Всеобщая декларация прав человека 1948 года
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные положения Всеобщей декларации отражают самые сокровенные чаяния человечества. Она написана "неполитическим" языком и устанавливает формы отношений, на которые может рассчитывать каждый человек в мире. В этом документе впервые были сведены воедино идеи, которые являются общими для многих политических, культурных и религиозных традиций.

В 30 статьях Всеобщей декларации определены основные права и свободы всех людей (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные). Но сама по себе Декларация не имеет юридической силы. Она представляет собой свод нравственных норм. О значении, влиянии и применении этих норм свидетельствуют их широкое признание и включение во внутреннее законодательство большинства стран мира.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года

В Конвенции гарантируется полная реализация принципа равенства и недискриминации во всех ее формах и проявлениях, предупреждение и искоренение расистских теорий и практики их осуществления и создание международного сообщества, свободного от всех форм расовой стратегии и расовой дискриминации.

Международные пакты по правам человека 1966 года

Два Пакта (один из которых касается гражданских и политических прав, а другой – экономических, социальных и культурных прав), разработанных на основе Всеобщей Декларации, устанавливают международно признанные нормы, с помощью которых в судебном порядке обеспечивается защита прав человека в случае их нарушения.

Пакты имеют три общих элемента: а) право на самоопределение, реализация которого привела к деколонизации и вступлению большого числа новых государств в Организацию Объединенных Наций; б) принцип равенства мужчин и женщин и недискриминации по признаку пола, расы или религии; в) принцип неделимости, то есть взаимозависимости, взаимосвязи, взаимообусловленности гражданских, и политических свобод с экономическими, социальными и культурными правами.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1996 года

В Пакте закреплены следующие права: на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; не подвергаться пыткам и жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию; запрещение рабства; не подвергаться произвольному аресту и задержанию; на свободу слова, религии, собраний, ассоциаций, включая членство в профсоюзах; на свободу передвижения и выбора места жительства; голосовать на основе системы всеобщего избирательного права; на справедливое судебное разбирательство; на защиту меньшинств.

Декларация социального прогресса и развития 1969 года

Декларация является комплексной программой социального сотрудничества. Она отражает ценности социальных доктрин и утверждает новое отношение к социальному статусу человека. В ней сформулированы основные принципы социального прогресса, главным из которых является положение о том, "что все народы и все люди, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, национальности, этического происхождения, семейного или социального положения либо политических или иных убеждений, имеют право жить в достойных условиях свободы и пользоваться плодами социального прогресса и должны со своей стороны способствовать ему".

В Декларации важное значение придается семье как основной ячейке общества и естественной среде для благополучия всех ее членов, особенно детей и молодежи. Деятельность каждого государства, как отмечено в Декларации, должна быть направлена на постоянное увеличение национального дохода и богатства и справедливое распределение их среди всех членов общества.

Права, касающиеся задержания правонарушителей и обращения с ними

В 1955 г. первый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями принял минимальные стандартные правила обращения с заключенными и управления пенитенциарными учреждениями. В 1971 г. Генеральная Ассамблея рекомендовала обеспечить эффективное применение этих правил в области управления пенитенциарными и исправительными учреждениями и положительно рассмотреть вопрос об их включении в национальные законодательства.

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде 1972 года

Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, состоявшаяся в Стокгольме в 1972 г., провозгласила, что каждый человек имеет право на здоровую, безопасную окружающую среду и несет ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо будущих поколений.

Позднее Генеральная Ассамблея учредила Программу Организации Объединенных Наций по окружающей среде для наблюдения за состоянием окружающей среды и поощрения экологически безопасной деятельности.

В 1989 г. была разработана Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Важные международные договоры в области охраны окружающей среды, а именно Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии были приняты на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в июне 1992 г.,

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года

В статье 1 Конвенции дается следующее определение понятия "дискриминация" в отношении женщин: "Любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области".

Государства, ставшие участниками этой Конвенции, соглашаются безотлагательно всеми способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются:

а) включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другие соответствующие законодательства, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа;

б) принимать там, где это необходимо, соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин;

в) установить юридическую защиту прав женщин наравне с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин от любого акта дискриминации;

г) принимать все соответствующие меры по ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;

д) изменить соответствующим образом или отменить действующие законы, постановления, обычаи и практику, которые являются дискриминацией в отношении женщин.

