Голицынский военный институт Федеральной пограничной службы РФ
кафедра государственно-правовых дисциплин
Факультет заочного обучения
Отделение юриспруденция
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
На тему
«Понятие, классификация и содержание основных функций государства»
Студентка 1 курса группы Ю-21
Керачинская Валерия Викторовна
Преподаватель-консультант:
Зарубин Владимир Анатольевич
Голицыно 2000 г.
ПЛАН.
лист | |
Введение | 3 |
1. Понятие и эволюция функций Российского государства | 5 |
2. Классификация основных функций Российского государства | 8 |
3. Правовые формы осуществления функций государства | 23 |
Заключение | 26 |
Список литературы | 27 |
Приложение | 28 |
Введение
Как будущего юриста, меня не случайно заинтересовала тема «Понятие, классификация и содержание основных функций Российского государства». По моему мнению, актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поскольку на современном этапе построения правового государства, когда старая система практически изжила себя, а новая еще окончательно не сформирована, юристу необходимо знать основные направления деятельности государства.
Назначение курсовой работы по этой теме состоит в следующем: для того чтобы сложилось правильное и полное представление о государстве, его сущности, функциях, структуре, необходимо рассматривать их в тесной взаимосвязи на основе структурно-функционального анализа этих понятий.
Познать, что и как государство «делает» вот главная задача, которую должна выполнить эта работа.
Познание государства предполагает рассмотрение не только его статики, т. е. того постоянного, стабильного, устойчивого, что характеризует государственно-организованное общество, но и его динамики, т. е. того, как этот социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, как выполняет свое социальное назначение.
В рамках курсовой работы будут рассмотрены понятие и эволюция, классификации и содержание, а также методы осуществления функций Российского государства. При всем объеме и разнообразии литературы по теории государства и права, я отдала предпочтение учебникам написанным под руководством М.Н. Марченко, А.В. Венгерова, статье Л.А. Морозовой по теме «Функции Российского государства на современном этапе» и др. На мой взгляд в книгах этих авторов наиболее тщательно рассмотрены вопросы, затрагиваемые при рассмотрении темы «Понятие, классификация и содержание основных функций Российского государства».
Прежде чем приступить к описанию основной части, т.е. к рассмотрению функций государства, нужно дать определение его сущности, поскольку Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности другого порядка. Итак, сущность государства - это то главное, что определяет его содержание, цель, назначение и функционирование. Другими словами вопрос о сущности государства - это вопрос о том кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет, в чьих интересах. Из определения видно, что решающее влияние на функции любого государства оказывает его сущность.
Задачи и функции государства — явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять.
В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период.
Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой (см. приложение схема №1). В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства.
В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций (Общая теория государства и права.Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф.М.Н.Марченко.Т.1, Теория государства.М.Изд.Зерцало,1998г.,с.198).
Для обеспечения выполнения своих функций в любом государстве формируется структурная специальная организация, называемая государственным аппаратом. Он олицетворяет материальную силу государственной власти. Аппарат государства - это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций. Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата.
Функции государства необходимо отличать от функций отдельных его органов. В осуществлении функции государства, так или иначе, в большей или меньшей степени участвуют все его органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять никакой другой. В то же время все составные части органа (управления, отделы, сектора и т.п.) должны через свои непосредственные обязанности обеспечивать общие функциональные задачи органа.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что в функциях государства выражается его сущность, его предназначения, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.
Внутренние функции
Экономическая функция
Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.
Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан — вкладчиков, акционеров потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т. д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом (Теория государства и права. Учебник для вызов.2-е изд.изм. и доп./под редакцией В.М.Корельского и проф.В.Д.Перевалова.М.:Норма-Инфра, 2000,с.152-153).
В экономической функции наиболее полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования. В основе этой функции лежит жизненно необходимая реальная рыночная реформа, призванная коренным образом трансформировать экономический механизм России.
За прошедшие годы уже обозначились некоторые важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода, право собственности, работающие рынки товаров и услуг. Вместе с тем возникла необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными механизмами. В этом главная особенность экономической функции современного Российского государства по сравнению с хозяйственно-организаторской функцией Советского государства по всеобъемлющему руководству экономикой.
