Глава I . Теоретические основы изучения самооценки.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение                                                                                                       

Глава I . Теоретические основы изучения самооценки                    

1.1. Основные подходы зарубежных и отечественных                               

авторов к изучению самооценки

1.2. Этапы становления самооценки                                                  

Глава II . Основные факторы, влияющие на становление               

и развитие самооценки.

2.1. Семейный фактор – основной фактор развития                                 

самооценки.

2.2. Социальные факторы  

2.3. Фактор физического Я-образа, влияющий на 

становление самооценки                                                        

Заключение                                                                                       

Список литературы                                                                          



Введение.

 

Одному из древних философов принадлежат слова: «Человек — мера всех вещей». А что является мерой самого человека? Ответ, наверное, очевиден — его дела и поступки. Именно по делам и поступкам судят о ценности человека, зрелости его как личности. Если же сместить акцент с результатов деятельности (дел и поступ­ков) на самого человека и задать себе еще один вопрос: за счет чего способен человек совершать деяния? (т.е. в чем состоит ценность самого человека?), то ответы уже не будут столь однозначны. Кто-то будет уповать на талант, иные — на умение строить отношения с другими людьми, а кто-то будет объяснять успехи в жизни и труде благоприятно сложившимися обстоятельствами. Психолог же ответит на этот вопрос следующим образом: ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении по­стоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Действительно, только постоян­ное самопознание и саморазвитие являются инструментарием от­крытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потен­циала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере. Известно немало слу­чаев, когда способные и даже талантливые люди, добившись опре­деленных успехов, успокаивались, переставали работать над собой, и в результате чего теряли даже то, что было достигнуто ранее.

Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, нако­нец, сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «форми­рование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, — это достаточно условные понятия. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии на личность растуще­го человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.

Все сказанное делает востребованными знания о том, что та­кое самопознание и саморазвитие, какую роль они играют в жиз­ни, каковы механизмы их функционирования, как развиваются на разных возрастных этапах, как и посредством чего можно по­знавать себя, и о многом-многом другом.

Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определе­ние довольно просто, исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание — это процесс познания себя, своих по­тенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуаль­ных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много вопросов о зна­чении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения. Недаром до сих пор остается загадкой и покрыто некой тайной выражение дельфийского ора­кула, которое было начертано на фронтоне одного из храмов в Древней Греции: «Познай самого себя».

Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, нако­нец сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «форми­рование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, — это достаточно условные понятия. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии наличность растуще­го человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.

Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта. Поэтому, в психологической работе очень важно уметь корректировать самооценку человека. Данная курсовая работа направлена на изучение самооценки и факторов, влияющих на её становление и развитие.



1.2.

Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем раз­граничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и про­цесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта). Всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. Отсюда оба этих аспекта составляют целостную Я-концепцию которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции чаще всего называют образом «Я» или представ­лением о себе. В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическая опреде­ленность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе, и, просто, самоотно­шение.

За данными различиями в словоупотреблении чаше всего не стоит каких-либо более или менее определенных и общепризнанных концептуальных разграничений. Их понятийный смысл можно уловить лишь в рамках конкретных исследований или теоретических построений. Так что прочной терминологической традиции в этой сфере пока не существует.

Понимание Я-концепции как совокупности установок «на себя» отчетливо зафиксировано, например, Р. Бернсом [1]. В соот­ветствии с этим пониманием, три традиционно выделяемых эле­мента установки (когнитивный, эмоциональный и поведенчес­кий) применительно к Я-концепции конкретизируются следую­щим образом:

1. Образ «Я» - представление индивида о самом себе.

2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкрет­ные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и само­оценкой.

При этом самооценка как аффективная составляющая уста­новки на себя существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а про­буждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит о г контекста и от самого когнитивного содержания.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида может быть его тело, его способности, его социальные отношения и тожество других личностных проявлений. В соответствии с этим выделяется система частных самооценок. Однако предполагается, что эти частные самооценки, взятые в их динамической совокупности, интегрируются в некоторое обобщенное пережи­вшие, связанное с целостным образом «Я». Именно эта обобщенная и относительно устойчивая самооценка и является предметом психологического анализа, в большинстве исследовании.

Так, Куперсмит называет самооценкой отноше­ние индивида к себе, которое складывается постепенно и приоб­ретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность инди­вида в своей самоценности, значимости [11].

