Виды специализации и распределения ответственности и соответствующие им виды организационных структур
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В общем случае при проектировании организации существует большое количество базовых вариантов распределения ответственности и соответствующих им типов организационных структур (см. рис. 5.18). Различие между базовыми вариантами организационных структур определяется тем, вокруг чего будет распределяться ответственность.

Первый способ: ответственность может быть распределена вокруг функций, то есть вокруг узких работ. Второй способ: ответственность может быть распределена вокруг результатов - продуктов или процессов.

В случае если ответственность распределена вокруг результатов, получается группа организационных структур, ориентированных на результат. К данной группе относятся следующие базовые варианты организационных структур:

Дивизиональные:

- Продуктовые;

- Рыночные;

- Процессные;

- Проектные.

Если распределить ответственность по функциям, получаются функциональные организационные структуры.

Существует другой, комбинированный подход, в рамках которого ответственность распределяется одновременно как вокруг функций, так и вокруг результатов. В этом случае получаются матричные типы организационных структур.

Четвертый тип организационной структуры получается в случае, когда принимается решение об отсутствии каких-либо различий в работах, выполняемых каждым структурным подразделением компании. Организационная структура, получаемая в данном случае, называется линейной. В свою очередь линейный тип организационной структуры имеет подтипы, определяемые факторами, которые явились причиной их построения:

- разделение по численности;

- разделение по территории;

- разделение по времени.

В следующих главах книги каждый тип организационной структуры со своими характеристиками, преимуществами и недостатками будет рассмотрен подробно.

Рассмотренные варианты организационных структур являются идеальными или базовыми и в чистом виде не существуют. Реальные организационные структуры компаний представляют в определенной пропорции смесь базовых вариантов, совмещая их характеристики, преимущества и недостатки.

Количество вариантов реальных организационных структур, которые можно построить для одной организации, достаточно велико. Какой из них выбрать? Чтобы сделать это правильно, нужно пройти через пошаговую технологию, которая предлагается в данной книге.

Рисунок 5.18. Виды специализации и распределения ответственности и соответствующие им базовые типы организационных структур

Давайте рассмотрим остальные базовые варианты организационных структур для компании «Эврика» - матричные и линейные (см. рис. 5.19). Матричная организационная структура компании «Эврика» выглядит следующим образом. В компании создаются функциональные структурные подразделения:

- Отдел закупок;

- Отдел хранения;

- Отдел продаж.

а также назначаются менеджеры, ответственные за продукты:

- Менеджер по чаю;

- Менеджер по одежде;

- Менеджер по мебели.

В случае матричной организационной структуры получается двойное подчинение. Например, сотрудники, занимающиеся закупкой чая, подчиняются как начальнику отдела закупок, так и менеджеру по чаю. Чтобы такая организационная структура работала эффективно необходимо четко и аккуратно разграничить ответственность между функциональными и продуктовыми менеджерами

Линейный тип организационной структуры компании «Эврика» представляет набор структурных подразделений - филиалов, выполняющих одинаковые функции и реализующие одинаковые бизнес-направления.

 

 

 

 

Четыре уровня взаимодействий и базовые варианты организационных структур

При рассмотрении различных способов распределения ответственности был затронут только один из четырех аспектов построения организационной структуры - построение горизонтальных взаимодействий, которые происходят в организации. В зависимости от распределения ответственности, получаются различные базовые варианты организационных структур, рассмотренные выше.

Для построения эффективной оргструктуры одного этого аспекта недостаточно. Необходимо также рассмотреть аспекты, связанные с другими типами или уровнями взаимодействий - вертикальными, а также взаимодействиями организации с внешней средой и сотрудниками (см. рисунок 5.20).

Второй тип взаимодействий в организационной структуре - вертикальные. В зависимости от того, как распределить ответственность по вертикали, какой масштаб и количество уровней управления выбрать получаются дополнительные базовые варианты организационных структур: иерархические, плоские, централизованные и децентрализованные.

Третий тип взаимодействий - это взаимодействия организации с внешней средой. В зависимости от того, как построить это взаимодействие, получаются еще два типа диаметрально противоположных вариантов организации - бюрократические (механистические) и органические (адаптивные) организации. При построении организации нужно выбрать оптимальный вариант в рамках этих типов взаимодействий.

Четвертый тип взаимодействий, который приходится рассматривать при построении организации - это взаимодействие организации с сотрудниками. Организации подразделяются на корпоративные и на индивидуалистические. Сотрудник может оцениваться и вознаграждаться индивидуально по своим личным показателям деятельности, а может оцениваться по итогам работы всей корпорации. Здесь также необходимо ответить на вопрос, какой тип организации выбрать.

Рис. 5.20. Четыре уровня взаимодействия в организации

В результате рассмотрения крайних вариантов данных взаимодействий получаются следующие базовые варианты организационных структур (см. рисунок 5.21):

Горизонтальные взаимодействия:

- линейные;

- функциональные;

- матричные;

- ориентированные на результат и подразделяющиеся на дивизиональные, процессные и проектные.

Вертикальные взаимодействия:

- плоские структуры, характеризующиеся широким масштабом управляемости и малым количеством уровней управления;

- иерархические структуры, характеризующиеся узким масштабом управляемости и большим количеством уровней управления;

- централизованные;

- децентрализованные.

