Функция налогообложения и взимания налогов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Это направ­ление деятельности государства охватывалось ранее более общей хозяйственно-организаторской функцией.

В новых условиях развития России в силу возрастания роли значительного расширения объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, преж­де всего государственного бюджета, как федерального, так и субъ­ектов Федерации, а также муниципального бюджета за счет всех видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, осно­ванных на всех формах собственности, налога на добавленную стои­мость, акцизов, подоходного налога с граждан и т. п., а также пре­дусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.

Базовым нормативным актом выполнения рассматриваемой функции выступает Закон Российской Федерации "Об основах на­логовой системы РФ". В нем определены виды налогов, объекты налогообложения, права, обязанности, ответственность налогопла­тельщиков и т. д. Контроль за исполнением данного закона возло­жен на Государственную налоговую службу и Федеральные орга­ны налоговой полиции, которые проверяют правильность исчисле­ния налогов, своевременность их уплаты, выявляют налоговые пра­вонарушения и преступления.

Кроме того, они призваны обеспечивать соблюдение законода­тельства гражданами, занимающимися предпринимательской дея­тельностью, выдавать лицам, осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность, патенты и регистрационные удостове­рения.

Нынешние кризисные явления в экономике с особой остротой поставили перед рассматриваемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну. Однако одновременно с этим, по мере стаби­лизации обстановки, все полнее и целенаправленнее должно про­являть себя и такое важное назначение налоговой функции, как ее регулирующее воздействие на экономику (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998, с.204).

В Российской Федерации проводится, хотя и с определенными издержками, реформа налоговой системы. Приняты основные законы, регулирующие правоотношения в сфере налогообложения. Законодательные акты по мере развития общества уточняются, дополняются и изменяются.

Несмотря на принятые меры, собрать налоги в полном объеме или хотя бы их большую часть не удается. Причин этому множество. Методы борьбы с налоговыми правонарушениями, основывающиеся на применении финансовых санкций, не дали положительных результатов, что послужило основанием для введения уголовной ответственности за налоговые преступления и создания нового правоохранительного органа - налоговой полиции (Кучеров И.И. Налоговые преступления. Учебное пособие. М.:УКЦ.ЮрИнфоР,1997,с.7).

На этапе становления в России новых социально-экономических отношений и перехода к иным формам государственного управления, неизбежно возникают и обостряются противоречия общественного развития, обусловленные проводимыми экономическими преобразованиями, слабостью и неразвитостью рыночных институтов экономики и социальным расслоением общества, а также распространением коррупции и ростом преступности, переделом собственности, проникновением криминальных структур в наиболее прибыльные отрасли производства.

Ослабление роли государственных институтов в регулировании экономических отношений оказало влияние на снижение стабильности финансовой системы страны, которая во многом определяется устойчивым формированием доходной части федерального бюджета. Именно федеральный бюджет, являясь источником финансирования соответствующих федеральных и региональных программ, непосредственно влияет на обеспечение политической стабильности в обществе, сохранение государственной целостности России, успешное проведение экономических и социальных преобразований.

Налоги являются одним из основных источников формирования доходной части бюджета. Поэтому в эффективности работы государственных органов по сбору налогов заключается разрешение многих проблем обеспечения финансовой стабильности и экономической безопасности в целом. Нарастание в этот период тенденции постепенно сформировались в реальную угрозу бюджетно-налоговой политике.

Для того, чтобы иметь объективную возможность отслеживать процессы возникновения и развития общественных противоречий, которые могут в определенный период времени трансформироваться в угрозу безопасности, а также эффективно управлять этими процессами и воздействовать на них, государство должно принимать меры экономического, политического и иного характера, соразмерные величине угрозы.

Важное место среди таких мер принадлежат мерам правового и организационного характера. Одной из целей их реализации является создание сил и средств обеспечения безопасности, а также законодательное и нормативно-правовое обеспечение деятельности.

Анализ ситуации, сложившейся в сфере экономики и, в частности, связанной с собиранием налогов, пополнением доходной части, свидетельствуют, что в настоящее время налоговые правонарушения и преступления по своим социальным и экономическим последствиям, по их взаимосвязи с другими экономическими преступлениями представляют собой реальную угрозу экономической безопасности государства (Григорьев В.Н., Кучеров И.И. Налоговая полиция: правовое регулирование деятельности. Учебно-практическое пособие. М.:УКЦ.ЮрИнфоР, 1998,с.7,8,9)

       К словам Исаева А.А. (Очерк теории и политики налогов, 1887), "В будущем можно ожидать, вместе с дальнейшим развитием знаний и нравственных качеств, и более глубокого сознания обязанности граждан относительно государства, а потому все более редкого уклонения от платежа налогов", я хочу добавить, что до тех пор, пока наша система налогообложения не станет такой, что будет невыгодно скрывать прибыль и вести "черную кассу", государству придется развивать и расширять деятельность государственных налоговых органов.

