Снисходительность и требовательность в воспитании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уже в раннюю пору развития психоанализа его последова­тели призывали придерживаться более мягких методов воспи­тания, соответственно предполагающих свободу выражения неудовлетворения внутренних импульсов ребенка. Однако резуль­таты исследования Куперсмита свидетельствуют скорее о не­обходимости строить отношения с ребенком на основе требовательности. Ясная и разумная система требований, предъявляе­мых к ребенку, должна быть основой правильного семейного воспитания [13].

Ясные требования и четко вчер­ченные нормы жизни в семье способствуют фор­мированию у детей высокой самооценки. Дети с высокой самооценкой выказывают большую солидарность со взглядами, приняты­ми в их семье. И хотя в воспитании этих детей более распро­страненными были поощрения, наказания воспринимались ими как нечто заслуженное и справедливое. Если ребенку предо­ставляется полная свобода в исследовании окружающего мира, если никто не ограничивает и не направляет его деятельность, если воспитательным лозунгом его родителей является мягкость и вседозволенность, результатом этого обычно становится по­вышенная тревожность, сомнения в собственной ценности, низ­кий уровень успешности и в конечном счете неспособность стро­ить прочные отношения с людьми, основанные на взаимном уважении.

По-видимому, ребенок воспринимает наказания в контексте всех остальных проявлений отношения к нему родителей. Вни­мательное и заботливое отношение к ребенку в сочетании с требовательностью делает ненужным суровые наказания. Судя по всему, секрет формирования высокой самооценки заключа­ется в благожелательном отношении к ребенку, готовности принять его таким, какой он есть, но в то же время и в умении установить при этом определенные границы.

5. Распад семьи. Развод родителей, конфликтные отношения между ними становятся источником проблем для ребенка. Об­щеизвестно, что с разрывом родителей часто связаны эмоцио­нальные расстройства и правонарушения подростков. Дети из семей, где родители разведены, бо­лее склонны к низкой самооценке, чем дети, растущие в полных семьях. Дети, у которых кто-то из родителей умер, нет существенных отклоне­ний в уровне самооценки. Таким образом, разрыв между роди­телями оказывает определенное негативное, хотя и незначитель­ное, влияние на уровень самооценки ребенка.

6. Порядок рождения детей. Наряду с родителями и друзья­ми, братья и сестры ребенка составляют заметную часть его социального окружения, Они влияют на него не только непо­средственно как члены семьи, но само их присутствие неизбеж­но сказывается на взаимоотношениях ребенка с родителями. Самооценка ребенка не связана с поряд­ком рождения детей в семье. Важным является сам факт наличия братьев и сестер, ибо у единственного в семье ребенка самооценка в среднем выше.

Любопытно, однако, что это относится лишь к мальчикам. Если единственный в семье ребенок - девочка, ее самооценка в, среднем такая же, как у девочек, имеющих братьев или сестер. В исследовании Розенберга была сделана попытка дифферен­цировать влияние на самооценку ребенка наличия старших и младших братьев и сестер. У мальчиков, если большинство де­тей в семье тоже мальчики, самооценка в среднем ниже, чем в том случае, если половина или большинство детей - девочки. На уровень самооценки девочек эти факторы не оказывают су­щественного воздействия.

Мальчик, растущий в семье, где старшие дети - преимуще­ственно девочки, имеет, как правило, высокую самооценку. Ка­залось бы, есть основания ожидать прямо противоположное: например, идентификация со старшими сестрами может приво­дить к появлению у мальчика "девчачьих" черт, что делает его потенциальной мишенью для насмешек со стороны товарищем. В то же время такое положение в семье имеет и ряд преиму­ществ. Розенберг считает, что ключевым фактором для форми­рования самооценки в данном случае является отношение в семье к появлению мальчика.

Отец, у которого уже есть несколько дочерей, обычно хочет иметь сына. В конечном счете социальный статус семьи зави­сит преимущественно от достижении мужчин, поэтому в перс­пективе на сына возлагаются основные надежды: он призван стать опорой семьи в будущем. И чем позже появляется сын, тем более желанным становится он для отца. Кроме того, толь­ко мальчик может унаследовать фамилию. В этом смысле сын важен для отца как продолжение его идентичности. Именно сына отец может приобщить к определенным занятиям (напри­мер, футбол, рыбалка и т. д.), которые не совсем подходят для воспитания девочек. Все это в сочетании с общепринятым стереотипом культуры, выраженным в сентенции "мужчина должен иметь сына", заставляет отца желать его появления после рождения нескольких дочерей[13].

Но и матери, имеющие дочерей, хотят обычно, чтобы родился сын. Как убедительно показано в исследовании Сирса, Маккоби и Левина, отношение матери к мальчику, появившемуся вслед за несколькими девочками, отличается исключительной тепло­той и нежностью. Все это помогает понять особенности форми­рования самооценки у таких детей: она основывается не на соревновательных отношениях со сверстниками, не на дости­жениях в учебе или успешности в социальных ситуациях, а скорее отражает изначальное ощущение собственной ценнос­ти, обусловленное той особой заботой и любовью, которой ок­ружают этого ребенка в семье. По крайней мере в детские годы он должен пользоваться благосклонностью всей семьи. Отец с нетерпением ждал его рождения, мать испытывает к нему необыкновенную нежность, в глазах сестер он выглядит бесценным существом. Что же удивительного в том, что такой ребенок вырастает с ощущением безусловной собственной цен­ности?

Однако следует отметить, что такие дети обычно учатся хуже, чем их сверстники. Устойчивое чувство самоудовлетворения нередко удерживает их от стремления к совершенствованию. Ведь важным мотивом для успешной учебы в школе бывает стремление доказать себе и другим свою ценность, но этим де­тям не надо ничего доказывать, ибо их ценность определена условиями семейного воспитания [13].

Дата: 2019-07-31, просмотров: 254.