Тема 10. Программа социологического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Примерные темы технических заданий на проведение социологических исследований:

Удовлетворенность работников предприятия условиями труда на данном предприятии

Адаптация молодых специалистов к работе на предприятии

Текучесть кадров на предприятии

Должностной рост работников предприятия

Морально - психологический климат коллектива

Удовлетворенность учащихся условиями обучения в к-л. учебном заведении

Мнение старшекурсников к-л. учебного заведения о правильности выбора профессии

Социальный портрет руководителей к-л. профессиональной сферы

Здоровье как социальная ценность

Условия карьерного роста работников к-л. профессиональной сферы

Социальные проблемы студенческих семей

Социальные проблемы трудных подростков

Отношение к. - л. группы населения к ценности здорового образа жизни

Изучение предпочтений читательской аудитории

Социальные проблемы компьютерной грамотности к. - л. группы населения

Оценка потребителями сервиса к. - л. структуры (банка, медицинского учреждения, гостиницы и т.д.)

Мнение горожан о телевизионных каналах или программах

Отношение жителей города к экологической проблеме

Социальный портрет предпринимателя

Отношение населения к получению второго высшего образования

Факторы, влияющие на выбор молодежью профессии

Факторы, влияющие на выбор молодежью учебного заведения

Трудоустройство молодых специалистов

Социальные проблемы безработных

Структура досуга к-л. группы населения

Социальные проблемы развития малого предпринимательства

Отношение населения к нормам русского языка

Отношение молодежи к изучению иностранных языков

Удовлетворенность тольяттинцев различными аспектами городской жизни

Социальные проблемы мигрантов

Образование как социальная ценность

Отношение к. - л. групп населения к религиозным ценностям

Социальные аспекты жилищной проблемы

Отношение подростков к учебе

Отношение различных групп населения к курению

Отношение различных групп населения к употреблению алкоголя

Отношение различных групп населения к наркомании

Политические предпочтения населения

Оценка населением работы городских коммунальных служб

Отношение населения к изменению системы оплаты за телефон

Представления различных групп населения о жизненном успехе

Оценка группами населения к. - л. радиостанции

Отношение населения к “национальному вопросу”

Труд как социальная ценность

Физкультура и спорт в структуре досуга населения

Социальные проблемы трудовой дисциплины на к. - л. предприятии

Оценка социального потенциала развития к. - л. предприятия

Электоральные предпочтения горожан

Отношение населения к патриотизму

Оценка населением к. - л. периодического печатного издания (газеты, журнала)

Программа социологического исследования обычно включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение следующих вопросов:

Программа социологического исследования, которая включает следующие пункты:

Обоснование проблемы исследования

Предмет исследования

Объект исследования

Обоснование выборки

Цель исследования

Интерпретация и операционализация основных понятий

Гипотезы (не менее семи)

Задачи исследования

методологическая часть - формулировку и обоснование проблемы,

указание цели,

определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий,

формулировку гипотез и задач исследования; методическая часть - определение обследуемой совокупности,

характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации,

логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ.

Программа - это изложение общей концепции исследовательского проекта, заключающей в себе поэтапное программирование и правила процедур научно-практической деятельности.

Тема исследования - вводит в круг проблем, очерчивает контуры того, что будет ставиться в качестве цели исследования, содержать в себе направленность на принятие какого-то управленческого решения.

Исследовательская проблема - это форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому решению. Ее постановка является начальным звеном всякого социологического исследования, так как сама проблема - это социальная задача, которая нуждается в непосредственном решении. В свою очередь, поставленная проблема подчиняет своему решению все познавательные действия исследователя и определяет состав познавательных действий.

Поставленные самой жизнью противоречивые ситуации принято называть социальной проблемой. Для инициаторов и организаторов социологического исследования социальная проблема выступает как своего рода состояние "знания о незнании" определенных сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития и других характеристик какого-либо социального явления или процесса.

В процессе постановки проблемы можно выделить две основные процедуры: осмысление проблемной ситуации и формулировку (разработку) проблемы.

А) Осмысление проблемной ситуации:

Проблемная ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешение которого в данный момент времени еще не известны.

Предварительный анализ проблемной ситуации проводится на основе внешних наблюдений, свободного интервью с участниками проблемной ситуации, анализа документов, результатов предшествующих социологических исследований, свободных интервью с экспертами.

Б) Формулировка проблемы:

Сформулированная проблема есть результат осмысления проблемной ситуации.

Проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок. Вопрос: “Каковы причины определенных явлений? ”. Установка: “Найти способы решения, построить модель, объясняющую данный круг факторов".

Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки, то есть исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере, адекватно отражающих содержание вопроса (установки).

Решаемая проблема обязательно предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения.

