Международный институт финансов, управления и бизнеса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Международный институт финансов, управления и бизнеса

Отделение заочного обучения

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

Налоги и налогообложение

Налоги России и стран рыночной экономики

Специальность «Финансы и кредит»

 

 

Выполнил:

студентка 4 курса ОЗО гр.2562

Панова Я.Ю.

Проверил: Огородникова

 

 

Тюмень, 2009



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Налоговая система РФ, её сущность и принципы

1.1 Понятие и сущность налогов и налогообложения

1.2 Виды налогов и сборов

1.3 Принципы построения налоговой системы

Глава 2. Особенности систем налогообложения в странах с рыночной экономикой

2.1 Порядок построения налоговой системы Канады

2.2 Особенности построения налоговой системы США

2.3 Сравнительная характеристика и возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы

Заключение

Список использованной литературы

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

В современных условиях оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей его повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны.

В зарубежных странах широко используется налоговое стимулирование привлечения заемных ресурсов на цели развития бизнеса как организациями, так и физическими лицами. Организации всю сумму процентов включают в состав расходов, поскольку в противном случае повысится экономическая ставка налога на прибыль, а сокращение чистой прибыли ограничит возможности фирмы по привлечению заемного капитала. Во многих странах физическим лицам предоставляется возможность уменьшать сумму подлежащего уплате подоходного налога на величину выплаченных процентов по займам, взятым на цели производственных инвестиций. В частности, такая налоговая скидка используется в Бельгии, Германии, Греции, Дании, Испании, Канаде, Норвегии, Нидерландах, Финляндии, Швеции. Налоговая скидка в отношении процентов по займам, полученным физическими лицами для целей бизнеса, введена в Австралии, Франции, Турции, Ирландии, Японии, США (ограничена определенным размером), Великобритании (в полной сумме вычитаются только проценты по займам на деловые цели или приобретение предметов делового использования).

В России подобные налоговые льготы отсутствуют. Кроме того, существуют определенные ограничения по отнесению на расходы процентов за пользование заемными ресурсами. Согласно действующему порядку налогообложения, при отсутствии сопоставимых долговых обязательств в состав расходов разрешено включать проценты по рублевым кредитам в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза (то есть 12,1%), а по валютным кредитам - 15%. Однако на практике банки достаточно легко обходят данные условия.

Целью курсовой работы является раскрытие особенностей построения налоговых систем России и стран с рыночной экономикой.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

- дать понятие налогов и налогообложения;

- рассмотреть виды налогов и сборов;

- изучить принципы построения налоговой системы;

- рассмотреть порядок построения налоговой системы США и Канады;

- сравнить налоговую систему России с развитыми странами.

При написании курсовой работы информационной основой послужили научные труды российских экономистов в области налогообложения, такие как Бойков О.В., Винницкий Д.В., Грачева Е.Ю., Куцко М.В., Мельник А.С., Нефедов Н.А., Пансков В.Г., Скворцов О.В., Тарасенко О.А., Тедеев А.А. и др.



Виды налогов и сборов

 

Основополагающим документом законодательства Российской Федерации о налогах и сборах является Налоговый кодекс РФ. Ему должны соответствовать федеральные законы о налогах и сборах, а также соответствующие законы субъектов Федерации и законодательные акты органов местного самоуправления. Налоговый кодекс состоит из двух частей. Часть первая Кодекса принята в июле 1998 г. и начала вводиться с 1 января 1999 г. Что касается части второй, то четыре ее главы приняты в августе 2000 г. и введены с 1 января 2001 г.

Налоговый кодекс определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, учреждений и других участников налоговых отношений. Налоговый кодекс устанавливает основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению учета поступающих финансовых ресурсов, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц налоговых органов. Практически речь идет о формировании новой для нашей страны отрасли права - налогового права с глубокой проработкой всех элементов, с учетом мирового и накопленного за последние годы отечественного опыта, также специфики развития национальной экономики.

Налоговым кодексом РФ создается единая комплексная система налогов в стране, определяются функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики.

Введением части первой Налогового кодекса был сделан крупный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. Устранена такая негативная практика, как введение налоговых изменений путем принятия законов, имеющих обратную силу.

