Профилактика расстройства зрения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Каждый школьник должен иметь правильно организованное место для занятий: письменный стол, стул, книжный шкаф или полку дома и подходящую по его росту парту в классе.

Необходимо создать такие условия, которые не заставили бы орган зрения перенапрягаться. К ним относятся, прежде всего, достаточная освещенность рабочего места, как днем, так и в вечернее время; чередование зрительной работы с отдыхом для глаз.

Врачами - гигиенистами доказано, что все зрительные функции (острота зрения, контрастная чувствительность) резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк.

Очень важное значение в создании рациональных условии освещения имеет правильно подобранная арматура источника света. Она должна защищать глаза учащихся от слепящего действия лучей и обеспечивать равномерное освещение. Недостаточная освещенность рабочих мест учащихся вынуждает их приближать глаза к рассматриваемому объекту, что приводит к перенапряжению зрачка, вызывает усталость и служит одной из причин ухудшения зрения. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать естественное и искусственное освещение. И не надо бояться сочетания естественного и искусственного освещения. Специальные исследования показали, что для зрения гораздо хуже недостаток света, чем применение смешанного освещения.

При длительной напряженной зрительной работе в школе и дома рекомендуется периодически делать перерыв и смотреть в даль. Это хороший признак для глаз.

Наиболее часто у школьников встречается близорукость, и она может приводить к серьезным нарушениям зрения. В предупреждении близорукости большую роль играет свет, особенно в утренние часы, когда на организм оказывает интенсивное воздействие ультрафиолетовые лучи. При ультрафиолетовом "голодании" происходит нарушения фосфорно-кальциевого обмена, снижается работоспособность аппарата аккомодации. Под влиянием ультрафиолетовых лучей провитамин, находящийся в коже, переходит из недеятельного состояния в активное, способствуя тем самым правильному усвоению солей кальция и фосфора. Необходимо как можно больше бывать на воздухе в период наиболее интенсивного действия ультрафиолетовой радиации. Это важно не только для восстановления работоспособности организма, но и для отдыха глаз.

Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающие достаточное количество витаминов, особенно D и А. неправильная посадка школьника за столом или партой также может послужить причиной нарушения зрения. Расстояние от глаз до книги должно быть не меньше 30-35 см, при чтении за столом необходимо пользоваться подставкой для книг.

Следует объяснить вред школьникам от чтения, лежа и в движущемся транспорте. Постоянные колебания текста создают предпосылки к перенапряжению зрительного анализатора.

Если дети жалуются на ухудшение зрения, утомления при зрительной работе, боли в области глаз, их необходимо показать врачу.

Одним из нарушения зрения является гемерология, известная под названием куриной слепоты. При гемерологии человек плохо видит с наступлением сумерек и темноты, днем и при достаточно ярком искусственном освещении видит нормально.

Профилактика в гимерологии состоит в употреблении пищи с достаточным количеством витаминов, особенно А. Необходимо соблюдать правильный режим труда и отдыха, оберегая глаза от яркого света и длительного напряжения.



Глава II. Общие закономерности роста и развития школьников

 

Рост и развитие

 

В возрастной физиологии и школьной гигиене понятия рост и развитие более конкретны, чем в других науках. Рост - это изменения анатомических и морфологических показателей, т. е длины и веса тела. Он является одним из основных возрастно-половых признаков и характеризует количественные изменения в организме ребенка. Развитие - показатель качественных изменений, характеризующий физиологическое состояния тканей, органов, систем и организма в целом, т. е их функциональное совершенствования за определенный период времени.

Процессы роста и развития в детском организме находятся в определенной зависимости друг от друга, связаны с активно растущими и функционально изменяющимися тканями, протекают тем интенсивнее, чем моложе организм. В нормальных условиях оба процесса идут непрерывно, но не всегда равномерно: периоды усиления роста и развития сменяются периодами замедления и наоборот. Это так называемая гетерохронность двух фаз единого процесса. Она объяснима тем, что постепенное накопление количественных изменений в определенный момент приводит к скачку - организм переходит в качественно новое состояние. При этом наблюдается соответствие размеров одних частей тела другим, мышечной силы и двигательной активности - умственной деятельности. Так достигается гармоничность роста и развития.

Явление гетерохроности и гармоничности роста и развития ребенка зависят от многих факторов биологической и социальной среды. При этом биологические факторы роста и развития заложены в самом организме и проявляются в ярко выраженной форме изменчивости, поддающимися количественному учету, а социальные факторы сконцентрированы в принципах общественного строя, в организации быта, обучения и воспитания. Они учитываются при качественной характеристике, т.е. при оценки роста и развития.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 167.