Принцип медицинской этики 1982 года

В 1976 г. Генеральная Ассамблея предложила Всемирной организации здравоохранения подготовить проект Кодекса медицинской этики с целью защиты лиц, подвергаемых любой форме задержания или тюремного заключения. С помощью ВОЗ, Совета международных научных медицинских организаций и Всемирной медицинской ассамблеи Генеральная Ассамблея разработала и приняла в 1982 г. принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных и задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В 1983 г. Генеральная Ассамблея призвала все правительства содействовать соблюдению этих принципов медицинскими работниками и служащими учреждений, в функции которых входит задержание и тюремное заключение.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года

Эта Конвенция не только предусматривает, что государства-участники должны полностью запретить применение пыток в рамках своего национального законодательства, но и четко указывает, что никакой приказ вышестоящего лица и никакие исключительные обстоятельства не могут служить оправданием пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В Конвенции сказано, что любое лицо, применявшее пытки, подвергается судебному преследованию на территории любого государства-участника, а в случае наличия достоверной информации о систематическом применении пыток на территории какого-либо государства-участника Конвенция предусматривает проведение международного расследования.

Государства-участники Конвенции также обязуются принимать эффективные законодательные, административные, судебные или другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией. Никакие исключительные обстоятельства, будь то состояние войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток.

Минимальные стандартные Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 года

Эти Правила касаются таких вопросов, как минимальный возраст лиц, подлежащих уголовной ответственности, цели отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, характеристики эффективного, справедливого и гуманного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и принципы реализации прав человека. Они также охватывают вопросы, касающиеся расследований и судебного разбирательства преступлений, совершенных несовершеннолетними, включая вопрос о содержании под стражей. В целом в правилах рекомендуется минимально использовать меры, предусматривающие заключение несовершеннолетних в исправительные учреждения. Они также содержат положения, которые обеспечивают защиту несовершеннолетних правонарушителей, помещенных в исправительные учреждения.

Конвенция о правах ребенка 1989 года

Основная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка, при этом она призывает ратифицировавшие ее государства создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни своей страны.

Согласно Конвенции, ребенком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Охватывая весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других.

Она показывает, что свобода, необходимая ребенку для развития его интеллектуальных, моральных и духовных способностей, зависит, помимо всего прочего, от здоровой и безопасной окружающей обстановки, наличия доступа к здравоохранению и обеспечения минимальных норм в отношении питания, одежды и жилища. Дети должны пользоваться своими правами без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и обстоятельств рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Конвенция защищает детей от всех форм эксплуатации, рассматривая вопрос о детях представителей национальных меньшинств и групп коренных народов, а также проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях. Она содержит конкретные положения с целью защиты прав детей, вовлеченных в преступную деятельность. Конвенция признает первостепенную роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите, а также обязанность государства помогать родителям в выполнении их обязанностей.

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года

Эта Конвенция применяется ко всем трудящимся-мигрантам и членам их семей без какого бы то ни было различия, как-то: по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии или убеждений, политических или иных взглядов, национального, этического или социального происхождения, гражданства, возраста, экономического, имущественного, семейного и сословного положения или по любому другому признаку. Конвенция охватывает широкий круг прав, уже провозглашенных в Пактах.

 

3.2 Этико-профессиональный кодекс социального работника

 

Этический кодекс социального работника составляет основу этики социальной работы [13, 32 - 39].

Этический кодекс определяет, за что отвечает и как должен поступать социальный работник. Таким образом, этический кодекс функционирует как формализованное выражение об ответственности: 1) профессии перед обществом, которое санкционировало эту профессию; 2) представителей профессий перед потребителями услуг; 3) специалистов перед своей профессией.

Помимо выполнения указанной функции, этический кодекс имеет следующие задачи:

– охраняет репутацию профессии, представляя четкие критерии, которые возможно применять, чтобы регулировать поведение специалистов;

– способствует компетентной и добросовестной работе специалистов;

– защищает людей от эксплуатации со стороны невнимательных или некомпетентных практиков.

Главная цель этического кодекса состоит в том, чтобы определить безусловные принципы работы в интересах защиты клиента.

