Тема 1. Классификация методов и техник эмпирических социологических исследований
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Пособие по эмпирической социологии обеспечивает приобретение студентами навыков сбора и анализа социологической информации. Не ставя задачу подготовки социологов - профессионалов, изучение курса социологии формирует навыков "заказчиков" и "пользователей" социологической информации.

Методическое пособие по эмпирической социологии состоит из десяти таблиц, вопросов и заданий, которые могут быть выполнены при помощи справочного материала. В пособии имеется тестовое задание для контроля пройденного материала, позволяющее студентам самостоятельно провести небольшое исследование по интересующей проблеме. Для студентов, специализирующихся в сферах права, экономики и управления, представлены краткие методические описания тем практических работ.



Часть 1.

 

Тема 1. Классификация методов и техник эмпирических социологических исследований

 

1. Область сбора первичной информации включает:

1.1 Регистрацию единичных событий при помощи наблюдения, изучения документов, опросов.

1.2 Приемы контроля надежности первичной информации на основе обоснованности, устойчивости, точности.

1.3 Измерение количественных характеристик при помощи шкалирования и квантификации.

1.4 Технику разработки качественных и количественных свободных характеристик (индексов).

2. Система сбора данных предполагает:

2.1 Проведение монографических, сплошных или выборочных исследований;

2.2 Формирование статистического аппарата выбора единиц наблюдения;

2.3 Приемы качественного и количественного выравнивания характеристик.

3. Область анализа первичной информации включает:

3.1 Описания и классификации;

3.2 Типологизации;

3.3 Статистический анализ;

3.4 Эксперименты;

3.5 Системный анализ;

3.6 Генетический или исторический анализ;

3.7 Социальное моделирование;

3.8 Логические средства (системный анализ);

3.9 Статистические приемы (описательная статистика);

3.10 Математические нестатистические средства (детерминационный анализ, математические модели).

Базовые термины:

Метод - способ сбора и анализа данных.

Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования метода.

Методика - совокупность технических приемов связанных с данным методом (последовательность и взаимосвязь операций).

Процедура - последовательность операций, общая система действий и способ организации исследования.

ЗАДАНИЕ 1.

1. При помощи каких методов осуществляется сбор первичной социологической информации?

2. Какие критерии применяются для контроля надежности первичной информации?

3. Посредством каких методов осуществляется контроль надежности первичной информации?

4. Какие виды социологических исследований выделяют по системе сбора данных?

5. Какое применение имеет статистический аппарат в системе сбора данных?

6. Объясните процедурное разграничение области сбора и области анализа первичной социологической информации?

7. Какие методы используются для анализа первичной социологической информации?

8. Объясните, какое теоретическое и практическое значение имеют следующие методы: типологизация, системный анализ, генетический и исторический анализ?

9. В чем сходства и отличия социального моделирования и эксперимента?

10. Каковы особенности эксперимента в социологии по сравнению с экспериментом в естественных науках?

 

Тема 5. Виды наблюдения

 

Виды наблюдения:

1. По степени формализации:

1.1 Структурализированное

Осуществляется по четко разработанному плану, при помощи специальных бланков.

Преимущества:

Может осуществляться несколькими наблюдателями.

Высокая степень стандартизации. Известная близость данных, получаемых различными наблюдателями

Недостатки: Не все наблюдаемые явления поддаются стандартизации. Трудности в составлении бланков.

б) Неформализованное

Используется в поисковых, разведывательных исследованиях. В процессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения его важнейшие элементы.

Преимущества: Отсутствует детальный план действия наблюдателя.

Недостатки: Высокая опасность субъективизма, ограниченость времени наблюдения совершившимся событием.

2. По степени включенности в социальную ситуацию:

2.1 Включенное (участвующее)

Наблюдатель непосредственно включен в изучаемый социальный процесс и сохраняет инкогнито.

Преимущества: Дает возможность получить ценную информацию о процессах, происходящих в социальной группе.

Недостатки: Возникает опасность утраты объективного подхода

2.2 Не включенное (простое)

Большая доля объективности, отсутствие пристрастного мнения со стороны наблюдателя.

Преимущества: Поскольку четко установлены единицы наблюдения, проще переводить данные в количественные показатели.

Недостатки: Возможность искажения информации при воздействии фактора наблюдателя.

3. По условиям протекания:

3.1 Полевое

Протекает в естественных условиях для наблюдаемых.

Преимущества:

Правильное понимание поведения, действий наблюдаемых.

