Дезинтеграционные процессы личности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Руководитель

Профессор, д. п. н.

Козлов В. В.

Студентка

Группы СР- 41

Иощенко Е.

 

 

Ярославль,

2003 г.



Содержание.

Введение.

1. Дезинтеграционные процессы личности как предмет социальной работы

1.1. Понятие интеграции и дезинтеграции

1.2. Позитивная и негативная дезинтеграция как два вектора развития личностного кризиса

2. Последствия негативной дезинтеграции личности

2.1. Наиболее вероятные последствия негативных дезинтеграционных процессов для личности

2.2. Дезинтегрированная личность как объект социальной работы

3. Практика социальной работы с негативной дезинтеграцией личности

3.1.  История основных направлений и методов работы с дезинтеграцией личности

3.2.   Современные подходы к работе с негативной дезинтеграцией

Заключение.

Приложение.

Список литературы.



Введение.

 

Личностный кризис можно обозначить как точку бифуркации в которой существует два вектора развития дезинтеграции: позитивная, когда кризис является неким условием и шагом в новое качество, новый уровень интегрированности, целостности. Негативная дезинтеграция, как правило, сопровождается деструктивными изменениями личности, снижением общей витальности, устойчивости, уровня гармонии и сбалансированности. Личность выпадает из социальных отношений, уменьшаются социальные контакты и т. д.

В данной работе акцент делается именно на негативной дезинтеграции личности. Выбор этой темы определяется тем, что данная проблема наиболее актуальна для теории и практики социальной работы. Именно с негативной дезинтеграцией связано понятие кризисной личности, т. к. она создает предпосылки формирования контингента клиентов социальных работников – бомжей, безработных, наркоманов и т д., то есть проблема характерна для современного российского общества, требует немедленного разрешения, профессиональной помощи. В этом и состоит актуальность выбранной темы рассмотрения.

Целью данной курсовой работы является по возможности полное раскрытие проблемы негативной дезинтеграции как предмета социальной работы.

В соответствии с выше обозначенной целью в ходе работы ставятся следующие конкретные задачи:

Ø раскрыть понятия «дезинтеграция» и «интеграция», «негативная» и «позитивная дезинтеграция»

Ø определить суть негативных дезинтеграционных процессов личности

Ø выявить социальные и психологические последствия дезинтеграции личности

Ø определить дезинтегрированную личность, человека в состоянии кризиса как объект социальной работы

Ø рассмотреть основные подходы, методы, виды, формы, направления социальной работы с дезинтеграционными процессами, в т. ч. современные подходы (интенсивные интегративные психотехнологии)



Дезинтеграционные процессы личности.

Интеграция – это осознание конфликта между фрагментами сознания; принятие конфликтующих сторон как равных по значимости. Смысл интеграции заключается в том, что та область сознания, которая вытеснялась, подавлялась личностью, более не отвергалась.

 Понятие, которое можно считать противоположным интеграции – это дезинтеграция личности. Дезинтеграционные процессы особенно характерны для личности российского гражданина в настоящее время. Это связано с потерей ценностных ориентацией, смыслов, которые раньше были важны для нашей культуры, новые же ценности противоречивы, вызывают у многих внутриличностные кризисы.

Негативная дезинтеграция может привести к психопатическим сдвигам, депрессиям, к астении, к психосоматическим болезням, иногда к суицидным намерениям и смерти. Последствиями развития дезинтеграции по негативному направлению помимо общеизвестных – усталости, сниженного настроения, раздражительности или апатии, нарушения сна и сексуальной потенции, депрессивных тенденций, можно отнести и более серьезные психосоматические заболевания: гипертонию, стенокардию, язву желудка, бронхиальную астму, диабет, некоторые кожные заболевания.

Новая система общественных отношений, складывающаяся в обществе, формы и методы ее осуществления обусловили тенденцию роста пьянства, наркомании, проституции, преступности, профессионального нищенства и т.п.