Кодекс профессиональной этики разрабатывался в соответствии с общими этическими нормами, специфическими обязанностями и вытекающими из них конкретными правилами. Члены профессиональной группы имеют обязанности перед своими клиентами, работодателями, друг перед другом, перед коллегами из других профессиональных групп и перед обществом.

Для того чтобы выполнить все эти обязанности, специалист имеет дополнительные права, которые приняты и соблюдаются обществом. Любые профессиональные объединения обязаны контролировать выполнение их членами своих профессиональных обязанностей и гарантировать соблюдение всех необходимых профессиональных прав.

К основным принципам этики социальной работы относятся следующие:

1) каждый человек имеет право на самореализацию и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества; в своей деятельности социальный работник руководствуется принципом социальной справедливости; социальный работник уважает основные человеческие права и действует в соответствии с Декларацией прав человека ООН, другими международными конвенциями в этой области;

2) социальные работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом; социальный работник оказывает помощь каждому, кто нуждается в ней;

3) социальный работник соблюдает принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей деятельности; социальный работник тесно сотрудничает со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным; клиенты поощряются к участию в совместной работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий;

4) социальному работнику следует свести к минимуму применение правового принуждения при решении вопросов клиента; социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, властных структур, которые используют террор, пытки и другие действия, направленные на угнетение людей;

5) социальные работники придерживаются этического кодекса, принятого их профессиональной ассоциацией.

Основные стандарты этического поведения подразделяются на четыре группы (блока). Первая направлена на регулирование этических отношений между социальными работниками и клиентами, реализацию определенной нормы поведения социального работника по отношению к клиентам. Вторая группа – на стандарты взаимоотношений социального работника с агентствами и организациям. Третья – на стандарты поведения социального работника в отношениях с коллегами. Четвертая – на стандарты по отношению к профессии.

Составной частью этики социальной работы является этика исследований в социальной сфере (например, оценивание эффективности качества социального обслуживания населения). Социальный работник, занятый научными исследованиями, руководствуется главным принципом "Не навреди клиенту", он тщательно взвешивает возможные последствия своих изысканий и при проведении обследований клиентов должен убедиться в том, что согласие его участников является добровольным. Социальный работник должен обеспечить защиту участников исследований от дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба; полученная в ходе исследования информация об его участниках рассматривается как конфиденциальная.

Приведем примеры этических кодексов, принятых ассоциациями социальных работников некоторых стран.

Российская межрегиональная Ассоциация работников социальных служб

На российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994 г.) был принят профессионально-этический кодекс социального работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания.

1. Принцип моральной ответственности перед клиентом:

– работники должны относиться к клиентам с присущим их профессии гуманизмом;

– интересы клиентов являются приоритетными для работников социальных служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работников службы;

– работники социальных служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации;

– работники социальных служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем.

2. Принцип моральной ответственности перед обществом:

– деятельность работников социальных служб должна способствовать росту благосостояния всего общества;

– работники социальных служб должны откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, пола, сексуальной ориентации, возраста и состояния здоровья.

3. Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами:

– работники социальных служб обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в профессиональной деятельности;

– работники социальных служб должны поддерживать и укреплять все то, что способствует осуществлению ими собственного предназначения;

– работник социальной службы должен стремиться к сотрудничеству с коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками социальных служб должны строиться на взаимном уважении и доверии.

Основные принципы этического кодекса Ассоциации социальных работников Великобритании

1. Центральным в социальной работе является признание ценности и достоинства каждого человека независимо от происхождения, положения, пола, сексуальной ориентации, возраста, веры и вклада в общественное развитие. Профессия связана с поощрением облегчением процесса самореализации индивида в соответствии с интересами других членов общества.

2. Социальная работа направлена на улучшение жизни людей, связана с фасилитацией (созданием комфортных условий для клиента) и предупреждением трудностей и страданий. Социальные работники, следовательно, ответственны за помощь индивидам, семьям, группам и общинам, участвуют в социальном планировании. Социальная работа имеет разработанные методы практики, которые основываются на постоянно растущем комплексе знаний и опыта.

3. Социальный работник обязан выполнять свои задачи честно и умело. Он признает профессиональные обязанности не только для того, чтобы улучшить свои знания и навыки, но и для развития профессионального знания в целом. Это предполагает постоянную переоценку метода и образа действий в контексте меняющихся потребностей, а также сотрудничество тех, от кого зависит благополучие клиента.