Пример 1:

1. Проблема исследования - необходимость разрешения противоречия между уровнем заинтересованности родителей в эффективности воспитательного и образовательного воздействия на детей со стороны школы и других социальных структур и отсутствием соответствующих мер организационного воздействия, позволяющих концентрировать материальные, интеллектуальные и информационные ресурсы.

Пример 2:

2. Проблема исследования: Проблема организации досуга молодежи является важной воспитательной задачей, в решении которой заинтересованы как сами подростки, так и их родители, педагоги, работники учреждений культуры и образования. Изучение результатов анкетирования старшеклассников дает возможность получения комплексной информации о различных формах жизнедеятельности подрастающего поколения, в том числе и значения социо-культурной сферы города Тольятти в организации их досуга. Анализ мнения молодежи выступает индикатором показателя эффективности организации досуга. Подобная информация дает представление о поколении тольяттинцев, которое будет определять культурный облик города.

В процессе формулировки проблемы исследования стремятся к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее. Следует опасаться и другой крайности - выдвижения проблем слишком широкого плана. Если не удается сразу придать формулировке проблемы ясность и четкость, то это может быть сделано в дальнейшем, по мере методологической и методической разработки других частей программы.

Бывает, что в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем. Однако такое возможно лишь в том случае, когда сама исследовательская программа нацелена на "многопроблемный" социологический анализ. В принципе же идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно.

Определение объекта и предмета исследования:

Объект - явление или сфера социальной действительности, которые выступают как непосредственные носители проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность. Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета исследования. Социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы.

Предмет - стороны, свойства, характеристики объекта, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании. Предмет включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающую в ней противоречие) и подлежат изучению. Предмет социологического исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.

Примеры формулировки объекта и предмета исследования:

Пример 1. Объект исследования - родители учащихся средних школ Центрального района

Предмет исследования - потребности, интересы и запросы родителей в обеспечении условий образования их детей

Пример 2. Объект исследования: старшеклассники средних школ города Тольятти (учащиеся 9-11 классов г. Тольятти). Выбор этого объекта исследования определяется тем, что стереотипы проведения досуга этой когорты тольяттинцев находятся в стадии формирования, поэтому в наибольшей степени могут изменяться под влиянием воспитательного и информационного воздействия.

Предмет исследования: изучение наиболее типичных форм досуга молодежи в социо-культурной сфере г. Тольятти.

Цель исследования

Цель социологического исследования определяет преимущественную ориентацию - теоретическую или прикладную. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование.

Виды целей исследования:

Теоретико-прикладная Практически-прикладная
1. На основе источников выявления основного социального противоречия, создающего проблему, и его локализация на конкретных социальных объектах. 1. Анализ литературы и консультации со специалистами для выявления типового способа решения проблемы на данном объекте.
2. Выявление обстоятельств, сопутствующих возникновению проблемы и факторов, детерминирующих социальные процессы, разработка теоретической концепции исследования. 2. Сбор фактических данных о ситуации на объекте с использованием методик для определения способов применения типового варианта решения проблемы к данному объекту.
3. Конструирование методик исследования, их апробирование (пилотаж) и последующий отбор информации на объекте изучения. 3. Разработка вариантов решения проблемы и их проверка путем обсуждения с экспертами и в конечном итоге экспериментально.
4. Детальный анализ полученных данных соответственно концепции и гипотезам исследования; определение путей решения проблемы. 4. Анализ итогов социального эксперимента, коррекция предлагаемых нововведений, оценка достигнутого эффекта, план практических действий на перспективу.

 

Примеры формулировки целей исследования:

охарактеризовать ценностные, образовательные и социально-профессиональные ориентации молодых людей, заканчивающих среднюю школу в 1996/97 учебном году; на основе анализа собранных данных выработать рекомендации по осуществлению практики управления образованием;

на основе сопоставления с данными исследования Лаборатории социологических проблем образования Института образования взрослых (С-Петербург) 1995 года выявить специфику ценностей, личностных проблем и уровня образовательных запросов учащихся.

Интерпретация и операционализация основных понятий:

Между логическим анализом основных понятий и видом социологического исследования существует тесная зависимость. И чем сложнее вид планируемого исследования, тем более емкой и разветвленной оказывается структура логического анализа основных понятий.

В свою очередь, характер анализа основных понятий оказывает непосредственное воздействие на логику построения всего инструментария сбора первичной социологической информации. Кроме того, как семантическая форма вычленения составных элементов исследуемого явления и установления между ними взаимосвязи, логический анализ основных понятий помогает впоследствии правильно объяснить результаты социологического исследования.

Процесс логического анализа основных понятий в социологическом исследовании состоит из двух этапов:

1. Выявление главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое точно и полно авыражает его сущность.

2. Выявление совокупности операциональных понятий, на которые "раскладывается" основное понятие.

