Тема 3. Преступные традиции в местах лишения свободы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 3. Преступные традиции в местах лишения свободы

План

1. Преступные традиции в СИЗО.

2. Тюремные правила.

3. Тюремные наказания.


1. Преступные традиции в СИЗО.

 

   Что происходит с осужденным, когда он попадает в места лишения свободы? Его никто не спросил, где он будет отбывать наказание, в колонии его определяют в отряд, где есть свободные места, работает он там, где не хватает работников, спит на доставшемся месте. Кроме того, у него обесценивается собственное "Я". Словом, он испытывает угрозу собственному существованию.

    Негативные психические состояния есть самый красноречивый показатель опасений, но и покинуть определенное ему место заключенный не может. Чтобы как-то обезопасить себя, вернуть самооценку, он начинает раздвигать установленные законом и инструкциями рамки поведения, перекраивать установленные порядки. Вопреки установленной законами организации отбывания наказания начинается самоорганизация.

    Поскольку в местах лишения свободы существует обостренный спрос на справедливость, пусть и понимаемой по своему, поскольку права заключенных постоянно попираются, поставляя "пищу" для возмущения, то существует потребность в защите нарушений справедливости. Лидеры сообщества берут на себя эту важную роль. Остальные заключенные делегируют им право защиты справедливости, отчего они превращаются в глашатаев общих настроений. Это качество придает им вес.

    Для того чтобы лучше познать современную преступность "изнутри", определить ее качественные тенденции, необходимо изучить уголовно-профессиональную среду через существующую в ней субкультуру, иными словами - так называемую "вторую жизнь", особенности которой не поддаются статистическому анализу и оттого порой уходят из нашего поля зрения. Субкультура - это неотъемлемый компонент устойчивого противоправного поведения, зависящий от ряда обстоятельств. Чем сильнее, строже режим содержания, тем ярче выражена субкультура.

 

        «Хата» (камера)

Разные тюрьмы, разные "хаты". Тюремный закон - один для всех. Имеется   в виду не писанные на бумаге инструкции МВД и статьи Кодекса, а десятилетиями вырабатываемый негласный закон, или "понятия". Именно "понятия" (а они как бы шире закона) определяют основные принципы сосуществования огромного числа зеков Казахстана в тюрьмах и зонах.

Знакомство с "понятиями" (или отсутствием таковых) начинается с тюремной камеры (хаты). Многие "первоходочники", особенно - малолетки, уверены, что право сильного, практикуемое на улице (дискотеки, тусовки), - и есть основа тюремного закона. Результатом этого заблуждения является, например, так называемая "прописка", распространенная в "хатах" общего режима и у малолеток.

 

Прописка на уголовном жаргоне означает процедуру принятия новичка в свои ряды. Прописка среди взрослых преступников встречается достаточно редко, в основном процедуру прописки проходят в следственных изоляторах в камерах для несовершеннолетних. Прописка в нынешнем ее понимании - издевательская проверка новичка, который впервые попал в места лишения свободы. Она вошла в моду в 30-е годы и была далека от истязаний.

Если в камеру попадает гомосексуалист, лучше прямо сказать об этом. В таком случае он будет спать и питаться с «петухами», но отношение к нему будет отличаться от отношения к «петухам», заслужившим свой статус из-за «неправильного» поведения.

Всякий вошедший в камеру должен пройти «прописку». К ней не принуждают людей старше 40 лет и явных больных. Пожилому человеку сразу следует заявить, что он «определяется в мужики» (то есть будет работать, а если потребуют - платить в «общак»). Заставлять участвовать в воровских делах его вряд ли будут. Правда, из «мужиков» можно и выбыть - с понижением. Если, например, воровать у своих («крысятничать»), слишком много разговаривать, попасться на связях с операми и т.п. Есть случаи, когда от прописки откупались за несколько тысяч долларов - через адвоката.

«Прописка» - формальный допрос с целью определить, что за человек "к нам пришел". Это и понятно - люди, которым предстоит какое-то время провести в одном помещении, не хотят лишних проблем. Например, они могут - не зная того - неделю-другую есть за одним столом с «петухом». А это чревато неприятностями и для авторитетов.

При «прописке» - да и вообще в камере - есть одно главное правило: нужно говорить правду. Если человек совершил изнасилование, а рассказал, что его оклеветали, ему могут поверить. Но если выяснится, что он все-таки обманул сокамерников, то ему этого не простят.

«Прописка» - это ритуал. Ее десятилетиями складывавшиеся правила на человека, впервые попавшего в камеру, могут произвести устрашающее впечатление. На него могут кричать, несколько раз ударить, будут провоцировать. Но никто не ставит цели нанести серьезные телесные повреждения, скорее, это делается в порядке профилактики. Спортсмены, впервые попадающие в камеру, иногда воспринимают все это всерьез и устраивают настоящую драку. Были случаи, когда такие люди получали тяжкие телесные повреждения.

Формально «прописка» состоит в том, что новичку задают вопросы, а он обязан отвечать. Если он не уголовник со стажем, не надо изображать бывалого урку. Если он не знает правил жизни в камере, так и должен сказать. На вопрос, будет ли соблюдать правила, лучше ответить, что да.

Есть много типичных вопросов. Показывается костяшка домино "шесть-пять". Предлагается выбрать. После сделанного выбора могут объявить, что пятерка означает «петух», а шестерка – «шестерку» (ложкомоя). А можно было бы выбрать и черточку между ними, что ничего не означает.

Специально для новичка могут оставить свободными крючки для одежды под номерами 5 и 6. Но вещи можно бросить и на койку или скамейку...

Классическая тюремная прописка - своеобразный экзамен для новобранца. Она знает множество примеров и хитрых уловок, которым подвергался испытуемый. Скажем, тюремная этика не позволяла зекам допытываться у новичка, кто он, когда и за что попал в камеру. Не поощрялось и любопытство по поводу числа ходок. Но для проверки его лагерного опыта братва затевала развлечение. Как правило, прописка начинается с вопросов. Едва зек-новичок переступал порог, оказываясь один на один с абсолютно чужим миром, как к нему подходил какой-то шустрый малый и участливо спрашивал: - Мать продашь или в задницу дашь? Столь странное знакомство имеет множество разновидностей: «Тебе привет от Прасковьи Федоровны передали?», «Что будешь кушать - мыло со стола или хлеб с параши?» От того, какой будет ответ, зависела и судьба зека. Правильный ответ отрицает любой выбор или же показывает ознакомленность с подобными традициями: «Мать не продается, жопа не дается». «Ссу стоя, сру сидя» («Прасковья Федоровна» на воровском жаргоне - тюремная параша), «Стол не мыльница, параша не хлебница". "Стоят два стула на одном пики точёны, на другом х… дрочёны. Куда сядешь?» Ответ: «Возьму пики точёны и срублю х… дрочёны!».Если человек не прошёл прописки он определяется как парашник, и приходя в сознание ощущает себя на этом месте. Парашник - это ещё не петух, но уже и не мужик (или «пацан» на малолетке). Из парашника можно стать мужиком в любое время. Надо вылить на себя ведро воды, прокричать «Прощай, параша!» и попытаться пройти прописку снова. Петух, разумеется, такой возможности не имеет." Ясно, что новичок может угадать правильный ответ, а может и не угадать.
Если он будет отвечать неправильно, максимум, что ему грозит, - несколько ударов. А вот упорствующие в заблуждениях могут получить предложение определиться - отправиться к «петухам» или к «шестеркам». Вот здесь «отработать назад» уже очень сложно. Но можно: в некоторых случаях, если новичок извинится, он будет избит, возможно, заплатит, но «отмажется».Таких характерных вопросов масса. Но это только словесный экзамен. Гораздо хуже для новичка, если с ним начинают производить подозрительные манипуляции. Например, ему подавали нитку: "Перевяжи яйца и прыгни с верхних нар". Зек должен был снять штаны, обмотать ниткой мошонку, вскарабкаться на верхний ярус, закрепить конец нитки и сигануть вниз. Опытный арестант без боязни и стеснения проделывал эту хитрую процедуру: нитка  обязательно должна была порваться. Новоприбывшему зеку могли приказать повторить "подвиг Гастелло" с третьего яруса. Опытный зек прыгал вниз головой и падал на руки братвы. Новичок робко отнекивался и в конце концов оказывался избитым.    Тюремный закон запрещал травмы при прописке. Но это было до недавнего времени. Неписаные блатные традиции еще сохранились в «черных» (воровских) зонах. Однако в «красных» зонах и камерах, где власть держат фраера (бандиты, убийцы, вымогатели и др.), прописка уже давно стала не столько экзаменом, сколько развлечением. Издевательство над зеком  встречается там, где нет жестких тюремных обычаев.

