Санкт-Петербургский Государственный Университет
Факультет Международных отношений
Курсовая работа по курсу
«Введение в специальность»
Студента I курса, 3 группы
Направление – Регионоведение
Специальность – Европейские исследования
Курносова Дмитрия
Тема:
Нужно ли было НАТО бомбить Югославию? История и последствия Косовского кризиса 1998-1999 г.
Санкт-Петербург, 2001 г.
Косово и Метохия – это две исторические области на юге территории современной территории Югославии, граничит с Албанией и Македонией. Косово (сербск. – «поле птицы Кос»-дрозда) – это обширная равнина Косова Поля, Метохия (сербск. – «церковное владение») – горнистая местность на албанской границе от Печа до Призрена. (см. Приложения). Площадь этих двух территорий (далее – Косово) составляет 11 тыс. кв. км. Албанские названия этих территорий соответственно Косова и Плато Дукагьн. Юридически Косово является автономным краем в составе Республики Сербия Союзной Республики Югославии. Население Косово по данным 1987 г. составляло 1,85 млн. человек. Численность албанского населения на 1999 г. оценивалась в 82-90%, сербского в 7-10%. Так же в Косово по данным Статистического управления Югославии проживает 72 тыс. мусульман (славян), 21 тыс. турок, 97 тыс. цыган. В давний конфликт сербского и албанского населения в этих областях, который в 1998 г. принял форму вооружённого противостояния, вмешалось НАТО, придав конфликту статус международной проблемы. Пика это вмешательство достигло во время 78-дневной кампании бомбардировок Союзной Республики Югославия. Эти бомбардировки породили самый серьёзный кризис мировой системы международных отношений с момента краха биполярного мира. Косовский кризис поставил перед международным сообществом ряд принципиальных вопросов. Каким образом следует урегулировать сложные межнациональные конфликты? Насколько правомерно международное военное вмешательство во внутренние конфликты? Является ли такое вмешательство без санкции ООН агрессией? Является ли сегодняшний мир однополярным? Обладает ли НАТО фактической монополией на решение любых европейских вопросов? Будет ли повторён опыт Косово за пределами Европы?
В своей работе я хотел бы проследить каким образом развивался конфликт албанского и сербского населения в Косово, какова была обстановка в крае к моменту начала бомбардировок СРЮ и каким образом переход Косово под фактический контроль НАТО и ООН повлиял на неё. Так же я хотел бы проследить какие цели реально преследовало НАТО во время своей акции. На современном этапе актуальность данной проблемы оценивается достаточно низко и среди широкой публики в странах непосредственно не связанных с конфликтом широко распространено представление о конфликте как об «урегулированном». Даже если считать такое мнение правильным, очень многие другие межнациональные конфликты на Балканах остаются неразрешёнными, поэтому рассмотрение истории косовского конфликта в этом контексте представляется мне очень актуальным. Ключевым моментом, учитывая, с моей точки зрения, высокую степень предвзятости СМИ относительно анализа конфликта, является рассмотрение подлинных причин конфликта и подлинной истории конфликта. Конечно, учитывая низкий уровень моей компетенции, моя работа может рассматривать лишь как характеристика проблемы в самых общих чертах, большой объём материала в моей работе будет представлять простую констатацию фактов, выводы будут, наверное, не самыми глубокими, однако, я надеюсь, что выполнив поставленные мною задачи, я смогу внести какой-то вклад в разрешение данной проблемы.
В моей работе я хотел бы выделить две части. В первой части я хотел бы дать общую картину конфликта в Косово до 1999 г. Во второй дать кратко проследить отношение стран НАТО к косовской проблеме относительно заявленной концепции «гуманитарного вмешательства».
Для первой части своего исследования я обнаружил три наиболее компетентных работы.
Во-первых, это монография московского центра Карнеги «Косово: международные аспекты кризиса»(М., 1999) в частях «динамика косовского кризиса и политика России» и «конфликт в Косово как часть «албанского вопроса». Во-вторых, это работа сербского историка Душана Батаковича «История Косово и Метохии», размещённую на веб-сайте www.serbska-mreza.com. В-третьих, это совместная работа известной британской исследовательницы этого вопроса Миранды Викерс (автора книги «Between Serb and Albanian. The history of Kosovo») и Хью Полтона «THE KOSOVO ALBANIANS: ETHNIC CONFRONTATION WITH THE SLAV STATE», опубликованную на веб-сайте www.unc.edu. В качестве основы для исторического анализа я хотел бы избрать первое исследование. Хотя в нём авторы не ставят своей целью изложение истории Косово, там наиболее подробно изложены её основные моменты. Также от других работ её отличает грамотно выстроенный аппарат сносок и цитат. Работа Полтона и Викерс представляется мне очень полезной в плане статистики. Для завершения первой части и второй части я использовал в основном периодические издания. События 1998-99 г.г. произошли сравнительно недавно и среди материалов, посвящённых «актуальной теме» можно обнаружить достаточно глубокие исследования. Отдельно я хотел бы выделить работы Ноама Чомски, бывшего канадского посла в СРЮ Джеймса Биссета и Збигнева Бжезински, которые наиболее ярко и аргументировано отражают точки зрения сторонников и противников вмешательства НАТО.
I Часть. История албано-сербского противостояния в Косово
Истоки конфликта.
В книге «Косово: международные аспекты кризиса» приводятся споры албанских и сербских историков о происхождении албанцев и их исконных землях на раннем этапе албанской истории. Директор Исторического института Сербской академии наук С. Терзич считает общепризнанным, что области Косово и Метохия никогда не находились в составе какого-либо албанского государства, а с XII в. входили в средневековое cербское государство "и с тех пор в европейской науке известны как исторические области Сербии", что в XIV в. "После завоеваний сербского царя Душана в Сербское царство вошла почти вся Албания (см. приложения). Однако из этого исторического факта сербы не делают вывод об особых правах на земли, которые составляют нынешнюю Албанию"[1]. В Албании, напротив, полагают, что Косово "является территорией с автохтонным иллиро-албанским населением, которое не только постоянно проживало там, в разные исторические периоды, но и составляло большинство жителей", что, "несмотря на нашествие на Косову в IX-XI вв. славян и ее вхождение в болгарские и сербские государственные структуры, албанцы все же остались в большинстве на своих землях, успешно сопротивляясь процессу славянизации"[2].
К 1190 Косово стало административным и культурным центром Сербии династии Неманьичей. Албанское население в этот период составляло, по некоторым оценкам, 2% [3] И сегодня сербы называют Косово «старая Сербия». Так же оно стало центром сербской Церкви, которая построила там большое количество церквей и монастырей. Именно то, что в течение веков Косово являлось центром сербской Церкви, является, на мой взгляд, ключевым в трепетном отношении сербов к Косово. Это позволяет некоторым авторам сравнивать сербское видение Косово с сионистской концепцией Иерусалима. Косово Поле после известной битвы сербов против турок в 1389 г. стало символом сербского героизма, сопротивления турецкому завоеванию и занимает особое место в сербском эпосе, литературе, искусстве и коллективном сознании сербов. Национальным героем сербов считается юноша Милош Обилич, по преданию, проникший во время битвы в стан врагов и убивший султана Мурада. Однако еще в 20-е годы ХХ в. сербские исследователи обнаружили, что в фольклоре косовских албанцев утвердилось представление, что главным героем битвы, убившим султана, был албанец Милош Копилич [4]. Существуют документальные свидетельства, что в битве на Косовом Поле в 1389 г. в коалицию балканских феодалов во главе с сербским князем Лазарем, выступившую против турецкого нашествия, входили, кроме сербских, ополчения двух албанских феодалов - Георгия Бальши и Димитра Йонимы.[5] В XV в. албанцы, которые тогда ещё были христианами под руководством короля Скандерберга вели войну против турков в Косово. Постепенно албанцы и в меньшей степени сербы под влиянием Османской империи стали принимать ислам, В 1689 г. австрийские войска при поддержке сербских повстанцев, прорвались на территорию Косово и Метохии, где потерпели поражение. В 1690 г. массы сербов во главе со своим духовным лидером – патриархом Арсением III покинули Косово. Центр сербской церкви и сербского народа переместился в район Белграда. [6]. Покинутые плодородные земли заселили албанцы. Именно, с этого времени можно говорить о вражде между албанцами и сербами, поощрявшейся турецкими властями.
