Косовская проблема в ФНРЮ-СФРЮ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В книге «Косово: международные аспеты кризиса» достаточно подробно описана эволюция позиции новой югославской власти – коммунистов относительно косовской проблемы. Согласно книге, в июне 1944 г. на совещании КПЮ главные теоретики партии Э. Кардель и М. Пияде сошлись во мнении, что проблема Косово может быть решена "путем создания федеративных связей Югославии с Албанией" [26]. Известный политик, ученый и писатель, бывший близким соратником Иосипа Броз Тито, Милован Джилас писал в своих воспоминаниях, что правительства Албании и Югославии в конце войны "в принципе стояли на точке зрения, что Албания должна объединиться с Югославией, что разрешило бы и вопрос албанского национального меньшинства в Югославии". Это "принесло бы не только непосредственные выгоды и Югославии, и Албании, но одновременно покончило бы с традиционной нетерпимостью и конфликтами между сербами и албанцами. И - что особенно важно - это дало бы возможность присоединить значительное и компактное албанское меньшинство к Албании как к отдельной республике в составе югославско-албанской федерации" [27]. Судьба Косово в составе Югославии интересовала И. Тито значительно меньше, нежели большая политическая игра по вопросу «балканской федерации». Поэтому по конституции 1946 г. Косово не получило статуса республики, что также могло стать для недовольства сербов. Косово стало автономной областью в составе Сербии, чей статус был близок к статусу АССР в Советском Союзе. Также после войны руководство Югославии ничего не сделало для восстановления прежней этнической структуры Косово. Наоборот, уже 6 марта 1945 г. было принято постановление "О временном запрещении возвращения колонистов в места их прежнего проживания" в Македонию, Косово, Метохию, Срем и Воеводину. В книге «Косово: международные аспекты кризиса» утверждается, что Э. Ходжа дословно повторил следующие слова И. Тито из его письма в ЦК ВКП(б): "Косово принадлежит Албании и должно быть присоединено к Албании. Мы желаем этого от всей души, но в настоящий момент не можем этого допустить, потому что реакция великосербов еще очень сильна"[28]. Идея федерации долго оставалась для И. Тито актуальной, и он продолжал делать все для сближения двух стран. В 1946-1947 гг. было заключено 46 договоров, которые фактически устанавливали единую экономическую политику Албании и Югославии. Договоры о сотрудничестве и соглашение об отмене виз соответствовали планам И. Тито "принять все меры к сближению населения Косово и Метохии с населением Албании" [29]. Однако после разрыва советско-югославских отношений, Э. Ходжа, согласно книге «Косово: международные аспекты кризиса», стал уверять руководство СССР, написав в ЦК ВКП(б) в 1949 г. о том, что "...демократические и национальные права албанского национального меньшинства Косово и Метохии совершенно не соблюдаются. Никакой связи с Албанией!"[30]. В этот период именно связь с Албанией и осуществление возможности присоединения к Албании стали для албанцев основными критериями "уровня демократии" в крае. Предоставление Косово автономии, открытие албанских школ в Косово и Метохии Э. Ходжа расценил как демагогию, поскольку "их идеал - соединение с Албанией - остался неосуществленным"[31]. После 1948 г. он считал, что настал удобный момент для начала борьбы албанского населения в Югославии "за свое освобождение", которая должна быть жесткой, бескомпромиссной, не исключающей вооруженного восстания [32]. Положение албанцев в Косово, было несмотря на автономию, непростым. Тито, совместно с сербским националистом Ранковичем старались подавить остатки великоалбанизма в Косово. Служба госбезопасности УДБА вплоть до конца 1960-х г.г. проводило массовые репрессии против албанцев, зачастую невиновных . Положение ещё более ухудшилось после разрыва с режимом Ходжи. Нахождение большого количества албанцев стало угрожающим для СФРЮ и правительство попыталось уменьшить их количество. В тот период правительство Турции согласилось принять часть мусульман-турок из Югославии. Этой лазейкой пытались воспользоваться не только албанцы, но и просто люди не принимавшие режим Тито. В итоге из 259 535 кандидатов на выезд в 1953 г. только 181 887 человек (70,1%) в анкетах указали турецкий в качестве родного языка[33]. Но эта возможность способствовала тому, что процентное соотношение албанцев к сербам в период 1948-1961 г.г., характеризовалось увеличением доли сербского населения. Но в 1940-1950-е г.г. сепаратистская деятельность не могла носить массового характера. Ведь после краха националистов военных времён, свою деятельность им пришлось начинать с чистого листа. Управленческий аппарат и органы безопасности Косово вплоть до 1967 г. состоял в основном из сербов. В местных органах госбезопасности по состоянию на начало 1960-х г.г. сербы составляли 58% против 13% албанцев, в милиции 60% против 30%.[ Intervju, 04. 09. 1978. Cf. Kosovski cvor. Dresiti ili seci? Izvestaj nezavisne komisije, Beograd 1990, pp. 18-19.] 