По мнению Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства са­моуважения, ощущения собственной ценности и позитивного от­ношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я» [10]. Поэтому, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрица­ние, негативное отношение к своей личности .

Обобщая пред­ставления о самооценке, И. С. Кон пишет, что она «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, поло­жительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок» [5].

Но если обобщенная самооценка есть производная от отдель­ных (частных) самооценок, то возникает вопрос, как же инди­вид берет эту производную, какие особенности функционирова­ния и строения эмоционально-оценочной системы делают воз­можной интеграцию частных самооценок в общее чувство поло­жительности или отрицательности отношения индивида к соб­ственной лихости. Различные попытки ответа на эти вопросы оказались тесно связанными с представлениями о строении си­стемы самоотношения.

Наиболее простое из решений этих вопросов исходит из того, что система самоотношения есть некий конгломерат частных самооценок; в соответствии с этим глобальная самооценка мо­жет быть понята и операционализирована как простая сумма частных самооценок.

Гораздо более распространенной точкой зрения является представление о том, что различные сферы и особенности лич­ности, которые могут выступать в качестве объектов самооце­нок, неравнозначны, и самооценки играют тем большую роль, чем более значимым является оцениваемый аспект. Истоки дан­ных представлений исторически лежат во взглядах У. Джемса, который считал, что неуспех в малозначимых сферах мало вли­яет на общую самооценку [3]. Соответствующих представлений придерживались многие исследователи. Так, Куперсмит указывает, что обобщенная самооценка есть сумма частных самооценок, «взвешенных» по субъективной значимости, однако, при этом отмечает, что данных, прямо подтверждающих эту гипотезу, крайне мало [11].

Анализируя различные методы измерения глобальной самооценки, Р. Уайли пишет, что принцип простого суммирования частных самооценок, применяемый при построении диагностических процедур, является ничем иным, как проявлением теоретического невежества, и что должны быть предприняты шаги для учета значимости пунктов и их вклада в обобщенную самооценку [11]. 

Розенбергом была предложена так называемая интерактив­ная гипотеза, согласно которой влияние специфического аспекта «Я» на самооценку варьирует в зависимости от уровня самооценки по этому аспекту и его значимости для значимых аспектов: их высокие уровни сильно увеличивают общую самооцен­ку, в то время как низкие уровни частных значимых самооценок существенно снижают итоговое самоотношение [11]. Вклад самооце­нок по менее значимым аспектам в обобщенную самооценку соответственно оказывается меньшим.

Таким образом, в соответствии с этими представлениями, стро­ение самоотношения можно представить следующим образом:

Существуют два уровня самоотношения - уровень частных са­мооценок и уровень обобщенной самооценки, причем, основным принципом организации этих уровней в единую систему являет­ся интеграция частных самооценок с учетом их субъективной значимости. Структура же самоотношения, фактически, сводится к структуре входящих в Я-концепцию аспектов «Я».

Несмотря на распространенность этих взглядов и их кажу­щуюся очевидность, прямых доказательств обоснованности со­ответствующих представлений до сих нор не получено.

В определенной степени это связано с неразработанностью понятия субъективной значимости и возможностью существова­ния взаимодействия между значимостью и самооценкой. Исхо­дя из теории когнитивного баланса Фестингера, Узле и Марвелл считают, что если низкая оценка по отдельному качеству вступает в противоречие с потребностью иметь высокое общее  самоуважение, то одним из возможных механизмов, с помощью которого индивид выходит из этой дилеммы, является снижение значимости тех аспектов, по которым субъект себя низко оцени­вает [11]. Розенбергом было получено подтверждение этой идеи, когда он обнаружил, что более высокая значимость приписывается индивидом именно тем аспектам, по которым он успешен [11]. Одна­ко, свобода манипулирования значимостью оказывается не без­граничной, ведь многие критерии самооценки задаются объек­тивной ситуацией жизнедеятельности. В соответствии с различ­ными гипотезами о взаимодействии между уровнем самооценки и субъективной значимостью того или иного качества личности созданы различные модели взвешивания частичных самооценок при их интеграции в глобальную самооценку.

