
ОГ
ОГ
ОГ
ОГ
ОГ
( f)
З
З
З
З
З
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА


Схема № 2
Схема № 3

 

Классификация форм осуществления функций государства, критерием которой является деятельность основных звень­ев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных орга­низаций

 

 

 



Схема № 4

 


Классификация форм осуществления функций государства, критерием которой является однородная по своим внеш­ним признакам деятельность органов государства по осуществ­лению его функций.

 

 

 








Дата: 2019-07-31, просмотров: 261.