В 60-е годы албанские сепаратисты активизировались: они устраивали провокации и диверсии, оскверняли церковные и культовые памятники, запугивали православное население. В архиве Призренской православной епархии имеются письма священников, которые сообщали об отъезде многих сербских семей из края. В 1968 г. в крае произошли массовые выступления националистически настроенной албанской молодежи с лозунгами «Долой сербских притеснителей!», которые были разогнаны полицией. В этой атмосфере прошёл визит Тито в Косово в 1967 г. и пленум ЦК СКЮ, ознаменовавшие поворот в политике СФРЮ по отношению к Косово. Югославское правительство взяло курс на глубокую интеграцию албанского населения в СФРЮ и создание лояльной албанской элиты. Политику Ранковича осудили, был остановлен переезд в Турцию, было признано, что албанское население в Косово притеснялось, но волнения не остановились. Почувствовав, что им идут навстречу албанские сепаратисты стали ещё активнее. Более того, провозглашённая политика равноправия албанцев с сербами и черногорцами привела к исходу сербского населения. Помимо чиновников из государственно-полицейского аппарата, уезжали и обычные сербы. Помимо притеснений со стороны албанцев, это было вызвано обычной миграцией из деревни в город, причём уехавшие сербы предпочитали селиться в крупных городах Сербии. В результате, с 1961 по 1971 г. албанское население в Косово увеличилось с 67% до 74% [34]

Конституция СФРЮ 1974 г., стала апофеозом политики 1967 г. Она предоставила Косово и Метохии статус социалистического автономного края и беспрецедентные полномочия. Фактически Косово получило все полномочия республики за исключением права отделиться от Сербии, хотя сербские МВД и спецслужбы продолжали там свою, зачастую антиалбанскую деятельность, что, однако, осуждалось союзными властями. Но и это не остановило сепаратистов. Они считали, что получены недостаточные полномочия и Косово должно быть седьмой республикой СФРЮ, а албанцы должны получить статус «государствообразующей нации», некоторые шли ещё дальше и требовали объединения с Албанией. Этим они помогали органам госбезопасности СФРЮ повесить на всё албанское движение ярлык «шпионы Ходжи». В 1973 г. окружной суд Приштины приговорил к тюремному заключению Х. Хайзерая, "министра обороны" так называемой "Республики Косово", и еще 13 человек, занимавшихся набором "новобранцев" в отряды "армии Косово", которые проходили военную подготовку и обучение на территории северной Албании [36]. В 1971 г. были формально нормализованы отношения СФРЮ с Албанией, что позволило усилить влияние Албании на ситуацию в Косово. Было организовано телевещание албанских телепрограмм на территорию края, усилились культурные и образовательные связи. Помимо этого, существовала достаточно значительная миграция албанцев в Косово.

Кризис югославской федерации после смерти маршала Тито в 1980 г. привёл к ещё большему обострению косовской ситуации. В марте 1981 г. в Косово вспыхнуло восстание. Всё началось 11 марта 1981 г. с акции группы студентов Приштинского университета с жалобами на плохие условия жизни в общежитии и некачественное питание в столовой. Этот митинг был разогнан полицией. Следующее выступление произошло 26 марта, но на этот раз студенты выдвинули среди прочих и лозунг провозглашения Косово республикой. Их поддержали рабочие, крестьяне и, как выяснилось впоследствии, некоторые руководящие работники СКЮ края, солдаты и полицейские. Начались массовые беспорядки, в ходе которых пострадали в первую очередь сербские и черногорские торговцы и ремесленники. В разгоне манифестаций участвовали подразделения Югославской Народной Армии. Были жертвы, точное количество которых неизвестно (по данным официальных источников, погибло 11 человек, по сведениям организации "Международная амнистия" - 300, албанской общины - 1000 человек)[Amnesty International , Al Index EUR 48/20/85]. Очень быстро социальный протест перерос в политическую акцию. Уже через несколько дней демонстранты несли транспаранты с открыто политическими требованиями: "Косово - республика", "Мы албанцы, а не югославы", "Косово - косоварам". В книге «Косово: международные аспекты» приводятся слова албанского деятеля Ф. Агани : "...демонстрации были подготовлены множеством нелегальных групп. Впоследствии, с началом митингов, появились и другие организации. Все хотели использовать атмосферу, которая сложилась после смерти Тито"[37]. Первоначальные требования республиканского статуса в дальнейшем вытеснялись более националистическими, сепаратистскими.

Демонстрации в крае сопровождались саботажем на отдельных предприятиях, распространением листовок, активизацией деятельности по превращению Косово в "этнически чистый" край. Албанские националисты использовали любые методы вплоть до угроз физического истребления сербов и черногорцев, оскверняли памятники культуры, православные церкви и кладбища, поджигали дома, насильственно занимали чужую землю, ограничивали свободу передвижения. Одной из основных целей атак были православные храмы. В марте 1981 г. толпой албанцев был подожжён патриархат Печа. Автор статьи «Косово: история ненависти» («Эхо Планеты», апрель 1999) приводил такие свидетельства: «один албанец присвоил себе несколько гектаров общинного леса и стал силой брать деньги с крестьян-сербов за проезд через лес. Дошло до того, что в городах сербы стали ходить по одной стороне улицы, албанцы - по другой». Следствием этого стал массовый отъезд сербских семей из края. В 1981 г. в 635 населенных пунктах из 1451 не осталось ни одного серба. Чисто сербскими оставались только 216 сел [38]. На протяжении 10 лет на этой территории царил албанский террор, остановить который было трудно. Принятая в 1987 г. программа по предотвращению переселения сербов и черногорцев не помогла. Осенью 1988 г. уже 7 из 23 общин края были "этнически чистыми", а к 1991 г. сербов в Косово насчитывалось менее 10%. Постоянный процесс выселения из автономного края сербов и черногорцев стал важнейшим индикатором кризиса. Руководство Югославии понимало, что предоставление краю статуса республики "в наибольшей степени угрожает стабильности и территориальной целостности Югославии" [39], поэтому пыталось разрешить конфликт другими способами, главным образом репрессии. Белград назвал волнения "контрреволюцией". Было сменено все руководство автономного края. Сотни людей исключили из компартии, уволили с работы, изгнали из вузов. Из школ исключали даже подростков, участвовавших в демонстрациях. На полные обороты работали суды. Каждый день сообщали о раскрытии нелегальных групп, имевших "общую цель – подрыв единства Югославии и присоединение Косово к Албании". Среди групп, иногда состоявших из 4(!) "контрреволюционеров": "коммунистическая марксистско-ленинская партия албанцев в Косово", "красный народный фронт", "марксисты-ленинцы Косово". По официальным данным, были осуждены 7 тыс. албанцев, из них 1 750 получили длительные сроки (до 15 лет)

