Прием наличных денег при реализации товаров, работ и услуг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прием наличных денег при реализации товаров, работ и услуг

 



Введение

 

При реализации товаров, работ и услуг субъекты предпринимательской деятельности в одних случаях должны использовать кассовые суммирующие аппараты и (или) специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры (далее – КСА, кассовые аппараты и системы), а в других им разрешено принимать наличные деньги без использования технических средств. Рассмотрим данные вопросы подробнее.

Подпунктом 2.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 09.01.2002 №18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» (далее – Постановление №18/1) установлено, что юридические лица (а также филиалы, представительства, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет) и индивидуальные предприниматели принимают наличные денежные средства (в том числе авансовые платежи) и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Беларуси при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением КСА, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, если иное не установлено законодательными актами Беларуси и самим Постановлением №18/1.

Это означает следующее:

1) наличную выручку следует принимать с применением КСА;

2) кассовые аппараты и системы, которые используются для приема наличных денег при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, не могут быть любыми. Их модели или модификации должны быть обязательно включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь;

3) при расчете с помощью банковских пластиковых карточек следует использовать платежные терминалы для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек;

4) законодательными актами Республики Беларусь и Постановлением №18/1 может быть установлено иное.



Государственный реестр

 

Прежде чем приобрести КСА, необходимо убедиться, имеется ли такая модель в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденном постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 04.06.2003 №29 (далее – Государственный реестр). Порядок ведения Государственного реестра закреплен в Положении о порядке ведения Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.2002 №738. В Государственный реестр включаются следующие сведения:

– наименования кассовых аппаратов и систем;

– обозначение версии программного обеспечения КСА;

– наличие в кассовых аппаратах и системах электронной контрольной ленты защищенной;

– сроки нахождения КСА в Государственном реестре;

– сферы применения кассовых аппаратов и систем;

– о решениях Государственного комитета по стандартизации о включении КСА в Государственный реестр либо исключении из него, об изменении сроков их нахождения в Государственном реестре;

– наименование, местонахождение и учетный номер плательщика юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также фамилия, имя, отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, осуществляющих производство либо ввоз на территорию Республики Беларусь кассовых аппаратов и систем.

Сведения о КСА, включенных в Государственный реестр либо исключенных из него, а также о внесенных в реестр изменениях направляются в Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Министерство промышленности Республики Беларусь в 5-дневный срок и подлежат обязательному опубликованию не менее чем в одном периодическом печатном издании, учрежденном государственным органом, в 10-дневный срок со дня включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь соответствующего решения Госстандарта.

КСА включаются в Государственный реестр на 5 лет. Срок нахождения кассовых аппаратов и систем в Государственном реестре может быть продлен, но также не более чем на 5 лет.

Книга кассира-операциониста

 

На каждый КСА ведется книга кассира-операциониста, форма которой приведена в приложении 1 к Инструкции №103. Исключение составляют кассовые аппараты и системы, используемые в своей деятельности Национальным банком Республики Беларусь, банками, организациями республиканского унитарного предприятия электросвязи «Белтелеком», индивидуальными предпринимателями – плательщиками единого налога, Белорусской железной дорогой, использующей межгосударственную автоматизированную систему управления «Экспресс».

Как уже отмечалось выше, книга кассира-операциониста должна находиться в месте установки кассовых аппаратов и систем, за исключением таксометров.

Как и сами КСА, книга кассира-операциониста подлежит регистрации в инспекции Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Книга кассира-операциониста предназначена для ежедневной контрольной регистрации показаний накапливающих денежных счетчиков (денежных оборотов) кассового аппарата или системы и должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями руководителя организации и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом в организации, и печатью организации либо подписью индивидуального предпринимателя, а также подписью уполномоченного должностного лица и печатью инс­пекции Министерства по налогам и сборам.

Записи в книге кассира-операциониста производятся ежедневно в хронологическом порядке, перьевой или шариковой ручкой, без помарок. В начале рабочего дня (смены) выполняется запись даты и показаний накапливающих денежных счетчиков (денежных оборотов) КСА на начало рабочего дня (смены). По окончании рабочего дня (смены) производится заполнение остальных реквизитов, предусмотренных формой книги кассира-операциониста. Внесение в книгу кассира-операциониста исправлений должно оговариваться и заверяться подписями кассира либо иного лица, уполномоченного осуществлять прием наличных денежных средств, и руководителя организации (его заместителя), индивидуального предпринимателя.

Суммы денежных средств, снятые с банковских пластиковых карточек и проведенные через кассовый аппарат или систему, отражаются в книге кассира-операциониста отдельной строкой в конце рабочего дня.



Конец смены

 

В соответствии с эксплуатационной документацией на КСА по окончании рабочего дня (смены) формируется отчет закрытия смены (Z-отчет) по форме, установленной государственными стандартами Республики Беларусь.

Использованные контрольные ленты, отчеты закрытия смены (Z-отчеты) хранятся в опечатанном виде в течение трех лет, после чего могут быть уничтожены в установленном порядке. Национальным банком Республики Беларусь, банками хранение контрольных лент при использовании систем осуществляется в электронном виде при обеспечении хранения информации в установленные сроки.

