Основные цели бюджетной политики на 2000 год.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В качестве основных ориентиров макроэкономической политики Правительства РФ на 2000 год были определены дальнейшее снижение инфляции до 18% (к декабрю 1999 г.) и обеспечение роста ВВП на 1,5%. Данная цель по замедлению темпов роста цен на основе контроля за темпами роста денежной массы поддерживалась, в том числе, предполагаемыми параметрами снижения бюджетного дефицита, проведением разумной политики осуществления государственных расходов и формированием неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета.

Что же касается основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2000 год, разработанных Правительством РФ, в них сформулирован ряд задач, на решение которых направлена бюджетная стратегия. Это обеспечение ограничения роста государственного долга, снижение налоговой нагрузки путем сокращения количества налогов и сборов при одновременном повышении собираемости существующих налогов, максимальная концентрация финансовых ресурсов на решении высокопаритетных задач. Ключевой же задачей бюджетной стратегии на 2000 год объявлено обеспечение достаточно высокого уровня первичного профицита федерального бюджета, превышающего ожидаемую оценку исполнения 1999 года на 1,2 пункта.

 

3.2 Исполнение федерального бюджета в первом полугодии 2000 года по сравнению с предыдущими периодами.

Поступление в федеральный бюджет доходов в денежной форме в I полугодии 2000 г. составило 507,7 млрд. рублей. Таким образом, показатель «Доходы федерального бюджета в денежной форме» перевыполнен на 146 млрд. рублей. Годовой уровень доходов был запланирован в сумме 797,4 млрд. рублей.

Динамика доходов федерального бюджета в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года отличалась значительным ростом – если в I полугодии 1999 года доходы составили 47,8% к годовым бюджетным назначениям, или 12,1% от ВВП, то в I полугодии 2000 года – уже 63,7 % к годовым бюджетным назначениям, или 17,1 % от ВВП.

Таблица 1.

Доходы федерального бюджета в 1999-2000 гг.

    I полугодие 1999 года

I полугодие

2000 года

Доходы, млрд. рублей 226,6 507,7  
% к ВВП (на I полугодие) 12,1 17,1  
% к годовым бюджетным назначениям 47,8 63,7  

Источник: Информация об исполнении федерального бюджета Российской Федерации за I полугодие 2000 года // www . cbr . ru ..

Таким образом, по сравнению с I полугодием 1999 года доходы увеличились более чем в два раза, при этом на 5 пунктов выросла их доля в объеме ВВП.

Основные факторы, по мнению Центрального Банка РФ, обусловившие такой высокий уровень доходов:

§ Продолжился рост экономики и промышленного производства (особенно ориентированного на экспорт), что дополнительно увеличило налогооблагаемую базу.

§ Цены на нефть и нефтепродукты, газ и иные экспортные товары были в I полугодии заметно выше, чем заложенные при расчетах федерального бюджета на 2000 год.

§ Федеральный бюджет перестал исполнять роль генератора неплатежей, чему способствовало отсутствие текущей задолженности по финансированию из федерального бюджета, в прежние годы порождавшей рост неплатежей между субъектами экономики и недоимки по налоговым доходам в бюджеты и внебюджетные фонды.

Налоговых доходов за I полугодие текущего года в федеральный бюджет поступило 443,2 млрд. рублей (65,7% к годовым бюджетным назначениям, которые были определены на уровне 675,04 млрд. рублей). Доля налоговых доходов федерального бюджета в общей сумме доходов федерального бюджета за I полугодие 2000 года составила 87,3 процентов. В 1999 году в расчете за весь год их доля составила 82,8%.

Самое заметное изменение в структуре доходов федерального бюджета наблюдается по налогу на прибыль (доход) предприятий и организаций. Если в объемах доходов утвержденных Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2000 год” этот налог составлял 9,4%, то по данным отчета за 6 месяцев его доля увеличилась на 8,1% и составила 17,5%. В итоге поступления налога на прибыль за I полугодие достигли 122,5% от бюджета на год (для сравнения: все налоговые доходы собраны на уровне 65,7% к годовому бюджету).

 

Таблица 2.

Платежи, оказавшие существенное влияние на объемы налоговых поступлений в I полугодии.