Стабилизация налоговой системы сказывается и в том, что устанавливается четкая кодификация налогов, а нормы и положения, регулирующие налогообложение, приводятся в единую упорядоченную систему, которая существенно упрощается за счет отмены множества подзаконных актов, зачастую противоречащих друг другу. После принятия всех глав части второй Налогового кодекса уменьшится общее количество видов налогов, которые могут быть введены на территории Российской Федерации [17].

Часть первая Налогового кодекса РФ включает в себя семь разделов.

Раздел 1 состоит из общих положений, характеризующих законодательство о налогах и сборах и устанавливающих систему налогов и сборов России. Предлагаемая Кодексом система сохраняет трехзвенность, обеспечивая доходами все уровни управления, и исходит из действующей в настоящее время налоговой системы. То есть предлагается путь не революционного, а эволюционного развития. Тем не менее изменений довольно много, особенно в сфере местных налогов и сборов.

В разделе II речь идет о налогоплательщиках и налоговых агентах, об их правах и обязанностях, о представительстве в налоговых отношениях.

В разделе III перечислены налоговые органы и близкие к ним органы государственной власти, изложены их права, полномочия и обязанности.

Разделом IV устанавливаются общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Раздел V определяет порядок оформления и сдачи налогоплательщиком налоговой декларации, а также формы, методы и способы проведения налогового контроля.

Особое место занимает раздел VI, где классифицируются налоговые правонарушения и определяется ответственность за их совершение. Такая классификация по сути дела осуществлена впервые в российском налоговом законодательстве. Что особенно важно, выделены виды налоговых правонарушений, за которые прямую ответственность несут банки и небанковские кредитные организации. До введения Кодекса ответственность банков и их руководителей за своевременное и полное поступление налоговых платежей в бюджет была чисто номинальной.

Раздел VII устанавливает порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативно-правовых актов о налогах и сборах субъектов Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению и взиманию налогов и сборов, в том числе отношения, возникающие в процессе налогового контроля.

Основной постулат налогового законодательства состоит в том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. В этой фразе следует обратить особое внимание на слова «законно установленные». Налоговый кодекс четко говорит, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это установлено Кодексом. Данное положение завершило длительную дискуссию о том, каким должен быть перечень региональных и местных налогов - закрытым или рекомендательным, с правами субъектов Федерации и местных органов представительной власти вводить свои дополнительныё налоги и сборы. Такой механизм действовал в российском законодательстве в 1994-1996 гг., в результате за три года количество видов налогов возросло в три раза. Закрытый список региональных и местных налогов и сборов защищает налогоплательщиков от попыток поправить доходную часть соответствующих бюджетов местным налоговым законотворчеством.

Налоговый кодекс устанавливает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства толкуются в пользу налогоплательщика. То есть налоговое законодательство обеспечивает защиту прав налогоплательщика посредством применения одного из важных принципов юриспруденции презумпции невиновности. До этого в практике правоотношений налоговых органов и налогоплательщиков действовала скорее «презумпция виновности» [19, с.70].

В раздел 1 Налогового кодекса введена ст. 5 о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени.

Кодексом определены специальные налоговые режимы, т.е. особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Налоговый кодекс подтверждает приоритет международных договоров Российской Федерации в области налогообложения перед налоговым законодательством.

Рассмотрим ст. 13 Налогового кодекса «Федеральные налоги и сборы». В 2009 году в России предусмотрены ниже перечисленные налоги и сборы:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

К числу региональных налогов (ст. 14 НК) относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог;

Кодекс определяет, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. Новым является положение, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений.

Налоговыми агентами признаются лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет или внебюджетный фонд налогов. Это происходит, например, в случаях, когда налог взимается у источника выплаты.

В разделе VI Налогового кодекса определяются налоговые правонарушения и устанавливается ответственность за их совершение.

Кодекс определяет обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Мерой ответственности служит налоговая санкция в виде денежных штрафов. Налоговые санкции взыскиваются только в судебном порядке.

Заключительный раздел VII части первой Налогового кодекса РФ определяет порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Жалоба может быть подана в вышестоящий налоговый орган или в суд. Организации и индивидуальные предприниматели обращаются в арбитражный суд; физические лица, не являющиеся предпринимателями, - в суд общей юрисдикции.

