Современные цивилизованные государства, в том числе Украина, декларируют благо человека как свою главную цель и задачу. Одним из основных социальных институтов, призванных осуществлять деятельность в отношении тех граждан, которые имеют объективные и субъективные ограничения жизнедеятельности, затруднения в реализации своих конституционных прав и находятся в трудной жизненной ситуации, является институт социальной работы. Более того, для многих людей существование института социальной работы является единственной действенной гарантией реализации прав на образование, охрану здоровья, труд и т.д.
В связи с этим глубокое понимание социальным работником социального содержания и последствий его профессиональной деятельности является его профессиональным долгом и важнейшим деонтологическим принципом; этот принцип определяет основные отношения специалиста в области социальной работы с обществом и государством.
Ответственность и долг социального работника перед профессией
Социальная работа – одна из тех редких профессий, которые призваны влиять на общественную нравственность через непосредственные контакты с населением – своими клиентами и их окружением в процессе работы – и опосредованно с помощью пропаганды профессиональных ценностей и личных примеров специалистов. Являясь примером цивилизованного общественного человека, социальный работник выступает проводником идей гуманизма, утверждения их в обществе как нормы человеческой жизнедеятельности и тем самым способствует утверждению в обществе ценностей социальной работы, ее идеалов и выполняет свой долг перед профессией.
Ответственность социального работника перед коллегами
Между социальными работниками существуют специфические взаимоотношения, обусловленные особенностями социальной работы как профессии и личностными характеристиками специалистов.
Во-первых, социальная работа является делом не только одного конкретного социального работника, но и всего коллектива учреждения социальной защиты. Потому профессиональным долгом каждого социального работника является поддержание стабильности и сплоченности коллектива, в котором он работает, создание в нем атмосферы коллективизма, товарищества и взаимной поддержки.
Во-вторых, профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам является подчинение своих действий и поведения общим для всего коллектива целям, содействие коллегам в достижении этих целей.
В-третьих, важными условиями деятельности специалиста являются проявление уважения к опыту коллектива и повседневная забота о сохранении его авторитета. Каждый социальный работник несет ответственность за эффективность деятельности всего коллектива.
В-четвертых, в отношениях с коллегами основными моральными нормами социальных работников являются открытость, честность, доброжелательность и взаимная поддержка и выручка, высокая требовательность к коллегам и еще более высокая – к самому себе. В-пятых, профессиональным долгом по отношению к коллегам является и оказание им всесторонней помощи, так как взаимопомощь членов коллектива, передача своего мастерства другим повышает профессиональный уровень всего коллектива и тем самым повышает эффективность работы, а следовательно, значимость и авторитет, самоуважение и взаимное уважение социальных работников, создает творческую, товарищескую атмосферу.
Ответственность социального работника перед клиентом и его близкими
Профессиональный долг социального работника по отношению к клиенту заключается в содействии наиболее полной самореализации личности последнего, достигаемой различными способами, методами, избранными в зависимости от потребности клиента.
Основными требованиями профессионального долга социального работника в отношении клиента являются такие требования, как уважение клиента как личности, поддержание и развитие наиболее значимых положительных его качеств, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения, помощь в приобретении уважения со стороны социального окружения.
В интересах социального работника доказать окружению клиента объективную необходимость и полезность его участия в решении проблем клиента, преодолеть возникшее противоречие во взглядах и мнениях людей, а также их отчужденности, пробудить в них интерес к совместным действиям, тактично разъяснить их роли в отношении клиента, согласовать интересы с целью организации плодотворного сотрудничества на благо клиента и добиться добровольного участия в совместной деятельности.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 354.