Подлянка

В некоторых следственных изоляторах (СИЗО) существуют процедуры встречи и испытаний несовершеннолетних правонарушителей, прибывших в камеру.

Чтобы определить, что представляет собой прибывший в камеру новичок, бывалые молодые арестанты разработали систему испытаний, с помощью которой устанавливают, знает ли он обычаи, поступки, правила поведения в определенных ситуациях камерной жизни.

Эти обычаи и правила, знание которых свидетельствует о близости человека к преступной среде, называются «подлянкой». Если новичок их знает, то это говорит о том, что он сознательно шел на преступление и готовил себя к тому, что окажется в ИУ, а значит, с ним нужно держаться как с равным. Если новичок не знает подлянки, он может подвергнуться унижениям.

Изучение прибывшего в камеру начинается с расспросов о его биографии. Кто его родители, с кем дружил. Есть ли у него кличка. Кличка сама по себе создает определенное положительное отношение к нему. Если нет клички, то применяется обычай "кидать на решку", то есть кричать в окно: "Тюрьма, дай кликуху!" Если новичок соглашается на эти процедуры, всем становится ясно, что он - неопытный человек, и ему дается кличка, как правило, презрительная. Это первый шаг к подавлению и даже травле неопытного человека.

Следующим приемом проверки является реагирование, например, на брошенное полотенце, одежду и т.п. Если пришедший обладает познаниями в подлянке, то он должен не только не поднять этот предмет, но и наступить на него и вытереть ноги. Осведомленный о сущности подлянки не поднимет упавшее мыло во время туалета. Иногда при передаче мыла новичку подлянщик специально роняет его. Если новичок поднял его, то этим самым "поклонился" (покорился). Правило такое: "Не я ронял, не я должен поднимать".

Затем наступает следующий этап проверки такого новичка под видом различных игр, как правило, сопряженных с физическим воздействием. Применяется игра в "Хитрого соседа". Суть ее заключается в том, что ему завязывают глаза, предупредив, что кто-то из двоих сокамерников будет бить его книгой по голове до тех пор, пока он не угадает бьющего. Однако удары наносят не двое, а сам распорядитель. Естественно, что не знающий этого подросток никогда не угадает ударяющего и "игра" может перерасти в избиение. Знающий этот обычай угадает с первого раза и будет избавлен от истязания.

Не менее жестокой является игра "Посчитать звезды". Новичку завязывают глаза, ставят на табурет, затем выбивают табурет из-под ног и спрашивают, сколько звезд он увидел при падении. В соответствии с названной цифрой он получает количество "морковок", т.е. ударов мокрым полотенцем, свернутым в жгут. Знающий еще до игры заявляет, что никаких звезд он не увидит, и освобождается от проверки. Аналогичное назначение имеют и другие игры: "Солнышко", "Самосвал", "Лихой шофер", "Велосипед" и т.д. После названных испытаний, если новичок не выдержал их, он зачисляется в разряд "чуханов".

Такому подростку под угрозой расправы предлагается на выбор либо чистить парашу, либо съесть кусок мыла. Если соглашается на первое предложение, его зачисляют в разряд "помоек", "ложкомоек". Во втором случае он становится "чушкарем". В подлянке существует обычаи, с помощью которых лидеры обирают подростков. Так, намереваясь попросить новичка подать что-либо из ящика для продуктов, более опытный сокамерник кладет там, например, сахар так, чтобы он при открывании дверцы упал и таким образом "опоганился". Взамен "опоганенного" сахара он требует возмещения в многократном размере.

Вообще же, всякий неопытный, поступая в тюрьму, делается предметом притеснений и насмешек. Если у него заметят деньги, то стараются их возможно больше выманить. Если он доверчив и простосердечен, его спешат запугать всякими страхами, уничтожить в нем личное самолюбие. Доведя его до желаемой грани, помещают обыкновенно в разряд чернорабочих, то есть станут употреблять на побегушках, заставляют выносить парашу или чистить отхожие места. Слабые сдаются, твердые начинают вдумываться и кончают тем, что обращаются за советом к бывалым людям, к законникам. Около законников новичок в скором времени становится тем, кем он должен быть, то есть - арестантом. Потом вновь поступивший уже без руководства и объяснений понимает весь внутренний смысл тюремного быта на практике, и через какое-то время он - полноправный член этой общины.

    Арестанты неохотно и очень редко рассказывают о своих похождениях, о злодействах уже никогда. Не привыкая хвастаться своими преступлениями, арестанты все-таки с большим уважением относятся к тому из бродяг, который попробовал уже и кнут и плети, стало быть, повинен в сильном уголовном преступлении.

 

Тюремные правила.

Виды клятв.

· Быть мне последним пидарасом! Не сдержавший клятву может быть опущен или добровольно может перейти в касту опущенных.

· Легавым буду! Теряется статус в группе.

· Сукой буду! Теряется статус в группе.

· Слово пацана! Клятва несовершеннолетних: нарушивший становится чушкой, помойкой и т.д.

· Век свободы не видать! Не сдержавший клятвы должен совершить грубое нарушение режима или преступление.

· Век воли не видать! Не сдержавший клятвы должен совершить грубое нарушение режима или преступление.

· Хай мой рот натуральный х… сосет! Не сдержавший клятвы может быть подвергнут половым извращениям.

· Пусть меня в ж... вые...ут! Не сдержавший клятвы может быть подвергнут акту мужеложства.

· Чтоб мне пидарас на х... наср...! Не сдержавший клятвы может быть чуханом и т.д.

· В рот е...ть, х... сосать, Не сдержавший клятвы теряет свое век свободы не видать! положение и переходит в разряд петухов.

· Бл... буду! Комплексная клятва, применяемая довольно часто; пробожившийся теряет уважение.

· Божусь, когда ср...ть сажусь! Отказ дать клятву.

 

Проклятие - это словесное пожелание кому-либо несчастья, неудач, потери здоровья и т.д. Цель проклятия - нанесение личности проклинаемого моральной, психологической и нравственной травмы. Проклинается обычно не только лицо, которому желают всяческих бед, но и его родственники, в особенности мать. Чаще всего проклятия выражаются в грубой нецензурной форме. Обмен проклятиями в криминальном мире - это не просто словесная дуэль. Это действительно психологическая борьба, в которой один из проклинающих должен одержать победу. Считается, что при обмене проклятиями необходимо уметь словесно уничтожить, свести на нет силу проклятий противника. К лицу, проигравшему поединок проклятий (а они проходят при свидетелях) каких-либо санкций не применяется, но в то же время положение проигравшего может изрядно пошатнуться.

Основные правила состязаний в проклятиях:

- отвечать на проклятия может равный равному (например, блатной - блатному, мужик - мужику, обиженный - обиженному); отвечать на проклятия лицу, занимающему более высокую ступень в преступной иерархии, нельзя;

- победу одерживает тот, кто на проклятия противоположной стороны отвечает быстрее, логичнее, забористее и виртуознее;

- поражение в состязании обмена проклятиями не всегда, но зачастую, ведет к снижению статуса в преступной иерархии.

Бандитские понятия - своеобразный свод законов, или кодекс поведения. Новое время и новые бандиты наполнили этот термин несколько обновленным содержанием.

Жить по понятиям - это означает соблюдать в своей бандитской практике неписанные правила, принятые подавляющим большинством бандитской среды. Существуют группировки, которые вовсе отрицают любые понятия и живут просто по здравому смыслу. Те же, которые формально блюдут понятия, всегда могут их забыть или перешагнуть через них, если это будет выгодно. Покойный ныне бандит Швондер в свое время любил говорить, что понятия придуманы исключительно для «молодых», - чтобы держать их в узде. В общем, понятия - это бандитские законы, которые они выполняют тогда, когда им это нужно...

Существует особая группа норм, которая определяет порядок проведения, «разборов», вынесения санкций за нарушение правил поведения, разрешения возникших конфликтов. Часто подобные вопросы решаются на воровских сходках, которые имеют различные формы: «толковище» (решение разных важных вопросов, например, распределение зон влияния); «качалово» (разрешение спора двух группировок или двух авторитетов); «судилище» (суд за нарушение воровских норм) и другие. Приговоры в результате «разборов» могут быть самыми различными от «правилки» (символического избиения) до убийства.