В книге «Косово: международные аспекты кризиса», приводятся различные версии причин косовских волнений 1980-х г.г. По мнению албанских исследователей, они были вызваны дискриминацией албанцев в социально-экономической и национальной сферах, в результате чего они ощущали себя «гражданами второго сорта». В то же время даже они признавали, что после 1966 г. ситуация для косовских албанцев была благоприятной. По словам академика Реджепа Чосьи, с 1968 по 1980 г. албанцы "дышали более или менее свободно" [40]. Хорватский политический деятель С. Шувар в своей книге "Все наши национализмы" предлагал искать корни проблемы Косово в рецидивах "великосербской политики", хотя он в основном приводил примеры из 1950-60-х г.г. [41] Большинство сербских историков и политологов видят причины албанских выступлений "в сепаратистской идеологии албанцев в Сербии". Согласно книге Батаковича, в 1970-е г.г. албанцы стали использовать государственные институты Косово для своих целей. По его утверждениям, в Косово присутствовал ценз, ограничивавший права сербов: «Из 5 студентов, лишь 1 мог быть сербом, независимо от способностей». Однако некоторые сербские авторы усматривают и более глубокие причины кризиса в крае. Так, Н. Пашич видел главными проблемами «исковерканные национальные отношения» последствия быстрой урбанизации, поломавшей старую систему ценностей. Все эти точки зрения имеют под собой реальные факты. Экономическая обстановка в Косово была действительно сложной, особенно для местного населения. Если в 1947 г. уровень развития трех слаборазвитых республик страны - Боснии и Герцеговины, Македонии и Черногории - был всего на несколько процентов выше, чем в Косово, то в 1980 г. - уже в 2,5 раза. Масштабные программы по ускорения развития Косово, проводившееся с 1956 г. - Сербией, с 1957 г. - Югославской федерацией, а с 1965 г. - федеральным Фондом по кредитованию ускоренного развития слаборазвитых республик и автономных краев, которые в 1980-х г.г. составляли до 1,5 млрд. $ [42] также практически не принесли результатов. Согласно книге Душана Батаковича The Kosovo Chronicles, инвестиции в Косово составляли до 70% инвестиций этого фонда. С 1965 по 1985 г. темпы экономического роста в крае были самыми высокими в стране и составляли 6,7%; если в Югославии в целом совокупный общественный продукт за тридцать лет увеличился в 5,5 раза, то в Косово - в 5,2 раза. Промышленное производство увеличилось в СФРЮ на 6%, а в Косово - на 7%. («Косово: международные аспекты кризиса») Но в пересчете на душу населения экономические показатели Косово значительно уступали другим регионам. Уровень рождаемости в Косово считался самым высоким в Европе и средняя численность семьи согласно The Kosovo Chronicles составляла 6,9 чел. В 1979 г. уровень общественного продукта на душу населения в среднем по СФРЮ составлял 2,635$, а в Косово только 795$. Это было вызвано тем, что все эффекты от инвестиций нивелировались высоким уровнем прироста населения. Причём доминирование сельского населения, высокий уровень неграмотности (в 1979 г. 31,5% лиц старше 10 лет) и определённые особенности косовской системы образования не давали албанцам особых возможностей получить неплохую работу [43]. «Кто в Белграде были дворниками, уборщиками общественных туалетов, мойщиками витрин, продавцами жареных каштанов, чистильщиками обуви? Конечно, албанцы».[44] Если в 1971 г. официальный уровень безработицы в крае составлял 19%, то в 1981 г. уже 27,5%, а в 1989 г. 57%.[45]

Местная система образования играла одну из важнейших ролей в албанском движении Косово. Очень многие школы и вузы Косово были по сути дела не югославскими, а албанскими. В Косово насчитывалось 904 начальных и 69 средних албанских школ[Косово: международные аспекты кризиса. с.9]. Занятия велись по албанским учебникам, государственные программы игнорировались.[46] Главным же центром проалбанского образования в Косово был открытый в 1970 г. Приштинский университет, где на албанском и сербском языках обучались 37 тыс. студентов, 80% которых были албанцами [47]. Согласно The Kosovo Chronicles там насчитывалось свыше 200 албанских профессоров. В итоге в крае было на 14% больше студентов на 1000 человек, чем в среднем по стране. Естественно, что в экономически отсталом Косово большинство из 8-10 тыс. выпускников оставалось без работы. Более того, из этого числа лишь только 20% имели техническую подготовку, а остальные были филологами, историками, лингвистами.[48]. Такая образовательная политика была на руку прежде всего сепаратистам. Неудивительно, что именно Приштинский университет стал центром волнений 1981 г., а большинство лидеров косовских сепаратистов 1990-х г.г., как например, Ибрагим Ругова, были его выпускниками. 