4. Социальный работник имеет право и обязанность привлечь внимание властей и широкой общественности к деятельности правительства, общества или агентств, создавая и усиливая трудности и страдания или противодействуя их облегчению. Социальные работники зачастую находятся между властными структурами и безвластными просителями услуг. Социальные работники считаются с теми, под чьим началом они работают, и отвечают за эффективную работу своей организации.

Принимая положение о принципах, включающее первейшие обязанности социального работника, каждый член профессионального объединения соблюдает следующие правила:

1. Способствовать формулированию и применению мер социальной политики, обеспечивающей благополучие человека, и не допускать применения своих знаний, навыков и опыта в негуманных целях.

2. Уважать личность своего клиента и гарантировать защиту его достоинства и прав независимо от происхождения, положения, пола, возраста и вклада в общественное развитие.

3. Способствовать расширению возможностей клиента и развитию его способности самостоятельно принимать решения.

4. Не отвергать своего клиента, даже если приходится защищать от него других, или признать свою неспособность помочь ему.

5. Признавать приоритет профессиональной ответственности перед личными интересами.

6. Знать, что продолжение профессионального образования является основой практики социальной работы, и чувствовать собственную ответственность за уровень предоставляемых услуг.

7. Сотрудничать с другими в интересах своих клиентов.

8. В случае публичного заявления или участия в общественной деятельности разъяснять, действует он от имени организации или от себя лично.

9. Понимать, что информация, используемая в одном случае, не должна быть применена для других целей без соответствующих санкций. Уважать личную жизнь клиентов и конфиденциальную информацию о них.

10. Создавать и поддерживать в службах социальной работы условия, которые позволяют социальным работникам выполнять предписания этого кодекса.

Независимо от того, признаем мы это или нет, каждый из нас имеет собственные ценности и убеждения, влияющие на наши действия и решения, определяющие цвета, в которых мы видим окружающий мир. Это проникает и в нашу профессиональную деятельность, ведь невозможно делать что-то в ценностном вакууме. Очень важно отдавать себе отчет в том, какую роль ценности и убеждения могут играть в нашем мышлении, аттитюдах и поведении. Вот почему все организации и ассоциации социальных работников разрабатывают и ориентируются на список ценностных ориентаций или этический кодекс, служащий руководством для практиков.

Десять заповедей из этического кодекса Ассоциации социальных работников США

1. Люди имеют право на услуги и возможности улучшить качество жизни.

2. Безопасность клиентов является первым условием.

3. В целом люди делают лучшее, что они могут, и не направлены на причинение вреда.

Однако нередко они все же наносят вред друг другу в попытке справиться с ситуацией, когда у них недостаточно знаний или умений. Следовательно, обучение необходимым навыкам необходимо для снижения риска возникновения конфликтных ситуаций между людьми.

4. Сложные ситуации могут дать шанс для изменений.

Когда люди страдают в трудных ситуациях, чаще всего они становятся более открытыми к новому, если осознают, что прежние реакции, поведение, действия причиняют им боль. Сложные времена можно рассматривать как возможность привлечения людей к обучению новым альтернативным формам деятельности в трудных условиях, которые могут привести к положительным результатам.

5. Неподходящие действия могут причинить вред.

Многие из нас, социальных работников, хотели бы думать, что помогают клиентам. Очевидно, что мы не будем целенаправленно выбирать те действия, которые являются скорее вредными, нежели полезными в той или иной ситуации, поэтому едва ли не самым важным является предусмотрительность, осторожность, постоянный анализ и оценка предложенных вариантов. Важнейшим требованием является вовлечение самого клиента в процесс обслуживания и оценивания с целью получить более обстоятельную картину улучшений или потерь в результате выбранной стратегии.

6. Наиболее полезным является применение пробного, экспериментального подхода в работе с клиентами.

Это подразумевает признание следующего тезиса: то, что работает в одном случае, не обязательно работает всегда. Если мы (социальный работник и клиент) будем рассматривать предпринятые нами попытки изменить что-то в ситуации как эксперимент, мы не будем особенно расстраиваться в случае неудачи.

