Современные неоклассические философские концепции (экзистенциализм , неотомизм, фрейдизм и т.д.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, религиозный( К Ясперс, Г.Марсель, )

атеистический (Ж.П.Сартр, А.Камю), Н.Аббаньяно.

 

 В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и

уныния) Нов волна - Франция времен оккупации и после 2 мир войны. Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответственности в условиях исторических катастроф и противоречий.

 Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Отчуждение человека от общества. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию.

 

Экзистенция представляет собой центральное ядро человеческого Я,

благодаря чему я выступает не как отдельный мыслящий индивид и не как мыслящее всеобщее, а как отдельная неповторимая личность. Экзистенция не сущность человека, а открытая возможность. Важнейшее определение эк -- ее необъективируемость. можно объективировать способности и знания через матер мир, рассматривать психические акты и деят, единственное, что неподвластно объект - эк. В обыденной жизни челов не осознает эк, для этого ему надо оказаться в пограничной ситуации. Обретая себя как экз, человек обретает свободу.

 

Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Назван так по имени Зигмунда Фрейда австр.врача-невропатолога и психиатра. Убежденный детерминист,Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике, решительно отказался от материалистич. в своей основе попыток объяснить изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он совершенно отошел от материалистического мировоззрения, отказался от объективных методов исследования психики. Суть ее состоит в отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с "принципом реальности", к кот.приспосабливается сознание. Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общ-ые явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е.истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное-психическое (и прежде всего непознаваемое "Оно" - бессознательное) становится у Фрейда причиной истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т.п.

 

В первом приближении теория такова. Либидо, в первых работах сексуальная энергия человека, явл движущей силой психики. Процесс

развития сознания связан в первую очередь с фазами сексуального развития ребенка. Но свободное выражение сексуальности подавляется обществом и воспитанием, накладывается ряд табу, тогда вступают в

действие вытеснение и сублимация.

 

Стыдные поступки, запретные мотивы и желания вытесняются в область бессознательного, но продолжают жить в психике человека и оказывают влияние на его действия. Но энергия либидо не может накапливаться, не находя выхода. Поэтому срабатывает механизм защиты, и энергия осуществляется в разрешенных действиях -- спорт, искусство, работа, творчество. Таким образом, либидо становится движ силой прогресса. Если сублимация не происходит, то человек может психически заболеть.

Ленин как философ.

Л. развил все составные части марксиз­ма — философию, политич. экономию, научный коммунизм. Обобщив с позиций марксистской фи­лософии достижения науки, особенно физики, кон. 19 — нач. 20 вв., Л. развил дальше учение диалектич. материализма. Он углубил понятие о материи, опреде­лив её как объективную реальность, су­ществующую вне человеческого сознания, разработал коренные проблемы теории отражения человеком объективной дейст­вительности и теории познания. Большой заслугой Л. является всесторонняя раз­работка материалистич. диалектики, в особенности закона единства и борьбы противоположностей. «Ленин — первый мыслитель века, который в достижениях современного ему естествознания увидел начало грандиозной научной революции, сумел вскрыть и философски обобщить революционный смысл фундаменталь­ных открытий великих исследователей природы... Высказанная им мысль о неисчерпаемости материи стала принци­пом естественнонаучного познания» (там же, с. 14). Крупнейший вклад внёс Л. в марксистскую социологию. Он конкре­тизировал, обосновал и развил важней­шие проблемы, категории и положения исторического материализма об обществ.-экономич. формациях, о закономерно­стях развития общества, о развитии про­изводит, сил и производств, отношений, о взаимоотношении базиса и надстройки, о классах и классовой борьбе, о гос-ве, о социальной революции, о нации и нац.- освободит. движениях, о соотношении объективного и субъективного факторов в обществ, жизни, об обществ, сознании и роли идей в развитии общества, о роли народных масс и личности в истории.

Л. существенно дополнил марксистский анализ капитализма постановкой таких проблем, как становление и развитие ка-питалистич. способа произ-ва, в частности в относительно отсталых странах при на­личии сильных феодальных пережитков, агр. отношения в условиях капитализ­ма, а также анализ бурж. и бурж.-де-мократич. революций, социальной струк­туры капиталистич. общества, сущности и формы бурж. государства, историч. мис­сии и форм классовой борьбы пролета­риата. Важное значение имеет вывод Л. о том, что сила пролетариата в исто­рич. развитии неизмеримо больше, чем его доля в общей массе населения.

Л. создал учение об империализме как высшей и последней стадии в развитии капитализма. Вскрыв сущность империа­лизма как монополистич. и гос.-монополистич. капитализма, охарактеризовав его основные признаки, показав крайнее обострение всех его противоречий, объ­ективное ускорение создания материаль­ных и социально-политич. предпосылок социализма, Л. сделал вывод о том, что империализм — это канун социалистич. революции.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 183.