Согласно книге «Косово: международные аспекты кризиса», в 80-е годы руководство Сербии периоды введения военного положения сменялись периодами разработки новых программ решения проблемы Косово, которые включали в себя экономические (преодоление замкнутости края, изменение его экономической структуры, укрепление материальной основы самоуправления) и политические (попытки формирования краевого единства на классовой, а не на национальной основе) меры. Так, в соответствии с общеюгославской программой по косовскому вопросу, принятой в декабре 1987 г. ЦК СКЮ, было решено продолжить работу по созданию условий для опережающих темпов экономического развития края, интегрирования экономики Косово в экономику СФРЮ, обеспечения края квалифицированными специалистами для работы в органах управления и правосудия, установления планового контроля над использованием средств федерального Фонда по кредитованию ускоренного развития слаборазвитых республик и автономных краев и принятия соответствующих мер по развитию культуры и образования. Ничего нового в этой программе не заключалось и эффекта в условиях тяжелого кризиса СФРЮ она иметь не могла.

С моей точки зрения, Косово стало одной из самых крупных неудач национальной политики СФРЮ. Будучи крайне непоследовательной, эта политика вызывала неудовлетворение как сербов, так и албанцев. Ключевой ошибкой в этой системе было, с моей точки зрения, вопиющее несоответствие административных границ и зон проживания народов, как, например, отсутствие сербской автономии в Хорватской Краине и Боснии и, конечно, объединение враждующих сербской и албанской общин в один Автономный край Косово. Межнациональные противоречия могли сдерживаться лишь при жестком авторитарном режиме Тито. С его смертью, половинчатый статус Косово не мог удовлетворить никого, что показали события, начиная с 1981 г.        

Косово и распад СФРЮ

К концу 80-х годов центробежные процессы в СФРЮ, в том числе под влиянием косовских событий, ещё более усилились. В полный голос о себе заявили и сербские националисты, считавшие распределение полномочий между республиками в СФРЮ несправедливым. Стремительно росла популярность председателя ЦК Союза коммунистов Сербии С. Милошевича, который впервые открыто заявил об этом в 1987 г. В действиях Милошевича Косово, как символ «ущемления сербов» занимало одно из ключевых мест. Именно в Косово, Милошевич выступая перед толпой сербов, возмущённых избиением нескольких сербов полицейскими-албанцами сказал свою знаменитую фразу «Никто больше не посмеет вас бить». Эти слова стали его политическим манифестом.

 Параллельно с дезинтеграцией югославской федерации, сербское руководство всё более и более урезало полномочия Автономного края Косово. Подобная тенденция имела место и относительно другой автономии – Войводины. Сербское руководство шаг за шагом стремилась полностью подчинить эти автономии центральному руководству. Подобные действия имели широкую поддержку как среди сербской интеллигенции, так и среди широких масс населения. Широко господствовало мнение, что полухорват-полусловен Тито ущемлял сербов. Передача «священного Косова Поля» под фактическое управление албанцев воспринималась как тяжкое оскорбление. В марте 1989 г. Сербская скупщина отменила одну из самых болезненных для сербов и не очень способствовавших эффективной работе сербской республики полномочий Косово, лишив Автономный край права вето в отношении конституционных изменений в Сербии. В сентябре 1990 г. эти изменения были официально узаконены с принятием новой Конституции Сербии. Однако, нужно отметить, что полномочия в отношении краевого бюджета, вопросов культуры, образования, здравоохранения, использования языков были сохранены. В то же время сербское руководство пыталось установить в Косово приемлемую для них администрацию. В начале 1989 г. решением руководства Союза коммунистов Сербии были сняты руководители краевого комитета Союза коммунистов Косово, в числе которых был популярный среди албанцев Азем Власи, в Приштине и других городах прошли демонстрации протеста, а в феврале 1989 г. началась забастовка, а затем голодовка шахтеров, выступавших против этого решения. В Сербии осудили шахтёров, потребовав от правительства принятия срочных мер по стабилизации ситуации. 3 марта 1989 г. Президиум СФРЮ ввел в Косово комендантский час. Несмотря на то, что конституционные изменения были не очень болезненными для албанцев, они вызвали новую волну недовольства. Многие краевые чиновники-албанцы подали в отставку, что дало повод сербскому руководству уволить большую часть оставшихся. По словам Б. Бутрос-Гали, "...Как утверждают, до 100 тыс. человек были таким образом сняты со своих должностей в республиканских и краевых административных органах, школах и на государственных предприятиях" [49]. По данным Союза Независимых Профсоюзов Косово к февралю 1992 г. было уволено 84 848 албанцев, в том числе: в образовании и науке – 21 570); в добывающей промышленности- 8 110 в строительном секторе – 7 804 в металлообрабатывающей промышленности - 5,666. Число семей, где никто нигде не работал составляло 62 500. Военное положение в крае сохранялось, но оно не могло остановить албанского протеста: в январе 1990 г. в демонстрациях уже участвовало около 40 тыс. албанцев.[Yugoslav crisis and the World//www.serbiaunity.net] Летом 1989 г. прошли масштабные празднования годовщины битвы на Косовом поле, ставшие бенефисом сербских националистов и лично Милошевича.