Нам также некого будет стыдить за отсутствие видимых перемен в пробной ситуации. В случае научного эксперимента отрицательный результат, не подтвердивший наши ожидания, дает дополнительную информацию, которую возможно применить в будущем.

В контексте этого убеждения содержится также желание и способность социальных работников применять разные варианты решения к одной ситуации; вариативность подходов, в свою очередь, требует от профессионала владения целым рядом методов и множеством техник.

7. Вы не можете говорить о клиентах, что они безнадежны.

Многие опытные социальные работники могли бы перечислить определенные индикаторы, по которым они предполагают, что тот или иной случай с клиентом будет успешным. Из моего личного опыта я могла бы привести несколько примеров, когда я начинала работать с клиентом, думающим о себе самом как не имеющем никакой надежды найти свой путь на этой земле. Однако вскоре происходили первые позитивные изменения, а затем я становилась свидетельницей невероятного прогресса! Я уверена, что предугадать отсутствие изменений невозможно, поэтому по поводу перспектив каждого нового клиента нужно быть настроенным как можно более оптимистично, невзирая ни на какую ужасную информацию о них. К тому же, этот позитивный настрой передается и клиенту, в свою очередь помогая ему приобрести надежды.

8. Клиенты – это наши коллеги/партнеры, они требуют уважения и конфиденциальности.

Когда я работаю с клиентом, я не просто делаю свое дело, – каждый из нас на равных участвует в процессе и влияет на него. Следовательно, очень важно признавать этот факт и обращаться с клиентом так же, как со своим коллегой. Это включает конфиденциальность всей информации, которую я запрашиваю у клиента на протяжении нашего общения. Я не имею права обнародовать эту информацию до конца моей жизни! Конечно, если человек находится в опасности и разглашение тайны защитит его, может вступать в силу исключение из этого правила, но и в этом случае, уважая своего клиента, я обязана проинформировать его о своих обязательствах и условиях нарушения конфиденциальности.

9. В нашу работу входит мотивировать клиентов и вселять в них надежду.

Слишком часто мы ожидаем от клиента радостного трепета по поводу вторжения в его жизнь социального работника со своими предложениями по изменению жизни. Изменения трудны, и клиенты порой имеют веские причины, чтобы не дрожать от счастья при нашем появлении. Поэтому для всех было бы полезно отдавать себе отчет в существовании естественной склонности остерегаться социального работника. Запомните, что если вы выполняете свою работу добросовестно, то должны сделать все, чтобы получить поддержку и одобрение осуществляемых изменений со стороны клиента.

10. Клиенты имеют право на изменение собственных убеждений и жизненного стиля без всякого давления с нашей стороны (если, конечно, они не представляют опасности для самих себя и окружающих).

Это значит, что они имеют право сделать свой выбор, даже если их вариант радикально отличается от предложенного нами. Иногда это достаточно трудно, но необходимо не оказывать слепое давление на клиентов, если они выбирают свой собственный путь, пусть даже нам он не кажется оптимальным.

В Украине на сегодняшний день отсутствует этический кодекс социальных работников, что, тем не менее, не снимает данный вопрос с повестки дня, поскольку каждый из членов профессиональной группы, помимо украинских законов, общественных норм, обязательно руководствуется Международными этическими стандартами социальной работы.

В июле 1994 г. в Коломбо (Шри-Ланка) общее собрание Международной федерации социальных работников приняло документ "Этика социальной работы: принципы и стандарты". Документ состоит из двух частей – "Международной декларации этических принципов социальной работы" и "Международных этических стандартов социальных работников". Принятие этих документов откладывалось Федерацией много лет, и это неудивительно. Представители многих стран, входящих в эту организацию, очень разные по религиозным и политическим взглядам. Государства, которые их направили, разные по устройству, формам правления, культуре, имеют свои традиции и свою историю становления социальной работы. В результате горячих споров удалось прийти к согласию, итогом чего явились эти декларации.

В "Декларации об этических принципах в социальной работе" провозглашены принципы:

· Каждый человек уникален, что требует внимания к нему с позиции нравственности.

· Каждый человек имеет право на свободу в удовлетворении своих потребностей, не ущемляя также права других, и обязан вносить свой вклад в повышение благосостояния общества.

· Каждое общество, независимо от формы правления, должно стремиться к обеспечению максимума благ для всех своих членов.

