Проблему общей региональной интеграции было бы неправильно рассматривать вне контекста общих взаимоотношений Латинская Америка – США. Северный гигант остаётся для латиноамериканских стран ближайшим и емким рынком сбыта и поставщиком технологии, пусть и не первого поколения. Рассматривая перспективы региональной интеграции, следует учитывать в первую очередь такой фактор, как относительное ослабление главного внешнеэкономического партнера Латинской Америки. За относительно приемлемыми темпами роста ВВП США, продолжающимся притоком зарубежных инвестиций скрывается немало негативных процессов. Возникшие тенденции к ослаблению доллара, делают перспективы развития Соединенных Штатов весьма туманными. А это может, так или иначе, означать уменьшение давления на Латинскую Америку.
Идея объединения двух Америк возникла у США ещё в 60-е годы ХХ в., но тогда она не получила поддержки Латинской Америки, стремившейся идти своим объединительным путём. В результате США длительное время предпочитали действовать там по формуле двухсторонних связей, считая её наиболее эффективной для себя. Постепенно отношение США к интеграции как фактору стабилизации их неспокойного тыла менялось, особенно в связи с перспективой создания ВАЗСТ (Всеамериканская зона свободной торговли). Структурирование экономики и политики в Западном полушарии под их эгидой становилось все более значимой целью. [4]
В 1990 г. президент США Дж. Буш выдвинул ряд инициатив для привлечения к сотрудничеству южных соседей. Первая встреча в верхах, где обсуждалась конкретная задача создания ВАЗСТ, состоялась при президенте Клинтоне в конце 1994 г. в Майями. На этом саммите 34 страны Северной и Южной Америки (кроме Кубы) решили посредством постепенной ликвидации торговых барьеров обосновать неизбежность формирования полупланетарной финансово-экономической зоны с населением свыше 800 млн. человек и ВВП более 12 трлн. долл. к 2005 г. Рассчитанный ни 10 лет интеграционный путь был непростым. В 90-е годы объединение казалось предсказуемым и понятным, учитывая, что США в то десятилетие переживали неординарный по продолжительности и содержанию подъем экономики (высокие темпы роста при низкой инфляции). Взять на довольствие, если потребуется, весь "комплект" южных соседей, включая страны, обремененные финансовыми трудностями, - такая задача казалась вполне решаемой. К тому же вступившая в действие в 1994 г. зона НАФТА тогда обнаруживала явный динамизм. Некоторое неудобство создавал лишь Меркосур, предлагавший особый путь вхождения в полупланетарное сообщество. Иное положение складывается в начале XXI в.: крупные дефициты госбюджета, торгового и платежного баланса по текущим операциям, большой внутренний и внешний долг. Супергигант стал обнаруживать слабости и в других областях: замедление темпов роста, трудности на фондовых биржах, в инвестиционной сфере, неприятности с оттоком краткосрочных капиталов. В Целях приостановки рецессии ФРС в 2001 г. более 10 раз снижала учетную ставку (подобного не было в кризисные 1990-1991 гг.). Валовой федеральный долг в 2004 г. достиг 7 трлн. долл. и продолжал расти.
В этих обстоятельствах отношение США к интеграции с Латинской Америкой стало не таким однозначным, как в предшествовавшее десятилетие. Изменились приоритеты их геополитических интересов, на передний план выдвинулись ближневосточные проблемы, в том числе азиатские. Переговоры в рамках ВАЗСТ замедлились, отодвинулись на второй план, уступив место институциональным контактам по схеме страна-страна или страна-субрегион, например США-ЦАИС. [5]
Ход, характер и накал переговоров во многом стали зависеть от двух основных аспектов: от содержания внешнеполитических обещаний в период предвыборной президентской кампании 2004 г. в США, их последующего претворения в жизнь и от уровня компромиссов с лидерами МЕРКОСУРа. Одно из острых разногласий между США и МЕРКОСУРом связано с американскими сельскохозяйственными субсидиями. Опасения вызывает также общий разрыв в конкурентоспособности экономик. Многомиллиардные субсидии, официально предоставляемые американским фермерам правительством США с 1985 г., когда была обнародована Программа стимулирования товарного экспорта, также беспокоит латиноамериканцев. Программа, первоначально рассчитанная на 3 года, затем продлевалась, это упрочивало конкурентные позиции американских экспортеров. Сильная поддержка государством сельского хозяйства США, причем не только путем непосредственного финансирования, тоже способствует развитию объединительных процессов в Латинской Америке.