22 марта 1990 г. сербская скупщина приняла программу развития Косово, предусматривавшую принятие «специальных мер для обеспечения законности и порядка, мира, свободы, равенства, территориальной целостности Сербии», предусматривавшая право возвращаться на прежнее (довоенное) местожительство только для сербов и черногорцев (ввиду нехватки денег это не было выполнено) и включавшая ряд подзаконных актов, фактически передававших функции законодательной, исполнительной, административной и юридической властей республиканским органам. Также были существенно ограничена албанская культурная деятельность и, что особенно важно, введены школьные программы на сербском языке.

Косовские албанцы ответили на политику Сербии, шагами в духе Хорватии и Словении, пытавшихся посредством актов парламентов и референдумов юридически закрепить стремление к независимости. 2 июля 1990 г., в тот же день, когда Словения приняла "Декларацию о полном государственном суверенитете Республики Словения", албанские делегаты краевой скупщины приняли "Конституционную декларацию", которая провозглашала Косово республикой. В ответ 5 июля сербская скупщина распустила скупщину Косово, обосновав это решение многочисленными нарушениями общественного порядка в крае. В ответ, 13 сентября 1990 г. делегаты распущенной краевой скупщины в обстановке полной секретности приняли новую конституцию края, провозгласившую Косово республикой, судьба которой должна впредь решаться ее гражданами. Этот акт был расценен сербским руководством как антиконституционный и подрывающий территориальную целостность республики. Распущенный парламент на тайном заседании также решил приступить к созданию "параллельных структур власти" - подпольных парламента и правительства. Таким образом, размежевание албанской и сербской общины стало полным. Благодаря новому закону СФРЮ от 2 июля 1990 г., косовские албанцы смогли сформировать свои партии, в том числе и Демократическую лигу Косово, во главе с Ибрагимом Руговой, численность которой к концу 1990 г. достигла 700 тыс. чел. [50]. Ругова быстро набрал популярность, проповедуя идеологию «ненасильственного сепаратизма» и позиционируя себя как «косовского Вацлава Гавела». Несмотря на возможность участия в выборах в государственные институты Республики Сербии и СРЮ, они бойкотировали их. В результате на выборах 1990 г., Социалистическая партия Сербии С. Милошевича получила 30 из 34 мест в парламенте от Косово[51] Таким образом были бойкотированы все выборы в институты Сербии и СРЮ вплоть до настоящего времени. Лишь в январе 1994 г. Демократическая партия албанцев в коалиции с партией Демократического действия выиграли 2 места в сербском парламенте от города Лесковац.[ТАНJУГ-08.01.1994].  

2 июля 1991 г. в атмосфере продолжающегося югославо-хорватского конфликта, собрание албанских депутатов косовского парламента приняло решение провозгласить Косово "независимой и равноправной республикой в составе федерации (конфедерации)", а также дезавуировало решение 23 марта 1989 г. о согласии с конституционными поправками. Через несколько дней Народное собрание Албании признало независимость Косово как просто «независимой и равноправной республики» [51]. 5 июля 1991 г. сербские власти издали указ о роспуске косовского правительства и парламента, после чего на территории Косово было введено прямое правление Белграда и таким образом автономия Косово сохранившись формально, фактически была уничтожена. Начались массовые увольнения служащих-албанцев, из коллегиального президиума федерации вывели албанских представителей. В сентябре 1990 г. республиканские власти ввели в Косово школьную программу остальной Сербии, оставив возможность изучения албанской культуры факультативно. С 1992 г. для обучения на албанском языке требовалось специальное разрешение министерства образования. Ректор Университета Приштины объявил, что албанский будет изучаться только как иностранный язык. Албанские учителя отказались следовать новой школьной программе и выразили желание учить детей по албанским программам на албанском языке. В ответ власти отказались платить им зарплату. Тогда албанские дети перестали ходить в государственные школы, а занятия проводились в других местах. В то время как с государственной службы было уволено большое число учителей и профессоров - албанцев, в условиях подполья продолжил работу албанский университет. Нелегальная система образования охватывала 480 школ и почти 20 тыс. студентов (13 факультетов университета и семь высших школ), где работали уволенные властями учителя (30 тыс.) и профессора (850)[52] Согласно некоторым данным на начало 1993 г. 320 тыс. детей посещали начальные классы «параллельных» школ, 90 тыс. средние и 60 тыс. старшие . Была ликвидирована Академия наук, прекращены передачи на албанском языке по радио и телевидению,в августе 1990 г. была закрыта выходившая с февраля 1945 г. самая старая газета на албанском языке "Рилиндья" ("Возрождение"), а её 200 журналистов были уволены. В марте 1991 г. Верховный Суд Косово восстановил регистрацию газеты, но сербские власти отказались выполнить это требование. Телеканал РТС-Косово, формально находившийся под контролем Скупщины Косово фактически стал отделом центрального РТС.

 26-30 сентября 1991 г. состоялся полуподпольный «референдум о независимости». Согласно сообщению избирательной комиссии, в нем участвовало 87% избирателей. Из них 99,87% высказались за провозглашение Косово «независимой и суверенной республикой с правом стать субъектом содружества суверенных государств в новой Югославии». 19 октября было сформировано временное коалиционное правительство Республики Косово во главе с доктором медицины Б. Букоши, признанное Народным собранием Албании [53] .В политической декларации, принятой по итогам событий Координационным советом албанских политических партий в Югославии, предусматривалось вхождение Республики Косово, как независимого и суверенного государства в союз суверенных республик Югославии или создание Албанской республики по этническому принципу в случае сохранения Югославии, но изменения её внутренних границ или решение албанским народом Югославии вопроса об объединении с Албанией путём плебисцита, только если не сохранятся и внешние границы Югославии [54]. Но по сути дела, эта декларация так и осталась декларацией. 24 мая 1992 г. в крае состоялись выборы президента и парламента. Руководство Сербии, объявившее эти выборы незаконными, не слишком мешало их проведению. Сербы в выборах участия не принимали. Албанцы отдали свои голоса И. Ругове (95-100%) как президенту "Республики Косово" и его партии - Демократической лиге Косово (78%). Чтобы выразить поддержку албанцам, на выборы приехали делегации ряда стран и международных организаций [55].

