Способом существования материи является движение. Этим сказано все. Движение есть не некая замкнутая в себе сущность, существующая параллельно и независимо от материи, а способ бытия последней. Вне материи движения нет. Говорить о движении - значит вести речь о самом конкретном и основном, что есть в материи. Ее существование есть не что иное, как процесс последовательной смены ее состояний, т.е. процесс реализации ее движения . Материя выявляет себя во всех своих видах и качествах через движение, посредством него она приобретает свою жизнь и целостность, выступает причиной самой себя.
Движение представляет собой находящееся внутри самой же материи условие ее самоопределения, которое идет по двум линиям: с одной стороны, материя раскрывает себя в бесчисленном множестве качественно различающихся вещей, с другой - выявляет себя в единстве и целостности всего существующего. Выявить сущность материи можно только через изучение движения.
Всеобщими формами бытия движущейся материи, ее важнейшими атрибутами являются пространство и время. Пространство как форма бытия материи характеризует ее протяженность, структурность, существование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время как форма бытия движущейся материи выражает длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем. В истории философии и науки (например, в классической физике) они нередко отрывались от материи, рассматривались как самостоятельные сущности или внешние условия существования и движения тел, что составляло содержащие субстанциальной концепции пространства и времени.
Например, в теории Ньютона пространство понималось как бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю и не зависящая от каких-либо процессов, а время - как текущая безотносительно к каким-либо изменениям равномерная длительность. В субъективно - идеалистических концепциях, например, в философии И.Канта, пространство и время трактуются как априорные (доопытные) формы чувственного созерцания, формы упорядочения наших опытных данных.
Более плодотворной в истории философии и науки оказалась Реляционная концепция пространства и времени, согласно которой онипредставляют собою особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Согласно материалистической реляционной концепции, пространство и время не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Достижения современной науки не только подтверждают, но и углубляют эту концепцию, раскрывая новые аспекты зависимости пространства и времени от материальных процессов.
В этом плане в первую очередь следует выделить создание теории относительности. Специальная теория относительности (1905 г.) показала, что при движениях со скоростями, близкими к скорости света меняются пространственные интервалы (расстояния между двумя близлежащими точками) и временные интервалы (длительность между двумя событиями): первые сокращаются, а вторые растягиваются. Теория относительности выявила также глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство - время. Поскольку само изменение пространственных и временных интервалов зависит от характера движения тела, то выяснилось, что пространство и время определяются состояниями движущейся материи. В общей теории относительности (1916 г.) А.Эйнштейн показал, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения, которое зависит от расположения тяготеющих масс. Вблизи них происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовых параметров) и замедление хода времени. Таким образом, теория относительности фиксирует органичное единство пространства, времени, движения, материи.
18.Категория "сознание" как философский способ выражения уникальности человека. Общественно-историческая сущность сознания.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов. И в тоже время нет в научном познании более сложной проблемы, чем проблема сознания. Оно до сих пор во многих аспектах остается загадочным и даже таинственным явлением (например, ясновидение, телепатия и другие парапсихологические феномены). Сознание изучают философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. Объемность, многогранность, многосистемность сознания приводят к тому, что любое его определение кажется представителям разных наук неполным, односторонним. Между тем понимание природы сознания создает определенную философскую мировозренческую позицию для других наук - социологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, информатики.
Что же представляет собой сознание, в какой связи оно находится с материей, как возникает? Длинный и трудный путь прошли естествознание и философия, прежде чем они смогли дать ответ на эти вопросы. Современная наука доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи. Материя, природа существовали всегда, а человек - результат сравнительно позднего развития материального мира.
Возникновение сознания связано с формированием культуры на основе преобразовательной общественной деятельности людей. Возникновение сознания связано с необходимостью закрепления навыков, способов, норм деятельности человеческого сообщества, что предполагает общение людей, их кооперацию. Это общение, кооперация входят в содержание человеческих представлений, в которых отражается опыт культуры. В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания общественной природы сознания. Люди не просто пассивно усваивают нормы и представления общественного сознания, а активно включаются в реальную совместную деятельность, в конкретные формыобщения в процессе этой деятельности. Без этого была бы невозможна совместная деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому.
Сознание выступает как условие программирования специфически человеческой коллективной деятельности по созданию и развитию форм культуры. Сознание выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая схему воспроизводства накопленного человеческого опыта Нормы и представления сознания носят общественный характер как по своему происхождению, так и по способу функционирования (функция программирования совместного действия, социальная память).
Итак, сознание - продукт природы, свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной - человеческого мозга. Сознание возникло как результат развития материи, сознание неразрывно связано с материей Сознание неотделимо от мыслящей материи - мозга, свойством которого является.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 201.