Своеобразными обычаями и традициями мест лишения свободы являются внутренние запреты, проявляющиеся в различных ситуациях и примерах. К примеру, украл, заложил, донес, нарушил санитарно-гигиенические нормы, принятые в местах лишения свободы (например “не подыми” — не подыми бычок, хлеб). Упал кусок хлеба, его нельзя поднять. Но это в основном идет с малолетки. А более опытные поступают иначе. Если все сидят за “общаком” и упал кусок хлеба, которого не хватает, более опытный просто говорит: “упал на бумажку”. Вот и все. Поднял его. Но тем, кто идет по первому разу, лучше ничего не подымать с пола.

Нельзя подымать упавшую еду. Если какая-то вещь (весло) упала на “дальняк” или рядом с “дальняком”, то эту вещь берут и выбрасывают в мусорку, чтобы не было лишних проблем. Эти запреты обязательны для СИЗО, на зоне с этим проще. Наиболее строго все эти законы действуют “на малолетке”. Есть правила личной гигиены, которые строго выполняются в местах лишения свободы. Например, после «дальняка» осужденный должен обязательно помыть руки. Не ходят на “дальняк”, если кто-то в камере ест или собирается принимать пищу.

В местах лишения свободы у человека должны быть “правильные понятия” о жизни и о себе. В местах лишения свободы осужденного “разводят” по поводу его “прошлого”, выясняют кто его друзья, подруги, родственники.

Есть понятие “попасть в косяк”. Это означает попасть в “непонятку”. Это значит, что осужденный сделал что-то, за что ему “предъявят”. Нужно всегда “следить за своим базаром” (т. е. хорошо думать, прежде чем говорить). Если осужденный попал в “косяк” по случайности, то выйти из него можно. Но, конечно, если он “крыса” (тот, кто крадет у своих). Такой “крысе”, как правило, бьют морду.

 

В качестве преступных традиций следует отметить оказывание различных нелегальных платных услуг (тюремный сервис).  Функционирование магазина на нарах – «ларек», прокат холодильников и телевизоров, кипятильников, торговля спиртным и наркотиками, продажа медицинских препаратов (например, димедрола), "коммерческие рейсы" (просьбе заключенных конвой останавливает автозак рядом с магазином и закупает для осужденных все необходимое). Во время поездок в суд заключенным часто передают деньги, чтобы их не отобрали во время возвращения в СИЗО, опытные сидельцы изготавливают "торпеду". Деньги заворачивают в полиэтиленовый пакет и запаивают зажигалкой, а после глотают.

Не менее доходная отрасль тюремной индустрии услуг - организация свиданий (с родственниками - $200-300, с проституткой - в пределах $1000).

 

Тюремные наказания.

Тюремные касты

Пенитенциарная наука разбивает всех заключенных на три группы: “отрицательно-настроенные”, т.е. плохо управляемые, неподчиняющиеся администрации; “положительно-настроенные” – легкоуправляемые, сотрудничающие с администрацией; “нейтральные” – неопределившиеся, занимающие промежуточное положение между первыми двумя группами.

 

Категория

У взрослых

У несовершеннолетних

Состав группы Основные поведенческие нормы Состав группы Основные поведенческие нормы Блатные (черные) воры в законе, авторитеты, козырные фраера, бродяги, босяки, положенцы, жулики, правильные, смотрящие, арестанты контроль за поведением всех членов преступного сообщества, пополнение общака, разбор конфликтов шишки, босяки, отрицалы, авторитеты, чистые, пацаны контролировать соблюдение установленных норм, определение правил прописки, разрешение конфликтов, наказывать “предателей” Мужики (серые) авторитетные мужики, работяги работа, участие в пополнении общака мужики, работяги, черти вести себя в соответствии с установленными порядками Козлы (красные) активисты, красные, положительные помощники администрации сотрудничество с администрацией роги, бугры, борзые, активисты, красные сотрудничество с администрацией, поддержание порядка Опущенные (голубые) обиженные петухи, черти, опущенные, шкварные, дырявые Выполнять всю грязную и непрестижную работу бандерлоги, чушки, обиженные, зашкваренные, помойки, минеры, бухгалтера, жабы выполнять всю грязную работу, безропотно подчиняться во всем

 

Поведение для членов иерархических групп регулируется установившимися нормами, которые носят запрещающий и разрешающий характер. Так, например, по отношению к обиженным (опущенным, петухам) запрещается: подавать руку, принимать от них какие-либо предметы, пользоваться их бельем, спать рядом и т.д. В то же время можно давать им какие-то предметы, продукты питания, не вступая при этом в двусторонний контакт (т.е., пачку сигарет, например, необходимо передавать не из рук в руки, а бросить на пол, на подоконник и т.д.). Таким образом, с представителями голубых запрещен любой двусторонний телесный контакт; не рекомендуется даже просто разговаривать без дела. В то же время, гомосексуальный акт с представителями этой группы к запрещающим контактам не относится.

Наиболее ярко эти нормы проявляются среди несовершеннолетних правонарушителей. Так, представители касты обиженных в ВК обязаны: пользоваться лишь своей посудой (это требование относится и к осужденным, содержащимся в ИУ для взрослых); выполнять всю работу за других, стоящих более высоко на иерархической лестнице; без напоминаний выполнять всю грязную работу (уборка камеры, туалета); спать в отведенном для них месте; по указанию занимающих лидирующее положение членов группы совершать нарушения режима содержания (называется быть торпедой); беспрекословно выполнять требования других членов группы; быть объектом удовлетворения половых потребностей и др.). Им запрещается: не подчиняться, оспаривать распоряжения несовершеннолетних, стоящих более высоко на иерархической лестнице; участвовать в прописке; принимать участие в групповых играх с целью избежания телесных контактов с другими осужденными (заключенными); первыми брать продукты; пользоваться чужой одеждой, посудой и т.д.

В некоторых пенитенциарных учреждениях для несовершеннолетних вырабатывается даже своеобразный кодекс пацана, например: “Придя на зону, я должен жить честным пацаном. Пацан должен знать, что ему положено и быть преданным воровскому кругу. Пацан активистом не работает, все полученное и добытое сдает в общак. Кто нарушает законы общака — тот предатель. Пацан на хозяина не работает, с воспетами ведет себя аккуратно, старается не вызывать подозрений. Помоек и чушек пацан должен держать в строгости... Если пацан нарушит эту клятву, его должны опомоить”. Безусловно, что данный текст не соответствует произносимому на самом деле, так как обычно подобные кодексы оформляются в виде формулировок определенных табу (запретов), которые на уголовном жаргоне называются западло (в падлу). Например, так выглядит один из самых известных “кодексов”: “Сало, масло — западло; колбаса — на член похожа; сыр пи...й воняет...” и т.д. Правда, в последнее время, большинство таких запретов постепенно отмирает: уже можно есть и колбасу, и сыр, и т.д. Раньше, например, у несовершеннолетних считалось западло курить сигареты марки “Прима” по причине того, что пачка у этих сигарет красного цвета. В настоящее время этот запрет повсеместно снят. В то же время довольно широко распространены другие запреты: западло поднять упавшую вещь с пола, если до того, как кто-нибудь не сказал заминехано, лицо, у которого вещь упала, сам не успел произнести на газетку, особенно это касается упавших вещей в туалетной комнате; западло пацанам брать докуривать сигареты у чушек, помоек, обиженных и т.д.; западло чистить картошку; западло работать, быть активистом, хорошо учиться и т.д.

Как уже отмечалось выше, тюремная субкультура чрезвычайно консервативна, повышение статуса — случай очень редкий, практически невозможный. Существование “табели о рангах” — мастей приходится учитывать и администрации ИУ и СИЗО, хотя, согласно УИК все осужденные равны между собой. Невозможно, например, посадить блатного в камеру, где сидят обиженные. А если администрация и пойдет на это, то можно смело предсказать, чем это закончится: либо блатного опустят, либо нанесет кому-то телесные повреждения, либо ему нанесут. Поэтому практически в ста процентах случаях камеру, где ему сидеть, определяет сам осужденный или заключенный (мы не говорим здесь о тех случаях, когда администрация делает это намеренно с целью сломить неугодное ей лицо, а также о случаях блатного беспредела, когда человека опускают просто так, развлечения ради). В некоторых колониях в свое время администрация пыталась бороться с делением осужденных на масти — т.е. всех блатных, мужиков и т.д. силой пытались усадить в столовой за один стол с обиженными. Ничего путного из этого, конечно же, не вышло. Дело, в лучшем случае, кончалось массовым отказом от приема пищи, в худшем случае — начиналась серия неповиновений, других нарушений режима содержания.