· Социальные работники привержены принципам социальной справедливости.

· Социальный работник обязан использовать объективную систему знаний, умений и навыков для оказания помощи отдельным людям, группам, общинам и обществам в их развитии, решении личностно-общественных конфликтов и устранении последствий таковых.

· Социальная работа основана на отказе от дискриминации. Следовательно, она осуществляется независимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, языка, политических убеждений, половой принадлежности.

· Социальные работники уважают права каждого человека и права социальных групп, их независимость и достоинство, руководствуясь при этом положениями Хартии ООН о правах человека и другими международными документами.

· Социальная работа основана на принципах защиты неприкосновенности клиентов, включая требование соблюдать права на свободу выбора и профессиональную тайну, право клиента на компетентное разъяснение его прав и сути его личного дела.

· Социальные работники хранят профессиональную тайну, даже если это противоречит действующему законодательству.

· Социальная работа требует участия клиента и сотрудничества с ним. Предполагается, что социальные служащие должны работать не только в сотрудничестве со своими клиентами, стремясь решить любую задачу, с которой они сталкиваются, наилучшим способом с целью удовлетворения интересов клиента. Лица, пользующиеся услугами социальных работников, должны принимать самое активное участие в решении собственных проблем. Клиенты должны быть всегда проинформированы социальным работником о целях и последствиях (риске и пользе) этих совместных действий.

· Социальная работа основана на принципах самоопределения клиентов. Следовательно, она основана на принципе сведения к минимуму какого-либо принуждения.

· В случаях, когда может возникнуть необходимость разрешить проблемы одной группы участников за счет проблем другой, использование принуждения всегда должно базироваться на тщательном рассмотрении интересов противостоящих групп и на выборе общих принципов после того, как выслушаны обе группы. Социальные работники обязаны обеспечить обе противостоящие группы квалифицированными представителями.

· Социальные работники также обязаны сводить к минимуму доступ легального принуждения в законодательстве своих стран.

· Социальная работа несовместима – прямо или косвенно – с поддержкой отдельных лиц, групп, политических сил или властных структур, подавляющих своих сограждан, использующих терроризм, пытки и подобные жестокие средства.

В "Международных этических стандартах социальной работы" выделены 5 групп: стандарты этического поведения; взаимоотношения с клиентами; взаимоотношения с агентствами и организациями; взаимоотношения с коллегами; отношение к профессии.

Стандарты этического поведения:

1. Стремитесь понять уникальность каждого человека и те условия, которые определяют поведение человека и характер оказываемой ему помощи.

2. Утверждайте профессиональные ценности, совершенствуйте знания и навыки; не совершайте поступков, которые могут повредить престижу профессии.

3. Не переоценивайте свои личные и профессиональные возможности.

4. Всемерно используйте знания, умения, методы научного познания в решении постоянно возникающих проблем.

5. Используйте свой профессиональный опыт при разработке основных направлений политики и социальных программ, служащих улучшению качества жизни общества.

6. Выявляйте социальные нужды, природу и характер личных, групповых и общинных, национальных и международных социальных проблем и объясняйте их.

7. Ясно и отчетливо, в доходчивой форме разъясняйте все свои установки или действия в качестве представителя профессиональной ассоциации, агентства или организации.

Взаимоотношения с клиентами:

1. Ставьте на первое место обязанности по отношению к своим клиентам, но в рамках уважения к этическим установкам других людей.

2. Отстаивайте права клиента на взаимное доверие конфиденциальность и ответственное использование информации.

Сбор и передача информации другим лицам производится только в рамках профессиональной деятельности, осуществляемой в интересах клиента, которого заранее ставят в известность о необходимости таких действий. Никакая информация не сообщается без предварительного уведомления и согласия клиента, кроме случаев, когда клиент не может быть ответственным за свои поступки или когда сокрытие информации может представлять серьезную опасность для других лиц. Клиент имеет доступ к любой касающейся его информации, которая имеется у социального работника.

3. Цените и уважайте личные устремления, инициативу и индивидуальные особенности клиентов. В рамках агентства и социальной среды клиента профессионал помогает последнему быть ответственным за свои действия; он всегда готов прийти на помощь любому клиенту. Если по ряду причин профессиональная помощь не может быть оказана на данном уровне, то клиента информируют об этом, и он действует по собственному усмотрению.