Недостатки: Возможность выпадения из наблюдения отдельных единиц

3.2 Лабораторное

Происходит в помещениях со специальным оборудованием, фиксирующим происходящее.

Преимущества: Дает возможность отрабатывать экспериментальную проверку новых методик.

Недостатки: Искусственные условия могут влиять на степень достоверности получаемой информации.

4. По регулярности осуществления:

4.1 Систематическое

Проводится регулярно в течение определенного периода по структурализованной методике.

Преимущества:

Позволяет получать в достаточной степени объективную, формализованную информацию.

Недостатки:

Существует опасность "устаревания" методики.

4.2 Несистематическое

Изучение заранее незапланированного явления.

Преимущества: Используется в разведывательных исследованиях.

Недостатки: В большой степени зависит от интуиции наблюдателя, не поддается формализации.

ЗАДАНИЕ 5.

1. По каким критериям осуществляется классификация видов наблюдения?

2. Какой вид наблюдения позволяет получить наиболее объективную информацию?

3. В чем проявляются недостатки включенного наблюдения?

4. В каких целях осуществляется систематическое наблюдение?

5. Почему несистематическое наблюдение трудно формализовать?

 

Часть 2.

 

Ответы на тест

 

1а, 2б, 3в, 4г, 5б, 6а, 7г, 8г, 9в, 10а, 11г, 12а, 13б, 14а, 15б, 16б, 17в, 18а, 19г, 20б, 21б, 22б, 23г, 24б, 25г, 26а, 27б, 28г, 29а, 30в, 31б, 32в, 33а, 34г, 35а, 36в, 37в, 38 в, 39а, 40в.



Список литературы

 

1. Методика и техника социологического исследования

2. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. СамГУ. 1995.

3. Андренков В.Г. Маслова О.М. Методы сбора социологической информации. Методическое пособие. М., 1985.

4. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. Учебное пособие. М., 1988.

5. Методологические и методические аспекты сравнительных социологических исследований. М., 1984.

6. Методологические и методические основы социологического исследования. Методическое пособие. М., 1985.

7. Методы социологических исследований. Вып.1-6.М., 1989.

8. Практикум по прикладной социологии. М., 1992.

9. Социология. Словарь-справочник: социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика. М., 1991.

10. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы: Заметки социолога. М., 1987.

11. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М., 1989.

12. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М., 1990.

13. Организационно-методические приемы социологического опроса. М., 1986.

14. Петренко Е.С., Ерошенко Т.Н. Социально-демографические в социологических исследованиях. М., 1979.

15. Проблемы сравнительных исследований в социологии: Методы сбора данных // Сборник статей. М., 1988.

16. Социология. Практикум. М., 1993 (Приложение к Социально-политическому журналу).

17. Сравнительный анализ и качество социологических, эмпирических данных. М., 1984.

18. Сравнительный анализ и методика социологических исследований. Сборник статей. М., 1989.

19. Хагуров А.А. Социальный эксперимент: логико-методологические и социальные проблемы. Ростов-на-Дону, 1989.

20. Хмелько В.Е. Социальная направленность личности. Киев, 1989.

21. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования: Учебно-методическое пособие. М., 1987.

22. Андренков В.Г. Сотникова Г.Н. Телефонные опросы населения: методические рекомендации по организации и проведению выборочных массовых опросов. М., 1985.

23. Докторов Б.З. Подготовка и проведение почтового опроса. Л, 1986.

24. Мертон Р., Фиске Н., Кедалл П. Фокусированное интервью. М., 1991.

25. Яковенко Ю.И., Паниотто В.И. Почтовый опрос в социологическом исследовании. Киев, 1988.

26. Аргунова К.Д. качественный регрессионный анализ в социологии. М., 1990.

27. Берка К. Изменения. Понятия. Теории. Проблемы. М., 1988.

28. Бартоломью Д. Стохастические модели социальных процессов. М., 1985.

29. Девисон М. Многомерное шкалирование. Методы наглядного представления данных. М., 1988.

30. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. М., 1987.

31. Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. М., 1989.


Вопросы к экзамену по дисциплине

 

1. Структура социологического знания. Значение социологических исследований для развития социологии как науки.

2. Прикладное значение социологических исследований.

3. Характеристика этапов проведения социологического исследования.

4. Виды социологических исследований.

5. Характеристика анкетирования как метода сбора социологической информации. Виды анкетирования.

