До конца XIX в. арго именовалось преимущественно либо музыкой, либо байковым языком. Вероятно, могут возникнуть ассоциации со словом баян - «музыкальный инструмент». Действительно, уж очень заманчивая лексическая
цепочка: байковый язык - баять - баян - музыка. Но слово баян ничего общего с языком преступников не имеет. Музыкальный термин баян, названный по имени древнерусского поэта Бояна гармонистом А. Ф. Орланским-Титаренко, появился
примерно в конце XIX века, тогда как арготизм музыка возник гораздо раньше.
Но все-таки, почему арго раньше именовалось музыкой? То, что оно действует на эмоции? Да, арго воздействует и на чувства деклассированных элементов, и на чувства законопослушного населения. Но не это явилось определяющим при появлении на свет лексемы музыка, т. е. данное слово образовалось не при помощи метафоры. Думается, что возникновение его гораздо сложнее.
Музыка - «язык преступников» - слово довольно странное, даже для арго, в котором имеются различные словесные неожиданности. Но в лексике преступного мира был еще и более причудливый фразеологизм (активно он употреблялся в середине XIX в.) - ходить по музыке - «совершать преступления». Но какая связь между «ходить по музыке» и «совершать преступления»? Казалось бы, никакой. Однако, если верно определить в арго важнейшие способы словопроизводства и принципы возникновения слов, а также связи деклассированных элементов с другими социальными группами, то все встанет на свои места.
Слово музыка в арго появилось благодаря звуковой мимикрии. Данный способ словопроизводства очень распространен в арго. Язык «рисует» самые неожиданные образы. Так, в дореволюционном арго при помощи звуковой мимикрии образованы слова олешка - «лакей», мишука, мишура - «мешок», башкир - «большеголовый человек» (от башка), петя - «пятисотрублевый кредитный билет»; в современном арго - алик - «алкоголик», баптист - «бабник», балбес - от балабас - «продукты, содержащие большое количество жира», марго - «маргарин», червяк - «червонец», чех - «чеченец».
Несомненно, что музыка - это слово, также образованное с помощью звуковой мимикрии. Но какая лексема явилась его основой, первым кирпичиком? Каких-либо производных арготизмов от слова музыка в составе дореволюционного арго нами не обнаружено. Из фонетически близких к арготизму музыка можно причислить следующие слова: маз - «преступник», «мошенник», «старый опытный вор», «атаман разбойничьей шайки», «вор-карманник», «помощник вора-карманника»; мазурик - те же значения, кроме третьего и четвертого; маза - «учитель воров»; мазье - «мошенники, воры»; мазура несчастная - «плохой вор»; мазиха - «женщина, принадлежащая к преступному миру», «дама (игральная карта)»; мазурить, мазурничать - «воровать из карманов».
Как видим, в этих словах отчетливо прослеживается корень маз. Заметим также, что все эти слова обозначают либо представителей преступного мира, либо их преступные действия. И слово музыка, насколько это явствует из фразеологизма ходить по музыке, также обозначало преступление. (Любопытная деталь - арготизм блат почти повторил историю слова музыка: блат - сначала имело значение «любое преступление», затем - «язык преступного мира»; ходить на блат - «совершать преступления».)
Корень маз имеется и в лексеме условно-профессионального языка офеней - мазыка. О лексическом значении этого слова существуют два мнения. Так, С. В. Максимов утверждал, что это самоназвание офеней: «С 1700 года офени, как известно, разбрелись по всему лицу земли русской и даже переходили за австрийскую границу, всюду называя себя особым народом - мазыками»).
