Основные механизмы возникновения недостатков в психофизическом развитии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под дефектом (от лат. defektus - недостаток) понимается фи­зический или психический недостаток, вызывающий нарушения в развитии ребенка. В современной дефектологии это понятие прак­тически не используется и заменяется понятием «нарушение».

Как отмечалось выше, физическое и (или) психическое наруше­ния определяются как отклонения от нормы, ограничивающие со­циальную деятельность ребенка.

Понятие аномалия означает отклонение от нормы, от общей за­кономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках и в современной специальной литературе встречается крайне редко.

Под понятием патология понимается биологический процесс появления нового качества, болезненного состояния.

В.Г. Петрова, подчеркивая общность основных закономерностей развития в норме и при наличии нарушения, определила группы факторов, обусловливающих этот процесс:

1. биологические (характер нарушения, его выраженность, вре­мя наступления нарушения, состояние физического и психического здоровья ребенка);

2. социальные (организованное или не организованное обучение, специально организованное воспитание и обучение);

3. собственная активность ребенка.

Нарушение психофизического развития имеет сложную иерар­хическую структуру:

первичные нарушения - частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня раз­вития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония раз­вития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей;

вторичные нарушения (социальный вывих), которые возника­ют и ходе развития ребенка с особенностями психофизического раз- ШГП1Я и том случае, если социальное окружение не компенсирует :>тих нарушений.

И основу классификации нарушений психофизического разви­тия положены различные позиции, позволяющие дать многосторон­нюю оценку первичного нарушения и спрогнозировать возможные вторичные его проявления.

I. И зависимости от времени возникновения:

· врожденные (заболевания матери во время беременности, на­ следственных генетические поражения);

· приобретенные (родовые и послеродовые поражения) нарушения.

2. По характеру расстройств:

· органические (поражение материальной структуры мозга);

· функциональные (дезинтеграция различных мозговых струк­тур) нарушения.

3. По степени распространенности патологического процесса:

· локальные (затрагивают только один участок коры головного мозга);

· диффузные (носят разлитой характер) нарушения.

Среди основных групп причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития, принято выделять эн­догенные (генетические и наследственные заболевания); экзоген­ные (факторы среды).

Эндогенные причины представлены двумя основными группа­ми.

1. Различные наследственные заболевания плода - генные абер­рации (аплазия - недоразвитие внутреннего уха, которое приводит к глухоте; микрофтальм - грубое структурное изменение глаза, ха­рактеризующееся уменьшением размеров одного или обоих глаз, что приводит к понижению остроты зрения; мионатия - нарушение обмена веществ в мышечной ткани, характеризующееся мышечной слабостью; фенилкетопурия; микроцефалия и т.н.). В настоящее время известно около 2 000 генных аберраций, которые могут вы­звать как психические, так и физические нарушения. Гены с иска­женной информацией могут передаваться из поколения в поколе­ние или каждому второму поколению.

2. Заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом - хромосомные аберрации (полиплодия - уве­личение хромосомного набора в несколько раз; трисомия - увели­чение хромосом в одной паре; моносомия - уменьшение хромосом в паре па одну; нулесомия - отсутствие какой-либо пары хромосом и др.).

Экзогенные причины вызывают нарушения в развитии в раз­личные периоды онтогенеза.

1. В перинатальный (внутриутробный) период нарушения в раз­ витии могут быть вызваны хроническими заболеваниями родите­ лей, особенно матери; инфекционными болезнями (сифилис, токсоплазмоз и др.); вирусными (краснуха, свинка, грипп, ветряная оспа); интоксикациями (отравлениями) матери (в том числе алко­гольными, наркотическими, никотиновыми); недостатками пита­ния матери во время беременности, особенно недостатком белков, микроэлементов, витаминов; резус-конфликтами; травмами; влия­нием лучевой энергии и т.п.

2. В натальный (родовой) период причинами нарушений могут стать родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия - удушье плода (в 85% случаев возникновения гиперактивности диагности­руется патология беременности и (или) родов; у детей, перенесших состояние асфиксии и особенно клиническую смерть (отсутствие дыхания и сердечной деятельности), имеется высокая степень ри­ска для возникновения детского церебрального паралича).

3. В постнатальный период (после рождения) причинами могут быть остаточные явления после различных инфекционных и дру­гих заболеваний (детский церебральный паралич может возникать

В современной науке нет единой классификаций нарушений раз­вития. Самой применяемой в практике является классификация, в соответствии с которой выделяют такие категории детей с особен­ностями психофизического развития:

1. с сенсомоторными нарушениями (слуха, зрения, речи, опорно - двигательного аппарата);

2. с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития, умственно отсталые дети);

И соответствии с законом Республики Беларусь «Об образова­нии лиц с особенностями психофизического развития (специаль­ном образовании)» к категории лиц с ОПФР относят людей, имею­щих физическое и (или) психическое нарушения, препятствующие получению образования без создания для этого специальных усло­вий. Это означает, что это лица:

1. с интеллектуальной недостаточностью;

2. с нарушениями речи;

3. с нарушением слуха;

4. с нарушениями зрения;

5. с нарушениями психического развития (трудностями в обу­чении);

6. с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

7. с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

Классификация В.В. Лебединского базируется на качественных особенностях нарушений психического развития, исходящих из основного качества нарушений:

· отставания в развитии;

· выраженной диспропорциональности (асинхроиии) развития;

· в определенной степени изолированного повреждения, выпа­дения отдельных функций.

Характер дизонтогенеза зависит от патопсихологических пара­метров, которые являются типологическими критериями данной классификации:

1. от особенностей функциональной локализации нарушения. Выделяются два основных вида нарушений: частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий (па- рушения регуляторных корковых и подкорковых систем);

2. времени поражения (чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность психического недоразвития);

3. взаимоотношения между первичным и вторичным нарушени­ями (первичные нарушения вытекают из биологического характера Поражения (нарушение слуха, зрения и при поражении анализато­ра; органическое поражение мозга и т.д.); вторичные нарушения возникают в процессе нарушенного развития (механизмы изоля­ции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии);

Дата: 2019-07-31, просмотров: 494.