Поведенческие атрибуты («законы», «наказы», правила поведения для разных классификационных каст, клятвы, проклятия).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Вся жизнь групп четко регламентируется нормами, которые насаждаются «авторитетами». Эти нормы могут передаваться по традиции или закрепляться как результат проявления игровых моментов в жизни групп и принятия ее членами определенных ролей для достижения успеха игровой деятельности. Затем эти нормы начинают регулировать и криминальную деятельность группы, межгрупповые отношения при совершении преступлений и в повседневной жизни. Для этого существуют следующие виды норм: «закон», «наказ», «правило».

«Закон» представляет собой устойчивый свод норм поведения (своеобразный кодекс). Например, «воровской закон», включающий свод норм, принимается и изменяется на воровских сходках (съездах); его нормы распространяются на весь уголовный мир бывшего СССР.

Не следует путать воровские и тюремные законы.

Воровской закон(ы) – это свод неписаных правил и норм, обязательный для воров в законе. Часть его положений распространяется не только на воров в законе, но и на всех других осужденных, заключенных и вообще лиц, относящихся к криминальным сообществам. Эта часть воровского закона, обязательная для всех остальных, называется тюремным законом.

Таким образом, тюремный закон – это свод норм, правил, запретов и традиций, обязательный для всех осужденных, заключенных и т.д., независимо от их принадлежности к той или иной категории в «табели о рангах». Тюремный закон регулирует отношения как между отдельными осужденными, заключенными и т.д., так и между группами осужденных, заключенных; он определяет механизмы разрешения возникающих конфликтов как между отдельными лицами, так и между группами лиц. Различия между воровским и тюремным законом приведены ниже.

Воровской закон:

1. Преданность и поддержка воровской идеи.

2. Недопустимость, отсутствие контактов с правоохранительными органами.

3. Быть честными по отношению друг к другу.

4. Вовлечение в свою среду новых членов, особенно из числа молодежи.

5. Запрет на занятия политической деятельностью.

6. Следить за порядком в ИУ и СИЗО, устанавливать там власть воров в законе.

7. Обязательное умение играть в карты.

Из этих семи основных законов вытекают следующие дополнительные1:

– отказ от сотрудничества с любыми властными структурами;

– никогда не давать показания следственным и судебным органам;

– никогда не признавать вину в совершенном преступлении;

не иметь собственности и сбережений;

– не иметь семьи;

– периодически садиться в места лишения свободы;

– не брать в руки оружия;

– не работать ни при каких условиях;

держать порядок в зоне, т.е. разбирать конфликты, не допускать ссор, поножовщины и т.д.;

греть (наладить снабжение) ШИЗО1 и ПКТ2;

– пополнение воровского блага, т.е. дани, собираемой со всех осужденных, заключенных и иных лиц;

– чтить родителей (особенно мать);

– не состоять ни в каких партиях, объединениях;

– учить правильной жизни молодежь, разъяснять, что такое правильные понятия;

– не иметь прописки (регистрации);

– быть честным в картежной игре между ворами.

Тюремный закон:

1. Выделять долю в общак.

2. Нельзя поднять руку на вора в законе.

3. Почитать старших.

4. Почитать родителей.

5. Непримиримое отношение к доносительству.

6. Запрет отнимать что бы то ни было у кого бы то ни было без оснований.

7. Запрет предъявлять кому бы то ни было обвинение без доказательств.

8. Запрет оскорблять любым образом.

9. Запрет материться.

10. Поддержка семейников.

11. Не вступать в секции, т.е. не становиться красным.

12. Не воровать у своих (не крысятничать).

Таким образом, можно сказать, что соблюдение норм тюремного закона обязательно как для воров в законе, так и для всех остальных криминальных элементов, а соблюдение отдельных положений воровского закона обязательно только для воров в законе и лиц, стремящихся быть коронованными. Еще раз повторим, что многие положения воровского и тюремного законов совпадают.