6. Характеристика интервью как метода сбора социологической информации. Виды интервью.

7. Процедура анкетирования. Правила общения интервьюера с респондентами.

8. Характеристика наблюдения как метода сбора социологической информации. Виды наблюдения.

9. Характеристика анализа документов как метода сбора социологической информации. Виды анализа документов.

10. Характеристика эксперимента как метода сбора социологической информации.

11. Особенности почтового анкетирования (преимущества и недостатки)

12. Особенности телефонного опроса (преимущества и недостатки)

13. Процедура интервью. Правила общения интервьюера с респондентами.

14. Общая характеристика программы социологического исследования, ее практическая необходимость.

15. Характеристика элементов программы социологического исследования: формулировка проблемы, предмет, объект.

16. Понятие “выборочная совокупность”, репрезентативность как характеристика качества выборочной совокупности.

17. Значение статистики для формирования выборочной совокупности.

18. Характеристика элементов программы социологического исследования: цели, гипотезы, задачи.

19. Характеристика элементов программы социологического исследования: интерпретация и операционализация понятий.

20. Правила построения анкеты.

21. Понятие “измерение” в социологии. Виды шкал (номинальная, метрическая)

22. Критерии надежности шкал.

23. Способы обработки и оформления социологической информации.

24. Принципы создания отчета о проведенном социологическом исследовании.

25. Рабочий план социологического исследования.


[1] Патрушев В.Д. Время как экономическая категория. М., 1966. Швецов Ю.Г. Рабочее и свободное время: методы анализа, планирования, регулирования. Барнаул, 1989.



Введение

 

Пособие по эмпирической социологии обеспечивает приобретение студентами навыков сбора и анализа социологической информации. Не ставя задачу подготовки социологов - профессионалов, изучение курса социологии формирует навыков "заказчиков" и "пользователей" социологической информации.

Методическое пособие по эмпирической социологии состоит из десяти таблиц, вопросов и заданий, которые могут быть выполнены при помощи справочного материала. В пособии имеется тестовое задание для контроля пройденного материала, позволяющее студентам самостоятельно провести небольшое исследование по интересующей проблеме. Для студентов, специализирующихся в сферах права, экономики и управления, представлены краткие методические описания тем практических работ.



Часть 1.

 

Тема 1. Классификация методов и техник эмпирических социологических исследований

 

1. Область сбора первичной информации включает:

1.1 Регистрацию единичных событий при помощи наблюдения, изучения документов, опросов.

1.2 Приемы контроля надежности первичной информации на основе обоснованности, устойчивости, точности.

1.3 Измерение количественных характеристик при помощи шкалирования и квантификации.

1.4 Технику разработки качественных и количественных свободных характеристик (индексов).

2. Система сбора данных предполагает:

2.1 Проведение монографических, сплошных или выборочных исследований;

2.2 Формирование статистического аппарата выбора единиц наблюдения;

2.3 Приемы качественного и количественного выравнивания характеристик.

3. Область анализа первичной информации включает:

3.1 Описания и классификации;

3.2 Типологизации;

3.3 Статистический анализ;

3.4 Эксперименты;

3.5 Системный анализ;

3.6 Генетический или исторический анализ;

3.7 Социальное моделирование;

3.8 Логические средства (системный анализ);

3.9 Статистические приемы (описательная статистика);

3.10 Математические нестатистические средства (детерминационный анализ, математические модели).

Базовые термины:

Метод - способ сбора и анализа данных.

Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования метода.

Методика - совокупность технических приемов связанных с данным методом (последовательность и взаимосвязь операций).

Процедура - последовательность операций, общая система действий и способ организации исследования.

ЗАДАНИЕ 1.

1. При помощи каких методов осуществляется сбор первичной социологической информации?

2. Какие критерии применяются для контроля надежности первичной информации?

3. Посредством каких методов осуществляется контроль надежности первичной информации?

4. Какие виды социологических исследований выделяют по системе сбора данных?

5. Какое применение имеет статистический аппарат в системе сбора данных?

6. Объясните процедурное разграничение области сбора и области анализа первичной социологической информации?

7. Какие методы используются для анализа первичной социологической информации?

8. Объясните, какое теоретическое и практическое значение имеют следующие методы: типологизация, системный анализ, генетический и исторический анализ?

9. В чем сходства и отличия социального моделирования и эксперимента?

10. Каковы особенности эксперимента в социологии по сравнению с экспериментом в естественных науках?

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 264.