Туркам удалось закрепить многочисленное мусульманское население в стратегически важных районах Вардарской Македонии, Косово, Метохии, Санджака и Боснии. Этот мусульманский коридор как бы делил надвое область расселения сербов и черногорцев [7]. Спасаясь от массовых преследований со стороны турецкого войска и албанских отрядов, часть сербов покинула родные места, другая же приняла ислам. После Русско-Турецкой войны 1878 г. главные косовские города Приштина и Митровица отошли к Сербии, в то время как остальная часть Косово осталась в турецких руках.
Многие историки, считают, что албанцы стали последним народом в Европе пережившим национальный подъем, который большинство народов испытали во времена наполеоновских войн. В Османской империи сложилась практика формирования административных единиц независимо от этнического состава населения, чтобы пресечь в зародыше национальные движения. Поэтому албанцы оказались рассредоточенными по четырем вилайетам - Скутарийскому (Шкодринскому), Косовскому, Манастирскому (Битольскому) и Янинскому. В 1878 г. консервативные албанские землевладельцы, заинтересованные в сохранении своих владений от сербов и представители албанской интеллигенции, заинтересованные в объединении всех албанцев под эгидой Османской империи основали Лигу Призрена. Это движение было поддержано султаном, желавшим использовать идеи панисламизма в качестве контрбаланса против панславизма. Но с ослаблением Османской империи, Лига стала стремиться к автономии в рамках Порты, превращаясь в антихристианское движение. На Берлинском конгрессе в июне 1898 г., стремясь ослабить влияние России на Балканах, западные державы во главе с Бисмарком, вынудили Россию подписать договор, по которому все земли, населённые албанцами возвращались Османской империи, а сербские войска выводились из Косово.
С. Новакович, посланник Сербии в Константинополе, писал в 1898 г. министру иностранных дел Турции о злодеяниях албанцев по отношению к "христианскому населению сербской народности", преследовавших цель "истребить этот народ в тех краях", отмечая, что "число беженцев, которые переходят границу, чтобы спасти свои жизни, огромно, и оно растет каждый день..." [8]. Несмотря на длительное выселение из района Косово и Метохии, сербы, как православные, так и принявшие ислам, в конце XIX в. еще составляли там около половины населения [9].
В начале XX в. восстания балканских народов стали вспыхивать повсеместно на Балканах, и албанцы не были исключением. И во время всеалбанского антитурецкого и антиславянского восстания в 1910 г., Косово стало одним из его центров, объединивших местных албанцев, албанцев современной Северной Албании, Черногории и Македонии. Это было во многом вызвано турецкой конституцией, ущемлявшей избирательные права албанцев. Но во время 1-й Балканской войны, албанцы сражались на стороне турков, которые в результате войны потеряли почти все свои балканские владения. Сербские войска заняли всю территорию Косово. За войсками последовали сербские крестьяне, занявшие большую часть земель. Сербское правительство не шло ни на какие уступки по поводу Косово и Метохии, считая их "святой землей" сербского народа, и обе области отошли к Сербии. Некоторые исследователи утверждают, что «Великие державы» обосновывали передачу Косово следующими факторами: «моральным правом более цивилизованной нации», историческим правом на территорию, где находился центр Сербской церкви и тем, что этнический баланс в пользу сербов был нарушен искусственно. [10]
Именно длительное турецкое господство на Балканах является первоосновой албано-сербского противостояния. Сербы стали видеть в албанском населении Косово продолжение турецкой оккупации. Они считали, что Косово всегда было оккупированной частью Сербии. Но когда они восстановили своё господство над ней, для албанцев Косово стало в свою очередь оккупированной частью Албании. Косово стало полем битвы двух национализмов.
Косово и распад СФРЮ
К концу 80-х годов центробежные процессы в СФРЮ, в том числе под влиянием косовских событий, ещё более усилились. В полный голос о себе заявили и сербские националисты, считавшие распределение полномочий между республиками в СФРЮ несправедливым. Стремительно росла популярность председателя ЦК Союза коммунистов Сербии С. Милошевича, который впервые открыто заявил об этом в 1987 г. В действиях Милошевича Косово, как символ «ущемления сербов» занимало одно из ключевых мест. Именно в Косово, Милошевич выступая перед толпой сербов, возмущённых избиением нескольких сербов полицейскими-албанцами сказал свою знаменитую фразу «Никто больше не посмеет вас бить». Эти слова стали его политическим манифестом.
Параллельно с дезинтеграцией югославской федерации, сербское руководство всё более и более урезало полномочия Автономного края Косово. Подобная тенденция имела место и относительно другой автономии – Войводины. Сербское руководство шаг за шагом стремилась полностью подчинить эти автономии центральному руководству. Подобные действия имели широкую поддержку как среди сербской интеллигенции, так и среди широких масс населения. Широко господствовало мнение, что полухорват-полусловен Тито ущемлял сербов. Передача «священного Косова Поля» под фактическое управление албанцев воспринималась как тяжкое оскорбление. В марте 1989 г. Сербская скупщина отменила одну из самых болезненных для сербов и не очень способствовавших эффективной работе сербской республики полномочий Косово, лишив Автономный край права вето в отношении конституционных изменений в Сербии. В сентябре 1990 г. эти изменения были официально узаконены с принятием новой Конституции Сербии. Однако, нужно отметить, что полномочия в отношении краевого бюджета, вопросов культуры, образования, здравоохранения, использования языков были сохранены. В то же время сербское руководство пыталось установить в Косово приемлемую для них администрацию. В начале 1989 г. решением руководства Союза коммунистов Сербии были сняты руководители краевого комитета Союза коммунистов Косово, в числе которых был популярный среди албанцев Азем Власи, в Приштине и других городах прошли демонстрации протеста, а в феврале 1989 г. началась забастовка, а затем голодовка шахтеров, выступавших против этого решения. В Сербии осудили шахтёров, потребовав от правительства принятия срочных мер по стабилизации ситуации. 3 марта 1989 г. Президиум СФРЮ ввел в Косово комендантский час. Несмотря на то, что конституционные изменения были не очень болезненными для албанцев, они вызвали новую волну недовольства. Многие краевые чиновники-албанцы подали в отставку, что дало повод сербскому руководству уволить большую часть оставшихся. По словам Б. Бутрос-Гали, "...Как утверждают, до 100 тыс. человек были таким образом сняты со своих должностей в республиканских и краевых административных органах, школах и на государственных предприятиях" [49]. По данным Союза Независимых Профсоюзов Косово к февралю 1992 г. было уволено 84 848 албанцев, в том числе: в образовании и науке – 21 570); в добывающей промышленности- 8 110 в строительном секторе – 7 804 в металлообрабатывающей промышленности - 5,666. Число семей, где никто нигде не работал составляло 62 500. Военное положение в крае сохранялось, но оно не могло остановить албанского протеста: в январе 1990 г. в демонстрациях уже участвовало около 40 тыс. албанцев.[Yugoslav crisis and the World//www.serbiaunity.net] Летом 1989 г. прошли масштабные празднования годовщины битвы на Косовом поле, ставшие бенефисом сербских националистов и лично Милошевича.
22 марта 1990 г. сербская скупщина приняла программу развития Косово, предусматривавшую принятие «специальных мер для обеспечения законности и порядка, мира, свободы, равенства, территориальной целостности Сербии», предусматривавшая право возвращаться на прежнее (довоенное) местожительство только для сербов и черногорцев (ввиду нехватки денег это не было выполнено) и включавшая ряд подзаконных актов, фактически передававших функции законодательной, исполнительной, административной и юридической властей республиканским органам. Также были существенно ограничена албанская культурная деятельность и, что особенно важно, введены школьные программы на сербском языке.