Ни на конференциях министров торговли государств Западного полушария, ни на совещаниях в рамках ВТО (особенно на встрече в Канкуне в середине 2003 г.) не удалось преодолеть противоречия, вызываемые аграрным протекционизмом. По мнению представителя Бразилии, именно он тормозит дальнейшее продвижение в сторону ВАЗСТ. На встрече в верхах в г. Пуэбла (Мексика), состоявшейся в феврале 2004 г., представитель США заявил, что защита американского сельского хозяйства не может быть предметом переговоров. [4]
Непросто складываются отношения США с Чили, второй страной после Мексики, с которой в 2003 г. заключено соглашение о свободной торговле. Озабоченность по поводу проблем, сопряжённых с полупланетарным блоком, в общей форме высказал президент Венесуэлы У. Чавес. Он заявил о необходимости пересмотра модели ВАЗСТ, которая в нынешней форме позволила бы США официально главенствовать над своими южными соседями. По его мнению, следует учитывать весьма различный уровень развития договаривающихся сторон и масштаб накопившихся у них острых социальных проблем. В противном случае государства региона окажутся в невыгодном, проигрышном положении, а посему не следует торопиться с формированием общей торговой зоны. В совместном заявлении президентов Бразилии и Венесуэлы подчеркивалась важность координации действий южноамериканских стран для достижения сбалансированных результатов при переговорах в рамках ВАЗСТ. На встрече в верхах в Монтеррее (Мексика) в начале 2004 г. лидер Венесуэлы заявил, что "ВАЗСТ - это не цель, а путь". В данном виде этот проект непригоден для Латинской Америки, поэтому ей нужно искать соответствующую альтернативу. Президент предложил отложить на 10 лет подписание соответствующего соглашения, что позволило бы сократить существующий опасный разрыв между будущими партнерами. В организационном плане президент Бразилии высказался за формирование в Западном полушарии объединения по формуле «союз союзов». А руководитель Аргентины для успешного функционирования ВАЗСТ посчитал целесообразным, чтобы США разработали для Латинской Америки свой «План Маршалла», как они это сделали для Европы после Второй Мировой Войны.
В Латинской Америке нарастает и накаляется критика в адрес ВАЗСТ, её перспектив («нарушение суверенитета», «господство американских ТНК», «превращение нас в вассалов» и т.д.). Проведённые в 2001 – 2002 гг. референдумы в 9 странах, в том числе в Аргентине, Бразилии, Венесуэле и Колумбии, показали, что они против создания ВАЗСТ, по крайней мере, сейчас. Лидеры 34 стран, участвовавшие в работе Всеамериканского саммита в аргентинском городе Мар дель Плата, не пришли к согласию по вопросу о создании свободной торговой зоны на территории двух Америк. Саммит наткнулся на вполне предсказуемые противоречия между США и некоторыми странами Латинской Америки. Последние считают, что предложенный США план угрожает экономике их стран. [12]
Раздвигая горизонты
В 1999 г. интеграция шагнула за рамки региона. В Бразилии состоялся первый саммит Латино-Карибской Америки и Европейского Союза. С тех пор встречи лидеров двух континентов проводятся регулярно. Во встрече, состоявшейся в мае 2004 г. в мексиканском городе Гвадалахара, участвовали и новички, только вступившие в ЕС. Следующий саммит прошел в мае 2006 г. в Вене. Договоры о свободной торговле с ЕС уже заключили Мексика и Чили. По этому пути идут и другие страны.
