Технология формирования бизнес-направлений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с разработанной Миссией компании определяются социально значимые потребности, на удовлетворение которых направлен бизнес компании.

Разработка бизнес-потенциала компании может быть выполнена по Шаблону формирования бизнесов, представленному на рис. 4.6.


Рис. 4.6. Шаблон формирования бизнесов

В результате формируются базовый рынок и базовый продукт, детализация которых определяет предложения компании глазами покупателей (товарные группы) и однородные по отношению к продуктам компании группы покупателей (сегменты рынка). С помощью матричной проекции (рис. 4.7) устанавливается соответствие между сформированными товарными группами и сегментами рынка и определяется список бизнесов компании (на пересечении строк и столбцов находятся бизнесы компании).


Рис. 4.7. Шаблон формирования бизнесов (матрица проекций)

 

Другая технология выделения бизнесов (бизнес-направлений) базируется на понятиях «декомпозиция» и «критерий декомпозиции»

Декомпозиция - это разбиение объекта на составные части.

Критерий декомпозиции - это критерий, на основе которого производится декомпозиция.

Давайте рассмотрим эти понятия на примере структуризации шаров. Имеется исходная ситуация: есть шары двух цветов - белые и черные, при этом эти шары сделаны из различных материалов - дерева и железа. Поставлена задача: структурировать шары и построить их иерархическое дерево. Существует три подхода к решению данной задачи.

Первый подход - можно разделить все шары на белые, черные, деревянные, железные и построить дерево шаров, изображенной на рис. 4.7.

Рис. 4.7. Первый вариант дерева шаров

Рис. 4.8. Второй и третий варианты дерева шаров

При втором подходе шары сначала делятся по цвету на белые и черные, а потом делятся по материалу на деревянные и железные. Возможен и третий подход. Шары сначала делятся по материалу, а потом по цвету. В данных случаях материал и цвет являются критериями декомпозиции (см. рис. 4.8).

Оказывается, что первый подход построения дерева шаров является неправильным, так как в нем элементы пересекаются - каждый шар относится одновременно к двум элементам дерева. Это вызвано тем, что в данном подходе при структуризации шаров были одновременно применены два критерия декомпозиции. Второй и третий подходы являются правильными, так как в них критерии декомпозиции были примененные последовательно и различие между ними обусловлено различием в последовательности их применения.

Отсюда вытекают два важных правила, которые нужно применять при структуризации деятельности компании.

Правило 1. На одном уровне нужно применять только один критерий декомпозиции.

Правило 2. Для одной системы можно построить несколько вариантов «деревьев» в зависимости от различной последовательности применения возможных критериев декомпозиции. При этом на верхнем уровне нужно использовать более существенные критерии декомпозиции.

Мы будет использоваться понятие «классификатор», которое по своей природе является синонимом понятия «дерево». Описание бизнес-направлений компании завершается построением их иерархического дерева, или классификатора (см. рис. 4.9).

Рис. 4.9. Иерархическое дерево / классификатор бизнес - направлений компании

Разработка дерева бизнес - направлений

Давайте рассмотрим, как понятия «декомпозиция» и «критерий декомпозиции» применяются при разработке перечня бизнес - направлений. Для компании «Эврика», дерево бизнес - направлений, состоящее из элементов:

- торговля чаем;

- торговля одеждой;

- торговля мебелью, построено с использованием критерия декомпозиции - продукт (см. рис. 4.10).

Рисунок 4.10. Иерархическое дерево / классификатор бизнес - направлений компании «Эврика»

Давайте рассмотрим пример компании, занимающейся дистрибуцией фармацевтических препаратов и имеющей большой ассортимент продукции. Для данного типа бизнеса, такой критерий декомпозиции, как продукт, не подошел. Компания сформулировала, что важным критерием разбиения ее бизнес - направлений являются рынки или клиенты, согласно чему был разработан следующий классификатор бизнес - направлений:

- оптовая торговля лекарствами;

- торговля лекарствами на аптечном рынке Москвы и Московской области;

- торговля лекарствами через филиалы.

В данном случае дерево бизнес-направления выглядит совершенно иным образом, потому что использовался другой критерий декомпозиции - рынок (см. рис. 4.11).

Рис. 4.11. Иерархическое дерево / классификатор бизнес - направлений компании - дистрибьютора фармацевтических препараторов

Давайте рассмотрим пример компании, занимающейся производством и реализацией одежды и обуви. При проектировании своей деятельности, компания сформулировала два важных объекта, относительно которых нужно строить бизнес: продукт и рынок/клиент. Для продающих подразделений существенным объектом являлся «рынок», так как каждый из рынков требовал своей технологии и специфики работы. В свою очередь производящие подразделения важным объектом считали «продукт», так как производство было технологически тесно связано с ним.

Для данной компании были построены два варианта дерева бизнес - направлений. Первое дерево бизнес - направлений было построено с использованием критерия декомпозиции - продукт, и имело следующий вид:

Ø производство и продажа одежды;

Ø производство и продажа обуви;

Ø нанесение на одежду рисунков.

При построении второго дерева использовался рыночный критерий и оно состояло из следующих элементов:

Ø производство и продажа продукции обычным клиентам;

Ø производство и продажа продукции VIP - клиентам;

Ø производство и продажа продукции дилерам.

Рис. 4.12. Описание бизнес - направлений в нескольких разрезах для компании, производящей одежду и обувь и продающей их на различных рынках

Глубина описания бизнес - направлений

При построении дерева бизнес - направлений встает вопрос, до какого уровня нужно опускаться при его декомпозиции. Особенно актуален данный вопрос для предприятий, имеющих большую номенклатуру продукции.

В данном случае существует простое правило. Опускаться при разбиении дерева бизнес - направлений нужно до того уровня, когда выделяемые бизнес-направления становятся технологически неразличимы. Что значит технологически различимы?

Для каждого бизнес-направления в дальнейшем будет описываться технология их реализации: последовательность работ, ответственность, информационные и материальные потоки или другими словами бизнес-процесс их реализации. Бизнес-направления технологически различимы, если бизнес-процессы их реализующие имеют различную технологию.

Примером, иллюстрирующим необходимость выбора базисного уровня дерева бизнес - направлений, является банковская деятельность. Современные банки, в особенности крупные и выбравшие в качестве целевого рынка - розницу, предлагают большой спектр продуктов и услуг, составляющих несколько тысяч. Тем не менее, технологически различимых продуктов на порядок меньше.

Например, банковский продукт - депозиты подразделяется на более мелкие составляющие: депозит трехмесячный, шестимесячный и т.д. Эти продукты имеют одинаковую технологию реализации и отличаются только определенными количественными параметрами - сроки, ставки и т.д. Поэтому при разработке дерева бизнес - направлений банка элемент дерева «Депозиты» в общем случае декомпозировать далее не нужно.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 179.