Также практиковался следующий метод: всех обиженных собирали в отдельный отряд с целью оградить их от издевательств, унижений и т.д. со стороны других осужденных. Но этот эксперимент во всех случаях также оканчивался ничем. В таком отряде быстро устанавливалась своя, еще более жесткая, стратификация.

Наибольшее унижение обиженные испытывают в воспитательных колониях для несовершеннолетних и в колониях общего режима. Это обусловлено тем, что народ там собирается, как правило, молодой, резкий, бескомпромиссный. На строгом же режиме, а тем более на особом обиженным отбывать наказание гораздо легче. Там они не подвергаются таким унижениям, как в ВТК и на общем режиме, живут в принципе своей жизнью, никуда не “лезут”. Обуславливается это, безусловно возрастом: на строгом и особом режимах отбывают наказание осужденные постарше, поопытнее, поспокойнее.

За что же “переводят” в касту обиженных (опущенных, петухов и т.д.)?

Перевод в обиженные (опущенные, петухи) производится в большинстве случаев за грубейшие, с точки зрения криминального сообщества, нарушения тюремного закона. К таковым можно отнести:

- сотрудничество с администрацией (особенно негласное);

- крысятничество, т.е. воровство у своих же;

- беспредел по отношению к другим осужденным;

- неотдача карточного долга;

- совершение с точки зрения правильных понятий “недостойных” преступлений: изнасилование, мужеложство, изнасилование или убийство детей, развратные действия по отношению к малолетним и т.д.

Зачастую опускают работников правоохранительных органов (особенно милиции и исправительных учреждений), если они почему-то вдруг оказались в общей камере. Такие же действия могут быть предприняты и против солдат внутренних войск, независимо от того, служил ли данный солдат в охране ИУ или нет.

Опускание может быть и добровольным. Если осужденный сам чувствует, что он совершил нечто несовместимое с тюремным законом, он может, не ожидая неминуемых санкций, добровольно перейти в касту опущенных, т.е. перенести свои вещи в ту часть помещения (камеры), где располагается данная масть. В этом случае обычно никаких унижающих санкций в виде акта мужеложства или проведения по губам половым членом не производится. Достаточно того факта, что человек сам признал свое новое положение.

Кстати, такой вид наказания, как опускание, не приветствуется и в самой криминальной среде. Воры в законе, другие авторитеты в своих посланиях в зоны постоянно говорят о том, что необходимо перестать применять этот вид наказания, так как этим человек отталкивается от криминального сообщества и подталкивается к сотрудничеству с администрацией.

Реальная (теневая) власть в ИУ принадлежит блатным. Зоны, где блатные являются хозяевами положения, называются черными зонами, где они власти не имеют — красными. Власть блатных может быть и не ярко выражена, внешне зона может казаться благополучной, соблюдаться распорядок дня, выполняться плановые производственные задания, отсутствовать грубые нарушения режима содержания. Но это только внешне. А на самом деле власть в зоне принадлежит блатным. Зачастую это выгодно администрации, и она сама идет на это. Вообще же говоря, зоны, где администрация идет на сотрудничество с осужденными (в хорошем смысле этого слова) можно назвать наиболее благополучными зонами. Хотим мы или не хотим, но признавать воровской и тюремный законы реальной силой приходится, а в конечном счете и тот и другой призваны заботиться об осужденном (заключенном). Если же начальнику ИУ удается поставить вопрос таким образом, что деловое сотрудничество с осужденными идет на пользу колонии, то такое сотрудничество необходимо только приветствовать. Не секрет, когда администрация пытается все решать силой, не обращая внимания на просьбы и требования осужденных (во многих случаях вполне законные), то дело обычно кончается бунтом. Кто от этого выигрывает неизвестно, а вот проигрывают обе стороны.

Кто же такие блатные? Блатной — это представитель верхней ступени иерархической лестницы криминального сообщества. Как правило, блатной является профессиональным преступником. Синонимы — авторитеты, бродяги, арестанты, жулики, правильные, босяки.

Блатные обязаны признавать тюремный закон, а претендующие на звание вора в законе — и воровской. Блатной не должен иметь в своей биографии “черных” пятен, он обязан следовать правильным понятиям. По возможности, блатной не должен в зоне работать. Из числа блатных, при отсутствии в зоне вора в законе, назначаются положенцы или смотрящие, призванные осуществлять общий контроль над зоной, разрешать возникающие конфликты, следить за тем, чтобы не притеснялись мужики. Блатные обязаны следить за тем, чтобы в зону постоянно попадал грев — чай, продукты питания, сигареты, спиртное, наркотики. Все это по идее должно справедливо распределяться между всеми осужденными, чего на практике, конечно, не бывает.

Блатных условно можно разделить на две большие группы: приближенных к ворам в законе, из которых впоследствии и рекрутируются члены воровского ордена, и относительно независимые, но имеющие много денег преступники, которые в силу этого могут себе позволить вести довольно независимый образ жизни, имея мощную охрану и прикрытие. С этой категорией вынуждены считаться даже воры в законе.

В целом, блатные, как уже было сказано выше, должны придерживаться воровского (тюремного) закона, вести себя как воры в законе, но в отличие от последних им запрещено:

- созывать воровские сходки;

- организовывать и распоряжаться общаком;

- участвовать в воровских сходках с правом решающего голоса;

- будучи положенцами (смотрящими) они не могут принимать решения, относящиеся к компетенции вора в законе (например, решение об убийстве кого-нибудь);

- осуществлять функции арбитра (кроме положенцев или смотрящих, которые могут и должны осуществлять эти функции в том ИУ, регионе, где они поставлены на эту “должность”).

Воры в законе. Это лица, которые получили такой статус (высший в криминальной среде) на воровской сходке. Вор в законе должен быть неоднократно судимым, хотя, как указывалось выше, в последнее время, когда все большую и большую роль играют деньги, за счет именно денег ряд преступников получили это высшее криминальное звание, ни разу не побывав в зонах на отсидке. Вор в законе должен хорошо знать криминальную субкультуру, чтобы правильно ориентироваться в преступном мире и принимать соответствующие (правильные) решения. Основными требованиями к кандидатам при вступлении в члены воровского сообщества являются:

- преданность воровской идее;

- отсутствие “компрометирующих” сведений, таких как служба в армии, наличие наград, членство в комсомоле, сотрудничество (тем более негласное) с органами правопорядка;

- наличие организаторских способностей;

- наличие авторитета в среде преступников;

- письменные или устные рекомендации от ряда воров в законе (не менее двух).

Условия приема, перечисленные выше, в целом соблюдаются, хотя в последнее время имеется немало исключений. Всего на данный момент насчитывается около 300 воров в законе (на всей территории бывшего Советского Союза).

Немаловажная деталь - нынешние воры в законе стараются тщательно маскировать свой антиобщественный, преступный образ жизни. Кроме того, нынешние воры в законе сами уже стараются не совершать преступных деяний (во всяком случае таких, как убийства); для этого имеются специально обученные профессионалы (киллеры), а также исполнители для менее сложных поручений — пехота. Основная деятельность воров в законе — это решение организационных вопросов, раздел сфер влияния, судейские (арбитражные) функции. На современном этапе даже разрешается сотрудничество с органами правопорядка, если это выгодно преступному сообществу. Периодически между ворами старой и новой формации возникают довольно серьезные разногласия, нередко заканчивающиеся довольно трагически.

Первый закон воровского братства запрещал вору трудиться. На свободе он должен воровать, в лагере - сидеть, причем в прямом смысле. Прибыв в зону, вор сразу же попадал в отрицалы, нарушая режим и отказываясь работать.

Воры новой формации в большинстве случаев предпочитают работать. Они учреждают фирмы и компании, открывают сеть ресторанов и казино (как это сделал московский вор в законе Витя Калина, получивший корону не без помощи самого Япончика). Известны случаи, когда преуспевающие российские банки приглашали на работу воров в законе. Авторитет занимал должность руководителя службы безопасности и сам устанавливал себе месячное жалование. Торг, как правило, был неуместен. Взамен вор возвращал банку долги. Он даже в руки не брал гражданско-процессуальный кодекс. Ему было достаточно лишь названия фирмы-должника и фамилии директора.