Поскольку для разведывательного исследования глубокой и всесторонней операционализации не требуется, что объясняется определенной узостью решаемых в нем задач. В соответствии с ними, а также с учетом содержания интерпретации исследуемого явления и выбираются операциональные понятия.

В описательном и аналитическом исследованиях требования к глубине и объему опрерационализации значительно усложняются, что вытекает из более весомых целей и задач, которые в них ставятся.

Так, в процессе разработки программы описательного исследования осуществляется структурная операционализация. Это значит, что логический анализ основного понятия проводится путем его " расчленения" на составляющие элементы - ведущие характеристики предмета исследования.

В аналитическом исследованиии операционализация призвана предусмотреть не только структурирование изучаемого явления путем "расчленения" отражающего его понятия на составляющие элементы, но и выявление предполагаемых причин, определяющих характер состояния этого явления. Другими словами, речь идет о необходимости выявить те факторы, которые воздействуют на содержание и изменение явления в целом.

Отсюда ясно, что схема операционализации основного понятия в аналитическом исследовании должна включать и структурную, и факторную операционализацию. Последняя включает те факторы, которые могут оказывать прямое или косвенное воздействие на изучаемое явление.

Интерпретация понятий - теоретическое уточнение включает:

а) соотнесение специфических понятий с определенной теоретической системой;

б) достижение однозначности в понимании содержания категориального понятийного аппарата данного исследования;

в) достижение точности употребления терминов, однозначно фиксирующих определенные понятия.

В процессе теоретического осмысления основных исходных понятий данные требования реализуются путем:

выделения определенной точки зрения;

придания однозначного смысла (уточнения) в рамках данного исследования (концепция, доработка, введение частного определения);

выработки нового определения понятия.

Данные уточнения понятий должны быть зафиксированы исследователем через систему комментариев, оговорок и т.п.

Операционализация понятий позволяет установить, по каким направлениям анализа должен осуществляться сбор социологических данных, необходимых для количественно-качественного анализа социальных явлений.

Это переход от содержания основных понятий через иерархию опосредующих конкретизирующих к потенциально доступным фиксации и измерению единицам искомой информации (индикаторам).

Цель операционализации - последовательная конкретизация содержания понятий, дающая возможность выйти на такие проявления (косвенные, опосредствованные) непосредственно недоступных восприятию изучаемых явлений, которые поддаются фиксации и измерению.

Главная задача - обеспечить переход к индикаторам, позволяющим получить социологическую информацию, которую можно соотносить с исходными априорными представлениями, выработанными до начала исследования.

Индикатор - это факт, используемый для социологического измерения.

Эмпирический индикатор позволяет:

установить как и в какой форме надо подойти к сбору данных;

правильно сформулировать вопросы в различных видах инструментария;

определить структуру ответов на вопросы (шкалы, тесты).

Операционализация позволяет установить, о чем следует собирать социологические данные.

Операциональное определение понятия - это операции разложения его теоретического содержания на эмпирические эквиваленты, доступные для фиксации и измерения.

Это обеспечивает:

Сопоставление теоретических понятий с фактами, отражением которых они являются.

Выбор наиболее существенных признаков для изучения

Осуществление измерения изучаемых признаков.

В результате основные понятия становятся рабочими в социологическом исследовании.

Процедура:

Перевод исходного понятия в показатели.

Перевод показателей в переменные.

Перевод переменных в индикаторы.

Определение методов сбора искомых данных.

Таким образом, работа с понятиями есть процедура установления связи между понятийным аппаратом и методическим инструментарием исследования.

Шкалы измерений:

Измерение (квантификация) - это процедура приписывания количественной определенности изучаемым качественным признакам.

Шкала - измерительная часть инструмента, оценивающая эмпирические индикаторы (внешние признаки, измеряемых социальных свойств), расположенные в определенной последовательности по позициям.

Характеристики индикаторов в инструментарии выступают в качестве ответов на вопросы.

Формы шкал:

вербальная (словесное выражение)

числовая (позиция в баллах)

графическая

 

                                 

 

Типы шкал:

Номинальная (неупорядоченная) - это шкала наименований, состоящая из перечня качественных объективных характеристик (пол, национальность, род занятий и т.д.) или перечня мотивов, установок, мнений.

Порядковая (ранговая шкала) - это шкала упорядочивания изучаемых свойств в строгом порядке (от наиболее значимого к наименее значимому и наоборот).

Интервальная метрическая шкала - это шкала разностей интервалов между упорядоченными проявлениями изучаемого социального свойства присвоения этим делением баллов или числовых значений.