Таким образом, к моменту окончательного распада югославской федерации полное размежевание албанской и сербской общины Косово было закреплено созданием двух параллельных административных структур, словно не замечавших друг друга. Стороны ни разу не проявляли желания к компромиссу, последовательно выполняя свои идеологические установки: албанцы – по сути независимая автономная албанская республика и возможное объединение с Албанией, сербы – Косово – это неотъемлемая часть Сербии и СРЮ. Генеральный секретарь ООН Б. Бутрос-Гали оценивал cитуацию в Косово как тупиковую, поскольку стороны придерживались диаметрально противоположных взглядов на статус и будущее края.[56].Учитывая высокий уровень радикализма как среди сербов, так и среди албанцев, неудивительно, что именно Косово, а не Босния была в докладе ЦРУ ноября 1990 г. названа наиболее вероятным эпицентром возможной балканской войны.[57]    

Косово в 1992-1997 г.г.

Хотя в 1992 г. уже разгорелась полномасштабная война в Боснии, обстановка в Косово оставалась относительно спокойной. Более того, именно в 1992 г. произошли первые попытки мирного урегулирования конфликта. Они были связаны с именем югославского премьер-министра Милана Панича, наладившего прямые переговоры с косовскими лидерами. В августе 1992 г. он изложил свой план решения косовской проблемы. По его мнению, нормализация обстановки в Косово могла бы быть достигнута на основе проведения свободных демократических выборов, в которых приняло бы участие все население края. М. Панич поручил министерству юстиции привести действующее в крае законодательство в соответствие с нормами СБСЕ. В целях нормализации обстановки была создана Комиссия по правам национальных меньшинств, началась разработка закона "О свободе и правах объединений национальных меньшинств и их представителей", которая после ухода М. Панича из правительства в декабре 1992 г. так и не была завершена. Было также принято решение о восстановлении в Косово обучения на албанском языке .Однако план М. Панича по нормализации обстановки в Косово, поддержанный премьер-министром Греции, который согласился быть посредником в переговорах между Белградом и Приштиной, собирались обнародовать в августе 1992 г. на лондонской конференции по Югославии. Однако в последний момент он был отклонен лидером косовских албанцев И. Руговой - по мнению международных наблюдателей, в расчете на то, что на конференции "будет отдано предпочтение платформе косовских албанцев, не учитывающей интересы Сербии" [58]. В октябре 1992 г. состоялись первые переговоры сербских властей и представителей албанских сепаратистов, правда без особых результатов. 22 сентября 1992 г. Панич заявил "Право на самоопределение должно распространяться и на албанское население автономного края Косово, если этнические албанцы будут свободны, если у них будут такие же права, как и у всех остальных, то они не станут требовать независимости. Более того, возможно, соседней независимой Албании следует присоединиться к нам в рамках союза балканских государств [59]. Таким образом, Панич фактически возвращался к послевоенным идеям Тито о «балканской федерации». Но в атмосфере крайнего усиления националистических и шовинистических настроений, эти идеи не восприняли ни сербы, ни албанцы. 20 декабря 1992 г. он, несмотря на успешную экономическую политику его правительства (в частности, обуздание министром финансов Абрамовичем гиперинфляции) проиграл президентские выборы в Сербии Милошевичу. Причём албанцы, продолжая свою политику полного нежелания идти на компромисс с сербами, полностью бойкотировали выборы. Таким образом, ими был в очередной раз упущен шанс повлиять на свою судьбу легитимными методами. В 1993-1996 г.г. СРЮ, ослабленная боснийской войной и жёсткими экономическими санкциями, не имела достаточных ресурсов для активных действий в Косово. Действия центральных властей сводились к операциям полицейского характера (аресты и допросы активистов) и контролю над информационным пространством края. При этом политика дискриминации албанцев продолжалась. Власти медленно, но верно продолжали пытаться установить контроль над промышленностью края. Эти действия уже перешли в форму захвата частных албанских предприятий. В частности, в августе 1993 было закрыто 90% албанских предприятий общественного питания в Приштине. В 1993 г. полиция арестовала 30 человек по подозрению «в подготовке вооруженного восстания». А в июле 1995 г. сербский суд приговорил 68 албанцев к 8 годам тюрьмы за «попытку создания параллельных полицейских сил». По данным Совета по Защите прав и свобод человека в 1994 г. 19 тыс. косовских албанцев стали объектами притеснения со стороны полиции. Самым решительным действием стала очередная попытка колонизации. В августе 1995 г. 10 тыс. выселенных из Краины сербов были поселены в Косово. Но этот шаг носил скорее символический характер и серьёзно этнический баланс не изменил [Kosovo. Timeline to the conflict//www.bbc.co.uk]. Деятельность же албанских сепаратистов сводилась, в основном, к попыткам привлечь внимание международной общественности (главным образом, США и ЕС) к ситуации в Косово. Центральную роль в этом играл Ибрагим Ругова, сумевший таким образом консолидировать большинство албанских движений под эгидой ДЛК. Сформулированное И. Руговой видение будущего края звучало так: "Наилучшим выходом для Косово является предоставление краю статуса независимой и нейтральной республики, открытой как в сторону Сербии, так и в сторону Албании, при условии введения на всей территории международной гражданской администрации как переходной ступени[60]. Милошевич неоднократно заявлял о невозможности международного вмешательства в Косово. Международное сообщество фактически одобрило эту позицию, признав существовавшие границы бывших югославских республик и не подписав документы по урегулированию в Косово, отрезав возможность объединения с Албанией. Отсутствие активных шагов как со стороны ДЛК, так и зарубежных правительств приводило к появлению почвы для радикальных сил. К тому же по согласно сообщениям ATA от 22.05.1993 на октябрь 1992 г. число уволенных албанцев достигло уже 107 тыс. человек. При таком высоком уровне безработицы у албанского населения осталось две возможности: либо эмигрировать, либо вступить в ряды мафии или какой-нибудь радикальной группировки. Весной 1996 г. обстановка в крае вновь обострилась. Убийство сербом албанского юноши вызвало акции албанских боевиков - нападения на полицейских, расстрел посетителей кафе .   Ругова категорически отрицал, что ДЛК имеет какое-либо отношение к террору утверждая, что теракты подстроены сербскими властями, стремящимися сорвать наметившийся диалог [61]. Именно тогда впервые появляются обрывочные сведения об Освободительной армии Косово (Ushtrija clirimtare e Kosovёs) ОАК ставила своей целью отделение Косово от СРЮ. Когда с апреля 1996 г. в Косово стали совершаться нападения на сербских полицейских, в югославской печати впервые появились сообщения о субсидируемых Тираной и/или албанским посольством в Белграде нелегальных вооруженных группировках с центром в одной из европейских стран.[62] По данным некоторых источников, ОАК была сформирована в Приштине в 1993 г. на основе существовавшего с 1981 г. Общественного Движения за Косово. По словам лидера ОАК Хашима Тачи, ОАК формировалась «снизу <…> на основе уже существовавших албанских организаций»[63]. В то же время, в ДЛК наметился раскол, так как ряд руководителей выразил несогласие с «мирной политикой» Руговы. В 1996 г. в атмосфере резко обострилась внутриполитической обстановки в Сербии, Милошевич впервые пошёл на переговоры с Руговой. Было подписано соглашение о взаимном признании властных полномочий и восстановлении албанских школ в Косово. Но оно не вступило в силу. Албанцы не были этим удовлетворены.