Приложение.

ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ

Показатели по графику шкалы объективной оценки.                    Начисленные балы.

Г=0 или Г=1                                                                                             П,С

Ц 6                                                                                                           Л

А 4                                                                                                           Л

П=0 или 0 П=1                                                                                          Н

Н=0 или Н=1                                                                                             П

К=0                                                                                                          2Ш 1 И

К=1                                                                                                           Ш

Д 6                                                                                                            Н

Т Д                                                                                                            ППЦ

В=5                                                                                                           Э

В 6                                                                                                            ЭЭ

Е 6                                                                                                            ШИ

О 5                                                                                                            Ш                                   

Наличие ошибок в выборах (один и тот же выбор на одну и ту же тему в обоих исследованиях):

За одну ошибку                           Э

За 2 и более ошибок                    ЭЭ

М<Ф (у мальчиков)                     СШИ

М — Ф = — 6 и ниже                  С

V = - 6 и ниже                             С

М — Ф — положительная — преобладание черт мужественности, отрицатель­ная — преобладание черт женственности.

При психопатиях и акцентуация преобладание черт может не соответствовать физическому полу. У подростков женского пола нередко преобладают черты М, а у мальчиков с истероидной, шизоидной и сенситивной психопатиями черты Ф.

МДЧ .7 6 6 5 6 6 6 6 6 6 6

Типы ГЦЛАСПШЭИНК

Правило 1. Если МДЧ достигнуто или превышено только в отношении одного типа, то диагностируется этот тип (кроме случаев, предусмотренных правилами 2 и 3).

Правило 2. Если констатирована возможность диссимиляции (Д — Т^4), то ти­пы Ц и К не диагностируются независимо от числа набранных в их пользу бал­лов.

Правило 3. Если сильно выражена реакция эмансипации (Е 4), то типы С и П не диагностируются независимо от числа набранных в их пользу баллов.

Правило 4. Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении типа К и еще других типов, то тип К не диагностируется независимо от числа набранных в его пользу баллов.

Правило 5. Если после исключений, сделанных соответственно правилам 2, 3 и 4, оказывается, что МДЧ достигнуто или превышено в отношении 2 типов, а в случаях ниже перечисленных совместимых сочетаний диагностируется смешан­ный тип

ГЦ ГИ ГН

ЦЛ

ЛА ЛС ЛИ ЛН

АС АП АИ

СП СШ

ПШ

ШЭ ШИ ШН

ЭИ ЭН

ИН

Исключение представляет случай, предусмотренный правилом 6. б/ в случаях остальных сочетаний, признанных несовместимыми, диагностируется тот из двух типов, в пользу которого получено большее превышение в баллах над его МДЧ;

в/ если в отношении двух несовместимых типов имеется одинаковое в числе баллов превышение их над МДЧ или оба они только достигают МДЧ, то для ис­ключения одного из них руководствуются следующим принципом доминирова­ния (сохраняется тип, указанный после знака равенства).

Г+Л=Г Ц+А=А Л+П=П А+Ш=Ш С+Э=Э

Г+А=А Ц+С=С Л+Ш=Ш А+Э=Э   С+И=И

Г+С=Г Ц+П=П Л+Э=Э А+Н-Н С+Н=Н

Г+П=П Ц+Ш+Ш                         П+Э=Э

Г+Ш=Ш Ц+Э=Э                           П+И=И

Г+Э=Г Ц+И=И                           П+Н=Н

         Ц+Н=Н

Правило 6. Если в пользу какого-либо типа набрано столь большое число бал­лов, что его возвышение над МДЧ превышает возвышение другого /других/ ти­пов над его /их/ МДЧ не менее, чем на 4 бала, то эти отстающие на 4 и более баллов типы не диагностируются даже, если сочетание совместимо.