Косовские албанцы ответили на политику Сербии, шагами в духе Хорватии и Словении, пытавшихся посредством актов парламентов и референдумов юридически закрепить стремление к независимости. 2 июля 1990 г., в тот же день, когда Словения приняла "Декларацию о полном государственном суверенитете Республики Словения", албанские делегаты краевой скупщины приняли "Конституционную декларацию", которая провозглашала Косово республикой. В ответ 5 июля сербская скупщина распустила скупщину Косово, обосновав это решение многочисленными нарушениями общественного порядка в крае. В ответ, 13 сентября 1990 г. делегаты распущенной краевой скупщины в обстановке полной секретности приняли новую конституцию края, провозгласившую Косово республикой, судьба которой должна впредь решаться ее гражданами. Этот акт был расценен сербским руководством как антиконституционный и подрывающий территориальную целостность республики. Распущенный парламент на тайном заседании также решил приступить к созданию "параллельных структур власти" - подпольных парламента и правительства. Таким образом, размежевание албанской и сербской общины стало полным. Благодаря новому закону СФРЮ от 2 июля 1990 г., косовские албанцы смогли сформировать свои партии, в том числе и Демократическую лигу Косово, во главе с Ибрагимом Руговой, численность которой к концу 1990 г. достигла 700 тыс. чел. [50]. Ругова быстро набрал популярность, проповедуя идеологию «ненасильственного сепаратизма» и позиционируя себя как «косовского Вацлава Гавела». Несмотря на возможность участия в выборах в государственные институты Республики Сербии и СРЮ, они бойкотировали их. В результате на выборах 1990 г., Социалистическая партия Сербии С. Милошевича получила 30 из 34 мест в парламенте от Косово[51] Таким образом были бойкотированы все выборы в институты Сербии и СРЮ вплоть до настоящего времени. Лишь в январе 1994 г. Демократическая партия албанцев в коалиции с партией Демократического действия выиграли 2 места в сербском парламенте от города Лесковац.[ТАНJУГ-08.01.1994].
2 июля 1991 г. в атмосфере продолжающегося югославо-хорватского конфликта, собрание албанских депутатов косовского парламента приняло решение провозгласить Косово "независимой и равноправной республикой в составе федерации (конфедерации)", а также дезавуировало решение 23 марта 1989 г. о согласии с конституционными поправками. Через несколько дней Народное собрание Албании признало независимость Косово как просто «независимой и равноправной республики» [51]. 5 июля 1991 г. сербские власти издали указ о роспуске косовского правительства и парламента, после чего на территории Косово было введено прямое правление Белграда и таким образом автономия Косово сохранившись формально, фактически была уничтожена. Начались массовые увольнения служащих-албанцев, из коллегиального президиума федерации вывели албанских представителей. В сентябре 1990 г. республиканские власти ввели в Косово школьную программу остальной Сербии, оставив возможность изучения албанской культуры факультативно. С 1992 г. для обучения на албанском языке требовалось специальное разрешение министерства образования. Ректор Университета Приштины объявил, что албанский будет изучаться только как иностранный язык. Албанские учителя отказались следовать новой школьной программе и выразили желание учить детей по албанским программам на албанском языке. В ответ власти отказались платить им зарплату. Тогда албанские дети перестали ходить в государственные школы, а занятия проводились в других местах. В то время как с государственной службы было уволено большое число учителей и профессоров - албанцев, в условиях подполья продолжил работу албанский университет. Нелегальная система образования охватывала 480 школ и почти 20 тыс. студентов (13 факультетов университета и семь высших школ), где работали уволенные властями учителя (30 тыс.) и профессора (850)[52] Согласно некоторым данным на начало 1993 г. 320 тыс. детей посещали начальные классы «параллельных» школ, 90 тыс. средние и 60 тыс. старшие . Была ликвидирована Академия наук, прекращены передачи на албанском языке по радио и телевидению,в августе 1990 г. была закрыта выходившая с февраля 1945 г. самая старая газета на албанском языке "Рилиндья" ("Возрождение"), а её 200 журналистов были уволены. В марте 1991 г. Верховный Суд Косово восстановил регистрацию газеты, но сербские власти отказались выполнить это требование. Телеканал РТС-Косово, формально находившийся под контролем Скупщины Косово фактически стал отделом центрального РТС.
26-30 сентября 1991 г. состоялся полуподпольный «референдум о независимости». Согласно сообщению избирательной комиссии, в нем участвовало 87% избирателей. Из них 99,87% высказались за провозглашение Косово «независимой и суверенной республикой с правом стать субъектом содружества суверенных государств в новой Югославии». 19 октября было сформировано временное коалиционное правительство Республики Косово во главе с доктором медицины Б. Букоши, признанное Народным собранием Албании [53] .В политической декларации, принятой по итогам событий Координационным советом албанских политических партий в Югославии, предусматривалось вхождение Республики Косово, как независимого и суверенного государства в союз суверенных республик Югославии или создание Албанской республики по этническому принципу в случае сохранения Югославии, но изменения её внутренних границ или решение албанским народом Югославии вопроса об объединении с Албанией путём плебисцита, только если не сохранятся и внешние границы Югославии [54]. Но по сути дела, эта декларация так и осталась декларацией. 24 мая 1992 г. в крае состоялись выборы президента и парламента. Руководство Сербии, объявившее эти выборы незаконными, не слишком мешало их проведению. Сербы в выборах участия не принимали. Албанцы отдали свои голоса И. Ругове (95-100%) как президенту "Республики Косово" и его партии - Демократической лиге Косово (78%). Чтобы выразить поддержку албанцам, на выборы приехали делегации ряда стран и международных организаций [55].
Таким образом, к моменту окончательного распада югославской федерации полное размежевание албанской и сербской общины Косово было закреплено созданием двух параллельных административных структур, словно не замечавших друг друга. Стороны ни разу не проявляли желания к компромиссу, последовательно выполняя свои идеологические установки: албанцы – по сути независимая автономная албанская республика и возможное объединение с Албанией, сербы – Косово – это неотъемлемая часть Сербии и СРЮ. Генеральный секретарь ООН Б. Бутрос-Гали оценивал cитуацию в Косово как тупиковую, поскольку стороны придерживались диаметрально противоположных взглядов на статус и будущее края.[56].Учитывая высокий уровень радикализма как среди сербов, так и среди албанцев, неудивительно, что именно Косово, а не Босния была в докладе ЦРУ ноября 1990 г. названа наиболее вероятным эпицентром возможной балканской войны.[57]
Косово в 1992-1997 г.г.
Хотя в 1992 г. уже разгорелась полномасштабная война в Боснии, обстановка в Косово оставалась относительно спокойной. Более того, именно в 1992 г. произошли первые попытки мирного урегулирования конфликта. Они были связаны с именем югославского премьер-министра Милана Панича, наладившего прямые переговоры с косовскими лидерами. В августе 1992 г. он изложил свой план решения косовской проблемы. По его мнению, нормализация обстановки в Косово могла бы быть достигнута на основе проведения свободных демократических выборов, в которых приняло бы участие все население края. М. Панич поручил министерству юстиции привести действующее в крае законодательство в соответствие с нормами СБСЕ. В целях нормализации обстановки была создана Комиссия по правам национальных меньшинств, началась разработка закона "О свободе и правах объединений национальных меньшинств и их представителей", которая после ухода М. Панича из правительства в декабре 1992 г. так и не была завершена. Было также принято решение о восстановлении в Косово обучения на албанском языке .Однако план М. Панича по нормализации обстановки в Косово, поддержанный премьер-министром Греции, который согласился быть посредником в переговорах между Белградом и Приштиной, собирались обнародовать в августе 1992 г. на лондонской конференции по Югославии. Однако в последний момент он был отклонен лидером косовских албанцев И. Руговой - по мнению международных наблюдателей, в расчете на то, что на конференции "будет отдано предпочтение платформе косовских албанцев, не учитывающей интересы Сербии" [58]. В октябре 1992 г. состоялись первые переговоры сербских властей и представителей албанских сепаратистов, правда без особых результатов. 22 сентября 1992 г. Панич заявил "Право на самоопределение должно распространяться и на албанское население автономного края Косово, если этнические албанцы будут свободны, если у них будут такие же права, как и у всех остальных, то они не станут требовать независимости. Более того, возможно, соседней независимой Албании следует присоединиться к нам в рамках союза балканских государств [59]. Таким образом, Панич фактически возвращался к послевоенным идеям Тито о «балканской федерации». Но в атмосфере крайнего усиления националистических и шовинистических настроений, эти идеи не восприняли ни сербы, ни албанцы. 