Сегодня экономическая функция охватывает такие направления государственной деятельности, как структурная перестройка российской экономики, при которой будет производиться только продукция, жизненно необходимая человеку, государству, мировому рынку; преимущественная поддержка стратегических, высоко-конкурентных на мировом рынке и социально значимых для России производств; демонополизация производства; реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства; целенаправленная инвестиционная политика; отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке; продолжение приватизации; реформа экономического механизма аграрного сектора и прежде всего обеспечение права частной собственности на землю; постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен; приостановка спада производства; формирование современной системы расчетов и начало глубокой реформы Центрального банка и т. д.
Особое место в правовом обеспечении осуществления экономической функции принадлежит новому Гражданскому кодексу Российской Федерации. С принятием его в полном объеме создана всеобъемлющая правовая основа рыночной экономики, общества Цивилизованных собственников, экономической свободы человека, партнерских отношений между гражданином и государством (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1, Теория государства.М.Изд.Зерцало, 1998г., с.201).
Социальная функция.
Многие государства характеризуют себя как социальные. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.
Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом”.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 Конституции РФ).
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (статья 39 пункт 3 Конституции РФ).
Государство осуществляет социальную функцию обеспечения социальной справедливости и равных возможностей всех граждан вести обеспеченную и достаточную жизнь.
Так, статья 7 действующей Конституции РФ устанавливает:
1. Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи и материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Верно, нельзя не констатировать, что не все взятые на себя государством обязательства выполняются, но это можно отнести к фиктивности конституции, когда закон и действительность расходится.
Будем надеяться, что разрыв между законом и действительностью постепенно будет сокращаться.
Социальная функция государства направлена на смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы; на стабилизацию уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических трудностей между различными группами населения.
К социальной функции также относятся такие сферы как народное образование, здравоохранение, наука.
Правовому обеспечению социальной функции служат закон РСФСР о государственных пенсиях, Семейный кодекс РФ, законы РФ "О страховании", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", указы Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения", "О социальной защите инвалидов в РФ", "О мерах по восстановлению сбережений граждан РФ" и др. (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998,с.202)
Для выполнения социальной функции, государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.
Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
2.1.3. Функция развития культуры, науки и образования.
Эта функция сложилась вместо ранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. В отличие от прежней нынешняя функция развития культуры, науки и образования зиждется на признании Конституцией Российской Федерации (ст. 13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статьей 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, охрана интеллектуальной собственности.
Содержание этой функции сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т. д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.
В содержание данной функции входят также: государственная поддержка развития науки, ее естественной интеграции в новые рыночные условия; создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и для свободной состязательности различных школ и направлений; поддержка приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий; эффективное использование как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, развитие интеграции науки и высшего образования; меры по улучшению работы общеобразовательной школы.
Правовую основу осуществления данной функции составляют Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ "Об образовании" (с изменениями и дополнениями), указы Президента Российской Федерации "О государственной поддержке Российского фонда культуры", "О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений РФ" и др. (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998,с.202-203).
Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.
Экологическая функция
Экологическая или функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.
Объективным фактором, вызывающим необходимость такой основной государственной функции, является развитие научно-технической революции и ее последствия для человека. Имея огромные блага для людей, НТР одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что, в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема экологии вышла на передний план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества.
Основное содержание экологической функции составляют государственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды.
Ведущая роль в осуществлении экологической функции принадлежит Министерству природных ресурсов РФ и Государственному Комитету РФ по охране окружающей среды.
Вместе с ними в выполнении этой функции, применительно к своему профилю, участвуют Министерство по атомной энергии, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Комитеты Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, по рыболовству, по стандартизации, метрологии и сертификации и другие ведомства.
С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания. Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений, являются Конституция Российской Федерации и законы Российской Федерации "Об охране окружающей среды" "Основы лесного законодательства", "О недрах", "Об экологической экспертизе", "О радиационной безопасности населения" и др. (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998,с.203-204).
Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств, приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.
Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органы.
Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории”.
В основе осуществления экологической функции лежат следующие принципы:
1. Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.
2. Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.
3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение.
Уголовным Кодексом РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды (статьи 50 - 87).
Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в области охраны и рационального использования природных ресурсов.
Внешние функции
Функция обороны страны.
Что касается функции обороны, то ранее, как известно, ее необходимость объяснялась постоянной угрозой агрессии, исходящей от империалистических государств. Отсюда главное ее содержание определялось неуклонной заботой о военной мощи страны с целью предупреждения и отражения вооруженной агрессии и организации борьбы против подрывной деятельности империалистических разведок. Функция обороны современного Российского государства базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности России, а ее Вооруженные Силы предназначаются исключительно для защиты независимости и территориальной целостности государства, а также для выполнения международных обязательств. Изменение ориентиров в военной политике нашего государства обусловлено тем, что в современном мире усиливаются процессы взаимной интеграции экономики различных стран, сотрудничества в предотвращении угрозы развязывания мировых войн и военных конфликтов и как следствие - укрепляется международная безопасность. Это позволяет значительно сократить военные расходы России, постепенно перейти на контрактную систему прохождения воинской службы, осуществить в больших объемах конверсию оборонной промышленности.
В России принят специальный Закон "Об обороне" от 24 сентября 1992 г., в котором определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.
(Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе//Государство и право. 1993, №6,с.106).
Данный Федеральный закон определяет основы и организацию обороны России, полномочия органов федеральной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан России в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере обороны, а также другие касающиеся обороны нормы.
Несмотря на улучшение международной обстановки, у России еще немало внешнеполитических проблем. Сохраняется возможность неблагоприятных для нее геополитических изменений, в первую очередь, связанных с возможностью расширения НАТО на Восток. Не исчезли очаги локальных конфликтов у российских границ.
Соответственно одно из важнейших направлений внешнеполитической деятельности Российского государства — обеспечение его военной безопасности.
Согласно этой функции Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало, 1998,с.206).
Заключение
Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.
В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.
Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.
Конституция РФ закрепляет и гарантирует равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, защиту достоинства личности, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения, выбора мест пребывания и жительства, свободу совести, мысли и слова, собраний, митингов и демонстраций, право на объединение, участие в управлении делами государства, свободу предпринимательской деятельности, защиту права частной собственности, в том числе на землю. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, имеет гарантии социального обеспечения, право на жилище, на охрану здоровья, на образование, на свободу творчества, на судебную защиту прав и свобод. Конституция России устанавливает обязанности: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество, нести военную службу в соответствии с федеральным законом.
Каждая функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.
Анализ основных направлений деятельности государства необходим для того чтобы сначала выделить и описать основные функции государства, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценить с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю государства и свободы человека.
Список литературы
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.1999
2. Григорьев В.Н., Кучеров И.И. Налоговая полиция: правовое регулирование деятельности. Учебно-практическое пособие. М.:УКЦ.ЮрИнфоР,1998
3. Конституция Российской Федерации. 1993
4. Кучеров И.И. Налоговые преступления. Учебное пособие. М.:УКЦ.ЮрИнфоР,1997
5. Лазарев В.В. Теория государства и права. М.1994
6. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе// Государство и право. 1993, №6
7. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998
8. Теория государства и права. Учебник для вузов.2-е изд.изм. и доп./под редакцией В.М.Корельского и проф.В.Д.Перевалова.М.:Норма-Инфра, 2000
ПРИЛОЖЕНИЕ
Схема № 1
Условные обозначения:
· З – задача
· ( f ) – функция
· ОГ – орган государства
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ
ОГ
ОГ
ОГ
ОГ
ОГ
ОГ
ОГ
ОГ
ОГ
ОГ
ОГ
ОГ
( f)
З
З
З
З
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА
З
Схема № 2
Схема № 3
Классификация форм осуществления функций государства, критерием которой является деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций
Схема № 4
Классификация форм осуществления функций государства, критерием которой является однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций.
Голицынский военный институт Федеральной пограничной службы РФ
кафедра государственно-правовых дисциплин
Факультет заочного обучения
Отделение юриспруденция
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
На тему
«Понятие, классификация и содержание основных функций государства»
Студентка 1 курса группы Ю-21
Керачинская Валерия Викторовна
Преподаватель-консультант:
Дата: 2019-07-31, просмотров: 219.