4. Оказывайте клиентам (отдельному человеку, группе, общине, обществу) помощь, необходимую им для максимальной реализации собственных потенциальных возможностей, однако с соблюдением в равной степени прав других людей. Обслуживание клиентов в своей основе заключается в том, чтобы клиент понял и использовал контакты с профессионалом для достижения законных желаний и выгод.

Взаимоотношения с агентствами и организациями:

1. Работайте в тесном сотрудничестве с теми агентствами и организациями, чья социальная политика, методы и практика направлены на оказание компетентной помощи клиентам и поддержку профессиональной социальной работы.

2. С полной ответственностью относитесь к уставным целям и задачам агентства и организации; вносите вклад в разработку социальной политики, методики и практики с целью достижения наивысших стандартов социальной работы.

3. С полной ответственностью относитесь к судьбе клиента; вносите необходимые изменения в социальную политику, методику и практику по каналам соответствующих агентств и организаций. Если все возможности были исчерпаны, а изменения внести не удалось, обращайтесь в вышестоящие организации или к заинтересованной широкой общественности.

4. Представляйте клиенту профессиональный отчет об эффективности социальной работы в форме периодического анализа проблем, возникающих у клиентов, агентств и организаций, а также самоанализа личной деятельности.

5. Не допускайте противоречивости в направлении действий, процедуры и практики с этическими принципами социальной работы.

Взаимоотношения с коллегами:

1. Относитесь с должным уважением к профессиональной подготовке и практической деятельности своих коллег и других специалистов, оказывая им всяческое содействие для достижения эффективности социальной работы.

2. Относитесь с уважением к различным мнениям и практическим подходам коллег и других специалистов, высказывая с полной ответственностью критические замечания в соответствующих инстанциях.

3. Способствуйте получению и распространению среди коллег, других специалистов и добровольцев знаний, навыков и идей с целью взаимного совершенствования и самоутверждения.

4. Доводите до сведения соответствующих органов любые факты ущемления интересов клиентов или нарушения норм этики.

5. Защищайте клиентов от несправедливых нападок.

Отношение к профессии:

1. Отстаивайте ценности, знания и методологию профессии; вносите вклад в их популяризацию и совершенствование.

2. Повышайте профессионализм социальных работников, всемерно совершенствуйте его.

3. Защищайте профессию от несправедливой критики и делайте все возможное, чтобы укрепить веру в необходимость нашей профессии.

4. Подвергайте конструктивной критике профессию, ее теорию, методы и практику.

5. Всячески поощряйте разработку новых подходов и методов в социальной работе, необходимых для удовлетворения новых и уже имеющихся потребностей.

Социальный работник должен:

1) не поучать, не приказывать, не запрещать. Вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, уважая достоинство и уникальность личности;

2) уметь слышать клиента, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию клиента, войти в его положение, проявлять деликатность, чувство такта;

3) быть коммуникабельным, уметь "разговорить" клиента, совместно определить пути решения проблемы; уметь быть нужным, интересным для окружающих;

4) быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, не допускать унижения достоинства клиента формами оказываемой ему благотворительной помощи;

5) уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника в решении клиентом собственных проблем; строить взаимоотношения на основе диалога, на равных;

6) всегда исходить из принципов гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать клиента; предупреждать возможность негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;

7) соблюдать высокие нравственные стандарты поведения, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия. Всегда действовать исключительно в интересах клиента;

8) уметь находить себе помощников, поддерживать участие общественности в развитии социальной работы;

9) вести роботу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы; не поддаваться влияниям и нажимам; информировать клиента о принимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, проводимых записях, собираемых данных;

10) не использовать свои профессиональные отношения в личных целях; участвовать в обсуждении и оценке ситуаций только с профессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом. Принимать плату за услуги на законных основаниях. Не принимать ценных подарков за выполненную работу;

11) стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации. Основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях;

12) защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии. Уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость. Принимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег.

Нарушение профессиональных норм или ошибки, обычно расцениваемые как халатность, определяются как "нарушение профессиональных норм вследствие беспечности, некомпетентности или с заранее обдуманным намерением". Социальные работники могут преследоваться в судебном порядке за нарушение секретности, недонесение о подозрении на плохое обращение с детьми, невнимание к таким актам, как злоупотребления, словесное оскорбление и угроза физического насилия, оскорбление действием, незаконное ограничение свободы посредством ошибочного помещения в лечебное или исправительное учреждение.