Мексика, Перу и Чили активно участвуют в работе Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), объединяющего 22 экономики мира. Два форума АТЭС прошли в Латинской Америке – в Мексике в 2002 г. и в Чили в 2004 г. 10-11 мая 2005 г. в столице Бразилии прошел саммит Южноамериканского сообщества наций и Лиги арабских государств. Идея встречи принадлежала бразильскому президенту.
У каждой из этих организаций есть множество собственных «болячек», диспропорции в экономическом развитии, социальные контрасты, различия в политическом устройстве. Казалось бы, против кого они собираются «дружить»? Скорее не против, а «за» – за создание благоприятных внешних условий для решения национальных проблем. Просто появилась еще одна площадка для диалога, сверки часов, обмена мнениями, для укрепления политических, экономических и культурных связей во имя достижения равновесия, координации действий на многосторонних форумах.
Мотор этого процесса – Лула да Силва – толерантный политик, стремящийся искать и находить компромиссы, старающийся избегать конфронтации. Предусматривается повышение уровня кооперации, поощрение взаимных капиталовложений, более рациональное использование экономического потенциала обоих регионов (фактор, сдерживающий связи, – отсутствие транспортных коммуникаций, прямого морского и воздушного сообщения). По утверждению Лулы, открывшего форум, значимость мероприятия заключалась в том, что «обрисовалась контуры новой международной политической, экономической и торговой географии, закладывается прочный фундамент моста между цивилизациями». Встреча завершилась принятием «Декларации Бразилиа». В ней зафиксировано намерение «крепить исторические узы», соединяющие регионы, а также готовность «выработать повестку дня устойчивого экономического и социального развития». Участники форума, подчеркивалось в документе, выступают за «демократизацию международных организаций, с тем, чтобы голос развивающихся стран был услышан». Подписано соглашение между МЕРКОСУР и Советом сотрудничества стран Персидского залива о создании в перспективе зоны свободной торговли. Эта инициатива органически вписывается во внешнеполитическую и внешнеэкономическую стратегию Бразилии. Одним из ее ключевых направлений является сотрудничество по вектору «Юг-Юг». Оно входит в число приоритетов правительства. Лично президент в сопровождении предпринимателей осуществил ряд поездок по африканским странам с целью расширить связи с «черным» континентом. Здесь, помимо всего прочего, принимались во внимание и этнические факторы – значительную часть населения Бразилии составляют потомки вывезенных рабов.
Сближение с арабскими странами тоже порой подталкивается человеческим фактором – в Южной Америке имеются многочисленные арабские диаспоры, заинтересованные в расширении связей и контактов. По оценкам экспертов, на континенте проживают 17 млн. арабов и их потомков. Около 6 млн. – мусульмане, остальные – христиане сирийско-ливанского происхождения. Так, например, выходцы с Ближнего Востока составляют значительную и влиятельную часть правящей элиты в Эквадоре. Достаточно указать на экс-президентов Абдалу Букарама и Джамиля Мауада. Предки бывшего главы аргентинского государства Карлоса Сауля Менема переселились на континент сравнительно недавно. Немало выходцев из арабского мира и среди богатейших людей региона.
Важным шагом на пути взаимодействия по линии «Юг-Юг» стало образование союза между гигантами второго эшелона – Бразилией, Индией и Южно-Африканской Республикой. Они поставили задачу сложить усилия стран, вытесняемых на обочину развития. Это «трио», чей демографический ресурс превышает 1200 млн. человек, уже сумело зарекомендовать себя эффективным объединением.
Важной формой трансконтинентальной интеграции является регулярно созывающийся Ибероамериканский саммит, где наряду с Испанией и Португалией представлены 22 латиноамериканские страны. XV встреча в верхах состоялась в испанском городе Саламанка в октябре 2005 г. Спустя год, в ноябре, в столице Уругвая Монтевидео прошел очередной саммит. На нем обсуждался вопрос миграции. [13]
Дата: 2019-07-31, просмотров: 181.