Глава 2. Региональное пространство Российского общества

Пространственно-территориальная структура современного

Российского общества

 

Российская Федерация – огромное по масштабам государство, с большим количеством экономических ресурсов, сильно стратифицированным обществом и перспективным развитием политических институтов. Поэтому изучение социального пространства на территории России, является очень актуальным. Начиная изучение пространственно-территориальной структуры нашего государства, мы не сможем обойти стороной роль региона.

Основная особенность пространственно-территориальной структуры российского государства заключается в глубоко противоречивом характере её регионального социального пространства.

С одной стороны, это пространство представляет собой исторически сложившееся целое, основу которого составляет единство базовых критериев. С другой стороны, оно сильно дифференцировано как по вертикали, так и по горизонтали. Это проявляется в конфликтах регионов с центром Российской Федерации, в межрегиональных и внутрирегиональных конфликтах, подчас создающих угрозу целостности страны.

Для решения этого вопроса необходимо рассмотреть вопросы и явления, связанные с понятием региона, и какую роль он исполняет в структуре социально-территориального пространства России.

Существует множество определений региона.

Л.П. Кураков. (Экономика и право: словарь-справочник.) (от лаг. regio, англ., фр. region – область - 1) в Российской империи административная единица, расположенная на приграничной территории, район - название низовой административно-территориальной единицы в большинстве субъектов РФ, а также в...) -1) область, район, территория, часть страны, отличающиеся совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических условий и национального состава населения; 2) во Франции с 1982 г. самая крупная административно-территориальная См. Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации. (всего существуют 28 Р.). В соответствии с законом 1982 г. Население - совокупность индивидов, проживающих в данном государстве или местности. Включает как граждан, ... Р. избирает региональный совет, уполномоченный решать вопросы областного значения. Функции исполнительного органа в Р. возложены на председателя совета. Надзор - одна из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности. Различают надзор ... за деятельностью регионального совета и его председателя осуществляет назначаемый правительством - высший коллегиальный исполнительный орган государства. В разных странах имеет различное назван... комиссар республики - во Франции представитель правительства Республики, осуществляющий надзор за деятельностью мест...; … 4) группа близлежащих стран, представляющая собой отдельный экономико-географический район, обладающая общими признаками, отличающими этот район от других.

Словарь юридических понятий (Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1997. - № 22 (67)) - Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион (фр. region) - 1) во Франции с 1982 г. самая крупная административно-территориальная единица (может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права - в национальном праве лицо (физическое и юридическое), государство, государственное или муниципальное, под ним понимается только субъект Российской Федерации.

Г. Лебедев, А. Герд. Регион – «историко-культурная зона», для которой характерно определенное территориальное, ареальное единство, эволюция культурных систем, сотканных разными антропологическими традициями.

Таким образом, регион имеет различные определения, отсутствует стандартизация этого понятия. Поэтому отечественные ученые – социологи понимают под регионом многофакторные и разнофункциональные пространства.

Интересна статья Каримовой А.Б., в которой рассматривается социальное пространство государства через понятия региона, регионализма и регионализации. «…. Многозначность региона, позволяя интерпретировать его как ландшафтное, экономическое, культурное, политическое, геополитическое и пр. пространства, может сама стать предметом исследования…»[18].

В современной научной литературе регион рассматривается с различных позиций как единство социального, экономического, культурного, естественноисторического и политического пространства.

Это взаимодействие субъектов в процессе воспроизводства условий жизнедеятельности; материально-вещественные факторы, выступающие основой воспроизводства; количественные и качественные показатели, характеризующие результат - уровень социально-экономического развития. Кроме этого, в регионе существуют функциональные внутрисистемные связи, вытекающие из отношений собственности, отношений по распределению предметов ведения и полномочий. Регион обладает самоуправляющимся механизмом, элементы которого взаимосвязаны, взаимозависимы и дополнены механизмом внешнего регулирования.

Г.Е. Зборовский, рассматривая проблему региона, считает, что за последние 10-15 лет изменилось понятие «регион», как объекта управленческих решений.[19] С созданием семи Федеральных округов на территории России, понятие регионов претерпело трансформацию с неясно выраженными экономическими и социально-политическими функциями, что заставляет регионы менять внутренних структуры экономических связей, культурных устоев, что заставляет внедрять новые взаимодействия в регион. Зборовский считает, что это сильно коснулось регионального социологического пространства и взаимодействий в нем.[20] По его мнению, требуется разработать самостоятельную отрасль социологического знания – социологию регионов.

Такие качества, как относительная обособленность, целостность, комплексность, структурированность, подчиненность единой цели, связям с внешней средой и определяют регион как сложную социальную систему.

