Ср еднее число посещений врачей одним жителем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

    1990 1991 1992 1993 1994
Городское население   10,7   10,4   10,2   10,3   10,1
Сельское население   6,1   6,1   6,0   6,1   6,0
Все население   9,5   9.3     9,2   9,0   8,9

   

Однако одним из парадоксов реформирования системы здравоохранения явилось не только сохранение высокого уровня госпитализационной активности населения, но и некоторое снижение числа посещений врачей в расчете на одного жителя (табл. 13) [31].

В этих условиях пока трудно судить об эффективных структурных сдвигах в здравоохранении, обусловленных процессом его реформирования. Однако встает проблема методического характера – как оценивать структурные сдвиги, в частности, соотношение стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи. Для этого предлагается специально разработанный метод "КВАНТ", суть которого состоит в том, что различные виды помощи получают количественную оценку в условных единицах, величина которых эквивалентна их стоимостным значениям. В соответствии с этим принята следующая классификация отдельных видов услуг в здравоохранении (условных единицах) [31]:

 

 

Таблица 14.

 Классификация услуг в здравоохранении

 

Один койко-день в стационаре 1000
Один койко-день в дневном стационаре 600
Одно врачебное посещение в амбулаторно-поликлиническом учреждении   400
Одно фельдшерское посещение   200

 

Таблица 15.

 Совокупный объем медицинской помощи

       населению России в 1992 – 1994 гг.

 

 

1990

1992

1994

Тип ЛПУ Усл.ед. % к итогу Усл.ед. % к итогу Усл.ед. % к итогу
В больничных Учреждениях 559,8 47,8 529,5 47,6 577,3 50,1
В дневных стационарах 3,2 0,3 4,7 0,4 5,7 0,5
В амбулаторно- поликлинических учреждениях 562,1 47,9 533,9 48,0 526,8 45,8
В фельдшерско- акушерских пунктах 47,2 4,0 44,4 4,0 41,6 3,6
ИТОГО 1172,3 100 1112,5 100 1151,4 100

 

Данный перечень не претендует на исчерпанность, и при более детальном специальном рассмотрении данного вопроса он, очевидно, может быть расширен. Но в данном случае при принципиальной постановке вопроса о методе измерения физического объема медицинской помощи и ее структуре мы ограничиваемся приведенными расчетами, чтобы не усложнять изложение рассматриваемого вопроса [31]. Результаты расчетов свидетельствуют, что структурные сдвиги физического объема медицинской помощи в пользу первичного звена пока еще не произошли. Более того, роль стационара даже несколько возросла.

Таблица 16 .

Расходы на здравоохранение в России в текущих

И сопоставимых ценах

 

  1990 1992 1994 1994 к 1990 в % к 1992
Всего затрат на здравоохранение, млрд. руб. в текущих ценах.   21,5   636,2   28362   1320   458,7
В сопоставимых ценах 21,5 9,4 13,7 63,7 145,7
Физический объем услуг, млрд. усл. Единиц   1172,3   1112,5   1154,4   98,2   103,5
Стоимость 1000 усл. единиц в текущих ценах   18,3   571,9   24632   1346   4307
В сопоставимых ценах 1990 г 18,3 8,4 11,9 65,0 141,7
В % к 1990 г 100 46,1 65,0 - -
Расходы на душу населения, руб. в текущих ценах   145,3   4291   19163   51312   4,465
В сопоставимых ценах 1990 г 145,3 63,2 64,2 - 101,5
В % к 1990 г 100 43,5 44,2 - -

  

С ускорением реформирования здравоохранения можно ожидать повышения роли первичного звена. Финансовые пропорции распределения ресурсов между стационаром и амбулаторно-поликлиническим звеном в дальнейшем должны измениться. Промышленная революция в здравоохранении, осуществляемая в странах с развитой рыночной экономикой, способствовала значительному повышению доли амбулаторно-поликлинического звена в общих расходах здравоохранения. Развитие профилактики, обнаружение заболеваний на начальных стадиях будут способствовать дальнейшему увеличению доли амбулаторно-поликлинического звена в общей сумме расходов на здравоохранение. Этот фактор, равно как и укрепление районной системы здравоохранения будет способствовать перемещению финансовых потоков с федерального на местный уровень, возрастанию доли средств субъектов федерации в консолидированном бюджете.

Макроэкономическая характеристика формирования ресурсов здравоохранения дополняется анализом величины среднедушевых расходов в текущих и сопоставимых ценах.

Это важно и для динамических расчетов, и для различных сопоставлений. За 1991-94 гг. все расходы на здравоохранение выросли в текущих ценах в 1320 раз, с учетом же индекса цен расходы на здравоохранение сократились примерно на одну треть. В расчете на душу населения расходы на здравоохранение составили в 1994 г. 191,6 тыс. руб., или примерно 64% от уровня 1990 года [31].

Макроэкономический анализ состояния здравоохранения включает также рассмотрение структуры расходов и ее изменение. В этом аспекте период последних лет отличается наибольшими изменениями. Как показывают приведенные в табл. 8 данные, наиболее заметное изменение претерпела в структуре расходов заработная плата: ее доля упала более чем вдвое, что связано не в последнюю очередь со снижением уровня оплаты труда медицинских работников. Одновременно с этим выросли расходы, связанные с начислениями на заработную плату, что является общей характерной чертой переходной экономики России.

Из других характерных черт следует отметить снижение доли затрат на питание, приобретение мягкого инвентаря, а также увеличение доли хозяйственных расходов (включая сильно вздорожавшие тарифы на энергию, воду, коммунальные нужды) и расходов по приобретению оборудования и инвентаря, также сильно вздорожавших [31].

 Важным аспектом анализа состояния финансирования здравоохранения являются международные сравнения, в частности, величины расходов на здравоохранение в расчете на душу населения. Трудности такого рода сравнений связаны с обеспечением сопоставимости полученных данных.

В таблице 9 приведены расчетные данные о величине расходов на здравоохранение в целом по стране и в расчете на душу населения в долларах США. В основу расчетов взяты данные Госкомстата России по программе международных сопоставлений и приведенные выше расчеты затрат на здравоохранение и их доли в ВВП. Не вдаваясь в полемику с Госкомстатом России о корректности расчетов ВВП, полученных в результате международных сопоставлений, отметим, что даже в первом приближении сравнение среднедушевых расходов на здравоохранение говорит не в нашу пользу. При этом со временем разрыв вырос [31]. Однако механически переносить на здравоохранение показатели покупательной способности, общие для всей экономики, на наш взгляд, нельзя, так как в России товары и услуги, относящиеся к здравоохранению, относительно дешевле, чем в США.      

В этой связи, не проводя специальных исследований, сошлемся на мнение известного экономиста И.Бирмана, который доказал данный тезис в сравнительном анализе уровня жизни населения СССР и США. Им рассчитаны паритеты для товаров и услуг здравоохранения (рубль/доллар), равные для условий 80-х годов 0,117 – при советских весах и 0,400 при американских весах, в то время как официальный паритет до 1990 года составлял 0,52. 

Таблица 17

Дата: 2019-07-31, просмотров: 220.