Примеры интерпретации и операционализации понятий:

Понятие “свободное время" в социологических исследованиях определяется как часть времени, свободная от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда (В.Д. Патрушев) [1]. В свободное время осуществляются виды деятельности, цель которых - удовлетворение духовных, физических и социальных потребностей (частично включая рекреационную активность личности). Когда исследование касается учащейся молодежи, свободное время трактуется как часть внеучебного времени, т.е. свободного от занятий в учебном заведении и домашнего приготовления учебных заданий. В нашем исследовании “свободное время" мы употребляем в этом значении. Нас будет интересовать не бюджетное исследование свободного времени, а лишь выявление распространенности (частоты) отдельных видов деятельности, не претендуя на описание структуры свободного времени.

Среди целей досуговой деятельности молодежи наиболее типичны (номинальная шкала)

1) развлекательные;

2) познавательные;

3) коммуникативные;

4) физическое самосовершенствование, здоровье

5) приобретение полезных умений и навыков

подготовка к будущей профессии

духовное развитие

возможность быть полезным людям

Удовлетворенность досугом предполагается анализировать при помощи шкалы (порядковая, ранговая шкала):

обычно я провожу досуг полезно и интересно

стараюсь разнообразить свой досуг, но не всегда это удается

мне часто бывает скучно и нечем себя занять

В исследовании примут участие респонденты следующих трех возрастных групп (метрическая шкала равных интервалов):

14-16 лет

17-19 лет

20 - 22 года

Обоснование выборки:

Большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер. В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта из той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос; обоснована техника проведения опроса; обозначены подходы к определению достоверности информации, полученной в ходе опроса. Последнее необходимо для того, чтобы удостовериться в степени правомерности распространения полученных выводов на весь объект исследования.

В методическую часть программы социологического исследования включается также характеристика применяемых в ходе его осуществления методов и приемов сбора первичной информации; (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения и др.); логическая структура применяемого инструментария. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа.

Наряду с перечисленным в программе уместно обозначить и логические схемы обработки собранной информации, показывающие предполагаемый диапазон и глубину анализа первичной социологической информации.

Репрезентативная выборка означает представительство того минимума состава обследуемых по выделенным параметрам (критериям), который должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.

Процедура формирования выборки заключается в том, чтобы по части судить об общем:

Ответить на вопрос: “Какого рода людей нужно опросить? ”, т.е. сформировать генеральную совокупность.

Генеральная совокупность - это группа из состава которой будет производиться выборка и которая зависит от его целей (пол, возраст, место проживания, место работы и т.д.)

Ответить на вопрос: “Сколько людей необходимо опросить? ”, т.е. определить объем выборки.

Количество респондентов, включенных в генеральную совокупность, должно, как правило, составлять 10% от генеральной совокупности, но не превышать 2000-2500 человек. Опыт показывает, что при проведении опросов общественного мнения объем выборки составляет 500-1200 человек при предельной ошибке выборки (5%). Объем выборки влияет на ошибки репрезентации, чем больше объем выборки, тем меньше ошибка. Однако, чтобы увеличить точность в два раза необходимо увеличить выборку в два раза.

Надо ответить на вопрос о том, как выбрать конкретных людей для опроса, т.е. сформировать выборочную совокупность.

Виды выборки:

Квотная выборка - отбор людей с конкретным набором характеристик в соответствии с заданными пропорциями.

Случайная выборка - это отбор людей на основе статистической случайности, которая обеспечивает равные возможности для каждого.

Пример обоснования выборки:

Для обеспечения сравнимости, глубины и достоверности данных в исследовании предложено применить двухступенчатую модель исследования. Суть такой модели заключается в параллельном проведении исследования на двух объектах (генеральных совокупностях) и, соответственно, создание двух массивах данных: выпускников Центрального района г. Тольятти и выпускников города в целом.

В первой части исследования предполагается сплошной опрос учащихся 11 классов всех школ Центрального района г. Тольятти. По данным статистики отдела образования в районе 39 выпускных классов, общее число выпускников 829 человек.

Во второй части исследования в качестве генеральной совокупности выступают учащиеся выпускных классов школ всех (трех) районов города Тольятти. Для проведения корректного сравнения данных необходимо приблизительно одинаковое количество опрошенных в первом и втором массивах данных. Таким образом основой составления выборки служит требование охвата около 830 выпускников города.

Для формирования выборочной совокупности выпускников города была применена многоступенчатая стратифицированная выборка.

На первой ступени отбора была применена стратифицированная выборка с пропорциональным распределением. В каждом из административных районов города (Центральный, Автозаводский и Комсомольский) количество предполагаемых к опросу выпускников выбиралось пропорционально численности выпускников в районе. Всего в городе 4775 выпускников, тогда по городу следует опросить 829 человек, т.е.:

 

генеральная совокупность 4775 чел.

выборочная

совокупность ~ 829 чел.