Несколько иного мнения исследователь офенского языка И. А. Трофимовский. «Мазыки от слова мазать (рисовать), - утверждал он,- так они называют богомазов, которые рисуют иконы, а затем их продают (села Мстера и Холуй Вязниковского уезда Владимирской губернии). Там же село Палех. Боготаскатели - «офени, занимающиеся перепродажей икон». Итак, заметим: мазыки - иконописцы, боготаскатели - скупщики икон. Вероятно, у офеней было выражение ходить по мазыке (мазыкам) - «скупать у иконописцев иконы с целью их дальнейшей перепродажи». Там, где скупка, - часто мошенничество и обман, и фразеологизм ходить по мазыке получает новое значение - «мошенничать, плутовать». А перейдя в арго, непонятное и не характерное для преступного мира слово мазыка трансформировалось в лексему музыка (уголовники стараются «подогнать» непонятное для них слово под уже знакомое). В арго выражение ходить по музыке получило и новое лексическое наполнение - «совершать преступления». И еще одна любопытная деталь: слово маз (мас) в условно-профессиональном языке имело несколько значений - «крестьянин», «человек», «офеня», «я». В тюркском языке слово «мас» - означает «пьяный».
Именно в конце XVIII — середине XIX вв. лексика условно-профессионального языка офеней в сильнейшей степени повлияла на арго. Деклассированные элементы заимствовали от «ходебщиков» множество слов: клевый, мара, пахан и др. Офени были именно тем слоем населения, который пополнял ряды деклассированных элементов. «Кроме деклассированных в собственном смысле (нищих, бродяг, воров), - справедливо утверждал В. М. Жирмунский,- в создании и распространении арго существенное участие принимали бродячие торговцы и ремесленники». Такие же процессы, как указывает ученый, характерны и для стран Западной Европы.
Тесная связь преступного мира с офенями отражена даже в тюремном фольклоре. Из всех социальных групп торговцев только офеня удостоился такой «чести». Вот отрывок из блатной песни:
Кругом темно, все потемнело,
И спит Москва во мгле ночной.
Уныло песенку заводит
В тюрьме преступник молодой:
«Мне быть преступником с рожденья
Сама назначила судьба.
Я был торговец, был офеней
И торговал я завсегда».
Интересно, что распространенный среди преступного мира фразеологизм по фене ботать, появившийся в начале XX в., есть не что иное, как по офене болтать, то есть разговаривать на условно-профессиональном языке офеней. В начале XX в. в арго существовало выражение ходить по фене - «совершать преступления», а ходить по тихой фене означало «совершать кражи».
Существует мнение о том, что блатной язык был придуман купцом по имени Офеня. Но не только офени повлияли на русскую преступность, повлияли на нее и прасолы (прахи) - «скупщики хлеба, скота». Характерно, что одним из названий преступника в Поволжье явилось слово прах. Получается любопытная лексическая параллель: в условно-профессиональном языке «ходебщиков» маз (мас) - «офеня», в арго маз, мазурик - «преступник»; прасол (прах) - «скупщик хлеба и скота», а в арго
прах - «преступник».
Что же осталось в арго в настоящее время от когда-то этимологически родственных слов маз, мазурик, музыка? В современном арго и сейчас употребляются слова маз, маза - «главарь воровской группы». Арготизм маза имеет и еще одно значение - «шайка, сплоченная воровская группа»; фразеологизм держать мазу означает «заступаться друг за друга, поддерживать». С 20-х годов XX в. в среде деклассированных элементов не употребляется слово мазурик, почти не встречается в современном арго фразеологизм блатная музыка: используется только один его компонент - музыка (от него образован арготизм музыкант - «знаток арго»).
Русская тюремная лирика, как явление, не имеет аналогов в мире. Тюремная лирика в основном представлена песнями, хотя в последнее время некоторое распространение получили и стихи. Авторов арестантских песен и стихов установить, как правило, невозможно, поэтому все они воспринимаются как «народное» творчество.
Эта область криминальной субкультуры практически совершенно не исследована, хотя она получила довольно широкое распространение не только в криминальной среде, но и в обществе в целом.
Можно утверждать, особенно если провести тщательный сравнительный анализ, что и Высоцкий, и Галич, и Розенбаум, и частично Окуджава, не говоря уж о менее значительных представителях авторской песни, выросли из так называемой блатной лирики.