В исследовании Ходжа и Маккарти была предпринята по­пытка прямой проверки положения об интегральном характере обобщенной самооценки. Изучалась зависимость между частными самооценками, их субъективной значимостью и общим са­моуважением. Ими использовались различные модели взвеши­вания самооценок по значимости. Кроме этого использовались эмпирически полученные оценки значимости. Однако, несмотря на изрядную экспериментальную изощренность, они не получи­ли корреляций между интегральной самооценкой и общим само­уважением, превышающих г=0,45. Причем, взвешивание по зна­чимости не приводило к заметному изменению корреляций по сравнению с простым суммированием частных самооценок [11].

На основании этих результатов они пришли к выводу, что интег­ральная самооценка частных аспектов и общее самоуважение (глобальная самооценка) - это разные конструкты, за которы­ми надо искать различное психологическое содержание. В этом исследовании интересен еще один результат, парадоксальный с точки зрения Ходжа и Маккарти. Было обнаружено, что учет индивидуальной (субъективной) значимости давал меньше при­ращение корреляций, чем учет групповых оценок значимости (полученных усреднением индивидуальных оценок значимости каждого аспекта по группе). Это позволило им заключить, что групповые ценности (для данного контингента) имеют большее влияние на глобальную самооценку, чем учет индивидуальных оценок ценностей. Однако, этот факт был оставлен ими без объяс­нении - лишь как парадоксальная констатация.

Кроме изложенных выше взглядов, существуют попытки со­здания более сложных, иерархических моделей строения самоотношения. Основная идея при этом состоит в том, что частные самооценки личностных качеств не напрямую связаны с общим самоуважением, а организуются в промежуточный уровень, за­даваемый сферами жизнедеятельности субъекта или его лично­стных проявлений.

Одна из наиболее распространенных моделей такого рода принадлежит Р. Щавельзону, которым на основе анализа так называемой «номологической сети» переменных самооценки был выделен ряд сфер, наиболее важных для пони­мания обобщенного «Я» [11]. В соответствии с этой моделью обоб­щенная самооценка находится на вершине иерархии и может быть разделена на академическую и неакадемическую (связан­ную или несвязанную с успехами в учебе), последняя же под­разделяется на физические, эмоциональные и социальные аспекты.

Отсюда Я- концепция и обобщенная самооценка - это просто одно и то же.

Мотив самоуважения, по определению Канлана, - это «личная потребность сделать максимальным переживание положительных и минимальных - отрицательных установок по отношению к себе». Большей частью мотивы самоуважения и последовательности «Я» совпадают, но бывают случаи, когда индивид упорно сохраняет отрицательный образ «Я» не меняя его даже в случаях положительных внешних оценок и успехов в сфере самореализации [11].

По литературным данным выделяют три основных по­нимания терминов самоотношения, каждое из которых отражает различные те­оретические подходы и имеет свое собственное коннотативное значение:

1) любовь к себе,

2) самоприятие,

3) чувство компетентности.

Эти поня­тия различаются в зависимости от того, в какой степени в них выражены элементы эмоциональной «привязанности», в противоположность «оценке» (которые рассматриваются здесь как различные процессы).

Одним из различий между любовью к себе и самоприятием является глубинность. Соответствующего чувства, хотя и то и другое связано с эмоциональным чувством симпатии в собствен­ный адрес. Самоприятие — это более феноменальный процесс, в котором подчеркивается сознательность или, по крайней мере, предсознательность выражающих самоотношение суждений. Любовь к себе рассматривается как более глубинный и, возмож­но, даже более «мистический» процесс, включающий в себя ин­тенсивные драйвы и энергии (в психоаналитических теориях) или базисные (онтологические) небезопасности (в экзистенци­ально ориентированных теориях).

В понимании самоотношения в терминах компетентности акцент делается на оценивании, т.е. сравнении объекта или со­бытия с некоторыми эталонами, имущественной характеристи­кой является переживание успеха или неудачи. При этом осно­вой переживания является чувство уверенности в себе или сво­их силах.

В подходах к самоотнотношению с точки зрения самоприя­тия последнее часто определяется как возникавшее на основе самооценки субъекта по отношению к некоторому идеалу. Од­нако важнейшим аспектом этого процесса является чувство или

переживание, приводящее к этому оцениванию. Так например, К. Роджерс разделяет общее отношение к себе на самооценку (отношение к себе как носителю определенных свойств и досто­инств) и самоприятие - приятие себя в целом монады, вне зависимости от своих свойств и достоинств [11]. Р. Уайли отмечает, что развести  две эти характеристики в эксперименте крайне трудно, так как в самооценке по любой характеристике неизбежно при­сутствует и общий уровень принятия или непринятия себя [11].