район города количество выпускников % количество опрашиваемых %
Центральный 829 17,4 144 17,4
Комсомольский 968 20,3 168 20,3
Автозаводский 2978 62,3 517 62,3

На втором этапе в каждом из выделенных районов были выделены несколько территориальных частей в зависимости от их географического расположения, времени застройки, а также имеющих профессиональные, экономические и социальные различия.

На третьем этапе построения выборки единицей отбора выступала школа (т.е. совокупность всех учащихся выпускных классов школы). В каждой из выделенных на втором этапе территориальных частей районов было выделено по 1 школе, находящейся в ценре этой части и представляющей определенный нами участок. Кроме этого для обеспечения представленности разных типов учебных заведений в каждом районе города выбиралось по 1-2 школе (в зависимости от числа выпускников этого типа школ в районе) со специализированным обучением, школе-лицее или гимназии.

Формулировка гипотез исследования:

Каждый раз реализация той или иной исследовательской цели базируется на определенной последовательности шагов, приемов, методов, применяемых исследователем. Набор этих методов, а точнее общая направленность исследования могут быть заданы до его начала сформулированными гипотезами. Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких - либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Отсюда понятно, что предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования.

Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формулирует свои предположения в виде гипотез. Последние способствуют увеличению оперативности исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации.

Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль исследователя, заранее не предопределяли итоговые результаты его работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий.

По значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и дополнительные.

Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, но пригодный для рассуждения о непонятном, неясном, ставшем предметом исследования.

Это вероятностное знание.

Это достаточно обоснованное знание, но не истинное.

Это знание предполагает расширение противоречия, лежащего в основе проблемы.

Это знание, имеет качественно новые моменты, по сравнению с имеющимися.

Это принципиально проверяемое знание, с указанием на способ проверки.

Классификация гипотез:

По задачам исследования - основные и неосновные

По степени общености - основания, следствия

По последовательности выдвижения - первичные, вторичные;

По содержанию - описательные, объяснительные

Прогнозные - о тенденциях.

Требования к выдвижению гипотезы:

Выдвигаемая гипотеза должна быть теоретически надежна, т.е. быть преемственной по отношению к предшествующим знаниям, не противоречить фактам науки.

Выдвигаемая гипотеза должна быть однозначно логически согласована с проблемой и целью.

Выдвигаемая гипотеза должна заключать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию.

Выдвигаемая гипотеза должна быть приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования.

Выдвигаемая гипотеза должна заключать возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью предметно-методических средств.

Примеры формулировки гипотез:

1. Среди наиболее популярных форм досуга у подростков будут преобладать развлекательные: посещение дискотек, клубов, концертов, кафе, прогулки и т.д.

2. Распространенность тех или иных форм проведения свободного времени будет обусловлена целями досуговой деятельности подростков.

3. Уровень удовлетворенности досугом будет связан с их отношением к социо-культурной сфере города в целом.

4. Среди причин неудовлетворенности наиболее типичными будут недостаток денежных средств и свободного времени, тогда как остальные причины будут упоминаться респондентами значительно реже.

5. Определенная часть респондентов затруднится назвать конкретные учреждения культуры, особенно те подростки, которые предпочитают не развлекательные, а содержательные формы досуга.

6. Рейтинг мотивов выбора мест проведения досуга даст возможность выделить не только положительные характеристики организации и содержания работы учреждений культуры, но и наиболее проблемные стороны их деятельности с точки зрения молодежи.

Задачи социологического исследования:

Они формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и так же, как последние могут быть условно разделены на основные и дополнительные.

Основные задачи исследования заключают в себе поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Может сложиться ситуация, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. В соответствии с этим и выдвигаются дополнительные задачи.

Описательные и аналитические социологические исследования, как правило, включают несколько основных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию определенного числа связанных с ними дополнительных задач.

Задачи исследования:

1. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие необходимую поэтапность решений поставленной проблемы и проверки гипотез. Это позволяет:

1) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследования;

2) не отвлекаться от главного и не упускать второстепенное.

2. Каждому виду исследовательских задач соответствует определенный состав познавательных действий, средств и методов социологического познания.

Примеры формулировки задач:

1. Выявить наиболее популярные формы досуга подростков и построить рейтинг типичных форм свободного времени.

2. Исследовать цели досуговой деятельности молодежи.

3. Изучить распространенность тех или иных форм проведения свободного времени в зависимости от целей досуговой деятельности, что позволить построить типологию подростков.

4. Проанализировать уровень удовлетворенности досугом в зависимости от их отношения к социо-культурной сфере города в целом.

5. Исследовать причины неудовлетворенности подростков проведением свободного времени.

6. Построить рейтинг наиболее популярных у молодежи учреждений культуры.