В тюремной лирике в первую очередь воспевается культ личной независимости, свободы воли и стремления к ней, взаимовыручки и мести (хотя и называется это воровской дружбой).
Язык тюремной лирики чрезвычайно богат, и хотя рифма зачастую «хромает», это компенсируется искренностью, ироничностью, лексической оригинальностью и необычным построением фраз.
В песнях и стихах, относящихся к тюремной лирике, можно выделить следующие основные моменты:
– отношение к матери (глубоко уважительное – хотя в реальной жизни это и не соответствует действительности, полное сострадания и нежности);
– отношение к женщине вообще (как правило, отрицательное; даже знаменитая Мурка оказывается агентом правоохранительных органов);
– отношение к преступной деятельности (если внимательно вчитаться, то можно заметить, что во всех песнях и стихах в общем-то высказывается сожаление, что автору пришлось стать на путь преступной жизни по различным, как правило от него не зависящим, причинам);
– отношение к правоохранительным органам (исключительно отрицательное, злобно-ироничное);
– отношение к себе (как правило, жалостливое, стремящееся оправдать).
К тюремной лирике, как к части тюремного творчества, можно также отнести различные истории, якобы имевшие место в том или ином ИУ, в которых осужденные, как действующие лица, выглядят на голову выше ментов, а последние являются, как правило, «дураками». Наиболее известным из этих мифов является миф о том, как один сообразительный зек соорудил из бензопилы минивертолет, с помощью которого на глазах изумленных ментов и перелетел через все ограждения.
Алкоголизм и наркомания
Алкоголизм и наркомания являются составными элементами криминальной субкультуры. Основное их «назначение» – способствование сплочению криминальных (преступных) сообществ. Кроме того, и алкоголизм и наркомания могут выступать как средство самоутверждения (особенно среди лиц молодежного возраста), а также как один из способов снятия постоянной напряженности.
Алкоголизм – это психическое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков (водка, вино, чача, брага и др.). Алкоголизм характеризуется постоянной потребностью личности быть в состоянии опьянения, психическими расстройствами, падением работоспособности, утратой социальных связей, криминализацией личности, соматическими и неврологическими нарушениями, а в заключительной фазе – деградацией личности.
Вот далеко не полный перечень причин алкоголизма:
– трудности адаптации;
– конфликты с окружением;
– сознание своей неполноценности в чем-либо значимом;
– неудовлетворенность желаний и установок;
– одиночество, робость;
– подражание (особенно свойственно несовершеннолетним и лицам молодежного возраста);
– желание забыться;
– страх перед возможными неприятностями (арестом, разного рода разборками и т.д.).
Пьянство по подражанию – наиболее частый мотив употребления алкогольных напитков несовершеннолетними и лицами молодежного возраста, и вызывается оно, как правило, стремлением пребывать в состоянии эйфории. Распространению «подражательного» алкоголизма способствует бытующее мнение, что прием алкоголя тонизирует организм, а также свидетельствует о «взрослости» несовершеннолетнего.
В развитии алкоголизма большую роль играет окружение – родители, друзья и т.д. Если, например, родители какого-либо несовершеннолетнего злоупотребляют алкоголем, то существует большая доля вероятности, что и несовершеннолетний также будет им злоупотреблять. Лицо, входящее в какую-либо криминальную группу, в которой процветает алкоголизм, практически не в силах противодействовать окружению и также постепенно втягивается в употребление спиртных напитков.
Установлено, что алкоголизм разрушающе действует на функции всех систем и органов человека, причем чем раньше лицо начало злоупотреблять алкоголем, тем разрушительнее его действие. Установлено также, что алкоголь токсически воздействует на генетический аппарат. Дети алкоголиков зачастую рождаются с различными дефектами, медленнее развиваются (и физически, и психически), у них гораздо чаще наблюдается умственная отсталость. Кроме того, дети пьющих родителей сами более склонны к употреблению спиртного, нежели дети родителей, не злоупотребляющих алкоголем. Алкоголь также понижает сопротивление организма к различным инфекциям, способствует повышению заболеваемости. При злоупотреблении алкоголем значительно тяжелее протекает заболевание туберкулезом, который в достаточно высокой степени распространен в среде осужденных (в том числе и несовершеннолетних). Частота суицидов (и попыток к нему) при употреблении алкоголя резко возрастает. Немаловажен и тот фактор, что продолжительность жизни у алкоголика сокращается на 10–15 лет.