20 декабря 1992 г. он, несмотря на успешную экономическую политику его правительства (в частности, обуздание министром финансов Абрамовичем гиперинфляции) проиграл президентские выборы в Сербии Милошевичу. Причём албанцы, продолжая свою политику полного нежелания идти на компромисс с сербами, полностью бойкотировали выборы. Таким образом, ими был в очередной раз упущен шанс повлиять на свою судьбу легитимными методами. В 1993-1996 г.г. СРЮ, ослабленная боснийской войной и жёсткими экономическими санкциями, не имела достаточных ресурсов для активных действий в Косово. Действия центральных властей сводились к операциям полицейского характера (аресты и допросы активистов) и контролю над информационным пространством края. При этом политика дискриминации албанцев продолжалась. Власти медленно, но верно продолжали пытаться установить контроль над промышленностью края. Эти действия уже перешли в форму захвата частных албанских предприятий. В частности, в августе 1993 было закрыто 90% албанских предприятий общественного питания в Приштине. В 1993 г. полиция арестовала 30 человек по подозрению «в подготовке вооруженного восстания». А в июле 1995 г. сербский суд приговорил 68 албанцев к 8 годам тюрьмы за «попытку создания параллельных полицейских сил». По данным Совета по Защите прав и свобод человека в 1994 г. 19 тыс. косовских албанцев стали объектами притеснения со стороны полиции. Самым решительным действием стала очередная попытка колонизации. В августе 1995 г. 10 тыс. выселенных из Краины сербов были поселены в Косово. Но этот шаг носил скорее символический характер и серьёзно этнический баланс не изменил [Kosovo. Timeline to the conflict//www.bbc.co.uk]. Деятельность же албанских сепаратистов сводилась, в основном, к попыткам привлечь внимание международной общественности (главным образом, США и ЕС) к ситуации в Косово. Центральную роль в этом играл Ибрагим Ругова, сумевший таким образом консолидировать большинство албанских движений под эгидой ДЛК. Сформулированное И. Руговой видение будущего края звучало так: "Наилучшим выходом для Косово является предоставление краю статуса независимой и нейтральной республики, открытой как в сторону Сербии, так и в сторону Албании, при условии введения на всей территории международной гражданской администрации как переходной ступени[60]. Милошевич неоднократно заявлял о невозможности международного вмешательства в Косово. Международное сообщество фактически одобрило эту позицию, признав существовавшие границы бывших югославских республик и не подписав документы по урегулированию в Косово, отрезав возможность объединения с Албанией. Отсутствие активных шагов как со стороны ДЛК, так и зарубежных правительств приводило к появлению почвы для радикальных сил. К тому же по согласно сообщениям ATA от 22.05.1993 на октябрь 1992 г. число уволенных албанцев достигло уже 107 тыс. человек. При таком высоком уровне безработицы у албанского населения осталось две возможности: либо эмигрировать, либо вступить в ряды мафии или какой-нибудь радикальной группировки. Весной 1996 г. обстановка в крае вновь обострилась. Убийство сербом албанского юноши вызвало акции албанских боевиков - нападения на полицейских, расстрел посетителей кафе . Ругова категорически отрицал, что ДЛК имеет какое-либо отношение к террору утверждая, что теракты подстроены сербскими властями, стремящимися сорвать наметившийся диалог [61]. Именно тогда впервые появляются обрывочные сведения об Освободительной армии Косово (Ushtrija clirimtare e Kosovёs) ОАК ставила своей целью отделение Косово от СРЮ. Когда с апреля 1996 г. в Косово стали совершаться нападения на сербских полицейских, в югославской печати впервые появились сообщения о субсидируемых Тираной и/или албанским посольством в Белграде нелегальных вооруженных группировках с центром в одной из европейских стран.[62] По данным некоторых источников, ОАК была сформирована в Приштине в 1993 г. на основе существовавшего с 1981 г. Общественного Движения за Косово. По словам лидера ОАК Хашима Тачи, ОАК формировалась «снизу <…> на основе уже существовавших албанских организаций»[63]. В то же время, в ДЛК наметился раскол, так как ряд руководителей выразил несогласие с «мирной политикой» Руговы. В 1996 г. в атмосфере резко обострилась внутриполитической обстановки в Сербии, Милошевич впервые пошёл на переговоры с Руговой. Было подписано соглашение о взаимном признании властных полномочий и восстановлении албанских школ в Косово. Но оно не вступило в силу. Албанцы не были этим удовлетворены.
Огромное влияние на обстановку в крае оказала гражданская война в Албании 1997 г., сопровождавшаяся дезинтеграцией гражданских и военных структур. На выборах победил Реджеп Мейдани, открыто выражавший сочувствие идее отделения Косово от СРЮ. Но наибольший эффект эти события произвели на ОАК. Не будет преувеличением, что именно они позволили ОАК превратится из небольших разрозненных групп в небольшую, но боеспособную армию и стать основным фактором в политике Косово. В обстановке полного хаоса, боевики ОАК смогли заполучить немалую часть вооружения албанской армии. Хотя и до этого торговля оружием с Косово была хорошо развита в Албании. По данным некоторых источников, при президентстве Сали Бериши в этом бизнесе участвовали некоторые члены кабинета министров (например, министр обороны Сафет Жулали) и тайной полиции SHIK- наследника службы госбезопасности времён Ходжи. Но в 1997 г. эти процессы достигли максимума. Согласно заявлению зам. госсекретаря США Джулии Тафт на пресс-конференции 2.10.1998, в Северной Албании стоимость украденного с военного склада автомата АК-47 составляла 20-40 $. Общее число таких украденных автоматов составляло, по некоторым оценкам, 200 тысяч.[64] Многие авторы связывают бурный рост ОАК с деятельностью албанской наркомафии, которая занимает видное место в криминальном мире Европы. Ещё в 1995 г. американские власти были обеспокоены связью между ПЛК- «отцами ОАК» и наркоторговлей. В марте 1999 г. Вальтер Кеге – глава управления по борьбе с торговлей наркотиками шведской полиции сказал в интервью «Лондон Таймс»: «мы имеем данные, что существует связь между ОАК и доходами от наркоторговли» [65]. Согласно докладу Федерального криминального агентства Германии, «этнические албанцы являются наиболее заметной группой в распространении героина в странах Западной Европы» [66] По данным Интерпола, в 1997 г. албанцы составляли 14% от числа арестованных в Европе наркокурьеров. Причём если в среднем у наркокурьеров изымалось 2 гр. героина, то у албанских наркокурьеров – в среднем 125 гр. По сведениям газеты The Guardian от 25.03.1997 «Албанские преступные сообщества, контролирующие проституцию в Милане, по силе и влиянию превзошли даже калабрийцев». По утверждениям Леонардо Коэна из газеты La Repubblica «Косовские албанцы были пионерами албанской наркоторговли, т.к. граждане Югославии имели гораздо большие возможности для перемещения по миру <…> Это позволило им создать международную сеть наркоторговли, основанную на албанских диаспорах»[67]. Французское Геополитическое обозрение наркоторговли оценивало доходы ОАК от продажи наркотиков в 1,5 млрд. $ ежегодно.. Балканы являются основным коридором по доставке героина из Центральной Азии, через Турцию в Европу (от 75% до 90% от всего потока). По данным Агентства по наблюдению за наркоторговлей США «Ежемесячно 4-6 тонн героина направляются из Турции в Европу через Балканы»[68]. Ключевыми пунктами на этом пути являются Македония и Косово. В газете Washington Times от 03.05.1999 со ссылкой на документы разведок утверждается, что в Приштине существует крупный картель, чьи члены являются бойцами вооружённого крыла ОАК. Аналитик Central European Review Сэм Вакнин считает крайне маловероятным, что непосредственно ОАК занималась такой деятельностью, но считает вполне вероятным, что связь с наркомафией имела место [69]. Другим источником доходов ОАК называется рэкет среди косовских бизнесменов в пользу «освободительной борьбы». Некоторые исследователи напрямую связывают взлёт ОАК с деятельностью западных спецслужб. В частности американский эксперт по вопросам спецслужб Джон Уитли утверждает, что создание ОАК было результатом совместной работы ЦРУ и германской разведки Bundes Nachrichten Dienst (БНД) «они (ОАК) использовали немецкое обмундирование и вооружение восточногерманской армии»[70]. Также Уитли утверждает, что ЦРУ непосредственно занималось тренировкой и вооружением боевиков ОАК в Северной Албании. В некоторых других источниках, утверждается, что боевиков ОАК тренировали специалисты британского САС и французской армии. По мнению Мишеля Чоссудовски, аналитика Transnational Foundation For Peace & Future Research (TFF), американские спецслужбы применили в случае с ОАК ту же тактику, что и к т.