Второе классическое правило воровского братства - не имей семьи. До 70-х годов законникам запрещалось жениться, иметь детей и даже поддерживать связь с родителями. Считается, что известная татуировка "Не забуду мать родную" имеет несколько иной смысл. Под "матерью" понималась воровская семья, которая вскормила и воспитала авторитета. Сегодняшнему вору в законе позволяют жениться, заводить детей и чтить родителей. Иногда отец или мать даже помогают добыть сыну воровской венец. Так было с Витей Калиной, мать которого была связана с Вячеславом Иваньковым - "Японцем".

Воровской устав запрещал законнику окружать себя дорогими вещами особняком, автомобилем и тому подобным, носить любые украшения (единственным украшением должна быть лишь татуировка) и копить личные деньги. Образ жизни вора старой закваски лаконично выразил главный герой известной комедии "Джентльмены удачи": "Ты - вор. Украл, выпил - в тюрьму. Украл, выпил - в тюрьму". Действительно, часть своей добычи законник отдавал в обшак, а на остальные - гулял. Разгульная жизнь обычно длилась не более года. Затем вор был обязан возвратиться в "дом родной": сначала в СИЗО, затем в зону. Это правило оказалось едва ли не самым болезненным для законника.

Сегодняшний вор разъезжает в шедеврах мирового автомобилестроения, возводит трехэтажные особняки, в просторечии называемые "спортзалы". Он окружает себя телохранителями, ибо жизнь законника еще никогда не была в такой опасности, как сегодня (самому же вору до сих пор запрещено носить какое-либо оружие).

Чтобы стать вором в законе, мало быть уголовным авторитетом и чтить воровской кодекс. Нужно пройти коронацию, или посвящение в законники. Это непросто - нужно соблюсти ряд формальностей, которые сохранились и по сей день. Например, авторитет, положенец или пацан, входящий в окружение законников, замахнулся на воровской титул. Прежде всего, ему нужно заручиться двумя письменными рекомендациями от воров в законе. Причем законный стаж поручителей должен быть не менее трех (по другой информации - пяти) лет. После этого кандидат сообщает ворам о своих намерениях. По всем тюрьмам, следственным изоляторам и колониям рассылаются письма - малявы, они - же - ксивы. В них сообщается, что имярек по кличке такой-то собирается короноваться. Письма идут дорогой - тайной лагерной почтой, которая не менее оперативна, чем обычная почтовая связь. Каждый, кто знает о кандидате что-нибудь нелицеприятное, случай, порочащий воровскую честь, должен немедленно сообщить в "отдел коронации". Вспоминаются грешки и двадцатилетней давности.

Авторы рекомендательных маляв в ответе за тех, кого рекомендуют. Поэтому кандидату очень сложно скрыть характерную историю из своей биографии. Рано или поздно она станет всеобщим достоянием. Многие не проходят эту дистанцию и получают прозвище сухарей. Вторая попытка, как правило, также заканчивается неудачей. Если же претендент достоин воровской короны, назначается коронация. Ее могут провести и на свободе, и в зоне. Хотя большим уважением пользуется коронация в колонии или тюрьме. Некоторые из воров считают, что венец нужно вручать только в тюремной больнице или на пересылке. О деталях самого процесса известно немногое. О самой воровской короне также ничего не известно. Скорее всего, это символ, а не ритуальный инструмент. Далее следует клятва новоиспеченного вора в законе. Он обязуется соблюдать законы и беспрекословно принять смерть в случае предательства. Вору торжественно наносят татуировку: сердце, пробитое кинжалом - "смерть за измену". В воровском клане существуют еще наколки, указывающие на законника. Скажем, парящий орел с короной над головой (его накалывают на груди), карточные масти внутри креста, подключичные звезды. Но их наносят после коронации. "Симулировать" вора в законе невозможно, не говоря уже о том, что очень опасно. Вора, прежде всего, выдают манеры, нажитые годами. Он ведет себя как законник, лишь переступив порог СИЗО или колонии. К тому же зэки узнают о его прибытии еще раньше. Это - закон преступного мира. Пока вор едет по этапу, для него уже готовят нары возле окна и достают "смокинг" - лагерную униформу поопрятней (зона обязана знать габариты прибывающего лидера). В тумбочке - двойной паек и курево.

К чудесам воровской коронации в 80-х годах прибавилось еще одно чудо - статус вора в законе можно просто купить. И не за большие деньги, а за очень большие деньги, которые вносятся в общак. Известны случаи, когда богатые криминальные авторитеты получали венец без единой ходки в зону. К деньгам добавляли воровской венец не только по идейным понятиям. Во-первых, авторитет, рэкетирующий фирмы и отмывающий деньги через банковские счета, уже не мог быть потесненным конкурентами, что называется, за здорово живешь. За вором теперь стоял мощный клан с длинными руками и многолетним опытом человеческого истребления. Когда погибает законник, воровской мир начинает свое расследование и выносит свой приговор. Согласно обычаю, за смертью вора должна следовать смерть убийцы. При заказной ликвидации ищут и убивают как заказчика, так и исполнителя. Во-вторых, вор становился смотрящим на каком-то хлебном участке (иногда участком был целый район или даже область), выбивая деньги на общак. В-третьих,вора могут пригласить для разрешения споров, часто хозяйственных, между преступными группировками ("как скажет - так и будет"). И, наконец, четвертая выгода. Фартовая воровская жизнь может когданибудь дать трещину, и законнику придется идти в зону. Гораздо приятнее это делать коронованным, чем обычным криминальным авторитетом. Но в "поправке" есть один недостаток. Специалисты из МВД считают, что воры, коронованные за деньги (их называют скороспелками), умирают чаще, чем воры классические. Судить о причинах никто не берется.

Блатные санкции

Вора коронует сходка, она же и развенчивает провинившегося. Любая блатная санкция, вплоть до пощечины, проводится с ведома сходки. Вор не имеет права сам наказать вора. Он должен созвать сходку и предъявить санкцию.

Прикрытием для сходок зачастую служат массовые мероприятия -свадьбы, юбилеи или похороны. Воровской сбор могут назначить и в лесу, но безопасней его вуалировать под официальный прием. Тем более, что иногда просто пытаются совместить приятное и полезное. Если это похороны
законника, то сходка не только проводит товарища в последний путь, но и решит, кто займет вакантное место. О "повестке дня" большинство воров не знает, расспрашивать же не принято: вор должен быть готовым ко всему, даже к самому худшему. На сходняках обсуждается судьба общака, уголовная стратегия на ближайшее время, расправа над предателем, передел зон влияния, очередной претендент на корону. Все воры имеют одинаковый голос и пользуются равными правами.

Если сорок лет назад сходку мог созвать любой из воров, то теперь она назначается общиной - группой из нескольких законников. Сходки бывают двух видов: местные и краевые. Все зависит от "повестки дня", от важности вопроса, который будет обсуждаться. Сходку назначают и в зоне, чтобы решить насущный вопрос, не ожидая звонка. Раньше у воров была традиция собираться в тюремных больницах под видом пациентов. Лечебное учреждение, опять-таки, выбиралось в зависимости от вопроса. Воров свозили то в городскую, то в областную, а порой и в республиканскую больницы. Там братва могла расслабиться, выпить за редкую встречу и уж потом приступить к делам. Здесь же в одной из палат порой вручалась и воровская корона.

Воровской клан напоминает громадное предприятие с мощным капиталом, опытными кадрами, региональными представителями и уставом.

Управляет фирмой воровской совет - сходняк. Как и любая фирма, воровской клан имеет свои кассы. Общаки бывают двух видов - лагерные и свободные.
     Лагерная касса формируется внутри зоны и служит для грева карцеров и изоляторов, подкупа кумов, закупок спиртного и наркотиков, а также для личных расходов лидера, В каждом отряде существуют шнифты - местные кассы, за которые головой отвечают шнифтари - группа зэков, назначенных вором в законе. Они и собирают со всего отряда дань на общак: сигареты, чай, продукты, деньги и разную туалетную утварь. Размер дани устанавливает сходка.

Помимо общих поборов, берется налог с карточных игр. В 70-х годах за каждый стук (игру) в очко зэки отчисляли рубль, буру - два рубля, терц-пять. Налог оплачивал проигравший.