Однако, механизм формирования этих сторон отношения к себе, совершенно различен. Самооценка по какому-либо качеству основывается чаще всего на сравнении своих достижений с до­стижениями других людей. Самопринятие же является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жиз­ненной установкой, формирующейся в процессе онтогенеза, а также путем сознательных усилий.

Таким образом, если в обзоре Уэлса и Марвела представлены различные понимания содержания глобальной самооценки, ко­торая при этом рассматривается как единое и целостное образо­вание, то К. Роджерс рассматривает самопринятие и самооцен­ку как два аспекта самоотношения, которое оказывается облада­ющим сложным строением, включавшим по крайней мере две подсистемы: самооценочную и эмоциональную [11]. Наличие двух аспектов в общем самоотношении признается и некоторыми другими авторами - Так, С. Гордон констатирует различие между уважением и любовью как между разными формами эмоций, Для него самоуважение и самосимпатия представляют из себя дна различных типа самоотношения, которые вытекают из различных форм позитивного опыта - аффилиации и успеха в задании. «То, что люди чувствуют по отношению к себе, вовсе не обязательно определяется тем, насколько они считают себя «хорошими» [11].

Для большинства исследователей аффективный процесс - то же самое, что и самооценивание, описанное в терминах эмо­ции. То есть дело просто в различных ракурсах рассмотрения одной и той же реальности. Резюмируя точку зрения многих авторов, Р. Бернс пишет, что «положительная Я-концепция оп­ределяется тремя факторами: твердой убежденностью в импо­нировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимо­сти». Здесь потенциально выделяются три характеристики самоотношення в качестве элементов его строения. Однако, ока­зывается, что третья характеристика - «чувство собственной значимости (или противоположное ему ощущение своей нич­тожности) - является производными от обшей оценки, которую индивид интуитивно выносит себе, оценивая два первых момен­та: насколько он импонирует и какова его компетентность» [1].

· Можно выделить, пожалуй, два положения, которые явно или неявно принимаются большинством исследователей: во-первых, что существует некоторое обобщенное самоотношение (самоуважение, самооценка), которое является целостным, одномерным и универсальным образованием, выражающим степень положитель­ности отношения индивида к собственному представлению о себе:

во-вторых, что это обобщенное самоотношение каким-то образом            интегрируется из частных самооценок. Но, как это не пара­доксально, именно эти положения оказываются наименее эмпи­рически обоснованными.

Самооценка — сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию.

Проанализировав вышеизложенные подходы, автор курсовой работы придёрживается следующей точки зрения:

Существуют два уровня самоотношения - уровень частных са­мооценок и уровень обобщенной самооценки, причем, основным принципом организации этих уровней в единую систему являет­ся интеграция частных самооценок с учетом их субъективной значимости. Структура самоотношения сводится к структуре входящих в Я-концепцию аспектов «Я».

Самооценка формируется в младшем школьном возрасте. Это общая самооценка, наиболее устойчивая и постоянная. На формирование самооценки оказывает влияние близкое окружение ребёнка – его семья. В течении жизни человека, под воздействиями социальной среды, успеха или неудачи деятельности происходит колебания в самооценке – это частные самооценки.

Кормление младенца

 

Вопрос о преимуществах кормления грудью перед искусст­венным кормлением до сих пор не потерял своей актуальнос­ти. В настоящем исследовании не было получено данных, под­тверждающих, что при кормлении грудью ребенок получает больше любви, заботы и внимания. Куперсмит приходит к вы­воду, что для формирования положительного самовосприятия важна уверенность матери в избранном способе кормления, а не способ сам по себе. Негативный тонус самовосприятия фор­мируется у ребенка в том случае, если у матери возникает чув­ство неловкости и вины. В этом смысле о практике кормления можно сказать то же самое, что и о воспитательном процессе в целом: в принципе для развития у ребенка положительной Я-концепции родители в своих действиях должны быть уверен­ными и последовательными [13].

Социальные факторы.

 

Как уже было сказано выше, общая самооценка формируется в младшем школьном возрасте. Но существуют также и частные самооценки, которые ситуативны и способны колебаться. Колебания частной самооценки вызывают ситуативные изменения в жизни человека: успех или неудача, сравнение себя с другими, влияние социума и т.д.