Взаимодействия с внешней средой:

- структуры бюрократические (механистические), характеризующиеся большим количеством формальных правил и процедур и слабой возможностью оперативной адаптации к изменениям внешней среды;

- структуры адаптивные (органические), характеризующиеся небольшим количеством формальных правил и процедур и значительной возможностью

- оперативной адаптации к изменениям внешней среды.

Взаимодействия с человеком:

- корпоративные, где сотрудник оценивается и вознаграждается по результатам работы всей корпорации;

- индивидуалистические, где человек оценивается и вознаграждается по личным показателям деятельности.

Рис. 5.21. Базовые варианты организационных структур



Термины

1. Жизненный цикл ИС?

Жизненным циклом ИС называется совокупность стадий и этапов, которые проходит ИС в своем развитии от момента принятия решения о создании системы до момента прекращения функционирования системы.

2. Стадия создания ИС?

Под стадией создания ИС понимается часть процесса создания ИС, ограниченная временными рамками и заканчивающаяся выпуском конкретного продукта (моделей ПО, программных компонентов, документации), определяемого заданными для данной стадии требованиями.

3. Модель жизненного цикла?

Модель жизненного цикла - структура, содержащая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения программного продукта в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения ее использования.

4. Каскадная модель жизненного цикла?

Каскадная модель представляет последовательность этапов, которые выполняются в строго фиксированном порядке.

5. Итерационная модель жизненного цикла?

Итерационная модель жизненного цикла ИС представляет набор этапов, выполнение которых осуществляется итерациями с циклами обратной связи между этапами.

6. Спиральная модель жизненного цикла?

Спиральная модель жизненного цикла ИС представляет спиральный цикл этапов, на каждом витке спирали выполняется создание очередной версии ИС, уточняются требования проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка.

7. Техническое задание на ИС?

Техническое задание- это документ, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной системы управления.

8. Технический проект ИС?

Технический проект системы - это техническая документация, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы решения задач, а также оценку экономической эффективности автоматизированной системы управления и перечень мероприятий по подготовке объекта к внедрению.

9. Рабочий проект ИС?

Рабочий проект ИС — это техническая документация, утвержденная в установленном порядке, содержащая уточненные данные и детализированные общесистемные проектные решения, программы и инструкции по решению задач

10. Каноническое проектирование ИС?

Каноническое проектирование ИС — это ручная технология индивидуального (оригинального) проектирования, осуществляемого на уровне исполнителей без использования каких-либо инструментальных средств

11. Какая модель жизненного цикла лежит в основе канонического проектирования ИС?

В основе канонического проектирования лежит каскадная модель жизненного цикла ИС.



Вопросы к теме

1. Что такое функция, что такое бизнес-процесс?

2. Кто такой владелец процесса?

3. Что называют выходом бизнес-процесса?

3. Что называют входом бизнес-процесса?

4. Что называют ресурсом бизнес-процесса?

5. Что называют управлением (управляющим фактором) бизнес-процесса?

6. Назовите основную задачу организационного проектирования при процессном подходе?

7. Как владельцы процессов контролируют свои бизнес-процессы?

8. Какие показатели используют для оценки эффективности бизнес-процессов?

9. По каким признакам материальные или информационные объекты можно отнести к категории «Ресурс»?

10. По каким признакам материальные или информационные объекты можно отнести к категории «Вход»?

11. Какие группы процессов выделяют по признаку участия структурных подразделений в выполнении бизнес-процесса?

12. Что называют сквозным бизнес-процессом?

13. На основе каких принципов выделяются сквозные процессы?

14. Когда для выделения сквозных процессов используется принцип клиенто-ориентированных цепочек?

15. Когда для выделения сквозных процессов используется принцип продуктовых цепочек?

16. Какие проблемы возникают при организации сквозных процессов и попытке управлять этими процессами?

17. Назовите основные элементы процесса?

18. На какие группы делятся бизнес-процессы?

19. Какие группы лиц относятся к внешним клиентам бизнес-процесса?

20. Какие группы лиц относятся к внутренним клиентам бизнес-процесса?

21. Какие процессы необходимо относить к основным процессам?

22. Какие бизнес-процессы называются обеспечивающими?

23. Какие процессы необходимо относить к обеспечивающим процессам?

24. Что может являться критерием выделения обеспечивающего процесса?

25. Какие бизнес-процессы называются процессами управления? Какова их цель?

26. Что будет если процессы управления деятельностью организации в отрыве от самой деятельности?

27. Какие подразделения входят обычно в аппарат управления?

29. Назовите три типа организационных структур?

30. Для каких организаций характерна линейно-функциональная структура?

31. Какие задачи решают функциональные службы в организациях с линейно-функциональной структурой?

32. Для каких организаций характерна дивизиональная структура?

33. Какие задачи решают функциональные службы в организациях с дивизиональной структурой?

34. Для каких организаций характерна матричная структура?

35. Какие задачи решают функциональные службы в организациях с матричной структурой?

49. Что такое жизненный цикл ИС?

50. Что такое стадия создания ИС?

51. Что такое модель жизненного цикла?

52. Что представляет каскадная модель жизненного цикла?

53. Что представляет итерационная модель жизненного цикла?

54. Что представляет спиральная модель жизненного цикла?

55. Что такое техническое задание на ИС?

56. Что такое технический проект ИС?

57. Что такое рабочий проект?

58. Что такое каноническое проектирование ИС?

59. Что лежит в основе каноническое проектирование ИС?

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 215.