Любого, кто надругается над общаком - запустит лапу или обчистит - ждала смерть. Когда воровские ревизоры выявляли недостачу, начиналось целое расследование. Обычно спрашивали с кассира. Иногда общаковые деньги замораживали - клали на длительное хранение. Например, их могли закопать на кладбище под видом свежей могилы. Сегодня, по мнению оперработников, воры стараются хранить наличность, притом твердую валюту, которая в меньшей степени подвержена инфляции. Такую кассу охраняют не один и не два человека. По некоторым данным, число хранителей свободного общака порой достигает двадцати бойцов, которых выбирают на сходняке.

Стеречь кассу - дело почетное и довольно прибыльное. Эту миссию поручают фанатикам, самым преданным воровскому делу законникам. О месте хранения денег и способе их получения знает лишь охрана (ее называют сообщаковой братвой). Они ложится на дно и живет на конспиративных квартирах по фальшивым паспортам. Система безопасности общака продумывается настолько, что заговор внутри сообщаковой братвы ничего не даст. Притом воры-охранники имеют право убить любого законника, даже самого авторитетного, который попытается запустить руку в кассу. Разрешаются разборки и внутри охраны, вплоть до ликвидации. Лагерный общак не идет ни в какое сравнение со свободным общаком, который оперирует миллионами долларов. Один авторитетнейший законник после прибытия в США получил от долгопрудненских воров почти 400 тысяч долларов для "поддержания штанов". Говорят, что, получив сумму, вор разочарованно вздохнул: он ожидал больше.

Пацаны, шестерки, быки и громоотводы - лагерная прислуга вора в законе. Нередко они служат законникам и на свободе, но там их услуги иного характера. В этом ряду самое выгодное положение у пацанов.

К пацанам относят отрицал, симпатизирующих ворам. Когда вор размораживает зону, то есть затевает массовые беспорядки, пацаны служат ударной силой, подстрекая мужиков на пьянство и саботаж.
 Мужиками (или работягами) называют тех, кто стал на путь исправления, добросовестно работает и не конфликтует с персоналом ИТК. В мужики чаще всего попадают зэки, осужденные впервые, цеховики и расхитители, далекие от примитивной уголовщины. Мужики записываются в актив, пытаясь заслужить досрочное освобождение. В колонии создаются два мощных лагеря из пацанов и мужиков. Новичок, если он не "профессионал", должен принять одну из сторон. Во время лагерных бунтов пацаны по заданию авторитета не пускают мужиков в промзону, спаивают их водкой (иногда насильно) и провоцируют на драки. Мужики менее организованы и на массовый отпор не идут.

Наиболее преданных и авторитетных пацанов воры берут в свое окружение. Особое внимание уделяют молодежи, из которой выковывается достойная смена. Пацана могут признать положением, то есть потенциальным кандидатом на воровской венец. Многие клятвы во время коронации начинались словами: "Я как пацан, который хочет служить воровскому братству..."

Шестерки служат для общих услуг: передают записки) собирают деньги, ежедневно проводят влажную уборку возле нар вора, достают сигареты и спиртное, доносят о непорядке, трудятся за вора в промзоне, обстирывают и даже вслух читают книги. На свободе многие шестерки становятся паханами и возглавляют преступные группы. Некто Григорий Вербило в ИТК-29 прислуживал вору в законе, три года давал за него план в арматурном цехе и брал на себя все режимные провины законника. Выйдя из зоны, Вербило открыл в Челябинске фирму и стал торговать спиртным. Он ездил на иномарке и имел двоих телохранителей. Через год Гриша загремел в СИЗО за мошенничество и наркотики, которые нашли при обыске. Получив десять лет, он отправился в ИТК и опять попал в пристяжь: там свои порядки и обычаи. В зоне шестерки обязаны защищать вора, исполняя роль телохранителей. В случае его несанкционированного убийства или увечья отвечает пристяжь. Авторитеты часто набирают в прислугу лиц, имеющих опыт охранной деятельности.

Быки - прямые исполнители наказаний. Их также называют солдатами и посылают туда, где нужна грубая физическая сила. К примеру, опустить, отдубасить, а иногда и прикончить неугодного зэка. Ряды быков стараются пополнять здоровенными детинами, которые могут напугать впечатлительного мужика или суку одним своим видом. Умом быки не блещут, и среди них даже встречаются дебилы, признанные судебными экспертами психически здоровыми. Самые опасные среди быков - так называемые торпеды. Это смертники, "камикадзе", которые выполняют задание любой ценой, даже если придется расстаться с жизнью. В торпеды может попасть карточный игрок, проигравший свою жизнь. Такие игры очень популярны у преступников и называются "Три звездочки" (иногда "Три косточки"). Если "камикадзе" отказывается выполнить приказ, то есть вернуть карточный долг, он об этом быстро жалеет Торпеды могут убивать не только в зоне, но и на воле. Но заказ на ликвидацию должен быть изначально выполним. Если победитель поручит зарезать главу африканской республики или прикончить "объект" на днях гае-то в Череповце, когда торпеде еще три года до звонка, - это западло. Иногда торпедам поручают убить милиционера, прокурора или госдеятеля (скажем, депутата). В таких случаях шансы получить "вышку" возрастают до предела. Поэтому перед смертельным коном игроки нередко оговаривают все
нюансы.
   И, наконец, последний представитель воровской пристяжи - громоотвод. Он защищает авторитета с юридической стороны: берет на себя его преступления. Подставу стараются проводить очень тщательно и грамотно, так как самих признаний громоотвода для следствия мало. Следователь может пришить и липовое дело, записав плюс в свой актив, но тогда оно имеет большие шансы развалиться на суде. Роль громоотводов могут исполнять шестерки или торпеды, реже быки и пацаны.

Самая презираемая каста зоны - опущенные и обиженные. В нее попадают пассивные гомосексуалисты, лица, осужденные за половые преступления, и жертвы насилия в самой зоне. Опушенных называют петухами, маргаритками, вафлерами и отводят для них отдельную территорию, так называемый петушиный угол. В казарме петухи ложатся у дверей, в камере - у параши или под нарами. Иногда их заставляют сооружать ширмочки, дабы полностью оградиться от лагерного изгоя. В столовой есть петушиные столы и лавки, где питаются лишь опущенные. Если обычный зэк сядет в петушиное гнездо, он становится законтаченным и лишается былого уважения. Прибыв в ИТК или СИЗО, опытный уголовник, прежде всего, выясняет для
себя, где ютится обиженная братия, чтобы не сесть в лужу. Петух обычно меченый: одет неопрятно и грязен (ему запрещается мыться в бане и туалетных комнатах вместе со всеми). В столовой он пользуется специальной посудой: в мисках, кружках и ложках сверлятся дырки, и, чтобы суп или чай не выливался, петух затыкает дырку пальцем. Уголовники часто вместо "опустили" говорят "подарили тарелочку с дырочкой".

Опущенным и обиженным поручают самую мерзкую работу: чистить туалет, выносить парашу, обслуживать помойные ямы. Если петух отказывается, его могут избить ногами (бить руками нельзя), окунуть лицом в парашу, или даже убить. Многие опущенные не выдерживают истязаний и сводят счеты с жизнью.

Разговаривать с петухом - западло, общаться с ним можно лишь половым путем. Идти в промзону бедняга обязан в хвосте колонны, ему запрещено приближаться к нормальному зэку ближе, чем на три шага, а тем более -заводить разговор. Петух обязан уступать дорогу, плотно прижимаясь к стене. Любой огрех чреват мордобоем.

Причин для опускания много. Сделать отбросом зоны могут еще в следственном изоляторе, притом лишь за то, что ты нагрубил авторитету или стал качать свои права. Как правило, такое допускают новички, привыкшие командовать на свободе. Бывали случаи, когда "дарили тарелку с дыркой" за внешний вид, скажем, за смазливость, жеманность или чрезмерную интеллигентность.

Пассивные гомосексуалисты и насильники малолетних попадали в касту автоматически.

Сокамерники еше в СИЗО узнают сексуальную ориентацию и статью, по которой обвиняется "новобранец". Пассивного педераста зона метит татуировкой - выкалывает синяк под глазом или наносит определенный рисунок. Утаить клеймо практически невозможно, и петух остается им на вечные времена. Прибывая в очередной раз в СИЗО или НТК, он обязан прежде всего уточнить, где здесь петушиный угол. В случае утаивания и обмана опущенного могут убить те, кого он законтачил своим общением.