Положение семьи в обществе.

Если самооценка человека определяется мнением о нем других людей, то есть основания ожидать, что у представителей выс­ших классов она будет максимальной. Положение, занимаемое в обществе молодыми людь­ми, основано не на их собственных достижениях, а на социаль­ном статусе родителей. Поэтому вполне возможно, что в юношеском возрасте ощущение собственной ценности определя­ется скорее мнениями родственников, друзей, соседей, чем обще­ственным престижем как таковым.

Дети из высших слоев общества в среднем более склонны к внутреннему принятию самих себя, чем дети, принадлежащие к низшим классам.

В семьях, принадле­жащих к высшим слоям общества, родители иначе ведут себя по отношению к сыновьям и руководствуются при этом иными ценностями, чем родители из низших классов. По отношению к дочерям разница гораздо менее ощутима. Эти различия в пове­дении и ценностных установках родителей коррелируют с уров­нем самооценки детей. В семьях, принадлежащих к среднему классу, сыновья пользуются большей психологической поддержкой отца, чем в рабочих семьях. Дочери в обоих классах могут рассчи­тывать на такую поддержку отца приблизительно в одинако­вой степени. Испытуемые, которые описывают свои взаимоотношения с отцом как близкие, имеют более высокую самооценку и более стабильный образ Я, чем те, которые сообщают о конф­ликтном, отчужденном характере этих взаимоотношений. Это позволяет предположить, что одна из причин высокой само­оценки у детей — близкие отношения ребенка с отцом, то есть, что важную роль в формировании самооценки играет структу­ра семейных отношений.

Влияние неудачи.

 Снижение общей самооценки под влиянием экспе­риментальной неудачи сопровождается у некоторых испытуемых появлением мыслей о смерти, а удачная проверка высоко ценимой способности вызывает значительное повышение уров­ня самооценки других качеств. По некоторым данным, повы­шение общего самоуважения под влиянием частного успеха встречается чаще, чем его понижение вследствие неудачи.

По мнению американского психолога Рут Уайли, которая крити­чески проанализировала существующие эмпирические иссле­дования, наличие или отсутствие сдвигов в самооценке под вли­янием экспериментальной неудачи может зависеть от целого ряда моментов: личностных особенностей испытуемого, напри­мер, общего уровня самоуважения и тревожности; специфичес­ких качеств, которые подверглись обесценению в эксперименте; того, как испытуемый оценивает источник информации о своем поражении пли успехе и насколько он доверяет этому источни­ку. Уайли пришла к выводу, что в большинстве случаев "испытуемый руководствуется не только желанием самоутвержде­ния, но и объективными соображениями. Ухудшение показате­лей деятельности и рост тревожности в связи с эксперимен­тальной неудачей может быть больше у испытуемых с низким общим уровнем самоуважения". Иначе говоря, любая экспериментальная или жизненная ситуация переживается и оценивается субъектом в свете своего долгосрочного опыта, включая и его прошлое самоуважение. Человек с пониженным самоуважением будет переживать любую частную неудачу глубже тяжелее, чем спокойный и уверенный в себе [11].

Становление самооценки.

 

Анализ литературы показывает, что у физически неполноценных людей отмечаются существенные проблемы в сфере межлич­ностного восприятия и общения, а также трудности самоприня­тия. А. Стункарт и М. Мендельсон на основе интервьюирова­ния 94 человек утверждают, что тучные люди склонны оцени­вать свой физический облик как "нелепый" и "вызывающий отвращение"[13].

Выдержки из высказываний больных. "Я называю себя неряхой и свиньей... Я смотрю в зеркало и говорю: "Ты - ничтожество, ты - жирная свинья…", "Когда я смотрю на себя в зеркало, я испытываю приступ острой ненави­сти и отвращения к себе", "Никто не хочет иметь дело с бочкой, никто не приглашает меня танцевать, и я вынуждена подпирать стенку и слушать музыку. Я просто ничтожна". Негативная самооценка экстраполируется и на ожидаемую оценку окружа­ющих: "Я способна понравиться только ненормальному — кто захочет иметь дело со слонихой", "Я чувствую, что другие люди имеют полное право ненавидеть меня и таких, как я".