Преступные авторитеты, используя особенности криминальной субкультуры и пользуясь своим особым положением в местах лишения свободы и содержания под стражей в своих целях, добиваются следующего:

– достижения полного влияния на достаточно неустойчивую среду осужденных и заключенных с помощью норм и правил, возведенных ими в закон;

– осуществляют очень жесткое «правление» массой осужденных и заключенных, заставляя многих подчиняться силовыми методами, вплоть до убийства неугодных, причем делается это чужими руками (так называемыми торпедами), сами оставаясь в стороне;

– или сами, или их ближайшие помощники проникают в среду работающих осужденных (в качестве сухарей) с целью осуществления контроля над промышленной зоной ИУ, налаживания контактов с волей для завоза в ИУ продуктов питания, спиртных напитков, сигарет, денег, наркотиков;

– используют иные методы давления, прикрываясь воровским и тюремным законами.

Блатные санкции. В основе сплоченности преступных объединений лежит их довольно хорошая организованность и очень жесткие санкции по отношению к «оступившимся» нарушителям воровского (тюремного) закона. В той же мере это касается и лиц, содержащихся под стражей и в местах лишения свободы, хотя говорить о том, что там существуют организованные преступные сообщества нельзя.

У воров в законе существует три вида санкций, которым они могут быть подвергнуты:

– публичная пощечина за мелкие провинности (чаще всего за безосновательные оскорбления); причем дать пощечину может только равный по «званию», т.е. тоже вор в законе;

дать (бить) по ушам – т.е. перевести в низшую категорию, так называемых мужиков;

– смерть.

В случае нарушения основных требований воровского закона вор не может рассчитывать ни на какое снисхождение, он будет разыскиваться, пока его не найдут со всеми вытекающими последствиями (смерть). После вынесения приговора воровской сходкой каждый уважающий себя арестант обязан при встрече с приговоренным привести приговор в исполнение, т.е. его убить.

К преступникам, не имеющим ранга вора в законе, может быть применено большее число санкций, основными из которых являются:

– избиения;

– совершение насильственного акта мужеложства (особенно распространено среди несовершеннолетних преступников), т.е. перевод в самую презираемую группу петухов, обиженных, опущенных и т.д.;

– лишение занимаемого статуса (дать по ушам) – перевод из категории блатных в категорию мужиков;

– изгнание из семьи (микрогруппы) – остракизм;

парафин, т.е. чисто символический акт мужеложства: заключается в проведении по губам провинившегося половым членом, при этом акту насильственного мужеложства провинившийся не подвергается;

– ломание рук (ног) – применяется к лицам, безосновательно избившим кого-либо;

– объявление фуфлыжником (т.е. человек двинул фуфло) – применяется к лицам, проигравшимся в карты и не уплатившим проигрыш в срок. О таких людях идет отписка по лагерям, тюрьмам, т.е. братва ставится в курс;

– смерть – применяется достаточно редко и только за грубейшие нарушения тюремного закона (если точно установлено, что лицо является агентом правоохранительных органов; за воровство крупной суммы из общака и т.д.); на убийство провинившегося должна быть санкция вора в законе или сходки местных авторитетов.

«Наказ» ниже рангом, чем «закон». Это новое правило, оперативно созданное группой «авторитетов» — «воров в законе» (не менее трех лиц) в результате компромисса между конфликтующими группировками или в качестве ответа на новую акцию властей и правоохранительных органов.

«Правило» относится к нормам «местного самоуправления», оно принимается конкретной группой и регулирует поведение ее членов.

Все названные нормы можно классифицировать по ряду оснований.

Так, по способам регулирования поведения криминальные нормы можно разделить на: запрещающие (запрещают члену группы выдавать тайны своего сообщества; обманывать членов своей группы и др.) и обязывающие (обязывают беспрекословно подчиняться «авторитету», проходить «прописку», соблюдать обязанности и привилегии по статусу и др.).

По направленности действия или по регулируемым отношениям криминальные нормы делятся на нормы, регулирующие отношения с представителями власти, с «чужими», с другими группами в криминальной среде, внутри своей группы.

По функциональному назначению можно выделить нормы, обеспечивающие сплоченность и целостность группы, успешность ее преступной деятельности, материальную и иную взаимопомощь, проведение досуга, прием новичков, «разборки» и наказания виновных и др.

По степени общности — действия норм распространяются на всех; только на «пацанов»; только на «элиту»; на новичков; на «низы», на другие иерархические группы.