млн. рублей

 

Бюджет

2000 года

Исполнено за январь-июнь 2000 года

Структура (в % к общей сумме налоговых доходов)

Отклонение

млн. рублей в % к год. объему Утверждено законом на год Исполнено за январь-июнь
  Налоговые доходы - всего 675 039 443 215 65,7% 100,0% 100,0% 0,0%
НДС, в т.ч. 277 488 175 954 63,4% 41,1% 39,7% -1,4%
- НДС по товарам и услугам, производимым на территории РФ 174 870 131 189 75,0% 25,9% 29,6% 3,7%
- НДС по товарам и услугам, ввозимым на территорию Российской Федерации 102 618 44 765 43,6% 15,2% 10,1% -5,1%
Налог на прибыль 63 449 77 695 122,5% 9,4% 17,5% 8,1%
Акцизы по товарам, производимым на территории России 116 107 62 875 54,2% 17,2% 14,2% -3,0%
Акцизы по товарам, ввозимым на территорию России 3 832 1 343 35,0% 0,6% 0,3% -0,3%
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции: 171 983 103 490 60,2% 25,5% 23,3% -2,1%
- Ввозные таможенные пошлины 87 488 27 163 31,0% 13,0% 6,1% -6,8%
- Вывозные таможенные пошлины 84 495 73 176 86,6% 12,5% 16,5% 4,0%

Источник: Информация об исполнении федерального бюджета Российской Федерации за I полугодие 2000 года // www . cbr . ru ..

Неналоговые доходы за I полугодие 2000 г. поступили в федеральный бюджет в общей сумме 28,4 млрд. рублей (45,9% к годовым бюджетным назначениям, которые были определены в сумме 61,91 млрд. рублей). При этом основная масса получена за счет доходов от внешнеэкономической деятельности в сумме 15,7 млрд. рублей (55,3% от общей суммы неналоговых доходов), из которых получено в виде процентов по государственным кредитам – 8 млрд. рублей. Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, составили 10,1 млрд. рублей (35,6% от общей суммы неналоговых доходов). Поступления доходов федерального бюджета по месяцам (январь – июнь) в 2000 году были в среднем на 5% выше, чем поступления в 1998 и 1999 годах (Приложение 4).

По расходам федеральный бюджет в I полугодии 2000 года исполнен в сумме 437,3 млрд. рублей (по произведенному финансированию), что составило 14,7 % к объему ВВП за I полугодие 2000 года и 51,1% к годовым бюджетным назначениям по расходам. Годовые бюджетные назначения по расходам составляют 855,07 млрд. рублей (Приложения 2,3,5). В то же время, в 1999 году в I полугодии по расходам федеральный бюджет был исполнен в сумме 288,6 млрд. рублей (это составляет 15,4% к объему ВВП за I полугодие и 50,2% к годовым бюджетным назначениям). Несмотря на бóльшие поступления доходов, показатели по расходам относительно запланированных почти совпадают. Это связано с тем, о чем говорилось в пункте 2.2: корректировка статей бюджета в середине финансового года может привести к дестабилизации экономики. Поэтому здесь по возможности необходимо придерживаться запланированных цифр.

Таблица 3.

Объемы финансирования расходов федерального бюджета в 1999-2000 гг.

 

1999 год

2000 год

  I квартал II квартал III квартал IV квартал I квартал II квартал
Расходы, всего, млрд.рублей 119,5   169,1   167,5   220,8 215,6   221,7
- % к ВВП (на квартал)    14,3      16,2      13,1      15,9     17,1   14,0
- % годовым бюджетным назначениям 20,8 29,4 29,1 38,4 25,2 25,9

Источник: Информация об исполнении федерального бюджета Российской Федерации за I полугодие 2000 года // www . cbr . ru ..

Но, тем не менее, увеличение расходной части федерального бюджета (в том числе непроцентных расходов) и переход в режим опережающего финансирования расходов (на несколько процентов, но все же опережающего) привели к тому, что федеральный бюджет стал источником экономического роста. Увеличение потребления государственным сектором экономики позволяет частично компенсировать затухающий эффект девальвации и вызывает увеличение объема налоговых поступлений.

