Концентрированным выражением трудностей интеграции служит история создания ЦАОР (Центральноамериканский общий рынок) – первого торгово-экономического блока в развивающемся мире (объединительное промышленное соглашение заключено в 1958 г.). Название блок получил по конечной цели сближения – не только ликвидировать внутренние торгово-таможенные границы, но и создать единую энергетическую систему субрегиона. В первое десятилетие, проходившее на фоне мировых национально-освободительных движений, пять стран (Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор, Гватемала и Гондурас) добились заметных успехов – основная часть их внутризонального товарооборота была освобождена от таможенных пошлин, а внутризональный экспорт увеличился в 8 раз, в последующее десятилетие – в 3 раза.. «Банановые» и «кофейные» республики превращались в разносторонние экономики, Коста-Рику называли латиноамериканской Швейцарией. [4] Доля готовых изделий и полуфабрикатов достигла половины стоимости субрегиональных торговых операций. В целом по Латинской Америке темпы роста ВВП в 60-70-е годы были наивысшими за вторую половину ХХ века – в среднем 6% в год.
Однако внутренние противоречия, давление извне и ослабление мировой конъюнктуры породили спад. «Потерянное десятилетие» 80-х годов в Латинской Америке стало кризисным и для её экономики в целом, и для региональной интеграции, причём практически для всех блоков (к тому времени появилась Андская группа, Карибский общий рынок – КАРИКОМ и Амазонский пакт). Началось переосмысление интеграционного движения. Распространение в мире рыночного либерализма отодвинуло на время на второй план развитие взаимных торгово-производственных отношений. В центральной Америке ожесточились гражданские конфликты (война в Сальвадоре длилась свыше 10 лет, в Гватемале – 36 лет).
История ЦАОР, с 1991 года – Центральноамериканской интеграционной системы (ЦАИС), в которую вошла Панама, – типичная картина сложностей и перспектив латиноамериканской интеграции вообще и проблем малых стран в частности. Схожесть природно-климатических условий, исторических судеб, структуры хозяйства, исторического состава и другие факторы давали основание полагать, что намеченные программы будут осуществлены в короткие сроки. [13] Однако реальность оказалась иной, и здесь стоит вычленить три обстоятельства:
· ограниченность финансово-экономических, технологических и людских ресурсов, присущая малым развивающимся странам, большая зависимость от внешних факторов роста;
· практически отсутствие главного энергетического ресурса – нефти (исключение – Гватемала) и связанное с этим удорожание импорта при периодическом падении цен на экспортные кофе и бананы (подчас ниже себестоимости). Обострение международной конкуренции в совокупности со стихийными бедствиями предопределили низкие темпы роста, иногда даже прироста населения;
· важное геостратегическое положение субрегиона, расположенного на стыке двух океанов, пресечение путей и Северной в Южную Америку. Отсюда особенно пристальное внимание США к этому перекрёстку, их опасения, что здесь может сформироваться солидарный блок, способный проводить самостоятельную согласованную политику.
Тема интеграции присутствовала на всех субрегиональных форумах последнего десятилетия ХХ в. И начала нового столетия. Рыночная либерализация привела к тому, что темпы роста блоковой экономики едва превышали 1%, доля внутризональной торговли снизилась до 15%, экспортная структура стала менее разнообразной, а между членами сообщества нарастала конкуренция. Торможение наметилось и в базисных проектах – создание единой энергетической системы было отодвинуто на 2007 год, для его завершения были необходимы 320 млн.долл. со стороны сообщества и 240 млн. обещал МАБР. После строительства Панамериканского шоссе проект сообщающейся электроэнергетической системы стал важнейшим в планах субрегиональной интеграции.
Несмотря на экономический застой, внимание мировых центров к этому стратегически важному блоку не ослабевало. Немалый интерес к ЦАИС наблюдается со стороны Евросоюза. В результате многочисленных совместных конференций в 2003 году принято решение укрепить сотрудничество с упором на создание в будущем общей зоны свободной торговли. Традиционно главный интерес к ЦАИС проявляли США, с помощью различных рычагов привязавшие к себе это важное рыночное пространство, занимающее в торговле 3-е место после Мексики и Бразилии и с которым у них постоянный актив торгового баланса – экспорт 8 млн.долл., импорт - 4 млн. долл. [4] Одно из свидетельств активной здесь позиции США – визит президента Дж.Буша в Сальвадор в марте 2002 г., по поводу возможности подписания соглашения о совместной зоне свободной торговли. Переговоры проходили в атмосфере многочисленных протестов в стране и субрегионе. Представители профсоюзов и крестьянских организаций утверждали, что зона свободной торговли приведёт к усилению несправедливой конкуренции с и без того уже почти истреблённым национальным производством, вместо создания новых рабочих мест вырастет безработица. Сторонники зоны заявили, что Центральная Америка не может плестись позади, когда мир движется к упразднению всех торговых барьеров.
Последующие переговоры между представителями США и ЦАИС проходили в Коста-Рике в начале 2003 года. Высказывались опасения гибели мелкого и среднего производства в противоборстве с американским бизнесом. Особую тревогу вызывало субсидирование сельского хозяйства Соединёнными Штатами, что ставит местных фермеров в тяжёлое положение, поскольку аграрный сектор остаётся основой экономики субрегиона.
Значительный резонанс имел четвёртый Межамериканский форум, состоявшийся в середине 2003 года в городе Тегусигальпа (Гондурас) и посвящённый проблемам свободной торговли, где присутствовали представители стран Латинской Америки, а также Африки и Европы. На нём активно обсуждались деятельность ТНК («Зона свободной торговли – инструмент накопления капитала транснациональными компаниями»), выгоды северного гиганта («ЗСТ – часть новой стратегии безопасности США»), критиковались аспекты намечавшейся зоны свободной торговли.
Трудные напряжённые поиски компромиссов завершились подписанием в мае 2004 года между США и шестью странами соглашения о создании зоны свободной торговли КАФТА; в августе к нему присоединилась Доминиканская Республика. Для вступления этого документа в силу требовалась ратификация его обеими сторонами, что в Латинской Америке не всегда происходит легко и быстро: соглашение вступило в силу 1 января 2009 года. Последней страной, ратифицировавшей документ в 2007 году, была Коста-Рика. [6]
Дата: 2019-07-31, просмотров: 197.