2.1.6. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собст­венности, правопорядка.

Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невоз­можен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны прав и сво­бод граждан и правопорядка (Теория государства и права. Учебник для вызов.2-е изд.изм. и доп./под редакцией В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова.М.:Норма-Инфра, 2000,с.152).

В современных условиях существенные изменения и развитие претерпели каждый из неразрывно связан­ных между собой составных компонентов содержания этой триеди­ной функции.

Конституция Российской Федерации (ст. 2), признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защи­ту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Тем самым охрана и развитие политических, экономи­ческих, социальных, культурных, личных прав и свобод граждан составляют смысл деятельности всех законодательных, исполни­тельных и судебных органов государственной власти.

Новым моментом в содержании данной функции является также то что согласно ст. 8 Конституции в Российской Федерации при­знаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Сообразно с этим прежде всего должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственности.

В современной обстановке возросло значение охраны правопо­рядка, предусматривающей обеспечение режима законности, пре­дупреждение и сокращение правонарушений.

С учетом опасных тенденций в динамике роста и структуре преступности, представляющей угрозу национальной безопасности России, главное в охране правопорядка сегодня — это обуздание преступности.

В последнее время предприняты меры по концентрации уси­лий государства на этом важном направлении, подготовлена Феде­ральная программа борьбы с преступностью на ближайшие годы.

Особое место в правовом обеспечении борьбы с преступностью призван занять новый Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 января 1997 г. Важная роль в этом принад­лежит также законам РФ "О прокуратуре РФ" (новая редакция), "Об оперативно-розыскной деятельности", указам Президента Рос­сийской Федерации "О защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности", "О мерах по усилению борьбы с терроризмом" и др.

Неотложной мерой укрепления правовой основы обеспечения борьбы с преступностью является принятие новых Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998, с.204-205)

Внешние функции

Функция обороны страны.

Что касается функции обороны, то ранее, как известно, ее необходимость объяснялась постоянной угрозой агрессии, исходящей от империалистических государств. Отсюда главное ее содержание определялось неуклонной заботой о военной мощи страны с целью предупреждения и отражения вооруженной агрессии и организации борьбы против подрывной деятельности империалис­тических разведок. Функция обороны современного Российского государства базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности России, а ее Вооруженные Силы предназначаются исключительно для защиты независимости и территориальной целостности государства, а также для выполнения между­народных обязательств. Изменение ориентиров в военной политике нашего государства обусловлено тем, что в современном мире усиливаются процессы взаимной интеграции экономики различных стран, сотрудничества в предотвра­щении угрозы развязывания мировых войн и военных конфликтов и как следствие - укрепляется международная безопасность. Это позволяет значи­тельно сократить военные расходы России, постепенно перейти на контрактную систему прохождения воинской службы, осуществить в больших объемах конверсию оборонной промышленности.

В России принят специальный Закон "Об обороне" от 24 сентября 1992 г., в котором определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.

(Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе//Государство и право. 1993, №6,с.106).

Данный Федеральный закон определяет основы и организа­цию обороны России, полномочия органов федеральной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ, организа­ций и их должностных лиц, права и обязанности граждан России в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, от­ветственность за нарушение законодательства Российской Феде­рации в сфере обороны, а также другие касающиеся обороны нормы.

Несмотря на улучшение междуна­родной обстановки, у России еще немало внешнеполитических про­блем. Сохраняется возможность неблагоприятных для нее геополи­тических изменений, в первую очередь, связанных с возможностью расширения НАТО на Восток. Не исчезли очаги локальных кон­фликтов у российских границ.

Соответственно одно из важнейших направлений внешнепо­литической деятельности Российского государства — обеспечение его военной безопасности.

Согласно этой функции Вооруженные Силы РФ предназначе­ны для отражения агрессии, направленной против Российской Фе­дерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновен­ности территории России, а также для выполнения задач в соот­ветствии с ее международными договорами (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало, 1998,с.206).

Дата: 2019-07-31, просмотров: 169.