Базируясь на «воровском законе» и «наказах», нормы подростково-юношеских криминальных групп пополняются также нормами молодежной субкультуры, официальными нормами поведения людей в тоталитарном обществе, приспособленными к нуждам преступной группы, что особенно наглядно видно на привилегиях, присваиваемых себе «элитой» уголовного мира. Эти привилегии (поступки, поведение и дела представителя «элиты», отличающие его от основной массы преступников, а также от членов своей группы, занимающих более низкие позиции) на жаргоне получили наименование «мелких исключений». «Мелкие исключения» всегда строго соответствуют статусу личности, ее положению в уголовном мире. По ним можно достаточно точно определить, «кто есть кто». Поэтому «мелкие исключения» играют роль знаков различия, приобретают сигнальное значение[1]. Особенно много привилегий имеют «старички», хотя за последние годы фактором, определяющим систему привилегий в уголовном мире, все больше становится наличие «земляков», лиц своей национальности в группе. Более высокий статус можно купить. Набор «мелких исключений», с одной стороны, весьма устойчив и консервативен, а с другой — гибкий и подвижный; он связан с новыми жизненными ценностями в обществе и уголовном мире»[2].

Клятва - это данное осужденным слово (слово чести), которое необходимо сдержать. В криминальной субкультуре имеются свои специфические выражения, связанные с понятием «клятва»: божба - клятва, божиться (забожиться) - клясться (поклясться), пробожиться - нарушить (не выполнить) данную клятву. Как правило, клятвы в преступном мире имеют асоциальное или криминальное значение и звучание.

Клятвы носят бескомпромиссный и зачастую суровый характер. Этим достигается укрепление сплоченности криминальной группы, так как обычно пробожившийся выполняет (или его заставляют выполнять) какие-либо асоциальные действия в случае невыполнения им или нарушения данной клятвы. Лица, не выполняющие данной ими клятвы, как правило, переходят на низшие ступени (часто на самые низшие, т.е. в категории обиженных, петухов и т.д.) в преступной «табели о рангах». Особенно большую роль клятвы играют среди несовершеннолетних преступников, где за их выполнением (невыполнением) следят особенно строго.

Виды клятв.

· Быть мне последним пидарасом! Не сдержавший клятву может быть опущен или добровольно может перейти в касту опущенных.

· Легавым буду! Теряется статус в группе.

· Сукой буду! Теряется статус в группе.

· Слово пацана! Клятва несовершеннолетних: нарушивший становится чушкой, помойкой и т.д.

· Век свободы не видать! Не сдержавший клятвы должен совершить грубое нарушение режима или преступление.

· Век воли не видать! Не сдержавший клятвы должен совершить грубое нарушение режима или преступление.

· Хай мой рот натуральный х… сосет! Не сдержавший клятвы может быть подвергнут половым извращениям.

· Пусть меня в ж... вые...ут! Не сдержавший клятвы может быть подвергнут акту мужеложства.

· Чтоб мне пидарас на х... наср...! Не сдержавший клятвы может быть чуханом и т.д.

· В рот е...ть, х... сосать, Не сдержавший клятвы теряет свое век свободы не видать! положение и переходит в разряд петухов.

· Бл... буду! Комплексная клятва, применяемая довольно часто; пробожившийся теряет уважение.

· Божусь, когда ср...ть сажусь! Отказ дать клятву.

 

Проклятие - это словесное пожелание кому-либо несчастья, неудач, потери здоровья и т.д. Цель проклятия - нанесение личности проклинаемого моральной, психологической и нравственной травмы. Проклинается обычно не только лицо, которому желают всяческих бед, но и его родственники, в особенности мать. Чаще всего проклятия выражаются в грубой нецензурной форме. Обмен проклятиями в криминальном мире - это не просто словесная дуэль. Это действительно психологическая борьба, в которой один из проклинающих должен одержать победу. Считается, что при обмене проклятиями необходимо уметь словесно уничтожить, свести на нет силу проклятий противника. К лицу, проигравшему поединок проклятий (а они проходят при свидетелях) каких-либо санкций не применяется, но в то же время положение проигравшего может изрядно пошатнуться.