н. «контрас» в Центральной Америке, т.е. предоставление военных советников, поставка вооружений при закрытии глаз на «отмывание» денег, полученных от наркобизнеса[71]. Другие авторы, прослеживают связь между ОАК и исламским терроризмом, в частности, с организацией «Аль-Кайда». В статье «В паутине Аль-Кайды»//«Совершенно Секретно-№12,2001, утверждается, что «Аль-Кайда наладила взаимодействие (..) с ОАК (…) в 1994 г. бойцы ОАК проходили подготовку в афганских лагерях бен Ладена». Газета Washington Times утверждала, что в ночь с 18 на 19 июля 1998 г. югославские пограничники остановили прорыв со стороны Албании группы наёмников, в основном из арабских стран. По утверждениям газеты этим прорывом должен был руководить Нури-Салип Мухамед – полковник иракской армии, немного позже арестованный в Косово. Однако я бы не стал преувеличивать значение исламского фактора в ОАК. Всё же ОАК является скорее националистической, нежели исламистской организацией. Ведь, по некоторым сведениям, лишь 39% албанцев являются мусульманами [72]. Следовательно, позиционирование себя как бойцов-мусульман могло дать ОАК лишь ограниченную поддержку. О том, что ОАК не являлось исламистской организацией, свидетельствуют многочисленные акции против неалбанских мусульман в Косово. По моему мнению, ОАК, как и многие похожие организации, отличает полное безразличие к источникам финансирования. Я бы не стал утверждать, что ОАК напрямую подчинялась бен Ладену, спецслужбам или ещё кому-то. Пример чеченских боевиков показывает, что подобные вооруженные формирования более всего озабочены своими «экономическими» интересами. Скорее те, кто финансировал ОАК, были заинтересованы в том, чтобы она выполняла свои задачи. Также я бы не стал называть ОАК «боевой организацией» наркомафии. Хотя, мне представляется очевидным, что некоторые лидеры ОАК были связаны с организованной преступностью, которая пыталась решить свои задачи посредством ОАК. Для наркомафии проблема Косово, естественно, состояла не в проблеме национального самоопределения. С моей точки зрения, наркомафия была заинтересована в фактическом отделении Косово от СРЮ прежде всего для того, чтобы иметь возможность в атмосфере неизбежной анархии создать центр своего незаконного бизнеса
1997 г. ознаменовался целым рядом террористических актов, к организации которых была причастна ОАК. В январе 1997 г. сербский ректор Приштинского университета был тяжело ранен взрывом бомбы, заложенной в автомобиле. В марте 1997 г. 4 человека погибли от взрыва бомбы в центре Приштины. К лету 1997 г. существование ОАК в Косово стало практически общепризнанным фактом. В сентябре 1997 г. бойцы ОАК провели 10 скоординированных атак с использованием противотанкового оружия. [73] А 28 ноября 1997 г. вооруженные бойцы ОАК впервые появились на публике, на похоронах школьного учителя, убитого сербами. К этому времени основной целью террора ОАК становятся не институты власти СРЮ, а простое сербское население, в особенности, переселенцы из Краины.
Обобщая ситуацию в Косово в 1992-97 г.г. её можно в целом охарактеризовать как сложную, но более-менее стабильную. Однако уровень размежевания достиг абсолютного максимума, когда даже разговор серба с албанцем был чем-то из ряда вон выходящим, целый ряд факторов позволял не перерастать ему в вооруженное противостояние. Помимо популярности (до определённого времени) политики Руговы, албанские «горячие головы» сдерживало понимание того факта, что Югославская армия очень сильна и открытый конфликт может оказаться для них убийственным. Сербских же радикалов сдерживала сначала перспектива «войны на два фронта», затем внутренний политический кризис и, одновременно, роль СРЮ как одного из гарантов Дейтонских соглашений. Но поворот одной из сторон к вооружённому насилию неминуемо бы вызвал максимально жёсткую реакцию другой стороны и начало затяжного и кровопролитного вооружённого противостояния. Появление ОАК как мощной силы в крае стало этим поворотным моментом и начало войны стало лишь вопросом времени.
Итоги
Характеризуя многолетнее противостояние сербов и албанцев в Косово, я хотел бы отметить, что здесь, как и в практически любом другом межнациональном конфликте нельзя выделить «правую» и «виноватую» сторону. И сербская и албанская стороны на протяжении 80 лет очень редко проявляли желание как-то сблизить свои диаметрально противоположные позиции. Автономию, данную Косово Тито я бы не стал рассматривать в контексте именно сербской политики. Тито не был сербом и пытался строить в СФРЮ полиэтническое общество, пытаясь удовлетворить в той или иной степени желания каждого многочисленного народа в составе СФРЮ. С моей точки зрения, ни радикальная сербская позиция, по которой всё Косово является «неотъемлемой частью Сербии», ни албанская, по которой всё Косово является «землёй албанского народа» не могут быть использованы для урегулирования конфликта. Помимо того, что такое однобокое «урегулирование» явно ущемит права другой общины, мне представляется очевидным, что оно будет очень недолговременным, породит озлобленность ущемлённой стороны и таким образом создаст почву для нового конфликта. При этом, очевидно, что к 1999 г. стороны показали абсолютную неспособность самостоятельно достичь компромисса. С моей точки зрения, международное вмешательство в конфликт было необходимо, но основной его формой должны были быть мирные переговоры с целью обеспечения такого статуса Косово, который мог бы гарантировать соблюдение прав и обеспечение безопасности обеих общин. С этой точки зрения, мне представлялось бы более целесообразным сохранение Косово в составе СРЮ, нежели его отделение или присоединения к Албании. Отдельное государство Косово, с моей точки зрения, неизбежно окажется экономически нежизнеспособным, так как основная отрасль края – добывающая тесно связана с югославской промышленностью. Обеспечение прав сербского населения и сохранение уникальных памятников в случае образования самостоятельного государства и, тем более, присоединения Косово к Албании представляется мне сомнительным. Ведь в отдельном государстве и, тем более, в Албании сербы вряд ли будут иметь какую-то культурную и национальную автономию и, скорее всего, Косово будет полностью албанизировано. Албания является унитарным государством, где практически отсутствует опыт сосуществования с национальными меньшинствами. Албанцы по данным 1987 г. составляли 98% населения Албании. [84] В независимом Косово сербы и черногорцы будут составлять 10%, а в случае объединения с Албанией от 3 до 5,5% населения Албании. С учётом высокой рассосредоточенности сербского населения и высокой рождаемости среди албанцев, когда к 2050 г., по некоторым оценкам население Албании может достигнуть свыше 10 млн. чел., сербы могут полностью раствориться в массе албанского населения. Перспективы мусульман и цыган в случае объединения с Албанией выглядят ещё менее радужными. В то же время отделение столь важного для сербов Косово может значительно усилить националистические настроения в Сербии и возможно спровоцировать сербско-албанскую войну. Создание широкой албанской автономии в рамках СРЮ мне представляется значительно более перспективным. СРЮ является значительно более полиэтническим сообществом, где сербы составляют лишь 63%. Уже сегодня албанцы составляют 14% населения СРЮ, а к 2050 г. их численность может достигнуть 40%. Таким образом, при условии соблюдения национальной и культурной автономии, албанцы могут занять видное место в составе СРЮ. Оптимальным мне представляется план кантонизации Косово, разработанный сербским историком Душаном Батаковичем. По мнению Д. Батаковича, весь край следует разделить на 18 кантонов, в пяти из которых сербское население составило бы большинство. Сербские кантоны могли бы войти в конституционную систему Сербии, а албанские поддерживали бы связь с Югославией на федеральном уровне и имели бы незначительные обязательства по отношению к Сербии [86]. К 1999 г. нестабильность в крае достигла очень высокого уровня. Главными дестабилизирующими силами являлись ОАК и сербские силы безопасности. Только международное вмешательство могло свести к минимуму их дестабилизирующее воздействие, при условии если бы оно осушествлялось в рамках плана кантонизации. На начальной стадии это вмешательство, с моей точки зрения, должно было сводиться к переговорам о перемирии и наблюдение за его соблюдением. Затем, было бы необходимо провести разоружение ОАК и вывод излишних полицейских и военных формирований из Косово. Для контроля над этим процессом могли быть использованы международные силы, приемлемые для обеих сторон. При этом, так как Косово осталось бы частью СРЮ, было бы возможно сохранить в Косово югославских пограничников и штатное количество частей югославской армии. «Албанские» кантоны Косово должны были бы получить право формировать свои полицейские силы. Сербские монастыри и церкви должны были бы охраняться сербской полицией.
