Основные направления совершенствования учета и контроля операций по учету деятельности торговых предприятий и предприятий общественного питания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Система органов контроля в государствах с развитой рыночной экономикой, как правило, включает следующие элементы:

· ведомство главного ревизора-аудитора с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель ведомства - осуществление общего контроля за расходованием государственных средств

· налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующие поступление налогов

· службы внутреннего контроля, основная задача которых – поиск путей снижения издержек и максимизация прибыли.

Экономические и политические преобразования в Республике Беларусь в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке действовавшие в стране системе контроля, постепенному приближению его к западной модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности упразднены органы народного контроля. В этот период были созданы Контрольная палата при Верховном совете Республики Беларусь и департамент экономического контроля при Совете Министров Республики Беларусь. Новая система политической власти во главе с президентом вызвала к жизни президентский контроль – в 1994г. Была создана Служба контроля при Президенте Республики Беларусь. В связи с созданием, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Комитете государственного контроля Республики Беларусь в 1996 году, были упразднены Контрольная палата и Служба контроля, функции которых были переданы вновь образованному контрольному органу.

В этот же период появились новые органы финансового контроля: Государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов Республики Беларусь; Государственный комитет по надзору за страховой деятельностью Республики Беларусь; Государственный комитет по финансовым расследованиям Республики Беларусь и ряд других.

В развитии контроля в Республике Беларусь наблюдаются новые тенденции. Если в условиях планово-распределительной системы преобладал государственный контроль со стороны органов власти и управления, отделений Государственного банка и специально созданных контролирующих структур за движением денежных фондов всех экономических субъектов, то в условиях перехода к рыночным отношениям содержание и методы контроля претерпевают значительную трансформацию, вызванную изменением роли государства в экономике.

Контроль начинает развиваться по двум направлениям:

1. Сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более концентрируется в сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения валового внутреннего продукта, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций и т.д., меняется его содержание.

2. Происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного. Развитие парламентаризма в республике, повышение профессионального уровня депутатов Национального собрания – Совета Республики и палаты представителей, приводят к более тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов государственного бюджета и внебюджетных фондов. Этому способствует и создание специальных контролирующих органов представительной власти. На уровне отдельных субъектов предпринимательской деятельности происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консалтинговых фирм, инвестиционных банков и финансовых корпораций. [11, с.37].

Важную роль в осуществлении контроля играет и уровень организации бухгалтерского учета в республике, так как отчетная документация и регистры учета являются главными объектами контроля.

Дальнейшее развитие контроля и его эффективность во многом зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне, присущем современным условиям хозяйствования.

Замена командно-административных методов управления экономикой преимущественно экономическими выдвигает перед контролем новые задачи. В условиях рыночных отношений, правового государства нужен совершенно иной, а именно финансово-экономический, контроль. Органы вневедомственного и ведомственного контроля должны подняться на качественно новую ступень своей деятельности, занявшись контролем эффективности использования средств субъектов хозяйствования, направляемых на осуществление производственных и социально-экономических программ.

Весь контрольный процесс в зависимости от сложности выполняемых функций можно разделить на следующие ступени:

Первая – счетная правильность;

Вторая – законность;

Третья – экономическая выгодность;

Четвертая – контроль эффективности.

Контроль, осуществляемый в Республике Беларусь ведомственными и вневедомственными службами, в настоящее время достиг лишь второй ступени этой контрольной лестницы. Но ведь это только начало контроля. Основной задачей контрольных органов в современных условиях должно стать определение действенности и результативности совершаемых хозяйственных и финансовых операций субъектами хозяйствования, подвергаемыми проверке.

Наряду с этим национальную систему контроля в сфере экономики нельзя строить в отрыве от мировой практики, так как экономические связи республики как с ближним, так и с дальним зарубежьем становятся все шире и многообразнее, все теснее переплетаются.

Для совершенствования внутрихозяйственного контроля необходимо учитывать следующее: способы использования самоконтроля и учета психологического фактора при использовании общих методов контроля; применение технических средств и технологий контроля; использование форм ориентации контроля на будущие события в процессе управления; функциональные системы контроля стратегии хозяйственной организации проектов и программ, творческой деятельности, материальных, трудовых и финансовых ресурсов; исполнения решений и др. Задачи органов внутрихозяйственного контроля непосредственно подчиненных руководителю субъекта хозяйствования, следующие:

- контроль состояния и проведения субъекта хозяйствования как единого целого;

- проверка целей, стратегии и планов организации в качестве предпосылки успешного осуществления контроля.

