Философия , её проблемы и роль в обществе.
Слово "философия" древнегреческого происхождения (от "филео"- "люблю" и "софиа" - "мудрость").
Философия - это система взглядов на окружающий мир, законы его развития, пути познания. Считают, что слово "философ" впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580-500 годы до н.э.) по отношению к людям, которые стремятся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Термин "философия" истолковал и закрепил в европейской культуре Платон (427-347 до н.э.).
Философия изучает общие законы, которым подчиняются все области действительности - бытие и познание. Философия изучает внутреннюю природу мира, законы его развития, универсальные связи бытия. Итак, философия раскрывает наиболее общие законы развития мира, пути его познания. Философия дает ответ на самые общие и самые трудные вопросы, которые возникают перед мыслящим человеком : что такое мир, в котором мы живем, как он устроен, разделен ли мир на дух и материю, и если да, то что такое дух и материя ? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми силами ? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели ? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря присущей нам склонности к порядку ? Что такое человек, в чем смысл жизни и назначение человека ? Что такое добро и что такое зло? Что такое красота, вера, справедливость? Что надо сделать, чтобы жизнь стала лучше ? Исследовать эти вопросы и пытаться ответить на них - дело философии.
Наблюдая окружающий нас мир, можно заметить, что все его предметы и явления либо материальны, либо идеальны, духовны.
К материальным явлениям относится все то, что существует объективно, то есть вне сознания человека и независимо от него / предметы и процессы на Земле, тела Вселенной /.
То, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности. Мысли, чувства, переживания - это сфера идеального, духовного.
Как же связаны между собой материальное и духовное, порождается ли духовное материальным или наоборот материальное порождается духовным?
Вопрос о характере этой связи, об отношении мышления к бытию, духовного к материальному и составляет основной вопрос философии.
Диалектика единичного и общего, возможности и действительности, необходимости и случайности.
Специфика философских проблем и способы их решения в истории философии.
Характеристика основных разделов философского знания.
Основные области философского знания. Природа философских
Проблем.
Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и народов различен, в них в той или иной мере есть и общее, и уже одно это обстоятельство говорит о том, что они не случайны, а порождены какими-то глубокими причинами.
По И.Канту философия является наукой «о последних целях человеческого разума. Это высокое понятие сообщает философии достоинство, т.е. абсолютную ценность... Сферу философии... можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек?».
В книге Швейцера «Культура и этика» названы следующие проблемы мировоззрения: конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни? Что тебе надо в мире? Чего достигли те, кто действовал до тебя? Какое значение имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира? Что такое истина? Разрешима ли дихотомия человеческого существования: конечности тела и бесконечности духа? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь, героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?
В современной литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен мир? В каком направлении развивается Вселенная и имеет ли она цель в своем вечном движении? Существуют ли законы природы и общества или человек лишь верит в них в силу своей склонности к порядку? Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова природа человеческого разума? Как человек познает окружающий его мир и самого себя? Что есть истина и заблуждение? Что такое добро и зло? В каком направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? Все эти и подобные им вопросы не могут не волновать каждого мыслящего человека, в какой бы сфере жизни он ни действовал. Размышляя о такого рода вопросах, человек может прийти и неизбежно приходит к определенной мировоззренческой позиции.
Гуманизма.
Процесс формирования духовности как неотъемлемой характеристики подлинного человека тесно связан с проблемой идеального. Недостаточно признать существование в мире идеального, самое главное - его реализовать. Ведь будучи потенцией мира, идеальное осуществляется исключительно через деятельность. Человеческая деятельность осуществляется через опредмечивание и распредмечивание культуры. Приобщаясь к социально-культурному опыту, человек занимается распред-мечиванием, т.е., переводом свойств культурного продукта во внутреннюю сферу человека, в его способности, умения и навыки. Обратный процесс перевода способностей и умений во внешний план, в создание новых предметов культуры называется опредмечиванием.
Правда, в антагонистических обществах процесс опредме-чивания и распредмечивания приобретает отчуждённую форму. Применительно к процессу опредмечивания отчуждение проявляется в том, что человеческая деятельность и её результат превращается в самостоятельную, господствующую над ним и враждебную ему силу. Применительно к процессу распредмечивания отчуждение проявляется в том, что человеческие способности кажутся навечно закреплёнными за определённым классом (господствующим), который всего-навсего узурпировал право на развитие способностей. На самом деле истоки отчуждения - в относительной обособленности индивидов в процессе производства, в антагонистическом разделении труда, основанном на частной собственности. Отчуждение в экономической сфере порождает отчуждение в социальной и духовной сферах.
