Б. Если у нас с друзьями неважное настроение,
я стараюсь развеселить всех шутками.
Очень похоже на меня 5
В общем, похоже на меня 4
Может, похоже, а может — нет 3
Не про меня 2
Совершенно не про меня 1
Суммируйте баллы за вопросы А и Б: .
24. Энтузиазм
А. Мне нравится моя жизнь.
Очень похоже на меня 5
В общем, похоже на меня 4
Может, похоже, а может — нет 3
Не про меня 2
Совершенно не про меня 1
Б. Просыпаясь утром, я радуюсь новому дню.
Очень похоже на меня 5
В общем, похоже на меня 4
Может, похоже, а может — нет 3
Не про меня 2
Совершенно не про меня 1
Суммируйте баллы за вопросы А и Б: .
Итак, ваш ребенок ответил на вопросы теста. Теперь поставьте напротив каждого из двадцати четырех качеств полу ченную оценку в баллах и расположите достоинства в порядке убывания баллов:
Глава 12. Воспитание детей 315
Мудрость и знание
1. Любознательность ___
2. Любовь к знаниям ___
3. Способность к суждению _
4. Изобретательность ___
5. Умение общаться ___
6. Умение видеть перспективу _
Мужество
7. Храбрость ___
8. Упорство ___
9. Цельность характера ___
Гуманизм и любовь
10. Доброта
11. Любовь
Справедливость
12. Коллективизм
13. Справедливость
14. Лидерские качества
Умеренность
15. Самоконтроль
16. Благоразумие
17. Смирение
Трансцендентность (духовность)
18. Эстетическое чувство ___
19. Благодарность ___
20. Надежда ___
21. Вера
22. Прощение ___
23. Юмор ___
24. Энтузиазм
316 Часть III. В ЧЕРТОГАХ ЖИЗНИ
У многих детей обнаруживается приблизительно пять качеств, оцененных в 9 или 10 баллов, — это и есть его индивидуальные достоинства. Обведите их кружком. Наверняка найдутся и каче ства, получившие менее шести баллов. Это — его слабости.
Развитие достоинств у детей
Развитие достоинств напоминает тренировку языковых навыков. Способность говорить на любом языке дана человеку от рождения, и дело чуткого воспитателя — уловить смысл в первом лепете малыша. Мало-помалу происходит «языковой сдвиг», и ребенок начинает изъясняться на том языке, который постоянно слышит. (Вопрос о «языковом сдвиге» я мог бы пред ложить популярной телевикторине.) К концу первого года жизни малыш начинает отчетливо выговаривать слова на языке своего окружения, и тот становится для него родным.
Документальных доказательств у меня нет, но я уверен: любой ребенок с рождения обладает задатками всех основных достоинств. Б течение первых шести лет жизни, как и в случае с языком, происходит преимущественное закрепление определен ных качеств. Пытаясь заслужить похвалу, любовь и внимание, малыш полнее использует те или иные черты. Занимаясь тем, что ему интересно, ребенок узнает, какие качества помогают ему проявить свои способности. Их он и будет всячески развивать, остальные же пустит на самотек.
Рассуждая таким образом, мы с Манди стали наблюдать за любыми проявлениями каких бы то ни было достоинств наших детей и, естественно, все их поощряли. Некоторые достоинства стали выступать на первый план регулярно, превращаясь мало-помалу в черты характера.
Сильной стороной Лары оказалось чувство справедливости. Сначала нас даже удивляло, что она никогда не забывает поде-
Глава 12. Воспитание детей 317
4
литься с сестрой кубиками. Как-то за обедом я пересказывал жене интересную книгу об убийстве бывшего губернатора штата Айдахо профсоюзным лидером, а Лара внимательно слушала и, более того, проявила интерес к основам социа лизма. Мы решили поддержать тягу к знаниям и долго рас сказывали семилетней девочке о коммунизме, капитализме, монополиях и антимонопольном законодательстве, исполь зуя, разумеется, популярную форму («Представь, что у тебя забрали все игрушки, кроме одной, и раздали их поровну тем детям, у которых вовсе не было игрушек»).
Никки всегда проявляла доброту и терпение. Как я уже говорил, она пыталась учить Даррила рисовать и писать — однажды вечером мы застали их за этим занятием. Даррил, если вы помните, упорен и трудолюбив. Когда ему что-нибудь интересно — его за уши не оттащишь.
Итак, первое, что я могу посоветовать родителям,—поощрять любые проявления всех достоинств ребенка. В конце концов, он сам выберет наиболее полезные. Тест, выполненный вами вместе с ребенком, поможет сориентироваться точнее.
Второй совет: старайтесь предоставлять ребенку максимум возможностей для проявления индивидуальных достоинств в повседневной жизни. Отмечайте каждое из таких проявлений.
На прошлой неделе Лару постиг тяжелый удар. Пять лет она брала уроки игры на флейте и недавно сменила препода вателя. На первом же занятии новый наставник объявил: все, что усвоила Лара, — неверно: она неправильно стоит, непра вильно дышит, неправильно работает пальцами. Девочка, оправившись от удивления и обиды, стала работать по-новому, хотя на домашние задания уходит в два раза больше времени. Мы сделали вывод, что наша Лара обладает незаурядным упорством.
Никки играет с маленькой Карли в музыкальную школу. Она рассаживает кукол по комнате, раздает им игрушечные
Дата: 2019-07-31, просмотров: 228.