7. Проанализировать рейтинг мотивов выбора подростками мест проведения

Рабочий план исследования:

Рабочий план исследования отражает основные процедурные мероприятия. Практика убедительно доказывает, что умело разработанный план социологического исследования - хорошее подспорье для его организаторов: он позволяет заранее предусмотреть и наиболее точно определить объем научных, организационных и финансовых затрат, помогает избежать суеты, придает исследованию ритмичность на всех этапах его проведения.

Структурными компонентами плана социологического исследования выступают его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.

БЛОК ПЕРВЫЙ. В нем определяются порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации (например, анкетеров); проведение пробного исследования; внесение коррективов по итогам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации;. размножение инструментария (анкеты, бланка-интервью и др.).

БЛОК ВТОРОЙ. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, то есть массовый сбор первичной социологической информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических "выходах" исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария.

БЛОК ТРЕТИЙ. Охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке ее на ЭВМ. Предварительно осуществляется кодировка открытых вопросов, выбраковка негодных анкет.

БЛОК ЧЕТВЕРТЫЙ. Включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов предварительного и итогового отчетов, выработкой практических рекомендаций.

3. Инструментарий исследования (анкета или бланк интервью, включающие не менее 20 вопросов, в том числе “паспортичку”)

Композиция анкеты

Титульный лист

Вводная часть

Основная содержательная часть

Социально-демографическая часть

Логический контроль:

Проанализировать качество каждого вопроса:

а) О чем спросить? б) Почему именно об этом? в) В какой форме?

Учитывать два момента: Хочет ли респондент отвечать? Может ли респондент отвечать?

Контроль отдельных вопросов:

Работает ли вопрос на тему исследования:

Будет ли понятен вопрос опрашиваемым в том смысле, который вкладывается в него исследователем?

Относится ли вопрос ко всем респондентам или к части? Не нужен ли вопрос фильтр?

Не носит ли вопрос внушающего характера, не содержит ли он подсказки?

Не содержится ли в одной фразе вопроса или ответа несколько идей, что ведет к двусмысленности?

Не является вопрос “лобовым”?

Достаточно ли понятна техника заполнения анкеты? Сколько нужно выбрать вариантов ответа? Как заполнять таблицу?

Нет ли несоответствия между смыслом вопроса и шкалой измерения?

Не превышает ли вопрос пределом компетенции опрашиваемого? Не нужен ли контрольный вопрос?

Имеются ли в формулировке вопросов слова, непонятные опрашиваемым?

Достаточен ли перечень ответов на вопрос и соблюдается ли равновесие положительных и отрицательных позиций?

Не забыты ли варианты ответа “не знаю", “затрудняюсь ответить", или “другое... ”?

Все ли варианты ответа взаимоисключающие?

Не являются ли первый или последний ответы наиболее вероятными в выборе опрашиваемых?

Все ли ответы равны “по длине”?

Не вызывает ли вопрос отрицательные эмоции или опасения?

Контроль композиции анкеты:

1. Соблюдается ли принцип расположения вопросов (контактные, сложные, простые, разгрузочные)?

Первая треть вопросов - это постепенное и полное включение в процесс работы анкеты.

Вторая часть - это наиболее трудные вопросы.

Третья часть контрольные и наиболее интимные вопросы.

Нет ли нарушений в верстке и графическим оформлении анкеты?

Удобно ли работать с анкетой?

Пример анкеты:

Уважаемый участник исследования!

Просим Вас принять участие в опросе по изучению проблем молодежи. Ваши искренние ответы помогут лучше понять потребности и интересы подростков и улучшить работу образовательных учреждений.

Правила заполнения анкеты:

Прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов на него.

Выбрав ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному мнению, обведите кружком номер ответа или подчеркните его.

Будьте внимательны! В одних случаях надо отметить только один ответ, в других - можно отметить несколько вариантов ответа. В некоторых случаях свой ответ Вы должны написать сами.

Надеемся, что Вы со вниманием отнесетесь к нашей просьбе и не оставите без ответа ни одного вопроса!

1. Укажите, пожалуйста, номер школы, в которой Вы учитесь? ______

2. В каком классе Вы учитесь? 1) в 9-м 2) в 11-м

3. Чем Вам нравится заниматься в свободное время?