Поэтому сущность подлинного гуманизма - признание человека высшей ценностью культуры или, другими словами, обеспечение ему условий для беспрепятственного развития своих способностей, «безотносительно к какому бы то ни было масштабу» (К. Маркс). Но для этого необходимо создать соци альные предпосылки, при которых все члены общества имели бы равный доступ к культуре.
Историческом процессе.
Индивид --- единичный представитель человечества, безотносительно к
его реальным или антропологическим особенностям. Родившийся реб - индивид, но не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид стан личностью по мере того, как перестает быть единицей чел рода и приобретает относительную самостоятельность. Ин есть существо общественное и всякое проявление его жизни яв проявлением общ жизни. Это понятие общеродового признака. Он безличен. Начиная высказывать какие-то качества, мы начинаем выделять группы. Чем понятие конкретнее, тем оно богаче по содержанию и меньше по объему. В конце мы придем к единственному представителю чел рода, персонификации. Это и есть личность.
Индивидуальность --- неповторимый, самобытный способ существования
конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности. личность социальна по сути и индивидуальна по способу выражения. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый жизненный путь, по происхождению и форме носит инд характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности индивида, его
способности быть собой в рамках окр соц среды. В развитии индивидуальности важна роль врожденных качеств и способностей, но она опосредована соц факторами.индивидуальность есть целостная
система, диалектического взаим качеств общих, типических (общечеловеческих природных и соц признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимость телесных и психических характеристик).Индивидуальность есть высокая ценность, так как их многообразие, состязательность представляет собой условие прогресса. Индивидуальность меняется в процессе жизни
чел.
Однако анализ общества невозможен без обращения к личности. Под личностью обычно понимают социальный аспект человеческой многогранности, социальную сущность человека. Её становление происходит в процессе социализации, когда идёт освоение образцов поведения, норм культуры под влиянием тех социальных групп, в которых участвует данный человек. Но поскольку социальные группы являются следствием отношений, существующих в обществе, то личность может рассматриваться как продукт общества. Однако при этом она не только обладает относительной самостоятельностью, но и активна в своём взаимодействии с обществом. Его она осуществляет опять-таки через те социальные группы, в функционировании которых участвует. Сферами проявления активности каждой личности обычно выступают:
• производство условий жизни, когда каждая личность стремиться его рационализировать в своих интересах;
• передача социального опыта вступающему в жизнь поколению;
• корректировка сложившихся в социальных группах (а через них и в обществе) отношений и норм, с одной стороны, с целью удовлетворения своих интересов, с другой - с целью приведения их в соответствие с общественным идеалом, присущим данной личности;
• освоение духовных ценностей и их последующая адаптация с учетом реальных условий, в которых живёт личность.
Роль личности значительно возрастает на революционных этапах развития общества и нивелируется деятельностью масс на эволюционных этапах исторического процесса. Революционные периоды характеризуются широким движением народных масс. Этот процесс носит объективный и подчас хаотичный характер. Роль личности при этом заключается в организации и направлении данного движения.
Особую роль играют выдающиеся личности. Это те, кто наиболее полно, наиболее эффективно и продуктивно реализуют интересы (и технологии) больших социальных групп, кто наиболее полно воплощает в жизнь, в действительность созревшую для этого возможность. Выдающиеся личности проявляют себя во всех сферах деятельности - от выдающихся учёных и общественных деятелей до выдающихся преступников. Иной смысл вкладывается в понятие «великая личность»: оно фиксирует не только её масштаб, но и содержит нравственную
Общество и государство.
Государство, основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под Г. понимают политич. форму организации жизни общества, к-рая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти — особой управляющей системы, руководящей осн. сферами обществ, жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. Поскольку Г. строится по терр. принципу, этот термин иногда неточно употребляют как синоним понятия «страна». Известны различные типы Г.— рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; различные формы организации Г.— монархия (абсолютная и конституционная), республика (парламентская и президентская), советская республика, унитарное государство и союзное Г.
Осн. и р и з н а к и Г.: 1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности м е х а-н и з м Г. (специфич. место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция и т. п.). Механизм Г. становится всё более сложным и разветвлённым по мере усложнения жизни общества в её социально-политич. и технико-экопомич. аспектах; 2) наличие права, т. е. обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых Г. С помощью права Г. как политич. власть закрепляет определённый порядок обществ, отношений, а также структуру и порядок деятельности гос. механизма; 3) наличие определённой территории, пределами которой ограничена данная гос. власть. Выступая как терр. организация, Г. активно способствовало процессу формирования наций.