Основные правила состязаний в проклятиях:

- отвечать на проклятия может равный равному (например, блатной - блатному, мужик - мужику, обиженный - обиженному); отвечать на проклятия лицу, занимающему более высокую ступень в преступной иерархии, нельзя;

- победу одерживает тот, кто на проклятия противоположной стороны отвечает быстрее, логичнее, забористее и виртуознее;

- поражение в состязании обмена проклятиями не всегда, но зачастую, ведет к снижению статуса в преступной иерархии.

Бандитские понятия - своеобразный свод законов, или кодекс поведения. Новое время и новые бандиты наполнили этот термин несколько обновленным содержанием.

Жить по понятиям - это означает соблюдать в своей бандитской практике неписанные правила, принятые подавляющим большинством бандитской среды. Существуют группировки, которые вовсе отрицают любые понятия и живут просто по здравому смыслу. Те же, которые формально блюдут понятия, всегда могут их забыть или перешагнуть через них, если это будет выгодно. Покойный ныне бандит Швондер в свое время любил говорить, что понятия придуманы исключительно для «молодых», - чтобы держать их в узде. В общем, понятия - это бандитские законы, которые они выполняют тогда, когда им это нужно...

Существует особая группа норм, которая определяет порядок проведения, «разборов», вынесения санкций за нарушение правил поведения, разрешения возникших конфликтов. Часто подобные вопросы решаются на воровских сходках, которые имеют различные формы: «толковище» (решение разных важных вопросов, например, распределение зон влияния); «качалово» (разрешение спора двух группировок или двух авторитетов); «судилище» (суд за нарушение воровских норм) и другие. Приговоры в результате «разборов» могут быть самыми различными от «правилки» (символического избиения) до убийства.

Своеобразными обычаями и традициями мест лишения свободы являются внутренние запреты, проявляющиеся в различных ситуациях и примерах. К примеру, украл, заложил, донес, нарушил санитарно-гигиенические нормы, принятые в местах лишения свободы (например “не подыми” — не подыми бычок, хлеб). Упал кусок хлеба, его нельзя поднять. Но это в основном идет с малолетки. А более опытные поступают иначе. Если все сидят за “общаком” и упал кусок хлеба, которого не хватает, более опытный просто говорит: “упал на бумажку”. Вот и все. Поднял его. Но тем, кто идет по первому разу, лучше ничего не подымать с пола.

Нельзя подымать упавшую еду. Если какая-то вещь (весло) упала на “дальняк” или рядом с “дальняком”, то эту вещь берут и выбрасывают в мусорку, чтобы не было лишних проблем. Эти запреты обязательны для СИЗО, на зоне с этим проще. Наиболее строго все эти законы действуют “на малолетке”. Есть правила личной гигиены, которые строго выполняются в местах лишения свободы. Например, после «дальняка» осужденный должен обязательно помыть руки. Не ходят на “дальняк”, если кто-то в камере ест или собирается принимать пищу.

В местах лишения свободы у человека должны быть “правильные понятия” о жизни и о себе. В местах лишения свободы осужденного “разводят” по поводу его “прошлого”, выясняют кто его друзья, подруги, родственники.

Есть понятие “попасть в косяк”. Это означает попасть в “непонятку”. Это значит, что осужденный сделал что-то, за что ему “предъявят”. Нужно всегда “следить за своим базаром” (т. е. хорошо думать, прежде чем говорить). Если осужденный попал в “косяк” по случайности, то выйти из него можно. Но, конечно, если он “крыса” (тот, кто крадет у своих). Такой “крысе”, как правило, бьют морду.

 

В качестве преступных традиций следует отметить оказывание различных нелегальных платных услуг (тюремный сервис).  Функционирование магазина на нарах – «ларек», прокат холодильников и телевизоров, кипятильников, торговля спиртным и наркотиками, продажа медицинских препаратов (например, димедрола), "коммерческие рейсы" (просьбе заключенных конвой останавливает автозак рядом с магазином и закупает для осужденных все необходимое). Во время поездок в суд заключенным часто передают деньги, чтобы их не отобрали во время возвращения в СИЗО, опытные сидельцы изготавливают "торпеду". Деньги заворачивают в полиэтиленовый пакет и запаивают зажигалкой, а после глотают.

Не менее доходная отрасль тюремной индустрии услуг - организация свиданий (с родственниками - $200-300, с проституткой - в пределах $1000).

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 303.