Глобальное социальное пространство складывается из множества локальных пространств (регионов), отличающихся друг от друга, как по количественным, так и по качественным социальным показателям. В результате чего идентификация социальных проблем территории, затрудняет выработку грамотного управленческого решения, так как для того, чтобы оценить остроту проблемы и представить, на каком уровне ее лучше всего решать – национальном, региональном или глобальном, в современных условиях не просто.

Глобализация социального пространства происходит в русле развития современных ценностей, к которым относятся: свобода, равенство, солидарность, терпимость, всеобщие обязанности, уважение к природе. В то же время в условиях глобализации под влиянием нового поколения угроз и рисков возрастает международная, региональная и национальная политическая ответственность за реализацию целей и задач развития. На международном уровне эти задачи представляют собой поле деятельности, как для структур глобального управления, так и институтов глобального гражданского общества. Основные задачи уже не должны концентрироваться на решении проблем преодоления нищеты, голода и антисанитарии, обеспечении безопасной водой, социальных проблемах мигрантов и т.д., а должны затрагивать широкий комплекс вопросов, касающихся устойчивого развития.

Создание глобального социально-политического пространства, также как и формирование глобального гражданского общества, невозможно без того, чтобы произошли важнейшие изменения в массовом сознании. Признаки таких перемен обнаруживаются в различных областях жизни, в частности, в социализации искусства. Необходимо, чтобы социальный взгляд на мир получал поддержку государства. Только в результате этого может начать исчезать такая проблема, как проблема «маленького человека». Это – один их путей к установлению социальной справедливости, которая все еще представляется как сложно реализуемая утопия. Но, несмотря на все очевидные сложности такого процесса, социальная нацеленность любых действий государства способствует тому, чтобы оно обеспечивало возможность институтам гражданского общества и просто гражданам контролировать процессы, происходящие не только на поверхности общественной жизни, но и в ее недрах, то есть процессы социального пространства регионов.

Проблему глобального и локального рассматривает и Б. Мазлиш в своей статье[21].Он считает, что местная политика в наше время все сильнее связана с глобальным. Примеров много: глобальные факторы загрязнения окружающей среды местного масштаба, безработица и миграции вследствие международной торговли и инвестирования. В политике, как и в других сферах, нужно судить о глобальном и локальном с точки зрения морали, помнить, что границы «глобального» и «локального» размываются. (Брюс Мазлиш).

Процесс столкновения «глобального» и «локального» представлен через социальные взаимодействия Сильвия Вальби.[22] C. Вальби считает, что «происходит процесс повышения плотности и частоты…международных или глобальных социальных взаимодействий по поводу переплетений локального или национального масштабов». Таким образом, ученые сходятся во мнении в том, что роль локального в современных процессах глобализации возрастает, регион современности это целая система со своими связями, взаимодействиями, полями и силами притяжения внутри социального пространства региона. Что же должно произойти с положением региона в социальном пространстве России в процессе глобализации. Опираясь на работу Е. Банго[23], который исследует пространство исходя из системы отношений «Центр-регион». Его видение представлено тремя моделями (Схема № 1).

                               
В первой модели Центр находится сверху и посредине.
Схема № 1
 
 
Сетевая модель регионального полицентризма.
 


Если использовать данную модель применительно к структуре российского социального пространства, можно сделать вывод о том, что Центр-Москва возвышается над другими регионами, что говорит о фиктивности федеративного устройства предполагающего вторую модель построения системы отношений «Центр-регион». А также это свидетельствует о явном отставании развития демократической и преобладания авторитарной структуры.

Можно обозначить ещё одну проблему, которая связана с маркировкой символического пространства в рамках социального пространства России.

Сторонники конструктивистского подхода (А. Филиппов), которые превозносят социокультурную составляющую, считают, что символы и культура должны составлять ядро мотивации людей в регионе как локального, так и глобального масштабов.

Если промаркировать социокультурное пространство России, то на значительной её территории, мы обнаружим нулевое социокультурное пространство.

Нулевое социально пространства – это такое социально пространство, в котором отсутствуют культурные, экономические, политические поля, отсутствуют человеческие взаимодействия.

Этот дисбаланс объясняется разбалансировкой социального пространства регионов относительно центра. Только при условии наиболее синхронного развития социального пространства регионов, можно сократить социальную дистанцию и увеличить социальное действие, и только тогда, можно будет смело разделять территорию России на Федеральные округа и экономические зоны. Таким образом, перед нами стоит задача наиболее точно обозначить возможные управленческие решения по развитию социального пространства России.

 



Дата: 2019-07-31, просмотров: 109.