К обиженным относят зэков, которых отвергли, но не опустили. Например, законтаченных в общении с петухами, карточных должников, отцеубийц, развратников или просто доходягу, не умеющего за себя постоять. Таких называют парашниками. Они по лагерному рангу выше петухов, но уборка туалета их не минует. Парашника в любой момент могут наградить посудой с дырками.

Опускание - процесс стандартный: двое или трое держат, один насилует. Иногда жертве цепляют на спину порнографический снимок для возбуждения. Если кандидата в петухи скрутить не удалось, пускаются на хитрость. Дождавшись, пока он заснет, зэки мастурбируют на его лицо или проводят членом по губам. После этого по лагерю или СИЗО объявляется, что полку вафлеров прибыло. Так поступали с бандитами, пошедшими против воров.

Долгое время опущенные были полностью бесправными. Их ставили ниже легавых, сук и козлов. Но их клан стал приспосабливаться к зоне, создавать свой устав и свою иерархию. Это происходило не во всех лагерях и тюрьмах. Опытные зэки считали, что больше всего петухов на общем и усиленном режимах, и называли такие зоны козлиными. Чем строже режим, утверждали они, тем меньше вафлеров и больше шансов им выжить.

Но самым любопытным является то, что петухи, пытаясь выжить, заставили с собой считаться.

Они стали защищаться после того, как истязания достигли апогея: их заставляли есть испражнения и языком вылизывать парашу. Доведенная до отчаяния жертва шла на самоубийство, но не обычным путем. Петух выбирал наиболее злобного уголовника и бросался ему на шею, целуя и облизывая. Шокированный зэк убивал или калечил изгоя, но сам становился законтаченным. Былое уважение мигом улетучивалось, и посрамленный уголовник вскоре пополнял ряды обиженных.

Выйдя из ИТК на свободу, парашники, козлы и петухи становились серьезной опасностью для воров. Лагерные унижения порождали у большинства из них чувство ненависти, а у многих - желание отомстить. Опущенные бандиты вновь брались за оружие и начинали охотиться за ворами и их окружением: шестерками, быками, пацанами. Порой погибали те, кто лишь упоминал о своей связи с ворами.

  В последнее время получил значительное развитие «институт» смотрящих, или положенцев.

Смотрящие имеются в каждой зоне и СИЗО, в каждом отряде и корпусе, чуть ли не в каждой камере. Назначаются смотрящие за дорогой, за снабжением ШИЗО и ПКТ, за столовой, за общаком и т.д.

     Основная функция смотрящих:

– поддержание должного порядка (роль «теневой администрации»), пресечение и разбор конфликтов, ведение переговоров с администрацией, равномерное распределение легально и нелегально поступаемых в учреждение продуктов питания, спиртного, наркотиков, сигарет и т.д. Фактически смотрящие исполняют функции воров в законе, но с рядом изъятий. Смотрящие назначаются даже в том случае, если в ИК или в СИЗО находится вор в законе, которому они, безусловно, подчиняются.

 

На положении смотрящих в зоне могут даже находиться осужденные за изнасилование, в зависимости от своего финансового положения, связей, родственных отношений.

 

 







Тачковка

 

Шпулька, шпулькуются

Общак

А. Гуров, первый заявивший во всеуслышание о существовании организованной преступности и возглавивший первое управление по борьбе с организованной преступностью, являющийся, безусловно, одним из крупнейших специалистов в этой области, выделяет три разновидности общих денежных касс (общак), создаваемых преступными сообществами, обусловленные двумя факторами их создания – местом создания и контингентом пользователей:

– кассы, создаваемые из паевых взносов членов организованных преступных сообществ, занимающихся противоправной частнопредпринимательской деятельностью (в настоящее время эти кассы – общаки практически прекратили свое существование, так как почти не осталось тех областей, в которых бы не развивалась частнопредпринимательская деятельность на законной основе. Правда, сюда можно отнести различную противозаконную деятельность, подпадающую под определенные статьи УК, например: организация притонов, различных публичных домов под маской массажных кабинетов, выпуск порнографической продукции и т.д.);     

– кассы (общаки), создаваемые в местах лишения свободы;

общак, действующий в условиях свободы.

Этот вид общака образуется более сложным путем, чем общак в ИУ, и складывается из следующих источников:

- вклады различных категорий профессиональных преступников (карманников, домушников, мошенников, сбытчиков краденого, сбытчиков наркотиков и других категорий). Причем взносы делают, как правило, подавляющее большинство преступников;

- различного вида рэкет (осуществляется зачастую под видом создания крыши для различных организаций, государственных и негосударственных, банков и т.д.);

- отчисления за помощь во взыскании долгов, разрешении споров между предпринимателями, осуществление функций третейского суда и т.д.

Изначально общак создавался с вполне благородной целью (пусть и не совсем благородными методами) – для оказания помощи лицам, попавшим в места лишения свободы, а также их родственникам. Но за последние несколько десятилетий функции общака сильно изменились.

Имеются сведения, что существует даже общероссийский общак и общая его сумма исчисляется сотнями миллионов долларов.

    Назначение общака следующее:

– для помощи ворам в законе, другим авторитетам, их семьям;

– для помощи другим осужденным, заключенным и их се­мьям;

– для дальнейшего расширения преступного бизнеса;

– для подкупа представителей исполнительной и законодательной властей (чиновников, депутатов всех уровней с целью обеспечения лоббирования интересов преступных сообществ, а также получения различных льгот и привилегий для контролируемых преступными сообществами предприятий, фондов, банков и др.);

– для подкупа сотрудников ОВД, РУОПа, ИУ, СИЗО, прокуратуры и судов;

– для легализации преступного бизнеса, постепенного его перевода на «законные рельсы»;

– для создания материальной и финансовой базы преступных объединений;

– для выполнения пропагандистско-психологической функции;

– для организации противодействия сотрудникам пенитенциарных учреждений.

Необходимо отметить, что в преступных сообществах значительно развита разведывательная и контрразведывательная организация, что позволяет с достаточной долей уверенности знать, на кого можно наехать с целью извлечения прибыли.

Для сохранности общака выделяются отдельные, пользующиеся доверием лидеров преступного мира лица, которым предоставляются значительные полномочия, вплоть до вынесения смертных приговоров в отношении лиц, допустивших нарушения «финансовой дисциплины».

В ИУ общаком, как правило, ведает один человек, наиболее приближенный к местному неформальному лидеру (вору в законе, а в его отсутствие положенцу или смотрящему).

Сам хранитель общака в ИУ также не может без разрешения тратить что бы то ни было под страхом смерти. Определить хранителя общака в ИУ – довольно сложная задача, так как он обычно очень законспирирован, внешне может выглядеть вполне законопослушным зеком, не нарушающим режим содержания (что, кстати говоря, ему и не рекомендуется делать).

Таким образом, рассматривая данную тему можно отметить, что в преступных группах просматриваются следующие традиции:

- разделение на слои, то есть наличие строгой иерархии, при этом сохраняется возможность перехода из низшей касты в более высокую, путем «выкупа», совершения особо дерзкого преступления, или за особые заслуги в криминальной деятельности;

- система норм, которой должны придерживаться все участники совместной преступной деятельности. По существу, многие из этих норм поведения представляют применение воровских законов и традиций применительно к конкретной группе («жить по понятиям»);

- существование особого сленга участников, проявление особенностей во внешнем виде, манере поведения, форме проведения досуга. Специфической стороной общения является применение в процессе контактов кличек и воровского жаргона;

- нанесение татуировок, которые играют определенную роль при общении, так как они являются «говорящими» и часто указывают на статус человека в криминальной среде;

- использование негласных коммуникаций в письме, а именно шифра, пиктограмм, изготовление тайников, переброс через запретную зону исправительных учреждений запрещенных предметов, специальная жестика и др.;

- нормами проведения свободного времени членов преступных групп являются: азартные игры; принятие спиртных напитков и наркотиков; вступление в интимные связи с женщинами легкого поведения и проститутками, лирика, выражающая стремление души к оправданию своих действий, показывающая отношение к сотрудникам правоохранительных органов, в своих язвительно-юмористических текстах и др.;

- формирование «общака».

 


[1] Сухов, Е. Я — вор в законе. / Е. Я Сухов М., 1995,С.15

[2] Пирожков, В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура./ В.Ф. Пирожков М., 1994, гл. II, параграф 3.


Тема 3. Преступные традиции в местах лишения свободы

План

1. Преступные традиции в СИЗО.

2. Тюремные правила.

3. Тюремные наказания.


1. Преступные традиции в СИЗО.