Г. — основное, но не единств, политич. учреждение классового общества; наряду с Г. в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения и т. д., к-рые в совокупности с Г. образуют политич. организацию общества. Отличие Г. от др. политич. институтов классового общества состоит в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе (суверенность гос. власти). Верховенство гос. власти конкретно выражается в универсальности (её властная сила распространяется па всё население и обществ, орг-ции данной страны), прерогативах (гос. власть может отменить любое проявление всякой другой обществ, власти), а также в наличии таких средств воздействия, к-рыми никакая др. обществ, власть не располагает напр., монополия законодательства, правосудие).
Г. представляет собой социальное явление, ограниченное определёнными исто-рич. рамками. Первобытнообщинный строй не знал Г. Оно возникает в результате обществ, разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы. Экономически господствующие классы нуждаются для защиты своих привилегий и закрепления системы эксплуатации в особом властном механизме политич. господства, каким и явилось Г. и его аппарат. С появлением Г. этот механизм уже не совпадает с обществом, как бы стоит над ним и содержится за счёт общества (налоги, сборы). Как ни различны историч. формы Г., гос. власти и организации аппарата Г., его сущность, природа его отношений с обществом — это политич. власть господствующего класса (диктатура класса). Классы, владеющие средствами производства, становятся с помощью Г. политически господствующими и тем самым закрепляют своё экономич. и социальное господство и руководящую роль внутри данного общества и в его взаимоотношениях с др. Г. и странами.
Г., таким образом, обусловлено в конечном счёте характером производств, отношений и способа производства в целом, оно является надстройкой над экономич. базисом. Вне этой зависимости не могут быть поняты и объяснены генезис Г., переход от одного историч. типа Г. к другому. В ходе истории Г. приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную, самостоятельность. Его самостоят, воздействие на осн. сферы жизни общества (в т. ч. на экономику), историч. и социальные процессы весьма существенно и осуществляется в разных направлениях, т. е. Г. может способствовать развитию обществ, отношений или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает.
И.Кант - родоначальник немецкой классической философии. Вопросы гносеологии в творчестве И.Канта.
Впервые как главный фактор, определяющий систему познания, рассматривает специфику познания субъекта, где различает 2 уровня: 1) Эмпирический (относятся индивидуально - психологические особенности человека). 2) Трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового). 2 периода в творчестве Канта: 1) Докритический 2) Критический В (1) занимается проблемами интологии (науки о бытии). 1755 г. “всеобщая и естественная история и теория неба”: мир создан богом по законам математики, а люди пытаются понять эти законы. Однажды созданный мир не меняется. Проблемы становления и направленного развития солнечной системы решает, опираясь на: систему Коперника, законы Кеплера, закон Галилея (о падении), закон всемирного тяготения и механики Ньютона. (Докритический период на позициях материализма). На месте солнечной системы некоторые механические частицы, разница в плотности скопления, они обладали силами притяжения и отталкивания => завихрения падающих частиц => образование солнца и планет. Существование других галактик. В (2) периоде переходит на позиции дуализма. Подвергает критике разум, который является всесильным и беспощадным критиком. 1781 г. Критика чистого разума, вещи воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании. Человеческие ощущения - нечто закрытое для свойств внешних вещей. Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того, который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать заключения строгой всеобщности. Отсюда (Кант - агностик) действительное мировоззрение принципиально невозможно. Процесс познания проходит 3 ступени: 1) Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью). 2) Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в неопытных, субъективных) категорий мышления - единство, реальность, отрицание, качество. => создаётся наука, формулируются законы науки, которые не существуют в природе. 3) Разум: имеет место с обобщениями, полученными на 2 ступени. Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей: космологическая (идея о внешнем мире); психологическая (идея о душе); теологическая (идея о боге). На основе космологической идеи - ряд противоречивых заключений (антиномий): - мир конечен в пространстве и времени - мир бесконечен в пространстве и времени - мир состоит из простых частей - мир делится до бесконечности. - в мире всё существует по необходимости - в мире есть свобода. В философии Канта возникает новая форма диалектики: - она субъективна; - парадоксальна - реальные противоречия охвачены, но существенно обрублены.
Диалектика Г.В. Гегеля.
Объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия - абсолютно лог. идея (мысль, существующая объективно и порождающая природу и человека, а они - результаты мышления, лог. идеи) и развитие (движение от низшего к высшему, от простого к сложному, развитие идеи - процесс её движения к истине). 3 основных закона развития: 1) переход количества в качество и обратно; 2) единство и борьба противоположностей; 3) отрицание отрицания. Идея проходит в своём развитии 3 ступени: 1. Логика: идея, существующая до природа, пространства и времени, развивает из себя своё собственное богатство содержания. Этап бытия (наряду с категориями, возникают категории перехода количества в качество); Сущность; Понятие (синтез первых двух, возникновение понятия, развитие идеи, начиная с чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишённая каких либо определений, характеристик, так как бытие лишено определений, оно есть ничто, то есть чистое бытие, логически превращённое в небытие тождественно небытию. Борьба бытия и заложенного в нём небытия создают становление, в результате которого рождается наличное бытие, переходящее в качество, количество. На этапе бытия противоположные понятия относительно разделены и переходят друг в друга. На этапах сущности и понятия противоположности взаимопроникают друг в друга. 2. Природа: здесь идея переходит в своё ______. Природа 3-хслойна, движется от низшего к высшему. 3 ступени: 1) механизм (простое); 2) химизм (более сложное); 3) организм (самое сложное). Исчерпав возможности развития в форме природы, идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею, выраженную в человеческом обществе. 3. Дух. На этом этапе идёт строительство человека, отделение природных сил человека от его мыслительной деятельности. Субъективный дух. Развитие человека и его психики. Объективный дух. (показ. Общество, котором существует человек). Абсолютный дух определяет форму общественного сознания (искусство, религия). Таким образом это вселенская идея абсолютной идеи, развитие от низшего к высшему. У Гегеля вся деятельность остаётся в прошлом. Он разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачивать своё внутреннее содержание. Наступает проблема противоречия между методом и системой Гегеля, который должен иметь законченный характер. Человек появляется в мире с абсолютной необходимостью, является разумным результатом развития идеи.
Философская мысль в России.
Русская философия XIX века (основные направления и идеи).}
Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф Р фил во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли.
Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). - гениальный ученый-энциклопедист.
А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции, считая, что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе".
Впервые в рус. мысли систематически разрабатывал пробл человека.
провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в
качестве основного стержня светской общественной мысли. В социальной
философии опирался на идеи естественного права. Пафос гуманизма и
свободы, стремление к установлению общественного порядка на пути революции, противник либеральных реформ как бесполезных и не радикальных.
Самостоятельное философское творчество возникает в нач 19 в.
Направление, тяготевшее к Шеллингу, "общество любомудров" Идеалистическая диалектика в натурфилософии, гносеологии, общ теории.
Куча народу -- Велланский, Давыдов, Павлов, в кружке --- Одоевский,
Веневитов, Кюхельбеккер, Киреевский, Кошелев до Пушкина и Грибоедова, сотр в альманахе.
Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-1856). Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в простр, кот есть объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно. Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма, кот, однако,
ограничивался миром физ явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям природы, а явл. р-том бож творения. Познание по Ч. тоже
дуалистично: в обл естествознания действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире, объекты кот обладают свободой, действует откровение.
Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо свободное, кот в своем истор бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. Задача фил изучать человека именно как духовное существо. Наиболее общие законы мира чел не может понять без наития свыше, отсюда большая роль божественного закона в природе в духе объективного идеализма.
Идеи коллективизма --- человеческая коллективность определяет индивидуальность, а коллективный разум - субъективный. Коллективная сущность человека есть то, чем он отличается от животного.
На понимании соотношения необходимости и своб во многом строится
и концепция фил истории Ч, связанная прежде всего с заботой о судьбе
России. Здесь его взгляды эволюционировали. В нач период он считал
необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к Р - единение Р с др народами) Затем взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм оторванность Р от мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков. О говорил, что Россия отстала от Запада, потом перешел к мнению об особой роли России, которая еще отыскивает своб нац идею. В развитии общ особую роль играют религиозно-нравственные начала, для наступления царства божия необходимо религиозное воспитание человечества. При этом необходима модернизация веры, а в общ будут царить равенство, братство и свобода. Не сочувствуя социализму, предрекал его победу в силу того, что остальное еще хуже.
Особенности нац развития России ставят в центр осмысление нац задач и путей развития. Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. Кошелев, Самарин, тут же Даль, Тютчев, А.С.Хомякова (1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). Аксаков. В центре их внимания нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор прошлого они видели залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их мнению, зап культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраж в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты.
Россия сохранила главное --- православие и общину. Возрождение форм
патриархата, возврат к правосл идеалам Святой Руси -- это соц-ист
концепция имеющая провиденциальный и религиозно--мистический характер.
Церковь есть первореальность, проповедовал соборность и общину,
отрицая как индивидуализм в разл проявлениях (социология, мораль),
так и казарменный коллективизм, лишающий свободы. Община или
соборность--- союз индивидов во имя бога и любви.
