Под дефектом (от лат. defektus - недостаток) понимается физический или психический недостаток, вызывающий нарушения в развитии ребенка. В современной дефектологии это понятие практически не используется и заменяется понятием «нарушение».
Как отмечалось выше, физическое и (или) психическое нарушения определяются как отклонения от нормы, ограничивающие социальную деятельность ребенка.
Понятие аномалия означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках и в современной специальной литературе встречается крайне редко.
Под понятием патология понимается биологический процесс появления нового качества, болезненного состояния.
В.Г. Петрова, подчеркивая общность основных закономерностей развития в норме и при наличии нарушения, определила группы факторов, обусловливающих этот процесс:
1. биологические (характер нарушения, его выраженность, время наступления нарушения, состояние физического и психического здоровья ребенка);
2. социальные (организованное или не организованное обучение, специально организованное воспитание и обучение);
3. собственная активность ребенка.
Нарушение психофизического развития имеет сложную иерархическую структуру:
• первичные нарушения - частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей;
• вторичные нарушения (социальный вывих), которые возникают и ходе развития ребенка с особенностями психофизического раз- ШГП1Я и том случае, если социальное окружение не компенсирует :>тих нарушений.
И основу классификации нарушений психофизического развития положены различные позиции, позволяющие дать многостороннюю оценку первичного нарушения и спрогнозировать возможные вторичные его проявления.
I. И зависимости от времени возникновения:
· врожденные (заболевания матери во время беременности, на следственных генетические поражения);
· приобретенные (родовые и послеродовые поражения) нарушения.
2. По характеру расстройств:
· органические (поражение материальной структуры мозга);
· функциональные (дезинтеграция различных мозговых структур) нарушения.
3. По степени распространенности патологического процесса:
· локальные (затрагивают только один участок коры головного мозга);
· диффузные (носят разлитой характер) нарушения.
Среди основных групп причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития, принято выделять эндогенные (генетические и наследственные заболевания); экзогенные (факторы среды).
Эндогенные причины представлены двумя основными группами.
1. Различные наследственные заболевания плода - генные аберрации (аплазия - недоразвитие внутреннего уха, которое приводит к глухоте; микрофтальм - грубое структурное изменение глаза, характеризующееся уменьшением размеров одного или обоих глаз, что приводит к понижению остроты зрения; мионатия - нарушение обмена веществ в мышечной ткани, характеризующееся мышечной слабостью; фенилкетопурия; микроцефалия и т.н.). В настоящее время известно около 2 000 генных аберраций, которые могут вызвать как психические, так и физические нарушения. Гены с искаженной информацией могут передаваться из поколения в поколение или каждому второму поколению.
2. Заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом - хромосомные аберрации (полиплодия - увеличение хромосомного набора в несколько раз; трисомия - увеличение хромосом в одной паре; моносомия - уменьшение хромосом в паре па одну; нулесомия - отсутствие какой-либо пары хромосом и др.).
Экзогенные причины вызывают нарушения в развитии в различные периоды онтогенеза.
1. В перинатальный (внутриутробный) период нарушения в раз витии могут быть вызваны хроническими заболеваниями родите лей, особенно матери; инфекционными болезнями (сифилис, токсоплазмоз и др.); вирусными (краснуха, свинка, грипп, ветряная оспа); интоксикациями (отравлениями) матери (в том числе алкогольными, наркотическими, никотиновыми); недостатками питания матери во время беременности, особенно недостатком белков, микроэлементов, витаминов; резус-конфликтами; травмами; влиянием лучевой энергии и т.п.
2. В натальный (родовой) период причинами нарушений могут стать родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия - удушье плода (в 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности и (или) родов; у детей, перенесших состояние асфиксии и особенно клиническую смерть (отсутствие дыхания и сердечной деятельности), имеется высокая степень риска для возникновения детского церебрального паралича).
3. В постнатальный период (после рождения) причинами могут быть остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний (детский церебральный паралич может возникать
В современной науке нет единой классификаций нарушений развития. Самой применяемой в практике является классификация, в соответствии с которой выделяют такие категории детей с особенностями психофизического развития:
1. с сенсомоторными нарушениями (слуха, зрения, речи, опорно - двигательного аппарата);
2. с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития, умственно отсталые дети);
И соответствии с законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» к категории лиц с ОПФР относят людей, имеющих физическое и (или) психическое нарушения, препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий. Это означает, что это лица:
1. с интеллектуальной недостаточностью;
2. с нарушениями речи;
3. с нарушением слуха;
4. с нарушениями зрения;
5. с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
6. с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
7. с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
Классификация В.В. Лебединского базируется на качественных особенностях нарушений психического развития, исходящих из основного качества нарушений:
· отставания в развитии;
· выраженной диспропорциональности (асинхроиии) развития;
· в определенной степени изолированного повреждения, выпадения отдельных функций.
Характер дизонтогенеза зависит от патопсихологических параметров, которые являются типологическими критериями данной классификации:
1. от особенностей функциональной локализации нарушения. Выделяются два основных вида нарушений: частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий (па- рушения регуляторных корковых и подкорковых систем);
2. времени поражения (чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность психического недоразвития);
3. взаимоотношения между первичным и вторичным нарушениями (первичные нарушения вытекают из биологического характера Поражения (нарушение слуха, зрения и при поражении анализатора; органическое поражение мозга и т.д.); вторичные нарушения возникают в процессе нарушенного развития (механизмы изоляции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии);
Дата: 2019-07-31, просмотров: 603.