Для выполнения определенных квалификационной характеристикой обязанностей социальный педагог и социальный работник широко используют свои права:

представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;

вести государственную или частную социальную практику при наличии диплома о специальном образовании, сертификата по специальности, соответствующей лицензии;

собирать информацию, связанную с нуждами клиентов, проводить социологические опросы населения, диагностические исследования;

делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов;

информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;

предлагать предприятиям и учреждениям, коммерческим структурам и общественным объединениям поощрять родителей, семьи, волонтеров социальной работы за социальные инициативы и активность;

вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социальной работы, используя средства массовой информации;

возглавить общественные инициативные движения граждан, направленные на решение конкретных социальных проблем.

 


Тема 4. Деонтология как составляющая профессиональной этики в социальной работе

 

4.1 Деонтология социальной работы

 

Этика социальной работы базируется на ее деонтологической парадигме как комплексе норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной работы.

Деонтология социальной работы характеризует тот факт, что этика социальной работы из морали добродетельного поведения превратилась в мораль нормы социальной работы, в которой фиксируется ее должное в определенных максимах и правилах (профессиональный долг, его содержание, объективный и субъективный долг, моральный долг, деонтологические принципы, конкретные профессиональные отношения и другое).

Должное в этике социальной работы и социального работника проявляется в системе конкретных профессиональных отношений (как ответственность и долг социального работника перед обществом и государством, перед профессией, перед коллегами, перед клиентом и его близкими, перед самим собой), в этикете социального работника, в типичных ситуациях его профессиональной деятельности, в личностно-нравственных качествах социального работника.

Деонтология (от греч. deon, род. п. deontos – "должное" и logos – "наука") – раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного. Понятие введено английским философом Н. Бентамом (1834) для обозначения теории нравственности в целом [11, 376].

"Деонтология социальной работы – это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждений социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной работы" [9, 136].

Понятие деонтология социальной работы акцентирует тот факт, что этика социальной работы, как и этика в целом, из морали добродетельного поведения превратилась в мораль нормы социальной работы, поскольку норма фиксирует должное в определенных максимах, правилах.

Должное отражается в профессиональном долге специалиста. Профессиональный долг – это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и сам социальный работник предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему профессией.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности и социальный институт возникает в ответ на объективную общественную необходимость. Соответственно и профессиональный долг социального работника приобретает статус объективного долга. Когда социальный работник признает объективный характер своих профессиональных обязанностей (объективный долг) и добровольно возлагает их на себя, то в последнем случае мы имеем дело с понятием субъективного долга.

Происходит это тогда, когда объективный и профессиональный долг становится фактически внутренним (субъективным) нравственным долгом социального работника как личности и как представителя профессии. В этом случае говорят о моральном долге как глубоко осознанной необходимости определенной линии поведения, диктуемой потребностями достижения блага в системе "человек – среда".

Для профессионального социального работника моральный долг является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии. Требования морального долга заставляют социального работника рассматривать свои обязанности шире и относиться к ним ответственнее, чем того требует профессиональный долг.

Деонтология социальной работы базируется на определенных принципах:

– личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношении;

– компетентности специалиста;

– рационального подхода к решению поставленных задач;

– соответствия полномочий и ответственности;

– правовой регламентации деятельности;

– подотчетности;

– инициативы и творческого подхода;

– организованности и дисциплины;

– контроля и проверки исполнения;

– критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;

– доверия и свободы действий;

– поощрения и наказания и других.

Центральным моментом в деонтологии социальной работы является изучение того, какие субъекты и объекты рассматриваются как стороны конкретного профессионального отношения. Выделяют пять типов таких отношений: 1) ответственность и долг социального работника перед обществом и государством; 2) ответственность и долг социального работника перед профессией; 3) ответственность социального работника перед коллективом (коллегами); 4) ответственность социального работника перед клиентом и его близкими; 5) долг социального работника перед самим собой.

Кратко рассмотрим указанные типы отношений.

 

4.2 Деонтология основных видов взаимодействия в социальной работе


Дата: 2019-07-31, просмотров: 211.