Часть III . В ЧЕРТОГАХ ЖИЗНИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Б. Если у нас с друзьями неважное настроение,

я стараюсь развеселить всех шутками.

Очень похоже на меня             5

В общем, похоже на меня       4

Может, похоже, а может — нет   3

Не про меня                             2

Совершенно не про меня             1
Суммируйте баллы за вопросы А и Б: .

24. Энтузиазм

А. Мне нравится моя жизнь.

Очень похоже на меня            5

В общем, похоже на меня      4

Может, похоже, а может — нет 3

Не про меня                            2

Совершенно не про меня        1

Б. Просыпаясь утром, я радуюсь новому дню.
Очень похоже на меня             5

В общем, похоже на меня       4

Может, похоже, а может — нет   3
Не про меня                             2

Совершенно не про меня         1

Суммируйте баллы за вопросы А и Б: .

Итак, ваш ребенок ответил на вопросы теста. Теперь поставьте напротив каждого из двадцати четырех качеств полу ченную оценку в баллах и расположите достоинства в порядке убывания баллов:






Глава 12. Воспитание детей                    315

Мудрость и знание

1. Любознательность          ___

2. Любовь к знаниям               ___

3. Способность к суждению  _

4. Изобретательность         ___

5. Умение общаться               ___

6. Умение видеть перспективу _

Мужество

7. Храбрость                          ___

8. Упорство                           ___

9. Цельность характера      ___

Гуманизм и любовь

10. Доброта                                 

11. Любовь

Справедливость

12. Коллективизм                            

13. Справедливость                         

14. Лидерские качества                   

Умеренность

15. Самоконтроль                            

16. Благоразумие                             

17. Смирение                                   

Трансцендентность (духовность)

18. Эстетическое чувство     ___

19. Благодарность                 ___

20. Надежда                           ___

21. Вера

22. Прощение                        ___

23. Юмор                               ___

24. Энтузиазм                                  


316                       Часть III. В ЧЕРТОГАХ ЖИЗНИ

У многих детей обнаруживается приблизительно пять качеств, оцененных в 9 или 10 баллов, — это и есть его индивидуальные достоинства. Обведите их кружком. Наверняка найдутся и каче ства, получившие менее шести баллов. Это — его слабости.

Развитие достоинств у детей

Развитие достоинств напоминает тренировку языковых навыков. Способность говорить на любом языке дана человеку от рождения, и дело чуткого воспитателя — уловить смысл в первом лепете малыша. Мало-помалу происходит «языковой сдвиг», и ребенок начинает изъясняться на том языке, который постоянно слышит. (Вопрос о «языковом сдвиге» я мог бы пред ложить популярной телевикторине.) К концу первого года жизни малыш начинает отчетливо выговаривать слова на языке своего окружения, и тот становится для него родным.

Документальных доказательств у меня нет, но я уверен: любой ребенок с рождения обладает задатками всех основных достоинств. Б течение первых шести лет жизни, как и в случае с языком, происходит преимущественное закрепление определен ных качеств. Пытаясь заслужить похвалу, любовь и внимание, малыш полнее использует те или иные черты. Занимаясь тем, что ему интересно, ребенок узнает, какие качества помогают ему проявить свои способности. Их он и будет всячески развивать, остальные же пустит на самотек.

Рассуждая таким образом, мы с Манди стали наблюдать за любыми проявлениями каких бы то ни было достоинств наших детей и, естественно, все их поощряли. Некоторые достоинства стали выступать на первый план регулярно, превращаясь мало-помалу в черты характера.

Сильной стороной Лары оказалось чувство справедливости. Сначала нас даже удивляло, что она никогда не забывает поде-


Глава 12. Воспитание детей                   317

4

литься с сестрой кубиками. Как-то за обедом я пересказывал жене интересную книгу об убийстве бывшего губернатора штата Айдахо профсоюзным лидером, а Лара внимательно слушала и, более того, проявила интерес к основам социа лизма. Мы решили поддержать тягу к знаниям и долго рас сказывали семилетней девочке о коммунизме, капитализме, монополиях и антимонопольном законодательстве, исполь зуя, разумеется, популярную форму («Представь, что у тебя забрали все игрушки, кроме одной, и раздали их поровну тем детям, у которых вовсе не было игрушек»).

Никки всегда проявляла доброту и терпение. Как я уже говорил, она пыталась учить Даррила рисовать и писать — однажды вечером мы застали их за этим занятием. Даррил, если вы помните, упорен и трудолюбив. Когда ему что-нибудь интересно — его за уши не оттащишь.

Итак, первое, что я могу посоветовать родителям,—поощрять любые проявления всех достоинств ребенка. В конце концов, он сам выберет наиболее полезные. Тест, выполненный вами вместе с ребенком, поможет сориентироваться точнее.

Второй совет: старайтесь предоставлять ребенку максимум возможностей для проявления индивидуальных достоинств в повседневной жизни. Отмечайте каждое из таких проявлений.

На прошлой неделе Лару постиг тяжелый удар. Пять лет она брала уроки игры на флейте и недавно сменила препода вателя. На первом же занятии новый наставник объявил: все, что усвоила Лара, — неверно: она неправильно стоит, непра вильно дышит, неправильно работает пальцами. Девочка, оправившись от удивления и обиды, стала работать по-новому, хотя на домашние задания уходит в два раза больше времени. Мы сделали вывод, что наша Лара обладает незаурядным упорством.

Никки играет с маленькой Карли в музыкальную школу. Она рассаживает кукол по комнате, раздает им игрушечные





Дата: 2019-07-31, просмотров: 228.