 Огромное влияние на обстановку в крае оказала гражданская война в Албании 1997 г., сопровождавшаяся дезинтеграцией гражданских и военных структур. На выборах победил Реджеп Мейдани, открыто выражавший сочувствие идее отделения Косово от СРЮ. Но наибольший эффект эти события произвели на ОАК. Не будет преувеличением, что именно они позволили ОАК превратится из небольших разрозненных групп в небольшую, но боеспособную армию и стать основным фактором в политике Косово. В обстановке полного хаоса, боевики ОАК смогли заполучить немалую часть вооружения албанской армии. Хотя и до этого торговля оружием с Косово была хорошо развита в Албании. По данным некоторых источников, при президентстве Сали Бериши в этом бизнесе участвовали некоторые члены кабинета министров (например, министр обороны Сафет Жулали) и тайной полиции SHIK- наследника службы госбезопасности времён Ходжи. Но в 1997 г. эти процессы достигли максимума. Согласно заявлению зам. госсекретаря США Джулии Тафт на пресс-конференции 2.10.1998, в Северной Албании стоимость украденного с военного склада автомата АК-47 составляла 20-40 $. Общее число таких украденных автоматов составляло, по некоторым оценкам, 200 тысяч.[64] Многие авторы связывают бурный рост ОАК с деятельностью албанской наркомафии, которая занимает видное место в криминальном мире Европы. Ещё в 1995 г. американские власти были обеспокоены связью между ПЛК- «отцами ОАК» и наркоторговлей. В марте 1999 г. Вальтер Кеге – глава управления по борьбе с торговлей наркотиками шведской полиции сказал в интервью «Лондон Таймс»: «мы имеем данные, что существует связь между ОАК и доходами от наркоторговли» [65]. Согласно докладу Федерального криминального агентства Германии, «этнические албанцы являются наиболее заметной группой в распространении героина в странах Западной Европы» [66] По данным Интерпола, в 1997 г. албанцы составляли 14% от числа арестованных в Европе наркокурьеров. Причём если в среднем у наркокурьеров изымалось 2 гр. героина, то у албанских наркокурьеров – в среднем 125 гр. По сведениям газеты The Guardian от 25.03.1997 «Албанские преступные сообщества, контролирующие проституцию в Милане, по силе и влиянию превзошли даже калабрийцев». По утверждениям Леонардо Коэна из газеты La Repubblica «Косовские албанцы были пионерами албанской наркоторговли, т.к. граждане Югославии имели гораздо большие возможности для перемещения по миру <…> Это позволило им создать международную сеть наркоторговли, основанную на албанских диаспорах»[67]. Французское Геополитическое обозрение наркоторговли оценивало доходы ОАК от продажи наркотиков в 1,5 млрд. $ ежегодно.. Балканы являются основным коридором по доставке героина из Центральной Азии, через Турцию в Европу (от 75% до 90% от всего потока). По данным Агентства по наблюдению за наркоторговлей США «Ежемесячно 4-6 тонн героина направляются из Турции в Европу через Балканы»[68]. Ключевыми пунктами на этом пути являются Македония и Косово. В газете Washington Times от 03.05.1999 со ссылкой на документы разведок утверждается, что в Приштине существует крупный картель, чьи члены являются бойцами вооружённого крыла ОАК. Аналитик Central European Review Сэм Вакнин считает крайне маловероятным, что непосредственно ОАК занималась такой деятельностью, но считает вполне вероятным, что связь с наркомафией имела место [69]. Другим источником доходов ОАК называется рэкет среди косовских бизнесменов в пользу «освободительной борьбы». Некоторые исследователи напрямую связывают взлёт ОАК с деятельностью западных спецслужб. В частности американский эксперт по вопросам спецслужб Джон Уитли утверждает, что создание ОАК было результатом совместной работы ЦРУ и германской разведки Bundes Nachrichten Dienst (БНД) «они (ОАК) использовали немецкое обмундирование и вооружение восточногерманской армии»[70]. Также Уитли утверждает, что ЦРУ непосредственно занималось тренировкой и вооружением боевиков ОАК в Северной Албании. В некоторых других источниках, утверждается, что боевиков ОАК тренировали специалисты британского САС и французской армии. По мнению Мишеля Чоссудовски, аналитика Transnational Foundation For Peace & Future Research (TFF), американские спецслужбы применили в случае с ОАК ту же тактику, что и к т.н. «контрас» в Центральной Америке, т.е. предоставление военных советников, поставка вооружений при закрытии глаз на «отмывание» денег, полученных от наркобизнеса[71]. Другие авторы, прослеживают связь между ОАК и исламским терроризмом, в частности, с организацией «Аль-Кайда». В статье «В паутине Аль-Кайды»//«Совершенно Секретно-№12,2001, утверждается, что «Аль-Кайда наладила взаимодействие (..) с ОАК (…) в 1994 г. бойцы ОАК проходили подготовку в афганских лагерях бен Ладена». Газета Washington Times утверждала, что в ночь с 18 на 19 июля 1998 г. югославские пограничники остановили прорыв со стороны Албании группы наёмников, в основном из арабских стран. По утверждениям газеты этим прорывом должен был руководить Нури-Салип Мухамед – полковник иракской армии, немного позже арестованный в Косово. Однако я бы не стал преувеличивать значение исламского фактора в ОАК. Всё же ОАК является скорее националистической, нежели исламистской организацией. Ведь, по некоторым сведениям, лишь 39% албанцев являются мусульманами [72]. Следовательно, позиционирование себя как бойцов-мусульман могло дать ОАК лишь ограниченную поддержку. О том, что ОАК не являлось исламистской организацией, свидетельствуют многочисленные акции против неалбанских мусульман в Косово. По моему мнению, ОАК, как и многие похожие организации, отличает полное безразличие к источникам финансирования. Я бы не стал утверждать, что ОАК напрямую подчинялась бен Ладену, спецслужбам или ещё кому-то. Пример чеченских боевиков показывает, что подобные вооруженные формирования более всего озабочены своими «экономическими» интересами. Скорее те, кто финансировал ОАК, были заинтересованы в том, чтобы она выполняла свои задачи. Также я бы не стал называть ОАК «боевой организацией» наркомафии. Хотя, мне представляется очевидным, что некоторые лидеры ОАК были связаны с организованной преступностью, которая пыталась решить свои задачи посредством ОАК. Для наркомафии проблема Косово, естественно, состояла не в проблеме национального самоопределения. С моей точки зрения, наркомафия была заинтересована в фактическом отделении Косово от СРЮ прежде всего для того, чтобы иметь возможность в атмосфере неизбежной анархии создать центр своего незаконного бизнеса