В вышестоящем налоговом органе жалоба налогоплательщика рассматривается в срок не позднее одного месяца со дня ее получения. При этом вышестоящий налоговый орган вправе: оставить жалобу без удовлетворения, отменить решение налогового органа, отменить акт налогового органа и назначить новую проверку, изменить решение или вынести новое решение.

5 августа 2000 г. принят Федеральный закон РФ №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах». В соответствии с этим Законом с 1 января 2001 г. введены в действие четыре главы части второй Налогового кодекса РФ: глава 21 «Налог на добавленную стоимость», глава 22 «Акцизы, глава 23 «Налог на доходы физических лиц» и глава 24 «Единый социальный налог (взнос)». Для отдельных положений указанных налогов установлены сроки ввода в действие не с 1 января, а иные, что оговаривается Законом.

Глава 21 уточняет ряд положений исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, устраняя имеющиеся пробелы в его правовом регулировании. Так, в состав налогоплательщиков включаются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, четко определяются место реализации товаров и место реализации услуг. В объекты налогообложения вводится выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления и т.д.

В главу 22 введен ряд новшеств, прежде всего связанных с исчислением и уплатой акцизов на алкогольную продукцию. Увеличены ставки акцизов на нефтепродукты, табачные изделия, алкоголесодержащую продукцию.

Главой 23 подоходный налог с физических лиц заменен налогом на доходы физических лиц. Это не просто смена наименования. Доходы классифицируются на трудовые и не связанные с трудовой деятельностью. Трудовые доходы независимо от величины облагаются по единой ставке - 13%. для других доходов действуют ставки 30 и 35%. Упорядочены налоговые льготы и вычеты.

Глава 24 вводит единый социальный налог, которым заменяются отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды.

Впоследствии глава 25 заменила налог на прибыль предприятий и организаций налогом на прибыль организаций. И это отнюдь не просто уточнение названия. Налог на прибыль подвергся кардинальным изменениям с точки зрения его исчисления и определения самого понятия прибыли.

Глава 26 регулирует различные налоги и налоговые режимы. Прежде всего речь идет о налоге на добычу полезных ископаемых. С 1 января 2002 г. он введен вместо отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежей за пользование недрами и акцизов на добычу полезных ископаемых. Главой 26.1 вводится единый сельскохозяйственный налог как особый режим налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Глава 26.2 предусматривает еще один особый налоговый режим - упрощенную систему налогообложения для малого бизнеса. Глава 26.3 определяет единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности [3, с.112].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Практика последних лет показывает бесперспективность попыток устранения основных недостатков действующей налоговой системы путем внесения хотя и правильных, но лишь отдельных изменений в налоговое законодательство. Налоговая реформа должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию инвестиций), а с другой стороны, - большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения.

В настоящее время в России в целом существует оптимальная структура налогов, действия государства направлены на создание стабильного законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизацию возможного ухода от налогов. Отечественная налоговая система стала более справедливой и нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков.

В результате многолетних дискуссий о концепции реформирования налоговой системы России была признана приоритетность кодификации российского налогового законодательства. В обществе достигнуто понимание, что, неустойчивая налоговая система подрывает основу бюджетной системы страны, провоцирует политическую нестабильность и социальную напряженность.

Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются в настоящее время общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать оздоровлению финансовой системы и проведению эффективной государственной экономической политики.

Практически во всех странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах и т.д.

Многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна полному освобождению от налога.

Компании с международным масштабом деятельности могут даже пользоваться весьма существенными льготами, предусмотренными международными налоговыми соглашениями.

Некоторые развитые страны (США, Франция, ФРГ, Япония и т.д.) в последние годы приняли специальные законы, направленные за перемещением капиталов из этих стран в «налоговые убежища», которые на деятельность их граждан и компаний не распространяются. Это также служит сдерживающим фактором при выборе страны размещения капитала.

Представленный в курсовой работе краткий обзор налоговых систем стран с рыночной экономикой позволяет прежде всего сделать вывод об их значительном разнообразии. Каждая страна осуществляет свою налоговую политику, решает задачи ее эффективности с учетом собственного опыта исторического развития, особенностей национальной экономики и традиций, взаимоотношений правительств, бизнеса и профсоюзов. Поэтому вопрос гармонизации налоговых систем является проблемой достаточно отдаленного будущего даже в рамках Европейского союза.