Славяноф. развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе. Хомяков - учение об иерархической структуре души и ее "центральных силах". Киреевский - "внутреннее средоточие духа". Достиж целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Истор прогресс связан с отысканием "дух смысла". Сущность мира м.б. познана лишь синтезом всех духовных функций чел, так называемой "Разумной
Зрячестью" или "живознанием", исходное начало кот - религия. при этом трагизм чел жизни в том, что будучи призванными к свободе в церкви,они уходят от свободы в природную или социальную необходимость.
Ленин как философ.
Л. развил все составные части марксизма — философию, политич. экономию, научный коммунизм. Обобщив с позиций марксистской философии достижения науки, особенно физики, кон. 19 — нач. 20 вв., Л. развил дальше учение диалектич. материализма. Он углубил понятие о материи, определив её как объективную реальность, существующую вне человеческого сознания, разработал коренные проблемы теории отражения человеком объективной действительности и теории познания. Большой заслугой Л. является всесторонняя разработка материалистич. диалектики, в особенности закона единства и борьбы противоположностей. «Ленин — первый мыслитель века, который в достижениях современного ему естествознания увидел начало грандиозной научной революции, сумел вскрыть и философски обобщить революционный смысл фундаментальных открытий великих исследователей природы... Высказанная им мысль о неисчерпаемости материи стала принципом естественнонаучного познания» (там же, с. 14). Крупнейший вклад внёс Л. в марксистскую социологию. Он конкретизировал, обосновал и развил важнейшие проблемы, категории и положения исторического материализма об обществ.-экономич. формациях, о закономерностях развития общества, о развитии производит, сил и производств, отношений, о взаимоотношении базиса и надстройки, о классах и классовой борьбе, о гос-ве, о социальной революции, о нации и нац.- освободит. движениях, о соотношении объективного и субъективного факторов в обществ, жизни, об обществ, сознании и роли идей в развитии общества, о роли народных масс и личности в истории.
Л. существенно дополнил марксистский анализ капитализма постановкой таких проблем, как становление и развитие ка-питалистич. способа произ-ва, в частности в относительно отсталых странах при наличии сильных феодальных пережитков, агр. отношения в условиях капитализма, а также анализ бурж. и бурж.-де-мократич. революций, социальной структуры капиталистич. общества, сущности и формы бурж. государства, историч. миссии и форм классовой борьбы пролетариата. Важное значение имеет вывод Л. о том, что сила пролетариата в историч. развитии неизмеримо больше, чем его доля в общей массе населения.
Л. создал учение об империализме как высшей и последней стадии в развитии капитализма. Вскрыв сущность империализма как монополистич. и гос.-монополистич. капитализма, охарактеризовав его основные признаки, показав крайнее обострение всех его противоречий, объективное ускорение создания материальных и социально-политич. предпосылок социализма, Л. сделал вывод о том, что империализм — это канун социалистич. революции.
Философия , её проблемы и роль в обществе.
Слово "философия" древнегреческого происхождения (от "филео"- "люблю" и "софиа" - "мудрость").
Философия - это система взглядов на окружающий мир, законы его развития, пути познания. Считают, что слово "философ" впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580-500 годы до н.э.) по отношению к людям, которые стремятся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Термин "философия" истолковал и закрепил в европейской культуре Платон (427-347 до н.э.).
Философия изучает общие законы, которым подчиняются все области действительности - бытие и познание. Философия изучает внутреннюю природу мира, законы его развития, универсальные связи бытия. Итак, философия раскрывает наиболее общие законы развития мира, пути его познания. Философия дает ответ на самые общие и самые трудные вопросы, которые возникают перед мыслящим человеком : что такое мир, в котором мы живем, как он устроен, разделен ли мир на дух и материю, и если да, то что такое дух и материя ? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми силами ? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели ? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря присущей нам склонности к порядку ? Что такое человек, в чем смысл жизни и назначение человека ? Что такое добро и что такое зло? Что такое красота, вера, справедливость? Что надо сделать, чтобы жизнь стала лучше ? Исследовать эти вопросы и пытаться ответить на них - дело философии.
Наблюдая окружающий нас мир, можно заметить, что все его предметы и явления либо материальны, либо идеальны, духовны.
К материальным явлениям относится все то, что существует объективно, то есть вне сознания человека и независимо от него / предметы и процессы на Земле, тела Вселенной /.
То, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности. Мысли, чувства, переживания - это сфера идеального, духовного.
Как же связаны между собой материальное и духовное, порождается ли духовное материальным или наоборот материальное порождается духовным?
Вопрос о характере этой связи, об отношении мышления к бытию, духовного к материальному и составляет основной вопрос философии.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 192.