Принципы «самости», влияющие на самооценку.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Принцип интериоризации чужих оценок – теория отражённого, зеркально «Я» (концепция Кули и Мида). Представ­ление человека о самом себе во многом зависит от того, как оценивают его окружающие, особенно если это коллективная, групповая оценка. Под влиянием благоприятных мнений само­оценка повышается, неблагоприятных - снижается. Нередко такой сдвиг бывает довольно устойчивым, причем заодно с глав­ными самооценками сплошь и рядом изменяются и такие, кото­рые непосредственно оценка окружающих не затрагивала. На­пример, у человека, получающею от имени группы завышенные оценки, с течением времени повышается общий уровень притя­заний, выходящий за пределы тех качеств, которые были отме­чены как положительные.

Изменения, под влиянием внешних оценок, "образа Я", как и социаль­но-нравственных установок, более значительны, если испытуе­мый думает, что значимые для него лица (например, товарищи по работе) единодушны в оценке его качеств или поведения, чем в тех случаях, когда их мнения расходятся. Наконец, разные люди неодинаково чувствительны и восприимчивы к чу­жим мнениям, начиная от полного безразличия и кончая пол­ной перестройкой собственной "самости" в соответствии с же­ланиями других. Психологическая сложность интериоризации хорошо иллю­стрируется экспериментально. Членам нескольких малень­ких производственных групп (пять-семь человек в каждой) предложили оценить организаторские и деловые качества каж­дого, включая себя, и предсказать, как оценят его по этому каче­ству остальные. Сравнению подверглись три показателя: само­оценка; объективная групповая оценка, полученная путем ус­реднения оценок, данных индивиду его товарищами по работе; предполагаемая групповая оценка. Выяснилось, что люди с высокой самооценкой получили более высокую групповую оцен­ку, чем люди с низкой самооценкой; предполагаемая и объективная групповая оценки также оказались связанными. Однако совпадение самооценок и предполагаемых оценок оказалось выше, чем самооценок и объективных групповых оценок. Толь­ко 40% лиц с высокой самооценкой получили высокую группо­вую оценку, и только 26% лиц со средней самооценкой получили среднюю групповую оценку. По шкале деловых качеств боль­ше половины лиц с высокой самооценкой получили низкую груп­повую оценку.

Интериоризация чужих мнений предпо­лагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (обычно, люди сначала приписывают другим то или иное отношение к себе, а затем уже принимают или отвергают его в качестве кри­терия оценки), и отбор информации в соответствии с уже су­ществующим "образом Я" и ценностными критериями.

Принцип социального сравнения. Хотя многие элементы нашего "Я" выглядят чисто описательными, фактуальными, в большинстве случаев они соотносительны и молчаливо подразумевают какое-то количественное или каче­ственное сравнение. Во-первых, индивид сравнивает свое на­личное "Я" с прошлым или будущим, а свои притязания - с достижениями. Во-вторых, он сравнивает себя с другими людь­ми.

Первый момент отражен уже в знаменитой формуле У. Джемса:

                

                              Успех

Самоуважение—------------------

                          Притязания

 

Одному человеку невыносимо стыдно, что он - вторая, а не первая перчатка мира, другой радуется победе на районных соревнованиях. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Правомерность формулы Джемса доказывает­ся не только житейским опытом, но и множеством специальных экспериментов, показывающих, что удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на самооценку индивидом своих способностей.

Но процесс социального сравнения является двусторонним. Индивид воспринимает и оценивает себя в сравнении с други­ми, а других - по себе. Возникает вопрос: когда "другой" слу­жит прототипом "Я", а когда, наоборот, "Я" служит отправной точкой, референтом восприятия "другого"? Хотя самопознание всегда считалось трудным, люди обычно считают, что о себе судить легче, чем о других, и больше доверяют таким суждени­ям, особенно если речь идёт о внутренних состояниях, мотивах и т. и. Отсюда и пословица: «Чужая душа – потемки». По то, что кажется нам "непосредственным знанием себя", в действи­тельности есть итог сложною процесса атрибуции (приписыва­ния себе определенных свойств).

 Хотя частные самооценки являются важными индикаторами, показателями того, как человек воспринимает «видит» сам себя, они все-таки остаются локальными и не позволяют судить о структуре и динамике самосознания личности в целом. Чтобы схватить человеческое "Я" в его единстве, нужно гораздо более сложные исследования и теоретические модели.



Дата: 2019-07-31, просмотров: 205.