 


 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учеб. для студ. вузов / И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2004. - 296 с.

2. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студ., обуч. по напр. 521600 «Экономика» и эконом. спец. / И.М. Александров. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2005. - 314 с.

3. Бобоев М.Р. Налоги и налогообложение в СНГ: учеб. пособие для студ., обуч. по спец. «Налоги и налогообложение» / М.Р. Бобоев, Н.Т. Мамбеталиев, Н Н. Тютюрюков. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 424 с.

4. Бойков О.В. О некоторых вопросах части второй Налогового кодекса Российской Федерации / О.В. Бойков // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2001. - №2. - С.33-44.

5. Винницкий Д.В. Международное налоговое право и структура Налогового кодекса РФ / Д.В. Винницкий // Современное право. - 2003. - №1. - С.14-16.

6. Грачева Е.Ю. Финансовое право в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Е.Ю. Грачева, М.Ф. Ивлиева, Э.Д. Соколова. - М.: Проспект, 2006. - 208 с.

7. Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложение: учебник для студ. образов. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. 0601 «Экономика, бух. учет и контроль (по отраслям)», 0603 «Финансы», 0606 «Страховое дело» / Н.Г. Дмитриева, Д.Б. Дмитриев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 480 с.

8. Климова М.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / М.А. Климова. - 2-е изд. - М.: РИОР, 2005. - 43 с.

9. Куцко М.В. Применение главы 25 Налогового кодекса РФ: комментарии и рекомендации с учетом последних изменений / М.В. Куцко, М.Б. Шевырев. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 384 с.

10. Мельник А.С. Понятийный аппарат НК РФ: Проблемы и противоречия / А.С. Мельник, И.Л. Ивачев // Ваш налоговый адвокат. - 2003. - № 1. - С. 3-9.

11. Налоги и налогообложение: учебник / Д.Г. Черник, Л.П. Павлова, А.З. Дадашев [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2003. - 328 с.

12. Налоги и налогообложение: учебник для студ. вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 496 с.

13. Налоги и налогообложение: Учебник для студ. вузов / под ред. М.Ф. Романовский, О. В. Врублевская. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 576 с.

14. Налоги и налогообложение: учебник для студ. вузов, обуч. по эконом. спец / Д.Г. Черник, Л.П. Павлова, А.З. Дадашев и др. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 328 с.

15. Налоги: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. «Экономика», спец. «Финансы и кредит» и «Бух. учет и аудит» / под ред. Д.Г. Черника. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 656 с.

16. Налоги: учебник для студ. вузов / Междунар. банковское объединение; под ред. Д.Г. Черника. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 430 с.

17. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст по сост. на 20 сент. 2004 г. - М.: ОМЕГА-Л, 2004: Ч.1, 2. - 492 с.

18. Нефедов Н.А. Налогообложение в России: справочник для менеджеров и предпринимателей. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 496 с.

19. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит», «Бух. учет, анализ и аудит» / В.Г. Пансков; Финан. акад. при Прав-ве РФ. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 464 с.

20. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для студ. вузов, обуч. по эконом. спец. и напр. / В.Г. Пансков. - М.: МЦФЭР, 2004. - 576 с.

21. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студ. образов. учрежд. сред. проф. образ., обуч. по группе спец. 0600 «Экономика и управление» / О.В. Скворцов, Н.О. Скворцова. - М.: Академия, 2004. - 240 с.

22. Тарасенко О.А. Налоговый кодекс и общие принципы налогообложения и сборов / О.А. Тарасенко // Право и политика. - 2002. - №1. - С. 68-74.

23. Тедеев А.А. Налоги и налогообложение. - М.: Приор, 2004. - 496 с.

24. Федеральные налоги и сборы с организаций / сост. Т.М. Ляпина. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. - 472 с.

25. Ходов Л.Г. Налоги и налоговое регулирование экономики: учеб. пособие / Л.Г. Ходов. - М.: ТЕИС, 2003. - 253 с.

Международный институт финансов, управления и бизнеса

Отделение заочного обучения

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

Налоги и налогообложение

Дата: 2019-07-31, просмотров: 159.