Изменение сведений

 

Согласно п. 7 Инструкции №100 в случае изменения наименования юридического лица либо его организационно-правовой формы, перемены фамилии, собственного имени, отчества индивидуального предпринимателя субъект предпринимательской деятельности в 15-дневный срок со дня, следующего за днем изменения указанных данных, должен представить в инспекцию Министерства по налогам и сборам заявление произвольной формы об изменении наименования юридического лица или его организационно-правовой формы, перемене фамилии, собственного имени, отчества индивидуального предпринимателя и документы, на основании которых внесены соответствующие изменения. Заявление подается в двух экземплярах, один из которых остается у налоговиков. На основании представленных документов уполномоченное должностное лицо инспекции Министерства по налогам и сборам вносит соответствующие изменения в список, журнал регистрации кассовых аппаратов и систем, заверяет их своей подписью и печатью, а также вносит изменения в автоматизированное рабочее место «Учет кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» (далее – АРМ «Учет КСА»).

В случае изменения наименования пункта установки кассового аппарата или системы и его адреса (за исключением КСА, используемых на транспорте и при выездной торговле) субъект предпринимательской деятельности в 5-дневный срок представляет в инспекцию Министерства по налогам и сборам список кассовых аппаратов и систем, сведения о которых изменились, по форме согласно приложению 2 к Инструкции №100. Указанный список хранится вместе с первоначальным списком и имеет тот же регистрационный номер. Соответствующие изменения вносятся уполномоченным должностным лицом инспекции Министерства по налогам и сборам в журнал кассовых регистрации аппаратов и систем и в АРМ «Учет КСА».

При снятии субъекта предпринимательской деятельности с учета в одной инспекции Министерства по налогам и сборам и постановке на учет в другой (при изменении места нахождения, места жительства субъекта предпринимательской деятельности либо в связи с принятием соответствующих решений уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством) кассовые аппараты и системы с регистрации в налоговом органе не снимаются. В этом случае осуществляется снятие КСА с учета в одной инспекции и постановка их на учет в другой, при этом инспекция Министерства по налогам и сборам по прежнему месту нахождения, месту жительства субъекта предпринимательской деятельности направляет в инспекцию по новому месту нахождения, месту жительства субъекта предпринимательской деятельности список зарегистрированных им кассовых аппаратов и систем и сведения о снятии их с учета. Соответствующие изменения вносятся уполномоченными должностными лицами инспекций Министерства по налогам и сборам в журналы регистрации кассовых аппаратов и систем и в АРМ «Учет КСА».

Согласно п. 20 Инструкции №103 использование кассовых аппаратов и систем (за исключением КСА, применяемых на транспорте) вне пункта их установки допускается при условии соблюдения требований, установленных п. 7 Инструкции №100 и приведенных выше.

Прием наличных денег при реализации товаров, работ и услуг

 



Введение

 

При реализации товаров, работ и услуг субъекты предпринимательской деятельности в одних случаях должны использовать кассовые суммирующие аппараты и (или) специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры (далее – КСА, кассовые аппараты и системы), а в других им разрешено принимать наличные деньги без использования технических средств. Рассмотрим данные вопросы подробнее.

Подпунктом 2.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 09.01.2002 №18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» (далее – Постановление №18/1) установлено, что юридические лица (а также филиалы, представительства, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет) и индивидуальные предприниматели принимают наличные денежные средства (в том числе авансовые платежи) и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Беларуси при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением КСА, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, если иное не установлено законодательными актами Беларуси и самим Постановлением №18/1.

Это означает следующее:

1) наличную выручку следует принимать с применением КСА;

2) кассовые аппараты и системы, которые используются для приема наличных денег при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, не могут быть любыми. Их модели или модификации должны быть обязательно включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь;

3) при расчете с помощью банковских пластиковых карточек следует использовать платежные терминалы для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек;

4) законодательными актами Республики Беларусь и Постановлением №18/1 может быть установлено иное.



Государственный реестр

 

Прежде чем приобрести КСА, необходимо убедиться, имеется ли такая модель в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденном постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 04.06.2003 №29 (далее – Государственный реестр). Порядок ведения Государственного реестра закреплен в Положении о порядке ведения Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.2002 №738. В Государственный реестр включаются следующие сведения:

– наименования кассовых аппаратов и систем;

– обозначение версии программного обеспечения КСА;

– наличие в кассовых аппаратах и системах электронной контрольной ленты защищенной;

– сроки нахождения КСА в Государственном реестре;

– сферы применения кассовых аппаратов и систем;

– о решениях Государственного комитета по стандартизации о включении КСА в Государственный реестр либо исключении из него, об изменении сроков их нахождения в Государственном реестре;

– наименование, местонахождение и учетный номер плательщика юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также фамилия, имя, отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, осуществляющих производство либо ввоз на территорию Республики Беларусь кассовых аппаратов и систем.

Сведения о КСА, включенных в Государственный реестр либо исключенных из него, а также о внесенных в реестр изменениях направляются в Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Министерство промышленности Республики Беларусь в 5-дневный срок и подлежат обязательному опубликованию не менее чем в одном периодическом печатном издании, учрежденном государственным органом, в 10-дневный срок со дня включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь соответствующего решения Госстандарта.

КСА включаются в Государственный реестр на 5 лет. Срок нахождения кассовых аппаратов и систем в Государственном реестре может быть продлен, но также не более чем на 5 лет.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 162.