 

Читать газеты и журналы 10. Гулять по городу
2. Читать книги 11. Заниматься дополнительным образованием
3. Смотреть телепередачи 12. Зарабатывать деньги на личные расходы
4. Играть (работать) на компьютере, в электронные игры, 13. Заниматься самодеятельностью, любительским творчеством
5. Смотреть видео в домашних условиях 14. Общаться с друзьями
6. Слушать музыку 15. Заниматься домашними делами
7. Посещать театры, музеи, выставки, 16. Посещать дискотеки, молодежные клубы
8. Бывать на концертах 17. Посещать кафе, бары
9. Заниматься спортом, туризмом 18. Бывать за городом, на природе, на даче
  19. Рыбачить, охотиться, собирать грибы

 

4. Как вы обычно проводите свое свободное время? (Выберите, пожалуйста, только один вариант ответа)

обычно я провожу досуг полезно и интересно

стараюсь разнообразить свой досуг, но не всегда это удается

мне часто бывает скучно и нечем себя занять

5. Что мешает более интересному проведению вашего досуга? (Можете выбрать несколько вариантов ответа)

недостаток денежных средств

недостаток свободного времени

плохая организация свободного времени учащихся в учебном заведении

в моем окружении мало людей, близких мне по духу и интересам

отсутствие кружков, секций, соответствующих моим интересам

недостаток учреждений культуры

ничто не мешает

что-то другое (укажите, что именно) ___________________________

6. Что для Вас главное в организации своего свободного времени?

1) развлечься

2) узнать что-нибудь новое

3) возможность общения

4) улучшить свою физическую форму, здоровье

5) приобрести полезные умения и навыки

6) подготовиться к будущей профессии

7) духовное развитие

8) возможность быть полезным людям

9) возможность “убить время"

10) другое (укажите, что именно) ______________________________

7. В каких городских учреждениях культуры Вы чаще всего бываете в свободное время? (Укажите, пожалуйста, названия) _________________

8. Отметьте, пожалуйста, наиболее важные, по Вашему мнению, жизненные цели человека. (Отметьте, пожалуйста, не более шести вариантов ответа)

1. Внешний вид преуспевающего человека 11. Престижная квартира, машина
2. Быть нужным людям 12. Образование
3. Возможность руководить людьми (власть) 13. Хорошие и верные друзья
4. Уважение окружающих 14. Интересная работа
5. Знакомства, связи, возможность решать проблемы 15. Слава, известность
6. Много свободного времени 16. Душевное равновесие
7. Реализация своих способностей и талантов 17. Высокая заработная плата
8. Нетрудная работа 18. Хорошие отношения в семье
9. Хорошие, здоровые, умные дети 19. Свобода выбора образа жизни
10. Здоровье 20. Материальный достаток
9. Как часто Вы посещаете следующие учреждения культуры нашего города? Не менее одного раза в месяц, несколько раз в месяц Не менее одного раза в год, несколько раз в год Практически не посещаю

(Отметьте, пожалуйста, вариант ответа в каждой строке)

библиотеки 1 2 3
театры 1 2 3
кинотеатры 1 2 3
музеи 1 2 3
концертные залы 1 2 3
филармония 1 2 3
клубы, секции, кружки в дворцах культуры 1 2 3
клубы, секции, кружки в ТОСАХ 1 2 3
клубы, секции, кружки в школах 1 2 3
залы игровых автоматов 1 2 3
дискотеки, ночные клубы 1 2 3
компьютерные клубы 1 2 3
учреждения дополнительного образования (муз. школы, школы искусств и т.д.) 1 2 3
стадионы 1 2 3

 

10. Выскажите, пожалуйста, Ваше отношение к г. Тольятти: (укажите только один вариант ответа)

1. Мне нравится этот город 3. Мне не нравится этот город
2. Мне трудно оценить свое отношение к городу  

 

11. Что Вам нравится в г. Тольятти? (Выберите не более трех вариантов ответа)

Это чистый, благоустроенный, уютный, озелененный город;

Много разнообразных учреждений культуры;

Архитектурный облик города;

Много разнообразных учебных заведений

Проводится много интересных культурных мероприятий;

Люди, которые здесь живут;

Проводится много развлекательных мероприятий для молодежи;

Хорошие условия для занятий физкультурой и спортом

Здесь имеется возможность найти работу

Здесь можно раскрыть свои способности и таланты

12. Хотели бы Вы переехать в другой город?

1. Да 2. Нет 3. Не знаю

13. Что Вам не нравится в г. Тольятти? (Выберите не более трех вариантов ответа)

1) Неблагоустроенность города, плохое состояние улиц, домов, дворов;

2) Недостаток учреждений культуры;

3) Некрасивый и неуютный город;

4) Скука и однообразие городской жизни, мало праздников и развлечений;

5) Низкий уровень культуры города и горожан;

6) Мало доступных для молодежи мест и мероприятий для отдыха и развлечений;

7) Плохие условия для занятий физкультурой и спортом;

8) Малочисленность и однообразие учебных заведений

9) Трудно найти подходящую работу

Здесь трудно реализовать свои способности и таланты

14. Если Вы собираетесь покинуть город Тольятти, то по каким причинам?