С помощью спиртных напитков зачастую происходит «вербовка» несовершеннолетних и лиц молодежного возраста в различные преступные бригады.
Агрессивное поведение, как следствие употребления алкогольных напитков и суррогатов (последнее особенно распространено в исправительных учреждениях), воздействующих на функции высших отделов центральной нервной системы, является основной причиной насильственных преступлений против личности (убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, хулиганство и т.д.), а также преступлений против порядка управления, против правосудия и т.д. Причем агрессивное поведение в данном случае либо совсем не связано, либо связано опосредованно с какими-либо корыстными целями.
Различные виды краж, разбои, грабежи, мошенничество и т.д., наоборот, под влиянием алкоголя имеют корыстную направленность, в основном связанную с добыванием денег для приобретения спиртных напитков.
Алкоголизм родителей зачастую определяет антиобщественную линию поведения несовершеннолетних, а именно:
– совершение преступлений и правонарушений;
– нежелание учиться (работать);
– половую распущенность (и как следствие, заболевание венерическими болезнями и СПИДом);
– «вступление» в различные криминальные сообщества;
– тягу к алкоголю.
Наркомания – это вид токсикомании, возникающей вследствие злоупотребления наркотическими средствами. Наркомания возникает обычно при злоупотреблении одним наркотиком, но возможна зависимость от двух и более наркотических средств, так называемая полинаркомания.
При немедицинском употреблении наркотических веществ наступает эйфорическое состояние, выражающееся в подъеме настроения, чувстве радости, веселья, возникновении различных приятных телесных ощущений. Как правило, эйфория сопровождается некоторым помрачением сознания, искажением восприятия действительности (все видится в «розовом» свете), нарушением мышления и т.д. Но зачастую (особенно по окончанию действия наркотика), наоборот, может возникать агрессивное состояние.
Подверженность злоупотреблению наркотиками в основном начинается в молодом возрасте и наблюдается у морально неустойчивых лиц (особенно несовершеннолетних), неспособных к направленным волевым усилиям, хорошо внушаемым и т.д.
Оказавшись среди наркоманов, такая личность не способна им противостоять и быстро вовлекается в употребление наркотиков. В последнее время стали обычны случаи, когда молодежь специально сажают на иглу с целью вовлечения в различные преступные группы. Как правило, в системе криминальных сообществ наркоманы не занимают высоких «постов», а выступают в роли бойцов, торпед и т.д., то есть исполнителей.
Первоначальным мотивом приема наркотиков обычно бывает подражание и любопытство, а причина последующих приемов – повторно испытать состояние эйфории.
Общими признаками для всех наркоманов являются физическое истощение, слабость, низкая функциональная активность всех физиологических систем организмов.
Для любого вида наркомании характерны три синдрома:
– синдром измененной реактивности (изменение переносимости наркотика, т.е. постоянное увеличение дозы);
– синдром психической зависимости (непреодолимое влечение к постоянному приему наркотика и достижение после его приема психического комфорта);
– синдром физической зависимости (физическое влечение, возможность достижения физического комфорта, абстинентный синдром).
Гомосексуализм
Сексуально-эротические ценности (эротика, порнография, отношение к лицам противоположного пола, половые извращения, проституция и гомосексуализм) являются составными частями криминальной субкультуры и занимают в системе ее ценностей не последнее место.
Половые извращения – это нарушения направленности полового влечения или условий его удовлетворения. Для лиц, содержащихся в ИУ и СИЗО, наиболее характерен гомосексуализм.