Правило 7. Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении 3-х или более типов и по правилам 2,3,4 и 6, их число не 'удается сократить до 2-х, то среди этих типов отбираются 2, в пользу которых получено наибольшее превышение в баллах над их МДЧ и далее руководствуется правилом 5.

Правило 8. Во всех остальных случаях при необходимости сделать выбор меж­ду несколькими типами, в отношении МДЧ только достигнуто или набрано оди­наковое число баллов, превышающее их МДЧ, диагностируются 1-2 типа, кото­рые в соответствии с правилом 5а совмещаются с наибольшим числом из ос­тальных сравниваемых.

В соответствии с этими правилами оценка графика, приведенного в качестве примера будет следующей. Диагностируется шизоидный тип. Обнаружена склонность к диссимуляции, низкая конформность выраженная эмансипация.

 

ПСИХОПАТИИ

Тип

ха-

рак-

тера

 

 

Признаки, указывающие

на вероятность формирования психопатии /по

графику /

 

 

Частота обнаружения хотя бы одного из при знаков

 

психо- патии Транзито- рные наруш-я стабильная адаптация
Г Н³ 10, К=0, Е³6 75 5 5
Л А£ 6, Ш>7, К=0, Д ³ 6 60 10 5
С С ³ 12 75 15 5
Ш Г£ 1,Л£1,Щ³13, 0³7 85 20 10
Э Г=0, Ц³ 8, К=1, 0³Г а также 2 ошибки и более при условии, что Э=10   60   25   10
И А³5, 0 ³6, Е ³ 6 65 20 10
Н   Н 12, К 1, В 5, 6 и большей отрицательной величины   70   5   5

 

 



Список литературы.

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология, 2000

2.  Басов А.В. К вопросу о предмете социальной педагогики //Там же.

3. Вульфов Б.Э. Социальная педагогика и процесс формирования личности //Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М.-Тула, 1993. Т. I.

4.  Гроф С., Гроф К. Духовный кризис: понимание эволюционного          кризиса./ Духовный кризис. Ред. Ст. Грофа - М., 1995 - С. 13-39.

5.  Гроф С., Гроф К. Помощь при духовном кризисе./ Духовный кризис.         Ред. Ст. Грофа -М.. 1995-С. 201-208.

6.  Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М., 1986.

7.  Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации  личности // Социология в СССР. - М., 1966, Т.2. с. 197-198

8. Козлов В. В. «Социальная работа с кризисной личностью», Ярославль, 1999, 303 с.

9.   Козлов В.В., Бубеев Ю.А. "Измененные состояния сознания: психология и физиология" гл. 1-2, с.5-26. - М.,1997. - 197с.

10. Козлов В.В.. Парадигма интегративных психотехнологий. /Психологический пульс Ярославля// Сб. под ред. В. В. Новикова -М., Ярославль,1998 - С.140-156.

11. Павленок П.Д. «Основы социальной работы: Учебник» М:1998 – 270 с.

12. Рамзей Р. К созданию общей концепции социальной работы "наука - профессия" // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М; Тула, 1993. Т. I.

13. Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрид. лит.        1989 - 275 с.

14. Теория и методика социальной работы . Учебное пособие – М.,Союз,1994г.,ч.1,с.130-137  

15.  Теория и методика социальной работы / Под ред. В.И.Жукова. М.:        Союз, 1994, с. 5-11.

16.  Теория и методология социальной работы. Под ред. С.И. Григорьева. М.: Наука, 1994, с. 13-16, 47-50.

17. Фирсов М. В.. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика М.,»Союз»,1996г., с. 344-356.

18.   Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. М.: Центр       общечеловеческих ценностей, 1993-1994.

19. Юнг К. Г. «Подход к бессознательному»// К. Г. Юнг Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991, с. 23-94


[1] Юнг К. Г. «Подход к бессознательному»// К. Г. Юнг Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991, с. 23-94

[2] Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М., 1986.