1. Желание получить образование в учебных заведениях другого города

2. Желание посмотреть мир, стремление к перемене места жительства;

3. Семейные обстоятельства;

4. Желание жить в столице или в областном центре

5. Низкий уровень культуры города;

6. Желание сделать карьеру, получить, престижную работу;

7. Неблагоприятная экологическая ситуация;

8. Другое (укажите, что именно) ______________________________

15. Каким Вы представляете свое будущее? (Отметьте, пожалуйста, только один вариант ответа)

1. Уверен, что у меня все будет хорошо, я сумею добиться поставленных целей.

Не совсем уверен, что все будет благополучно, могут возникнуть неожиданные трудности и препятствия.

Трудно сказать определенно.

Полагаю, что мне придется нелегко, возникнет много проблем и трудностей.

Ничего хорошего от будущего не жду, представляю его себе достаточно безрадостным.

16. Каковы Ваши планы на продолжение образования? (Отметьте, пожалуйста, только один вариант ответа)

Предполагаю получить среднее образование в общеобразовательной школе

Предполагаю получить среднее образование в вечерней (сменной школе)

Планирую учиться в профессиональном училище (лицее)

Планирую поступить в среднее профессиональное учебное заведение (техникум, колледж)

Планирую поступить в институт (ВУЗ)

Не собираюсь нигде учиться

Что-то еще (укажите, пожалуйста, что именно) ___________________

Затрудняюсь ответить, трудно сказать определенно

17. Какова Ваша успеваемость? (Отметьте, пожалуйста, только один вариант ответа)

Получаю, в основном, “отлично".

Учусь на “хорошо" и “отлично".

Имею самые разные оценки, в том числе и “тройки”.

Преобладают “тройки".

Учусь очень слабо. Часто бывают “двойки”.

18. Насколько Вам интересно учиться в школе?

(Отметьте, пожалуйста, только один вариант ответа)

1) Учусь с интересом, стараюсь учиться как можно лучше.

2) Стараюсь учиться нормально, но особого интереса к учебе нет.

3) Трудно сказать.

4) Учиться не интересно, учусь по необходимости, по инерции.

Учиться совершенно не интересно, практически никакого старания к учебе не проявляю.

19. Какой уровень образования Вы считаете достаточным для себя? (Отметьте, пожалуйста, только один вариант ответа)

 

1. неполное среднее (9 классов средней школы) 3. начальное профессиональное (технический лицей)
2. полное среднее (11 классов средней школы) 4. среднее профессиональное (техникум, колледж) 5. высшее (институт, университет)

 

20. По какой профессии Вы хотели бы работать? (Отметьте, пожалуйста, только один вариант ответа)

Профессии в сфере бизнеса (бухгалтер, юрист, предприниматель, менеджер. .)

Промышленное производство (рабочий, служащий, инженер. .)

Сфера обслуживания (продавец, товаровед, парикмахер, официант, повар, швея.)

В сфере образования, науки, культуры, медицины (учитель, библиотекарь, медработник.)

В сфере искусства, СМИ (художник, дизайнер, фотограф, журналист, музыкант.)

Армия, охрана, милиция, инкассация, таможня, пожарные, налоговая инспекция...

Управление (руководитель, мастер, бригадир, начальник смены, участка.)

Не хочу работать, например, буду заниматься домашним хозяйством

Не знаю

Несколько слов о себе:

21. Ваш пол:

1) мужской 2) женский

22. Укажите, пожалуйста, сферы занятости Ваших родителей (Отметьте только один ответ в каждом столбце)

 

Название категорий мать отец
1. Профессии в сфере бизнеса (бухгалтер, юрист, предприниматель, менеджер, риэлтор)    
2. Промышленное производство (рабочий, служащий, инженер)    
3. Сфера обслуживания (продавец, товаровед, парикмахер, официант, повар, швея)    
4. Профессии в сфере образования, науки, культуры (учитель, преподаватель, библиотекарь, медработник)    
5. Профессии в сфере искусства, СМИ (архитектор, художник, дизайнер, фотограф)    
6. Армия, охрана, милиция, инкассация, таможня, пожарные, налоговая инспекция)    
7. Управление (руководитель, мастер, бригадир, начальник смены, участка)    
8. Не работает (домохозяйка, безработный, пенсионер)    
9. Не знаю    

 

23. Какое образование имеют ваши родители?

 

Отец: Мать:
Окончил ВУЗ Окончила ВУЗ
окончил техникум (медучилище, музучилище, педучилище) окончила техникум (медучилище, музучилище, педучилище)
окончил ПТУ окончила ПТУ
окончил среднюю школу окончила среднюю школу
окончил 8 (9) классов окончила 8 (9) классов

 

24. Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи?

1. отличное (практически, ни в чем себе не отказываем)

2. выше среднего (чаще всего не имеем материальных затруднений)

3. среднее (иногда испытываем материальные трудности)

4. ниже среднего (приходится на многом экономить)

5. очень трудное (едва сводим концы с концами



Дата: 2019-07-31, просмотров: 175.