Но, безусловно для урегулирования косовского кризиса самым важным условием является стремление самого населения к мирному разрешению кризиса. И, с моей точки зрения, основными задачами международного сообщества должны были быть защита мирного населения и способствование мирному разрешению конфликта. С моей точки зрения, НАТО эти задачи не выполнило.
II часть. Акция НАТО против СРЮ
Причины акции НАТО
Выдвигались различные версии того, почему НАТО решило активно вмешаться в косовский кризис. Некоторые исследователи (Бжезинский) соглашались с официальной трактовкой. Некоторые предлагали фантастические объяснения, вроде того, что «НАТО отрабатывает на Югославии раздел России». По мнению С. Ю. Казеннова , зав. сектором геостратегических проблем ИМЭМО РАН и В.Н. Кумачева, вице-президента Института национальной безопасности и стратегических исследований задача Запада стояла в «смещении "социал-патриота" С.Милошевича (или его "приручении") и попытке приведения к власти в Белграде политиков, полностью ориентированных на Запад. Другая задача - отвлечение внимания мирового сообщества от ряда скользких проблем, таких как палестино-израильский переговорный тупик. Именно под этим углом зрения нужно рассматривать попытки умиротворения албанских сепаратистов и поддерживающих их мусульманских сил. Для США косовский кризис - перевод стрелок с внутренних проблем на международные, в частности, обеспечение прикрытия проблем возникших у президента США, демонстрация его "решительности", на что Америка всегда очень благосклонно реагирует. Очевидно также стремление Запада оправдать чрезмерную в нынешних условиях силовую компоненту НАТО и расширение блока, оправдать в глазах общественности ежегодные военные расходы стран НАТО в размере более 400 млрд. долл. И уже потом среди целей Запада в Косово, отчасти даже как наживка для общественного мнения, - "забота" об албанских беженцах и правах человека..»[91] Это достаточно полное объяснение, однако объяснения по поводу «отвлечения внимания» не представляются мне правильны. С моей точки зрения, эффект балканских событий на внутреннюю политику США был не большим и вряд ли такая задача ставилась. Другой источники приводили в качестве интереса предотвращение выхода конфликта за рамки Сербии "укрепления позиций НАТО в качестве основного инструмента по обеспечению мира и безопасности в Европе». Относительно позиций стран ЕС книга «Косово: международные аспекты кризиса» утверждала следующее: «Отправляясь от разных исходных рубежей, определяемых различными историческим традициями и геополитическими факторами, они по логике вещей были вынуждены формировать хотя бы наименьший, но все же общий знаменатель, который позволил бы сохранить атлантическую солидарность с США в рамках НАТО, в том числе в ходе военной операции против СРЮ, не закрывая в то же время возможностей для продолжения диалога с Россией в целях перевода конфликта в политическую плоскость».[c. 75]
В этой работе также тщательно анализируются аспекты, связанные с апрельским саммитом НАТО в Вашингтоне 1999 г. , призванным определить новую концепцию альянса взамен сформулированной в 1991 г. Здесь авторами выделяются два аспекта: во-первых предлагаемое США превращение задачи реагирования на локальные кризисы вне «зоны ответственности» НАТО и без согласия на то ООН в вторую, наряду с коллективной обороной задачу альянса, во-вторых стремление европейских участников НАТО получить более широкие возможности внутри альянса, связывая это с реанимацией структуры ЗЕС (Западноевропейского союза) и формированием военных структур ЕС. Если одной крайностью по этим вопросам была позиция США, то другой позиция Франции. Её характеризуют слова президента Франции Жака Ширака: "не надо превращать НАТО в некий “Священный союз”, призванный вмешиваться повсюду и по любому поводу. Франция не приняла бы этого». Германия и Великобритания, по-прежнему придерживавшееся принципов атлантизма, тем не менее ввиду тесных отношений с Францией были вынуждены лавировать между этими двумя полюсами. Поэтому в целом Великобритания, Германия и Франция придерживались достаточно сдержанной позиции по поводу новой задачи альянса. Почти все европейские партнеры настаивали на необходимости мандата Совета Безопасности ООН для любой военной интервенции НАТО. При этом они готовы были рассматривать случай с Косово как «исключительный», но не рассматривать его как прецедент в англо-саксонской системе права.
Суммируя различные оценки, главные цели НАТО мне представлялись следующим образом: ликвидация очага нестабильности и дальнейшее инкорпорирование Югославии и Албании в структуры ЕС и НАТО. Долгие годы Балканы представлялись азиатским анклавом в Европе. Существовало выражение, что Азия начинается за Landstrasse – шоссе из Вены в Будапешт. При этом США стремились сохранить свое доминирование в НАТО и усилить юго-восточный фланг НАТО, создав цепь Босния – Черногория(?) – Косово – Албания – Македония – Турция. Страны ЕС отличала большая заинтересованность в экономической экспансии на Балканы и стремление к большей самостоятельности внутри НАТО. Страны ЕС отличались меньшим энтузиазмом в отношении использования силы, понимая возможную в этом случае дестабилизацию всего региона. Обе стороны были заинтересованы в устранении режима Милошевича и «приручении» агрессивного мусульманского экстремизма на Балканах.
Реальной целью бомбардировок 1999 г., с моей точки зрения, было стремление организовать «плацдарм» сил НАТО внутри СРЮ. Судя по той лёгкости с которой страны НАТО отказались от возможности независимости Косово, плацдарм должен был быть именно внутри СРЮ. Вряд ли ставилась цель уничтожения режима Милошевича в ходе косовского конфликта. Более вероятным мне представляется, то, что НАТО собиралось в дальнейшем из Косово осуществлять вторжение в СРЮ в случае нового конфликта внутри федерации.
Подобные задачи, с моей точки зрения, прямо противоречили интересам урегулирования в Косово.
Заключение
Конечно, возможные причины и задачи НАТО во время югославской кампании представляют собой лишь небольшое количество умозаключений. Рассматривая проблему Косово в узком контексте межнационального конфликта, я не рассмотрел собственно операцию НАТО против СРЮ, которая безусловно является темой, достойной отдельной работы. Заключая мою исследовательскую работу, я хотел бы вкратце охарактеризовать судьбу Косово после окончания бомбардировок в июне 1999 г. После того как Милошевич фактически согласился на условия НАТО С моей точки зрения, новообразованные силы KFOR не смогли сразу перейти от предыдущей задачи НАТО – защиты албанского населения к защите всего населения Косово. Соглашения, подписанные Милошевичем в июне 1999 г., прекратившие бомбардировки, оказались неспособны защитить национальные меньшинства в Косово. Несмотря на то, что национальные меньшинства в Косово получили широкие права: представление в СМИ, возможность быть представленными в Ассамблее Косово, возможность использования своего языка и своих топонимических названий, главное право – право на безопасность оказалось ущемлённым. Из края была полностью выведена югославская армия и сербская специальная полиция. В результате международные силы в Косово (KFOR) как внешняя сила оказался способным лишь регулировать общее положение в крае. Количество полицейских ООН на 31 января 2000 г. составляло лишь 1970 чел. из требовавшихся 4718 (UNHCR/OSCE, "Assessment of the Situation of Ethnic Minorities in Kosovo, Nov. 1999-Jan. 2000" (14 Feb. 2000). В обстановке фактического вакуума власти, практически полный контроль над краем установила единственная мощная и хорошо организованная сила – ОАК. В результате край покинуло по некоторым оценкам от 100 до 350 тыс. чел. (главным образом, сербов). Сербское население Приштины в мае 1998 г. по данным ООН составляло 20 тыс. чел, в упоминавшемся выше докладе ОБСЕ оно оценивалось в 700-800 чел (из которых по сведениям белградских социологов 81% не покидает дома). За период с 12 июня 1999 г. по 16 января 2000 г. по данным KFOR и миссии ООН в Косово (UNIMK) было совершено 3688 нападений, из них 3491 на сербов и черногорцев, 688 человек было похищено, из них 630 сербы и черногорцы, 793 человека было убито, из них 705 сербы и черногорцы. Косово, хотя соглашениям июня 1999 г. формально остаётся территорией СРЮ и не имеет права отделиться от СРЮ, фактически стало независимым албанским государством. KFOR и UNIMK зачастую идут на недальновидные шаги, вызывающие гнев сербского населения. В частности, в апреле этого года на границе Косово и остальной Сербии были установлены таможенные посты. Это вызвало столкновения сил KFOR с сербами в результате которых погибло несколько человек.