Политика Правительства Российской Федерации в области финансирования расходов федерального бюджета осуществлялась в I полугодии 2000 года в соответствии с положениями Федерального закона “О федеральном бюджете на 2000 год”.

В 2000 году по сравнению с 1997-1999 годами структура исполнения федерального бюджета существенно не изменилась (Приложение 5). Были несколько увеличены расходы по следующим статьям: государственное управление (на 0,7%), правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности и судебная власть (на 1,2%), фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу (на 0,3%), расходы на социальную сферу (на 1,3%), обслуживание государственного долга (на 1,2%). Снижение же наблюдается по следующим пунктам: международная деятельность (на 2,4%), национальная оборона (на 1,2%), промышленность, энергетика и строительство (на 0,3%), сельское хозяйство и рыболовство (на 0,5%), финансовая помощь другим уровням власти (на 1,5%).

Дополнительным фактором успешного исполнения федерального бюджета стали финансовые результаты 1999 года. Созданный в прошлом году финансовый задел позволил избежать ставшего уже традиционным сокращения темпов финансирования в начале года. В I полугодии текущего года сложилась ситуация, когда ресурсы на счетах федерального бюджета позволили дополнительно профинансировать ряд расходов текущего характера в пределах годовых объемов финансирования расходов федерального бюджета.

Расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга в I полугодии текущего года составили 32,5 млрд. рублей, что составило 99,2 % к бюджетной росписи на I полугодие или 51,4 % годового плана.

Структура расходов по выплате процентов по обслуживанию внутреннего долга сложилась из следующих основных платежей:

ОФЗ-ФК 15,08 млрд. рублей
ОГНЗ 8,00 млрд. рублей
ОФЗ-ПД 7,36 млрд. рублей
ОГСЗ 1,33 млрд. рублей
ГКО 0,34 млрд. рублей

При этом расходы на обслуживание ГКО, ОФЗ и ОГНЗ составили 30,8 млрд. рублей и были ниже соответствующих плановых показателей на 0,24 млрд. руб., а превышение расходов по ОФЗ-ПД на 0,11 млрд. руб. было связано с операциями обратного выкупа облигаций, размещенных с целью привлечения необходимых денежных средств на покрытие дефицита федерального бюджета и финансирование кассовых разрывов в конце 1999 г. и погашаемых в I квартале 2000 года.

Расходы по обслуживанию государственного внешнего долга составили 61,9 млрд. рублей, или 39,5% к годовым бюджетным назначениям, и 75,2% к полугодовой бюджетной росписи, и сложились из следующих платежей:

МВФ                                         7,7 млрд. рублей

МБРР                                             5,7 млрд. рублей

ЕБРР                                    0,2 млрд. рублей

Облигационные займы                  25,6 млрд. рублей

Долг России                                      5,6 млрд. рублей

Приоритетные платежи                   0,5 млрд. рублей

Проценты по ОВВЗ             8,9 млрд. рублей 

Платежи Парижскому клубу             2,8 млрд. рублей

Кредит Японии                                 0,3 млрд. рублей

Погашение задолженности ЦБ РФ  4,5 млрд. рублей

Сумма обслуживания долга оказалась ниже расчетной. Это в значительной мере объясняется удорожанием доллара США, в первую очередь к евро, что повлекло за собой существенное уменьшение курса СДР к американской валюте. И еще одной важной причиной стало непоступление средств по новым кредитам международных финансовых организаций, особенно финансовых. Очевидно, это обстоятельство отразится и на уменьшении величины процентных платежей в будущих периодах.

В отчетном периоде не привлекались средства Банка России для финансирования дефицита федерального бюджета. Профицит федерального бюджета (по произведенному финансированию) определился в объеме 70,4 млрд. рублей, что составило 2,4% к объему ВВП за I полугодие 2000 года (в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2000 год» предельный размер дефицита предусмотрен в сумме 57,9 млрд. рублей или 1,08% ВВП). В предыдущие периоды наблюдалась положительная тенденция в уменьшении годовых значений дефицита бюджета: а именно – если в 1997 году годовой дефицит бюджета составлял 186,3 млрд. рублей, в 1998 – 168,8 млрд. рублей, а уже в 1999 году – 61,3 млрд. рублей. То есть размеры дефицита федерального бюджета в тенденции вели к снижению.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 176.