1997 г. ознаменовался целым рядом террористических актов, к организации которых была причастна ОАК. В январе 1997 г. сербский ректор Приштинского университета был тяжело ранен взрывом бомбы, заложенной в автомобиле. В марте 1997 г. 4 человека погибли от взрыва бомбы в центре Приштины. К лету 1997 г. существование ОАК в Косово стало практически общепризнанным фактом. В сентябре 1997 г. бойцы ОАК провели 10 скоординированных атак с использованием противотанкового оружия. [73] А 28 ноября 1997 г. вооруженные бойцы ОАК впервые появились на публике, на похоронах школьного учителя, убитого сербами. К этому времени основной целью террора ОАК становятся не институты власти СРЮ, а простое сербское население, в особенности, переселенцы из Краины.

Обобщая ситуацию в Косово в 1992-97 г.г. её можно в целом охарактеризовать как сложную, но более-менее стабильную. Однако уровень размежевания достиг абсолютного максимума, когда даже разговор серба с албанцем был чем-то из ряда вон выходящим, целый ряд факторов позволял не перерастать ему в вооруженное противостояние. Помимо популярности (до определённого времени) политики Руговы, албанские «горячие головы» сдерживало понимание того факта, что Югославская армия очень сильна и открытый конфликт может оказаться для них убийственным. Сербских же радикалов сдерживала сначала перспектива «войны на два фронта», затем внутренний политический кризис и, одновременно, роль СРЮ как одного из гарантов Дейтонских соглашений. Но поворот одной из сторон к вооружённому насилию неминуемо бы вызвал максимально жёсткую реакцию другой стороны и начало затяжного и кровопролитного вооружённого противостояния. Появление ОАК как мощной силы в крае стало этим поворотным моментом и начало войны стало лишь вопросом времени. 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 206.