Для выполнения этих задач орган контроля должен выполнять ряд функций:

- участие в разработке планов развития субъекта хозяйствования путем проверки предпосылок, заложенных в формулировке цели и стратегии этих планов;

- создание и внедрение систем контроля исполнения решений, контроля материальных, трудовых и финансовых ресурсов, научно-исследовательских работ, целевых программ предприятия;

- контроль функционирования служб и структурных подразделений предприятия в соответствии с принятыми планами, утвержденными инструкциями и положениями;

- участие в совершенствовании управления предприятием в целом путем проверки используемых методов и процедур управления, стандартов управления, организационных структур управления;

- координация контрольной деятельности во всех структурных подразделениях субъекта хозяйствования и др.

Использование в организации контроля принципа системного упорядочения осложняется в связи с несовершенным разделением управленческого труда по функциональному принципу, затрудняющему четкое разграничение работ в области контроля между отделами и службами предприятия, прежде всего между собственно экономическими отделами и коммерческими службами. Дублирование и параллелизм в работе этих служб порождает серьезные недостатки в организации внутрихозяйственного контроля. В условиях функционального разделения труда по управлению экономической чрезвычайно важно использовать принцип системного упорядочения. Необходимо координировать выполнение функций контроля всеми службами предприятия. Роль координатора должна взять на себя контрольно-ревизионная служба субъекта хозяйствования в соответствии с утвержденными Положением о ведомственном контроле.

Надежное функционирование всей системы финансово-хозяйственного контроля является необходимой составляющей в выполнении задач, стоящих перед экономикой в современных условиях. Все сложные искусственные системы, к которым относятся и объекты управления производством, всегда стремятся выйти из-под контроля по тем или иным причинам. Тенденциям к беспорядку противостоит сила управления, сила контроля. Система контроля хозяйствования – это и есть та сила, которая способствует разработке и реализации реальных решений, социально-экономических и других планов, рациональному и интенсивному ведению экономики, достижению поставленных целей. Приведение существующей системы контроля хозяйствования к уровню, отвечающему требованиям рыночной экономики, современным экономическим потребностям, - важнейшая социально-экономическая, хозяйственная и научная задача. Ее решение должно стать составной частью программы совершенствования всей системы финансово-хозяйственного контроля.

 



Заключение

В ходе исследуемой работы можно сделать следующие выводы:

Контроль является широко распространенным объективным явлением в экономике в жизни общества, и тесно связан с другими явлениями, поэтому не всегда обнаруживается его важная роль во всех без исключения процессах управления производством. Для понимания действительной роли контроля необходимо качественное обособление и самостоятельный анализ этой сферы практики управления.

Комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия, проводится собственником не чаще, чем один раз в год. Кроме этого по инициативе собственника, при необходимости проверяются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Объект контроля – плановое задания по товарообороту и их выполнение, обеспеченность товарными фондами, достоверность учета и отчетности, технология продажи, качество и культура обслуживания. По каждому из контролируемых объектов определяются элементы, характеризующие их состояние.

Источниками информации контроля выполнения плана товарооборота являются: нормативно-правовые акты, регулирующие процесс продажи; торгово-финансовый план и расчеты по его обслуживанию; первичная документация и учетные регистры по счетам 41 «Товары», 42 «Торговая наценка», а также отчетные формы о выполнении плана товарооборота.

Методические приемы контроля, применяемые при проверке выполнения плана товарооборота, - расчетно-аналитические и документальные.

Особенностью предприятия торговли и общественного питания является то, что у них ведется в основном суммовой учет товаров и продуктов питания. Это вносит определенные особенности в аудит деятельности данных предприятий.

Размеры надбавок устанавливаются самими торговыми предприятиям и являются источниками покрытия издержек (расходов) и формирования прибыли от реализации товаров. В бухгалтерском учете они находят отражение на специальном счете 42 «Торговая наценка», данные которого являются основным источником проверки этого участка учетной работы.

Одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью собственности является инвентаризация, при которой проверяются сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации- в годовом отчете предприятия.

В развитии контроля в Республике Беларусь наблюдаются новые тенденции. Если в условиях планово-распределительной системы преобладал государственный контроль со стороны органов власти и управления, отделений Государственного банка и специально созданных контролирующих структур за движением денежных фондов всех экономических субъектов, то в условиях перехода к рыночным отношениям содержание и методы контроля претерпевают значительную трансформацию, вызванную изменением роли государства в экономике.

 



Дата: 2019-07-31, просмотров: 167.