В формировании самосознания подростков аффективные и когнитивные процессы, сложно переплетаясь, образуют причин­но-следственный круг: когнитивная недифференцированность предполагает низкую степень автономии "аффекта" и "интел­лекта", так что любые изменения в одной из сфер захватывают и распространяются на систему в целом. Бедность, когнитив­ная упрощенность образа Я, заимствованность, навязанностъ составляющих его структуру шкал из травматического нега­тивного опыта общения со значимыми другими с необходимос­тью порождает негативное самоотношение. Последнее в свою очередь требует и находит рациональные подтверждения соб­ственной "плохости". Метафорически этот порочный круг можно было бы представить следующим образом: "Я - толстая, у меня нет друзей, спорт и развлечения не для меня, а для других - я просто слониха, конечно, я никчемный человек, и никаких других чувств, кроме сожаления и неприязни к себе, ожидать не могу, и с этим согласна; что, кроме сожаления и неприязни, мо­жет вызывать человек, который толст, как бочка, танцует, как гиппопотам на льду, развлечения ему недоступны, а сверстники его сторонятся? В силу нерасчлененности осознаваемых в себе качеств с их эмоциональной оценкой круг этот может запус­каться как когнитивной, так и аффективной составляющей са­мосознания с неизменным итоговым самонеприятием. На пове­денческом уровне в наиболее типичных случаях подобный ва­риант самоотношения ведет к сужению круга общения, бездея­тельности, заточению в четырех стенах дома, что возвращается в самосознание в виде негативных чувств в адрес Я.

В школьные годы внешний облик ребенка во многом опре­деляет отношение к нему сверстников и учителей, что суще­ственно отражается на общей самооценке. Известно, как жесто­ко страдают дети, по своим физическим особенностям выделя­ющиеся из класса. Обычно это дети-изгои, "козлы отпущения", предмет насмешек и издевательств - "дядь, достань воробуш­ка", "жиртрест-мясокомбинат", "очкарик", "прыщ", "рыжий, рыжий, конопатый" и т. д. в том же роде, вплоть до приписыва­ния детям с физическими отклонениями отрицательных душев­ных качеств. Подростки с заметными отклонениями в физичес­ком развитии в большей степени подвержены неблагоприятно­му влиянию социально-психологической среды, способствую­щей формированию негативной Я-концепции, зависимости от окружения или бунта против него.

Самооценка тесно связана с ожидаемой родительской оценкой — так называемая "эхо-самооценка", или зеркаль­ное отражение в самооценке родительского видения ребенка и эмоционального отношения к нему. "Я больная - так и мама считает", "Я честная. Так мама говорит", "Мама говорит, что я эгоистка. Так оно и есть". Даже самостоятельно придумывая свободные шкалы самооценивания, дети часто говорят: "Как считают родители, я...", "Мама мне часто говорит, что я...". Са­мооценка как бы отстает в своем развитии, продолжая оставать­ся "линейной функцией" от отношения родителей к подростку. Это создает чрезвычайно психотравмирующую ситуацию для ребенка. Стремясь спрятаться от неблагоприятно складываю­щихся отношений вне семейного круга, полный ребенок в своей семье сталкивается с отсутствием истинно глубоких чувств и эмоциональным отвержением родителей, что еще более усугуб­ляет его чувство неполноценности.



Заключение.

Итак, основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что самооценка – это отноше­ние индивида к себе, которое складывается постепенно и приоб­ретает привычный характер. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства са­моуважения, ощущения собственной ценности и позитивного от­ношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

Отношение к себе, т.е. самооценка формируется в течении первых 5-9 лет жизни. Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. В начальной школе (младший школьный возраст) процесс становления самооценки продолжается и завершается (под влиянием оценок учителя). В младшем школьном возрасте завершает своё формирование именно общая самооценка, наиболее устойчивая и постоянная. В течении жизни человека, под воздействиями социальной среды, успеха или неудачи деятельности происходит колебания в самооценке – это частные самооценки. Колебания частной самооценки вызывают ситуативные изменения в жизни человека: успех или неудача, сравнение себя с другими, влияние социума и т.д. Хотя частные самооценки являются важными индикаторами, показателями того, как человек воспринимает «видит» сам себя, они все-таки остаются локальными и не позволяют судить о динамики самосознания и самоотношения в целом.

