От других государств с рыночной экономикой Канада отличается более высоким уровнем децентрализации, когда при значительном влиянии федеральных органов власти провинции играют серьезную роль в формировании стратегии национальной экономики. На долю провинций приходится больше половины всех правительственных расходов Канады и функции по обеспечению сферы образования, здравоохранения и социального страхования. Причем тенденция повышения роли провинций продолжает действовать и в последние годы. В целом налоговая система Канады представлена тремя основными уровнями: федеральным (около 50% государственных доходов); провинциальным (около 40%); местным (10%).
Основу доходов федерального бюджета составляют: подоходный налог с населения, налог на корпорации, налог на товары и услуги, акцизы, таможенные пошлины и взносы в фонды социального страхования. Доходы провинций складываются из: подоходного налога с населения, налога с продаж, налога на прибыли корпораций, акцизов, взносов в фонды социального страхования, налогов на дарение, рентных платежей, различных регистрационных и лицензионных сборов. Основная доля поступлений приходится на подоходный налог и косвенные налоги. Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налогов на предпринимательство.
Налоговая система Канады начала модернизироваться в связи с проведением налоговой реформы в 1987 г. В соответствии с ее положениями в Канаде на федеральном уровне стали действовать три ставки подоходного налога вместо ранее существовавших десяти, а в каждом регионе - свои местные ставки (табл. 2.1) [16, с.89].
Таблица 2.1
Ставки основных налогов в Канаде
Провинция, территория | Основная ставка, % | Федерально-провинциальная ставка, % | ||
подоходный налог | налог на прибыль | подоходный налог | налог на прибыль | |
Ньюфаундленд | 21,0 | 14,0 | 52,3 | 43,12 |
Новая Шотландия | 19,0 | 16,0 | 50,3 | 45,12 |
О. Принца Эдуарда | 19,0 | 15,0 | 50,3 | 44,12 |
Нью-Браунсик | 20,1 | 17,0 | 51,4 | 46,12 |
Квебек | 21,6 | 8,9-16,2 | 52,9 | 38,0-45,0 |
Онтарио | 21,6 | 15,5 | 52,9 | 44,6 |
Манитоба | 19,1 | 17,0 | 50,4 | 46,1 |
Саскачеван | 20,6 | 17,0 | 51,9 | 46,1 |
Альберта | 14,8 | 15,5 | 46,1 | 44,6 |
Британская Колумбия | 22,9 | 16,5 | 54,2 | 45,6 |
Юкон | 15,3 | 15,0 | 46,6 | 44,1 |
Северо-Западные территории | 13,0 | 14,0 | 44,4 | 43,1 |
Источник: [16, с.90]
Приведенные в табл. 2.1 данные иллюстрируют методику расчета интегральной ставки, которая складывается из федеральной и провинциальной. Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса. Доля мелких фирм (где занято менее 100 лиц наемного труда) достигает 97% от числа всех компаний (услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли), и к их доходам применяется единая ставка 12%.
В целом в налоговой системе Канады преобладает прямое налогообложение. Из косвенных налогов наиболее значимы: федеральный налог на товары и услуги по единой ставке 7% и местный налог с продаж. Иногда в провинциях эти два налога объединяются в комбинированной ставке - 15%. Объединенный налог включается в розничные цены. Несмотря на широкие полномочия в сборе налогов, провинции получают поддержку со стороны федерального правительства в форме трансфертов, которые составляют около 28% всех их доходов. Федеральные трансферты провинциям основаны на трех имеющих разные цели и структуры ключевых программах - «Выравнивание», «Установленное финансирование программ» и «План помощи». Общая ориентация на децентрализацию оправдывает себя, так как она облегчает адаптацию социальной политик к насущным нуждам населения.
Налоговые источники доходов провинций складываются из:
- подоходного налога с населения;
- налога с продаж;
- налога на прибыли корпораций;
- акцизов;
- налогов в фонды социального страхования;
- налогов на дарения;
- рентных платежей;
- различных регистрационных и лицензионных сборов.
Основную долю поступлений дают подоходный налог с населения и косвенные налоги. Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налога на предпринимательство [25, c.59].
В стране сложилась четкая система налогового регулирования. Налоговая политика разрабатывается отделом бюджетной политики и экономического анализа Министерства финансов. Все проекты выносятся на обсуждение - прежде всего в Палату Общин. Сбором налогов занимается Министерство национального дохода. Все возникающие споры по вопросам налогообложения разрешает Налоговый суд.
Отдельным провинциям сделаны исключения. Например, Квебек самостоятельно собирает подоходный налог и налог на прибыль, Онтарио, Альберта - налог на прибыль.
Основополагающими актами в сфере налогового законодательства служат: Закон о налоге на доход (регулирующий взимание подоходного налога и налога на прибыль корпораций) и Закон о страховании по безработице (системы социального обеспечения) [2, с.144].
Дата: 2019-07-31, просмотров: 220.