Великий французский мыслитель Поль Анри Гольбах /1723-1789/ сказал: «Сущность природы заключается в том, чтобы действовать», а не менее великий философ И. Г. Фихте /1762-1814/ продолжил эту мысль: «Действовать, действовать - вот для чего мы существуем».
Проблема деятельности в философии имеет мировоззренческое и методологическое значение.
Философско-мировоззренческий смысл проблемы деятельности заключается в том, что она рассматривается в органической связи с проблемой активности, универсального свойства развивающейся материи.
Деятельность является:
• основополагающим способом становления и развития нового уровня и формы материальной организации - человеческого общества, цивилизации, культуры;
• основанием самоорганизации и самоуправления общественной, материальной и духовной системы;
• источником и причиной возникновения и функционирования общественных законов; Проблема деятельности - это проблема:
• социальной жизнедеятельности человека;
• формирования личности как субъекта общественно значимой деятельности;
• возникновения и развития качественно новой в эволюции мира творчески созидательной активности;
• космизации, воздействия космоса на деятельность человека, вовлечение в человеческую деятельность факторов внеземной природы, вхождения человека в космос, создания им космических объектов, воздействия на космическую эволюцию.
Типы деятельности: материальная и духовная.
Материальная деятельность - предметно-практическая деятельность, направленная на производство материальных ценностей. Этот вид деятельности связан с созданием средств, продуктов производства, обеспечивающих жизнедеятельность общества.
В процессе материальной производственной деятельности возникают общественные (экономические, социальные, политические, идеологические) отношения как основа коммуникативной деятельности людей.
Духовная деятельность связана с производством духовной сферы бытия, эту деятельность называют духовным производством /наука, искусство, религия.../ Причиной возникновения и развития духовной деятельности является материально-производственная деятельность, общественно-историческая практика. Продуктом и в то же время процессом духовной деятельности является духовная культура - система духовных ценностей, интеллектуальное, эстетическое творчество, религиозная деятельность.
Особое место среди видов духовной деятельности ( идеологической, нравственной, эстетической, религиозной) занимает интеллектуальная деятельность. Высшим качественным уровнем интеллектуальной и всей духовной деятельности является творчество.
Особую роль в развитии и реализации деятельности как активного отношения человека к миру играет система мотиваций: потребности, интерес, воля, цель. Эти внутренние, психологические элементы в структуре деятельности называют побудительными силами деятельности как активности.
Опредмечивание и распредмечивапие. Проблема отчуждения и
Гуманизма.
Процесс формирования духовности как неотъемлемой характеристики подлинного человека тесно связан с проблемой идеального. Недостаточно признать существование в мире идеального, самое главное - его реализовать. Ведь будучи потенцией мира, идеальное осуществляется исключительно через деятельность. Человеческая деятельность осуществляется через опредмечивание и распредмечивание культуры. Приобщаясь к социально-культурному опыту, человек занимается распред-мечиванием, т.е., переводом свойств культурного продукта во внутреннюю сферу человека, в его способности, умения и навыки. Обратный процесс перевода способностей и умений во внешний план, в создание новых предметов культуры называется опредмечиванием.
Правда, в антагонистических обществах процесс опредме-чивания и распредмечивания приобретает отчуждённую форму. Применительно к процессу опредмечивания отчуждение проявляется в том, что человеческая деятельность и её результат превращается в самостоятельную, господствующую над ним и враждебную ему силу. Применительно к процессу распредмечивания отчуждение проявляется в том, что человеческие способности кажутся навечно закреплёнными за определённым классом (господствующим), который всего-навсего узурпировал право на развитие способностей. На самом деле истоки отчуждения - в относительной обособленности индивидов в процессе производства, в антагонистическом разделении труда, основанном на частной собственности. Отчуждение в экономической сфере порождает отчуждение в социальной и духовной сферах.
Поэтому сущность подлинного гуманизма - признание человека высшей ценностью культуры или, другими словами, обеспечение ему условий для беспрепятственного развития своих способностей, «безотносительно к какому бы то ни было масштабу» (К. Маркс). Но для этого необходимо создать соци альные предпосылки, при которых все члены общества имели бы равный доступ к культуре.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 202.