Самооценка, как составляющая «Я –образа» способна оказывать огромное влияние на весь жизненный путь того или иного человека. Люди с низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкая самооценка становится причиной постоянного одиночества. Эмоциональная изоляция – тяжёлое испытание для каждого человека, но в сочетании с предубеждённостью и неуверенностью в себе она превращается в бедствие (Карен Корни)[13]. Т.к. лица с низкой самооценкой испытывают социальную неуверенность, они менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих. И поэтому очень важно, чтобы родители могли предвидеть проблемы ребёнка, знали о нормах и правилах воспитания, принимали активное участие в формировании положительного образа Я ребёнка. Ведь то, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. И то, чего мы сможем добиться в жизни, можно сказать, напрямую зависит от отношения к себе, от нашей самооценки.

Таким образом, знание себя, своей самооценки и факторов, влияющих на её развитие и становление, может значительно изменить жизнь каждого человека. Осознание того, что у тебя низкая самооценка позволит научиться жить с такой особенностью и жить эффективно.

Материалы данной курсовой работы могут использоваться в работе психологов, в образовательных учреждениях.


Список литературы:

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986

2. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников. // Вопросы психологии, № 4, 2001. 31-38с.

3. Джемс У. Психология. – М., 1991

4. Зимбардо. Застенчивость. – М.,1991

5. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978

6. Креславский Е. С. Избыточная масса тела и образ физического "Я" //Вопросы психологии,  №2, 1987

7. Лэнг Р. Расколотое «Я». – М., 1995

8. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999. – 352с.

9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.,2000. –688 с.

10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М, 2000. –608 с.

11. Психология самосознания. Хрестоматия – Самара, 2003

12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учёбное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

13. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М., 2003 – 656 с.

14. Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси, 1989

15. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989

16. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983

17. Уманец Л. И. : Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников //Вопросы психологии,  №4, 1987. 61с.

 


Содержание

 

Введение                                                                                                       

Глава I . Теоретические основы изучения самооценки                    

1.1. Основные подходы зарубежных и отечественных                               

авторов к изучению самооценки

1.2. Этапы становления самооценки                                                  

Глава II . Основные факторы, влияющие на становление               

и развитие самооценки.

2.1. Семейный фактор – основной фактор развития                                 

самооценки.

2.2. Социальные факторы  

2.3. Фактор физического Я-образа, влияющий на 

становление самооценки                                                        

Заключение                                                                                       

Список литературы                                                                          



Введение.

 

Одному из древних философов принадлежат слова: «Человек — мера всех вещей». А что является мерой самого человека? Ответ, наверное, очевиден — его дела и поступки. Именно по делам и поступкам судят о ценности человека, зрелости его как личности. Если же сместить акцент с результатов деятельности (дел и поступ­ков) на самого человека и задать себе еще один вопрос: за счет чего способен человек совершать деяния? (т.е. в чем состоит ценность самого человека?), то ответы уже не будут столь однозначны. Кто-то будет уповать на талант, иные — на умение строить отношения с другими людьми, а кто-то будет объяснять успехи в жизни и труде благоприятно сложившимися обстоятельствами. Психолог же ответит на этот вопрос следующим образом: ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении по­стоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Действительно, только постоян­ное самопознание и саморазвитие являются инструментарием от­крытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потен­циала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере. Известно немало слу­чаев, когда способные и даже талантливые люди, добившись опре­деленных успехов, успокаивались, переставали работать над собой, и в результате чего теряли даже то, что было достигнуто ранее.

Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, нако­нец, сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «форми­рование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, — это достаточно условные понятия. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии на личность растуще­го человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.

Все сказанное делает востребованными знания о том, что та­кое самопознание и саморазвитие, какую роль они играют в жиз­ни, каковы механизмы их функционирования, как развиваются на разных возрастных этапах, как и посредством чего можно по­знавать себя, и о многом-многом другом.

Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определе­ние довольно просто, исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание — это процесс познания себя, своих по­тенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуаль­ных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много вопросов о зна­чении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения. Недаром до сих пор остается загадкой и покрыто некой тайной выражение дельфийского ора­кула, которое было начертано на фронтоне одного из храмов в Древней Греции: «Познай самого себя».

Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, нако­нец сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «форми­рование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, — это достаточно условные понятия. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии наличность растуще­го человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.

Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта. Поэтому, в психологической работе очень важно уметь корректировать самооценку человека. Данная курсовая работа направлена на изучение самооценки и факторов, влияющих на её становление и развитие.



Глава I . Теоретические основы изучения самооценки.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 258.