[3] Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации  личности // Социология в СССР. - М., 1966, Т.2. с. 197-198

[4] Козлов В. В. «Социальная работа с кризисной личностью», Ярославль, 1999, 303 с., стр. 7

[5] Там же

[6] Павленок П.Д. «Основы социальной работы: Учебник» М:1998 – 270 с.

[7] Там же

[8] Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрид. лит. 1989 - 275 с.

[9] Там же

[10] Козлов В.В. ДУХОВНЫЙ КРИЗИС - СТРУКТУРА И ДИНАМИКА.// http://www.psi-net.ru

[11] Козлов В.В. ДУХОВНЫЙ КРИЗИС - СТРУКТУРА И ДИНАМИКА.// http://www.psi-net.ru

[12] Российская энциклопедия социальной работы - М.,1997,ИСР,под ред. А.М.Панова и Е.И.Холостовой

[13] М.В.Фирсов. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика М., «Союз»,1996г., с. 344-356.

[14] Козлов В. В. «Социальная работа с кризисной личностью», Ярославль, 1999, 303 с., стр. 41

[15] Там же

[16] Козлов В. В. «Социальная работа с кризисной личностью», Ярославль, 1999, 303 с.

[17] Козлов В. В. «Социальная работа с кризисной личностью», Ярославль, 1999, 303 с.


Руководитель

Профессор, д. п. н.

Козлов В. В.

Студентка

Группы СР- 41

Иощенко Е.

 

 

Ярославль,

2003 г.



Содержание.

Введение.

1. Дезинтеграционные процессы личности как предмет социальной работы

1.1. Понятие интеграции и дезинтеграции

1.2. Позитивная и негативная дезинтеграция как два вектора развития личностного кризиса

2. Последствия негативной дезинтеграции личности

2.1. Наиболее вероятные последствия негативных дезинтеграционных процессов для личности

2.2. Дезинтегрированная личность как объект социальной работы

3. Практика социальной работы с негативной дезинтеграцией личности

3.1.  История основных направлений и методов работы с дезинтеграцией личности

3.2.   Современные подходы к работе с негативной дезинтеграцией

Заключение.

Приложение.

Список литературы.



Введение.

 

Личностный кризис можно обозначить как точку бифуркации в которой существует два вектора развития дезинтеграции: позитивная, когда кризис является неким условием и шагом в новое качество, новый уровень интегрированности, целостности. Негативная дезинтеграция, как правило, сопровождается деструктивными изменениями личности, снижением общей витальности, устойчивости, уровня гармонии и сбалансированности. Личность выпадает из социальных отношений, уменьшаются социальные контакты и т. д.

В данной работе акцент делается именно на негативной дезинтеграции личности. Выбор этой темы определяется тем, что данная проблема наиболее актуальна для теории и практики социальной работы. Именно с негативной дезинтеграцией связано понятие кризисной личности, т. к. она создает предпосылки формирования контингента клиентов социальных работников – бомжей, безработных, наркоманов и т д., то есть проблема характерна для современного российского общества, требует немедленного разрешения, профессиональной помощи. В этом и состоит актуальность выбранной темы рассмотрения.

Целью данной курсовой работы является по возможности полное раскрытие проблемы негативной дезинтеграции как предмета социальной работы.

В соответствии с выше обозначенной целью в ходе работы ставятся следующие конкретные задачи:

Ø раскрыть понятия «дезинтеграция» и «интеграция», «негативная» и «позитивная дезинтеграция»

Ø определить суть негативных дезинтеграционных процессов личности

Ø выявить социальные и психологические последствия дезинтеграции личности

Ø определить дезинтегрированную личность, человека в состоянии кризиса как объект социальной работы

Ø рассмотреть основные подходы, методы, виды, формы, направления социальной работы с дезинтеграционными процессами, в т. ч. современные подходы (интенсивные интегративные психотехнологии)



Дезинтеграционные процессы личности.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 212.