 

   Что происходит с осужденным, когда он попадает в места лишения свободы? Его никто не спросил, где он будет отбывать наказание, в колонии его определяют в отряд, где есть свободные места, работает он там, где не хватает работников, спит на доставшемся месте. Кроме того, у него обесценивается собственное "Я". Словом, он испытывает угрозу собственному существованию.

    Негативные психические состояния есть самый красноречивый показатель опасений, но и покинуть определенное ему место заключенный не может. Чтобы как-то обезопасить себя, вернуть самооценку, он начинает раздвигать установленные законом и инструкциями рамки поведения, перекраивать установленные порядки. Вопреки установленной законами организации отбывания наказания начинается самоорганизация.

    Поскольку в местах лишения свободы существует обостренный спрос на справедливость, пусть и понимаемой по своему, поскольку права заключенных постоянно попираются, поставляя "пищу" для возмущения, то существует потребность в защите нарушений справедливости. Лидеры сообщества берут на себя эту важную роль. Остальные заключенные делегируют им право защиты справедливости, отчего они превращаются в глашатаев общих настроений. Это качество придает им вес.

    Для того чтобы лучше познать современную преступность "изнутри", определить ее качественные тенденции, необходимо изучить уголовно-профессиональную среду через существующую в ней субкультуру, иными словами - так называемую "вторую жизнь", особенности которой не поддаются статистическому анализу и оттого порой уходят из нашего поля зрения. Субкультура - это неотъемлемый компонент устойчивого противоправного поведения, зависящий от ряда обстоятельств. Чем сильнее, строже режим содержания, тем ярче выражена субкультура.

 

        «Хата» (камера)

Разные тюрьмы, разные "хаты". Тюремный закон - один для всех. Имеется   в виду не писанные на бумаге инструкции МВД и статьи Кодекса, а десятилетиями вырабатываемый негласный закон, или "понятия". Именно "понятия" (а они как бы шире закона) определяют основные принципы сосуществования огромного числа зеков Казахстана в тюрьмах и зонах.

Знакомство с "понятиями" (или отсутствием таковых) начинается с тюремной камеры (хаты). Многие "первоходочники", особенно - малолетки, уверены, что право сильного, практикуемое на улице (дискотеки, тусовки), - и есть основа тюремного закона. Результатом этого заблуждения является, например, так называемая "прописка", распространенная в "хатах" общего режима и у малолеток.

 

Прописка на уголовном жаргоне означает процедуру принятия новичка в свои ряды. Прописка среди взрослых преступников встречается достаточно редко, в основном процедуру прописки проходят в следственных изоляторах в камерах для несовершеннолетних. Прописка в нынешнем ее понимании - издевательская проверка новичка, который впервые попал в места лишения свободы. Она вошла в моду в 30-е годы и была далека от истязаний.

Если в камеру попадает гомосексуалист, лучше прямо сказать об этом. В таком случае он будет спать и питаться с «петухами», но отношение к нему будет отличаться от отношения к «петухам», заслужившим свой статус из-за «неправильного» поведения.

Всякий вошедший в камеру должен пройти «прописку». К ней не принуждают людей старше 40 лет и явных больных. Пожилому человеку сразу следует заявить, что он «определяется в мужики» (то есть будет работать, а если потребуют - платить в «общак»). Заставлять участвовать в воровских делах его вряд ли будут. Правда, из «мужиков» можно и выбыть - с понижением. Если, например, воровать у своих («крысятничать»), слишком много разговаривать, попасться на связях с операми и т.п. Есть случаи, когда от прописки откупались за несколько тысяч долларов - через адвоката.

«Прописка» - формальный допрос с целью определить, что за человек "к нам пришел". Это и понятно - люди, которым предстоит какое-то время провести в одном помещении, не хотят лишних проблем. Например, они могут - не зная того - неделю-другую есть за одним столом с «петухом». А это чревато неприятностями и для авторитетов.

При «прописке» - да и вообще в камере - есть одно главное правило: нужно говорить правду. Если человек совершил изнасилование, а рассказал, что его оклеветали, ему могут поверить. Но если выяснится, что он все-таки обманул сокамерников, то ему этого не простят.

«Прописка» - это ритуал. Ее десятилетиями складывавшиеся правила на человека, впервые попавшего в камеру, могут произвести устрашающее впечатление. На него могут кричать, несколько раз ударить, будут провоцировать. Но никто не ставит цели нанести серьезные телесные повреждения, скорее, это делается в порядке профилактики. Спортсмены, впервые попадающие в камеру, иногда воспринимают все это всерьез и устраивают настоящую драку. Были случаи, когда такие люди получали тяжкие телесные повреждения.

Формально «прописка» состоит в том, что новичку задают вопросы, а он обязан отвечать. Если он не уголовник со стажем, не надо изображать бывалого урку. Если он не знает правил жизни в камере, так и должен сказать. На вопрос, будет ли соблюдать правила, лучше ответить, что да.

Есть много типичных вопросов. Показывается костяшка домино "шесть-пять". Предлагается выбрать. После сделанного выбора могут объявить, что пятерка означает «петух», а шестерка – «шестерку» (ложкомоя). А можно было бы выбрать и черточку между ними, что ничего не означает.

Специально для новичка могут оставить свободными крючки для одежды под номерами 5 и 6. Но вещи можно бросить и на койку или скамейку...

Классическая тюремная прописка - своеобразный экзамен для новобранца. Она знает множество примеров и хитрых уловок, которым подвергался испытуемый. Скажем, тюремная этика не позволяла зекам допытываться у новичка, кто он, когда и за что попал в камеру. Не поощрялось и любопытство по поводу числа ходок. Но для проверки его лагерного опыта братва затевала развлечение. Как правило, прописка начинается с вопросов. Едва зек-новичок переступал порог, оказываясь один на один с абсолютно чужим миром, как к нему подходил какой-то шустрый малый и участливо спрашивал: - Мать продашь или в задницу дашь? Столь странное знакомство имеет множество разновидностей: «Тебе привет от Прасковьи Федоровны передали?», «Что будешь кушать - мыло со стола или хлеб с параши?» От того, какой будет ответ, зависела и судьба зека. Правильный ответ отрицает любой выбор или же показывает ознакомленность с подобными традициями: «Мать не продается, жопа не дается». «Ссу стоя, сру сидя» («Прасковья Федоровна» на воровском жаргоне - тюремная параша), «Стол не мыльница, параша не хлебница". "Стоят два стула на одном пики точёны, на другом х… дрочёны. Куда сядешь?» Ответ: «Возьму пики точёны и срублю х… дрочёны!».Если человек не прошёл прописки он определяется как парашник, и приходя в сознание ощущает себя на этом месте. Парашник - это ещё не петух, но уже и не мужик (или «пацан» на малолетке). Из парашника можно стать мужиком в любое время. Надо вылить на себя ведро воды, прокричать «Прощай, параша!» и попытаться пройти прописку снова. Петух, разумеется, такой возможности не имеет." Ясно, что новичок может угадать правильный ответ, а может и не угадать.
Если он будет отвечать неправильно, максимум, что ему грозит, - несколько ударов. А вот упорствующие в заблуждениях могут получить предложение определиться - отправиться к «петухам» или к «шестеркам». Вот здесь «отработать назад» уже очень сложно. Но можно: в некоторых случаях, если новичок извинится, он будет избит, возможно, заплатит, но «отмажется».Таких характерных вопросов масса. Но это только словесный экзамен. Гораздо хуже для новичка, если с ним начинают производить подозрительные манипуляции. Например, ему подавали нитку: "Перевяжи яйца и прыгни с верхних нар". Зек должен был снять штаны, обмотать ниткой мошонку, вскарабкаться на верхний ярус, закрепить конец нитки и сигануть вниз. Опытный арестант без боязни и стеснения проделывал эту хитрую процедуру: нитка  обязательно должна была порваться. Новоприбывшему зеку могли приказать повторить "подвиг Гастелло" с третьего яруса. Опытный зек прыгал вниз головой и падал на руки братвы. Новичок робко отнекивался и в конце концов оказывался избитым.    Тюремный закон запрещал травмы при прописке. Но это было до недавнего времени. Неписаные блатные традиции еще сохранились в «черных» (воровских) зонах. Однако в «красных» зонах и камерах, где власть держат фраера (бандиты, убийцы, вымогатели и др.), прописка уже давно стала не столько экзаменом, сколько развлечением. Издевательство над зеком  встречается там, где нет жестких тюремных обычаев.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 371.