Косово по-прежнему находится в «подвешенном» состоянии, фактически являясь независимым государством практически со всеми атрибутами, кроме армии, формально оно не может выйти из состава СРЮ. Единственным фактором, «консервирующим» ситуацию является присутствие в крае сил KFOR. Перед выводом из края этих сил, с моей точки зрения, потребуется проведение новых переговоров. Учитывая высочайший уровень радикализации как албанского, так и сербского населения, возможность достижения успеха на этих переговорах выглядит призрачной. С моей точки зрения, в начале 1999 г. при меньшем уровне радикализации, наличии уступок с обеих сторон и снизившемся уровне насилия возможность урегулирования была значительно выше.
Так, как я не провёл достаточно глубокого анализа интересов различных стран НАТО в регионе, я не могу ответить на поставленный в заглавие работы вопрос в перспективе интересов НАТО. Однако с позиции мирного урегулирования, я бы дал отрицательный ответ на данный вопрос. Ведь в интервью сайту www.pbs.org в июне 1999 г. государственный секретарь США Мадлен Олбрайт сказала, что «победителями после бомбардировок НАТО оказались ОАК, Милошевич и НАТО». Раз победителями стали дестабилизаторы обстановке в крае, значит, как мне кажется, проиграли его жители.
Примечания
[1] Терзич С. Историческая подоплека событий в Косово и Метохии // Обозреватель. - 1998. - # 10. - С. 37, 38.
[2] Ляука И. Эволюция проблемы Косовы и ее современное состояние: Автореф. дис... канд. полит. наук. - М., 1994. - С. 7.
[3] Белина Е. Югославия. Истоки конфликта // www.nsn.ru далее – ЮИК
[4] В сборнике Arhiv za arbanasku starinu, jezik i etnologiju. - Beograd, 1923. - Knjiga 1. - Sv. 1-2 были опубликованы как сама песня, так и материал о причинах, породивших ее появление (Elezovic G. Edna arnautska varianta o boji na Kosovu; Cajkanovic V. Motivi prve arnautske pesme). См. также: Stojkovic M. Lazarica ili boj na Kosovu, narodna epopeja u 25 pesma. - Beograd, 1927
[5] Tomic J. O Arnautima u Staroj Srbiji i Sandzaku. - Beograd, 1913; Kostic M. Ustanak Srba i Arbanasa u Staroj Srbiji protiv Turaka, 1737-1739, i seoba Srba u Ugarsku // Glasnik Srbskog naucnog drustva. - Skoplije, 1930. - Knjiga 7-8.; Rizaj S. Kosova gjatё shekujve XV, XVI dhe XVII. - Prishtinё, 1982; Историjа народа Jугославиjе. - Београд, 1960. - Т. 2.
[6] ЮИК
.
[89] H. R. 4115. Kosova Peace and Democracy Act of 1994 // Ibid. - P. 62-75.
[90]
[91] Геополитические последствия кризиса в Косово
Институт национальной безопасности и стратегических исследований. Июнь 1999 // Национальная электронная библиотека. www . nns . ru
Приложения
Карта Косово
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Факультет Международных отношений
Курсовая работа по курсу
«Введение в специальность»
Студента I курса, 3 группы
Направление – Регионоведение
Специальность – Европейские исследования
Курносова Дмитрия
Тема:
Нужно ли было НАТО бомбить Югославию? История и последствия Косовского кризиса 1998-1999 г.
Санкт-Петербург, 2001 г.
Косово и Метохия – это две исторические области на юге территории современной территории Югославии, граничит с Албанией и Македонией. Косово (сербск. – «поле птицы Кос»-дрозда) – это обширная равнина Косова Поля, Метохия (сербск. – «церковное владение») – горнистая местность на албанской границе от Печа до Призрена. (см. Приложения). Площадь этих двух территорий (далее – Косово) составляет 11 тыс. кв. км. Албанские названия этих территорий соответственно Косова и Плато Дукагьн. Юридически Косово является автономным краем в составе Республики Сербия Союзной Республики Югославии. Население Косово по данным 1987 г. составляло 1,85 млн. человек. Численность албанского населения на 1999 г. оценивалась в 82-90%, сербского в 7-10%. Так же в Косово по данным Статистического управления Югославии проживает 72 тыс. мусульман (славян), 21 тыс. турок, 97 тыс. цыган. В давний конфликт сербского и албанского населения в этих областях, который в 1998 г. принял форму вооружённого противостояния, вмешалось НАТО, придав конфликту статус международной проблемы. Пика это вмешательство достигло во время 78-дневной кампании бомбардировок Союзной Республики Югославия. Эти бомбардировки породили самый серьёзный кризис мировой системы международных отношений с момента краха биполярного мира. Косовский кризис поставил перед международным сообществом ряд принципиальных вопросов. Каким образом следует урегулировать сложные межнациональные конфликты? Насколько правомерно международное военное вмешательство во внутренние конфликты? Является ли такое вмешательство без санкции ООН агрессией? Является ли сегодняшний мир однополярным? Обладает ли НАТО фактической монополией на решение любых европейских вопросов? Будет ли повторён опыт Косово за пределами Европы?
В своей работе я хотел бы проследить каким образом развивался конфликт албанского и сербского населения в Косово, какова была обстановка в крае к моменту начала бомбардировок СРЮ и каким образом переход Косово под фактический контроль НАТО и ООН повлиял на неё. Так же я хотел бы проследить какие цели реально преследовало НАТО во время своей акции. На современном этапе актуальность данной проблемы оценивается достаточно низко и среди широкой публики в странах непосредственно не связанных с конфликтом широко распространено представление о конфликте как об «урегулированном». Даже если считать такое мнение правильным, очень многие другие межнациональные конфликты на Балканах остаются неразрешёнными, поэтому рассмотрение истории косовского конфликта в этом контексте представляется мне очень актуальным. Ключевым моментом, учитывая, с моей точки зрения, высокую степень предвзятости СМИ относительно анализа конфликта, является рассмотрение подлинных причин конфликта и подлинной истории конфликта. Конечно, учитывая низкий уровень моей компетенции, моя работа может рассматривать лишь как характеристика проблемы в самых общих чертах, большой объём материала в моей работе будет представлять простую констатацию фактов, выводы будут, наверное, не самыми глубокими, однако, я надеюсь, что выполнив поставленные мною задачи, я смогу внести какой-то вклад в разрешение данной проблемы.
В моей работе я хотел бы выделить две части. В первой части я хотел бы дать общую картину конфликта в Косово до 1999 г. Во второй дать кратко проследить отношение стран НАТО к косовской проблеме относительно заявленной концепции «гуманитарного вмешательства».
Для первой части своего исследования я обнаружил три наиболее компетентных работы.
Во-первых, это монография московского центра Карнеги «Косово: международные аспекты кризиса»(М., 1999) в частях «динамика косовского кризиса и политика России» и «конфликт в Косово как часть «албанского вопроса». Во-вторых, это работа сербского историка Душана Батаковича «История Косово и Метохии», размещённую на веб-сайте www.serbska-mreza.com. В-третьих, это совместная работа известной британской исследовательницы этого вопроса Миранды Викерс (автора книги «Between Serb and Albanian. The history of Kosovo») и Хью Полтона «THE KOSOVO ALBANIANS: ETHNIC CONFRONTATION WITH THE SLAV STATE», опубликованную на веб-сайте www.unc.edu. В качестве основы для исторического анализа я хотел бы избрать первое исследование. Хотя в нём авторы не ставят своей целью изложение истории Косово, там наиболее подробно изложены её основные моменты. Также от других работ её отличает грамотно выстроенный аппарат сносок и цитат. Работа Полтона и Викерс представляется мне очень полезной в плане статистики. Для завершения первой части и второй части я использовал в основном периодические издания. События 1998-99 г.г. произошли сравнительно недавно и среди материалов, посвящённых «актуальной теме» можно обнаружить достаточно глубокие исследования. Отдельно я хотел бы выделить работы Ноама Чомски, бывшего канадского посла в СРЮ Джеймса Биссета и Збигнева Бжезински, которые наиболее ярко и аргументировано отражают точки зрения сторонников и противников вмешательства НАТО.