Распространенность гомосексуализма в мире, по различным данным, составляет от 3 до 5 процентов среди лиц мужского пола. Естественно, в исправительных учреждениях и следственных изоляторах этот процент гораздо выше.
Некоторые половые извращения, гомосексуализм в том числе, могут сочетаться как с нормальным половым влечением (бисексуализм), так и с другими перверсиями. Для гомосексуализма в чистом виде характерно качественное изменение полового влечения и поведения с частичным или полным замещением им нормальной половой жизни.
Обычно различают гомосексуализм двух видов: врожденный и приобретенный. Есть предположение, что врожденные гомосексуалисты биологически отличаются от гетеросексуалов, т.е. у них имеются изменения на хромосомном уровне. Если принять эту точку зрения, то приходится констатировать, что излечение гомосексуализма (врожденного) невозможно, никакое лечение здесь не поможет. Поведение же данного индивида в обществе (сокрытие или открытая демонстрация своей половой направленности) зависит исключительно от него самого, т.е. от наличия сильной воли, способной препятствовать и противостоять его необычным половым привязанностям.
Для ИУ и СИЗО в большей степени характерен приобретенный и насильственный гомосексуализм. Особенно это касается контингента несовершеннолетних. Причем среди самих осужденных извращением считается только пассивный гомосексуализм.
Активный гомосексуализм в ИУ (и особенно в ВК), как правило, преследует цель не только полового удовлетворения, но и самоутверждения среди других осужденных и как форма самозащиты от посягательств других. Как правило, по освобождении из мест лишения свободы, активные гомосексуалисты возвращаются к нормальной половой жизни.
Гораздо труднее в колониях (особенно в ВК и колониях общего режима для взрослых) приходится пассивным гомосексуалистам. В «табели о рангах» криминальной субкультуры они занимают самую низшую ступень. Любой другой осужденный или заключенный имеет право потребовать от них полового удовлетворения, выполнения других услуг (стирка и т.д.). Отказаться обиженные, опущенные, петухи и т.д. не имеют права. Питаются они из отдельной посуды и за отдельным столом, спят также отдельно. Лицо, докурившее, например, за обиженным сигарету, автоматически переходит в их масть (касту) со всеми вытекающими отсюда последствиями. В некоторых колониях администрация пыталась бороться с этим разделением, заставляя осужденных садиться в столовой вместе с петухами. Кончалось это, в лучшем случае, массовыми отказами от приема пищи.
В исправительных колониях и следственных изоляторах пассивные гомосексуалисты выполняют самую грязную и непрестижную работу. Перейти из категории обиженных, опущенных, петухов в другую, более значимую категорию (поменять масть), невозможно. В случае сокрытия своего положения и последующего разоблачения обиженные и опущенные подвергаются самому жестокому остракизму, вплоть до убийства, так как считается, что в таком случае он зашкварил, опарафинил (т.е. осквернил) и т.д. всех с ним общавшихся, особенно тех, кто полоскался (питался) с ним из одной посуды (пил вместе чай из одной кружки и т.д.).
Насильственный гомосексуализм в СИЗО и ВК имеет место там, где ослаблен надзор за несовершеннолетними, где они лишены минимальной психологической защиты. Вот почему во избежание случаев насильственного мужеложства в ВК и СИЗО за несовершеннолетними необходим круглосуточный надзор.
Объектами гомосексуальных притязаний становятся, как правило, физически слабые и умственно неполноценные личности, а также лица, не прошедшие прописку, проигравшиеся в карты и не заплатившие долг (фуфлыжники), не сдержавшие данного ими слова или клятвы, замеченные в негласном сотрудничестве с администрацией ИУ, СИЗО либо милицией, пойманные на крысятничестве.
Кроме того, зачастую объектами насилия в СИЗО и ИУ становятся внешне миловидные осужденные и заключенные молодежного возраста, которых путем различных подачек и обещаний склоняют к гомосексуализму физически и умственно более развитые осужденные или заключенные.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 193.