Социальная работа с кризисной личностью, с негативной дезинтеграцией личности в основном разработана в русле психотерапии.
Рассмотрим основные направления, методы, виды и формы социальной работы, направленной на интеграцию личности, на становление ее целостности на новом, более высоком уровне.
Фрейдизм - направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов , в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре, приобретя большое влияние.
Психоанализ вплотную занимается проблемами интеграции и дезинтеграции личности на основе представления об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение — либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Запреты со стороны последней (создающие “цензуру” сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т. п. Психические процессы и явления рассматривались во фрейдизм с трех основных точек зрения: топической, динамической и экономической. Первоначально топическая система душевной жизни была представлен у Фрейда тремя инстанциями: бессознательным, предсознательным и сознанием, взаимоотношения между которыми регулировались цензурой. С начала 20-хгг. Фрейдом выделяются иные инстанции: Я (Это), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго).Две последние системы локализовались в слое “бессознательное”. Динамическое рассмотрение душевных процессов предполагало их изучение как форм проявлений определенных (обычно скрытых от сознания) целенаправленных влечений, тенденций и т. п., а также с точки зрения переходов из одной подсистемы душевной структуры в другую. Экономическое рассмотрение означало анализ психических процессов с точки зрения их энергетического обеспечения (в частности, энергией либидо). Энергическим источником, согласно Фрейду, является Оно (Ид). Ид — средоточие слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Эго, которое воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения. Супер-эго включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей.
Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), оно проявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Эго со стороны Ид, Супер-эго и внешней реальности к которой индивид вынужден приспосабливаться несовместимы, он неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью “защитных механизмов” — вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии. Важную роль в формировании мотивации Фрейд отводит детству, которое якобы однозначно определяет характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии усматривается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личности путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин невротических симптомов. Для этого используется анализ сновидений, метод “свободных ассоциаций” и др. В процессе психотерапии врач наталкивается на сопротивление пациента, которое сменяется эмоционально позитивной установкой пациента по отношению к врачу, трансфером, благодаря чему возрастает “сила Я” пациента, который осознает источник своих конфликтов и изживает их в “обезвреженной” форме. Фрейд ввел в психологию ряд важных проблем - бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. В трактовке этих проблем он отстаивал встретившие критику со стороны многих психологических школ положения о подчиненности внутреннего мира и поведения человека асоциальным влечениям, всесилии либидо, антагонизме сознания и бессознательного. Неадекватно интерпретированный психический фактор предстал в виде определяющего как для телесной, так и для социальной жизни. Подчинив этому фактору историю общества и культуры, Фрейд, по существу, мистифицировал ее.
Интеграция понимается Юнгом как процесс, с помощью которого части соединяются в целое. На личностном уровне интеграция есть такое состояние, когда все составляющие элементы, черты или качества действуют согласовано как единое целое. В частности, Юнг обозначал термином "интеграция" стадию развития, типичную для второй половины жизни, когда различные взаимодействия (сознания и бессознательного, мужской и женской составляющей личности, различных пар противоположностей, позиции эго относительно тени, и динамики взаимодействия между функциями и установками сознания) достигают определенного равновесия (или, правильнее, оптимального уровня конфликта и напряжения).
Гуманистическая психология признает главным предметом своего изучения личность как целостную систему.
Актуализация своих возможностей, т. е. открытие неизведанных сторон своей личности, интегрирование всех ее составляющих ведет, по Роджерсу к развитию полноценно функционирующего человека.
А Маслоу – яркий представитель данного направления также вплотную занимался проблемами интеграции – самоактуализации – как стремления человека стать все более тем, кем он способен стать.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 182.