I Часть. История албано-сербского противостояния в Косово
Истоки конфликта.
В книге «Косово: международные аспекты кризиса» приводятся споры албанских и сербских историков о происхождении албанцев и их исконных землях на раннем этапе албанской истории. Директор Исторического института Сербской академии наук С. Терзич считает общепризнанным, что области Косово и Метохия никогда не находились в составе какого-либо албанского государства, а с XII в. входили в средневековое cербское государство "и с тех пор в европейской науке известны как исторические области Сербии", что в XIV в. "После завоеваний сербского царя Душана в Сербское царство вошла почти вся Албания (см. приложения). Однако из этого исторического факта сербы не делают вывод об особых правах на земли, которые составляют нынешнюю Албанию"[1]. В Албании, напротив, полагают, что Косово "является территорией с автохтонным иллиро-албанским населением, которое не только постоянно проживало там, в разные исторические периоды, но и составляло большинство жителей", что, "несмотря на нашествие на Косову в IX-XI вв. славян и ее вхождение в болгарские и сербские государственные структуры, албанцы все же остались в большинстве на своих землях, успешно сопротивляясь процессу славянизации"[2].
К 1190 Косово стало административным и культурным центром Сербии династии Неманьичей. Албанское население в этот период составляло, по некоторым оценкам, 2% [3] И сегодня сербы называют Косово «старая Сербия». Так же оно стало центром сербской Церкви, которая построила там большое количество церквей и монастырей. Именно то, что в течение веков Косово являлось центром сербской Церкви, является, на мой взгляд, ключевым в трепетном отношении сербов к Косово. Это позволяет некоторым авторам сравнивать сербское видение Косово с сионистской концепцией Иерусалима. Косово Поле после известной битвы сербов против турок в 1389 г. стало символом сербского героизма, сопротивления турецкому завоеванию и занимает особое место в сербском эпосе, литературе, искусстве и коллективном сознании сербов. Национальным героем сербов считается юноша Милош Обилич, по преданию, проникший во время битвы в стан врагов и убивший султана Мурада. Однако еще в 20-е годы ХХ в. сербские исследователи обнаружили, что в фольклоре косовских албанцев утвердилось представление, что главным героем битвы, убившим султана, был албанец Милош Копилич [4]. Существуют документальные свидетельства, что в битве на Косовом Поле в 1389 г. в коалицию балканских феодалов во главе с сербским князем Лазарем, выступившую против турецкого нашествия, входили, кроме сербских, ополчения двух албанских феодалов - Георгия Бальши и Димитра Йонимы.[5] В XV в. албанцы, которые тогда ещё были христианами под руководством короля Скандерберга вели войну против турков в Косово. Постепенно албанцы и в меньшей степени сербы под влиянием Османской империи стали принимать ислам, В 1689 г. австрийские войска при поддержке сербских повстанцев, прорвались на территорию Косово и Метохии, где потерпели поражение. В 1690 г. массы сербов во главе со своим духовным лидером – патриархом Арсением III покинули Косово. Центр сербской церкви и сербского народа переместился в район Белграда. [6]. Покинутые плодородные земли заселили албанцы. Именно, с этого времени можно говорить о вражде между албанцами и сербами, поощрявшейся турецкими властями.
Туркам удалось закрепить многочисленное мусульманское население в стратегически важных районах Вардарской Македонии, Косово, Метохии, Санджака и Боснии. Этот мусульманский коридор как бы делил надвое область расселения сербов и черногорцев [7]. Спасаясь от массовых преследований со стороны турецкого войска и албанских отрядов, часть сербов покинула родные места, другая же приняла ислам. После Русско-Турецкой войны 1878 г. главные косовские города Приштина и Митровица отошли к Сербии, в то время как остальная часть Косово осталась в турецких руках.
Многие историки, считают, что албанцы стали последним народом в Европе пережившим национальный подъем, который большинство народов испытали во времена наполеоновских войн. В Османской империи сложилась практика формирования административных единиц независимо от этнического состава населения, чтобы пресечь в зародыше национальные движения. Поэтому албанцы оказались рассредоточенными по четырем вилайетам - Скутарийскому (Шкодринскому), Косовскому, Манастирскому (Битольскому) и Янинскому. В 1878 г. консервативные албанские землевладельцы, заинтересованные в сохранении своих владений от сербов и представители албанской интеллигенции, заинтересованные в объединении всех албанцев под эгидой Османской империи основали Лигу Призрена. Это движение было поддержано султаном, желавшим использовать идеи панисламизма в качестве контрбаланса против панславизма. Но с ослаблением Османской империи, Лига стала стремиться к автономии в рамках Порты, превращаясь в антихристианское движение. На Берлинском конгрессе в июне 1898 г., стремясь ослабить влияние России на Балканах, западные державы во главе с Бисмарком, вынудили Россию подписать договор, по которому все земли, населённые албанцами возвращались Османской империи, а сербские войска выводились из Косово.
С. Новакович, посланник Сербии в Константинополе, писал в 1898 г. министру иностранных дел Турции о злодеяниях албанцев по отношению к "христианскому населению сербской народности", преследовавших цель "истребить этот народ в тех краях", отмечая, что "число беженцев, которые переходят границу, чтобы спасти свои жизни, огромно, и оно растет каждый день..." [8]. Несмотря на длительное выселение из района Косово и Метохии, сербы, как православные, так и принявшие ислам, в конце XIX в. еще составляли там около половины населения [9].
В начале XX в. восстания балканских народов стали вспыхивать повсеместно на Балканах, и албанцы не были исключением. И во время всеалбанского антитурецкого и антиславянского восстания в 1910 г., Косово стало одним из его центров, объединивших местных албанцев, албанцев современной Северной Албании, Черногории и Македонии. Это было во многом вызвано турецкой конституцией, ущемлявшей избирательные права албанцев. Но во время 1-й Балканской войны, албанцы сражались на стороне турков, которые в результате войны потеряли почти все свои балканские владения. Сербские войска заняли всю территорию Косово. За войсками последовали сербские крестьяне, занявшие большую часть земель. Сербское правительство не шло ни на какие уступки по поводу Косово и Метохии, считая их "святой землей" сербского народа, и обе области отошли к Сербии. Некоторые исследователи утверждают, что «Великие державы» обосновывали передачу Косово следующими факторами: «моральным правом более цивилизованной нации», историческим правом на территорию, где находился центр Сербской церкви и тем, что этнический баланс в пользу сербов был нарушен искусственно. [10]
Именно длительное турецкое господство на Балканах является первоосновой албано-сербского противостояния. Сербы стали видеть в албанском населении Косово продолжение турецкой оккупации. Они считали, что Косово всегда было оккупированной частью Сербии. Но когда они восстановили своё господство над ней, для албанцев Косово стало в свою очередь оккупированной частью Албании. Косово стало полем битвы двух национализмов.
Косово и Первая Мировая война
Перед Первой Мировой войной в Албании столкнулись конфликтующие интересы Сербии, Австро-Венгрии и Турции. Сербия поддерживала правителя Албании Эссад-пашу, сторонника Антанты и подписали с ним договор о союзе. Но албанцы, в том числе и в Косово, более сочувствовали «Тройственному союзу» и с воодушевлением восприняли объявление Австро-Венгрией войны Сербии. Сербской армии пришлось входить в Косово для подавления восстания против Эссад-паши. В Косово разгорелся ожесточённый вооружённый албано-сербский конфликт, и очень многие албанцы бежали в Албанию. В 1915 г. австрийские и болгарские войска вошли в Косово. Сербские войска потерпели тяжёлое поражение. Сербские войска вместе с тысячами гражданских сербов совершили катастрофическое отступление через Косово и заснеженные албанские горы. Во время отступления погибло около 100 тысяч сербов [11]. Это известно в сербской историографии как «Великое отступление». В работе Душана Батаковича «История Косово и Метохии» военные потери сербов во время отступления оцениваются в цифру от 70 до 225 тыс., а гражданские в 140 тыс. Многие албанцы вступили в ряды австрийских войск, чтобы воевать против сербов. А оккупационные власти в Косово всячески пытались уменьшить влияние сербов на Косово. В частности, были открыты школы на албанском языке. В 1918 г. войска Антанты заняли Косово и передали управление в руки сербов. Там началась резня против албанцев, на что они ответили ожесточённой вооружённой борьбой.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 193.